Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности

Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, кото­рое стало придаваться развитию социальной компетентности лю­дей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них откло­нений.

Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет дос­тижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для

этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске,, так и социально-психо­логические — готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.

II уровень — закономерности, характерные для группы дизон-
тогенетическихрасстройств (например, возникших вследствие не­
доразвития анализаторных систем — зрительной, слуховой, кож­
ной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органи­
ческое повреждение головного мозга (умственная отсталость,
задержка психического развития церебрально-органического ге-
неза и т.д.).

III уровень — специфические закономерности, присущие кон­
кретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому не­
доразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному
развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному
развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора,
и т.д.).

Контрольные вопросы и задания

1. Определите понятие «среднестатистическая норма развития» и ее значение для работы педагога и педагога-психолога.

2. Определите, что такое «функциональная норма» и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве.

3. Перечислите, каковы условия, обеспечивающие нормальное психи­ческое развитие ребенка.

4. Что такое «фактор развития» и какие факторы отклоняющегося раз­вития вы знаете?

5. Перечислите общие закономерности отклоняющегося развития.

6. Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.

7. В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушен­ного развития?

8. Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содер­жательное описание.

9. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретар­дация, асинхрония, дефицитарность.

Литература

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5.

Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992. — Т. 2.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.

Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. — М., 1973.

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихоло­гия. - М., 1996.

Усанова О. И. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.

Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности - student2.ru Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности - student2.ru Приложение к разделу I;

Международная классификация болезней, травм i

и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ-10) >;

Умственная отсталость (F70 —F79) i.

Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики}
F70 —F79 употребляются со следующим четвертым знаком: -

0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушение поведения. 1{

1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения. V-

8 Другое нарушение поведения. j

9 Без указаний на нарушение поведения. F70Умственная отсталость легкой степени

Включено: слабо выраженная умственная субнормальность, слабоумие.

F71Умственная отсталость умеренная

Включено: умственная субнормальность средней тяжести.

F72Умственная отсталость тяжелая

Включено: резко выраженная умственная субнормальность. ,,.. F73Умственная отсталость глубокая

Включено: глубокая умственная субнормальность. ,,, F78Другие формы умственной отсталости

F79Умственная отсталость неуточненная

Расстройства психологического развития (F80 —F89)

* F80Специфические расстройства развития речи и языка *"\

F81Специфические расстройства развития учебных навыков Щ

F82Специфические расстройства развития моторной функции *!
F83Смешанные специфические расстройства психологического раз-М

вития ь;
F84Общие расстройства психологического развития

F88Другие расстройства психологического развития *

F89Расстройство психологического развития неуточненное в

К:

Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F90—F98)Fi

F90Гиперкинетические расстройства

F91Расстройства поведения ;

F92Смешанные расстройства поведения и эмоций

F93Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для

детского возраста F94Расстройства социального функционирования, начало которых

характерно для детского и подросткового возраста F95Тики F98Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения*1

начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте Я

Проект Концепции специальной и психологической помощи в системе образования1

1. Общие положения.

Реально существующая тенденция ухудшения здоровья детей и под­ростков социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состоя­ние окружающей среды, экономический потенциал общества, наслед­ственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Проблема здоровья стала особенно акту­альной в настоящее время, когда в педагогической деятельности осуще­ствляется переход от массового унифицированного образования, направ­ленного на передачу определенного набора знаний, умений и навыков, к образованию дифференцированному, ориентированному на максималь­ные возможности конкретного ребенка вне зависимости от его исходно­го уровня в развитии.

За последние годы среди обучающихся воспитанников разнопрофиль­ных образовательных учреждений увеличивается число лиц с отклоне­ниями в развитии. Существующая система психолого-педагогической и медико-социальной помощи этой категории детей, особенно в раннем возрасте, когда такая поддержка является чрезвычайно важной и перс­пективной с точки зрения преодоления имеющегося отклонения, обус­ловливает создание службы специальной психологической помощи в системе образования, которая в отличие от службы практической психо­логии образования будет ориентирована на решение проблем детей, имеющих отклонения в развитии.

Кроме того, увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психичес­кого дизонтогенеза. При этом такие дети попадают в число инвалидов детства и испытывают выраженные трудности в адекватной самореализа­ции, интеграции в образовательную и социокультурную среду. К такой категории можно отнести, в частности, детей, пострадавших в социальных и экологических катастрофах и имеющих стойкие нарушения в физичес­ком и психическом здоровье, а также детей с делинквентным поведением. То же самое можно сказать и о детях с тяжелыми соматическими заболе­ваниями, которые, по имеющимся данным, выступают в качестве второй по распространенности группы (после повреждений ЦНС), у которых наблюдается замедленная динамика психосоциального развития.

Аналогичная тенденция к расширению контингента детей, нуждаю­щихся в специальном психологическом сопровождении, отмечается и в мировой практике.

Появились и широко используются такие термины, как «дети с осо­быми потребностями», «дети группы риска», «дети, пострадавшие от насилия» и др.

Учитывая имеющиеся отдельные компоненты психологических служб системы образования, службу специальной психологической помощи

Был принят на Всероссийском научно-практическом семинаре «Проблемы специальной психологии в образовании», ноябрь 1998 г.

Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности - student2.ru Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности - student2.ru Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности - student2.ru целесообразно рассматривать в качестве ее органической составляющей, находящейся на стыке практической психологии образования, здраво­охранения и социальной защиты.

Необходимость создания (выделения) службы специальной психоло­гической помощи в образовании определяется противоречием между ростом потребности в специальной психологической помощи, с одной стороны, и недостаточным количеством квалифицированных специали­стов в этой области, способных оказывать необходимую психологиче­скую помощь, с другой стороны. Отсутствие правовых и финансовых основ деятельности таких специалистов в рамках психологической служ­бы России, а также недостаточное развитие системы подготовки и по­вышения квалификации указанных специалистов для работы в таких служ­бах значительно снижают эффективность оказания специальной психо­логической помощи в системе образования.

2. Цели и задачи службы специальной психологической помощи.

В центре внимания службы специальной психологической помощи — дети и подростки с различными отклонениями в психическом, сомати­ческом, сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном раз­витии, а также лица, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.

Основной целью службы специальной психологической помощи в системе образования является выявление, устранение и предотвраще­ние дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особы­ми образовательными потребностями и их индивидуальными возможно­стями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и воспитанников.

Основная цель службы реализуется через решение диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач и конкретизируется в следующих видах деятельности специалиста:

дифференциальная психологическая диагностика, направленная на выявление психологической структуры нарушения, определение сохран­ных зон развития для подбора адекватного образовательного учреждения;

разработка индивидуальной психокоррекцитжной программы, согла­сованной с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);

оценка учебной и социальной микросреды для организации опти­мальных условий обучения и развития ребенка;

формирование и реализация индивидуальной коррекционной про­граммы, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагоги­ческой коррекции развития ребенка с особыми образовательными по­требностями; совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем;

оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обу­чения и воспитания для ребенка с особыми образовательными потреб­ностями, рекомендации в отношении учебной нагрузки, параметров и формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных осо-

бенностей ребенка, предложения по подбору и распределению детей в классе;

консультирование и оказание помощи педагогу в организации и раз­витии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами;

обеспечение психологической поддержки родителей и лиц, их заме­няющих; психологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с про­блемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соот­несение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса;

обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка;

формирование психологической культуры субъектов образовательно­го пространства с целью подготовки процессов интеграции детей, име­ющих отклонения в развитии, в социокультурную среду образовательно­го учреждения;

формирование у педагогов, учителей, воспитателей, администрации образовательных учреждений, преподавателей, родителей (лиц, их за­меняющих), а также детей, подростков и молодежи потребности в пси­хологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавая условия для полноцен­ного личностного развития.

Научно-методической основой деятельности являются достижения раз­личных отраслей отечественной и зарубежной психологии в области изу­чения общего и специфического в психическом развитии разных катего­рий детей с отклонениями в развитии, в разработке психологических ме­тодов выявления, устранения и предупреждения отклонений в развитии.

Новые технологии службы специальной психологической помощи в системе образования разрабатываются на основе изучения специальной психологии, клинической психологии и смежных с ними областей пси­хологических знаний, на основе анализа существующего опыта деятель­ности практических педагогов и психологов.

3. Профессиональное кадровое обеспечение службы.

Опорные организационные структуры — психолого-медико-педагоги­ческие консультации (ПМПК), образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), специальные (коррекционные) образовательные учреж­дения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.

Профессиональную деятельность в указанных упорных организаци­онных структурах осуществляют специалисты различного профиля (ме­дики, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды, социальные педагоги и др.), имеющие высшее профессиональное образование.

На должность педагога-психолога, работающего в области специаль­ной психологической помощи в системе образования, должен назна­чаться специалист с основными специальностями: «022700 — психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии», «031900 — специ­альная психология», «032000 — коррекционная педагогика и специальная

Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности - student2.ru Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности - student2.ru психология (дошкольная)», а также коррекционные педагоги и специали­сты с базовым психологическим образованием, прошедшие подготовку и повышение квалификации в указанной области.

Для повышения квалификации специалистов, работающих в службе специальной психологической помощи в системе образования, необхо­димо предусмотреть специализацию и разработку дифференцированных учебных планов для второго высшего образования в соответствии с су­ществующими образовательными стандартами.

Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность специалистов в образовательных учреждениях специального образова­ния и опорных организационных структурах службы специальной пси­хологической помощи в системе образования, утверждается либо на уров­не субъектов Федерации, либо на федеральном уровне.

4. Предложения по реализации Концепции деятельности службы спе­циальной психологической помощи в системе образования.

Разработать пакет нормативно-правовой документации для службы специальной психологии в общем и специальном образовании, опреде­ляющий юридический и профессиональный статус, а также функцио­нальные обязанности специалиста. Разработать и ввести в разряд норма­тивно-правовой документации список специалистов и условий, позво­ляющих работать с определенными категориями детей.

Предусмотреть повышение квалификации специалистов, работающих в службе специальной психологической помощи в системе образования, в соответствии с типом и видом образовательных учреждений.

Рекомендовать создать рабочую группу по совершенствованию суще­ствующих и разрабатываемых образовательных стандартов высшего про­фессионального образования для специалистов службы специальной пси­хологической помощи в системе образования с целью приведения их в соответствие с задачами службы.

Содействовать расширению научных исследований в области специ­альной психологии, направленных на разработку новых и модификацию уже имеющихся коррекционно-диагностических методик и программ.

Способствовать пропаганде психологических знаний по профилакти­ке, диагностике и коррекции отклоняющегося развития в процессе под­готовки педагогов всех ступеней профессионального образования.

Создать систему мониторинга состояния и деятельности служб спе­циального психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Разработать комплексную программу развития научно-методи­ческой и нормативно-правовой базы ПМПК и ППМС-центров и коор­динации их деятельности с другими организационными структурами.

Развивать международное сотрудничество в части совместного прове­дения исследований, разработки новых методов изучения и коррекции детей с отклонениями в развитии, обмена опытом и выработки общей терминологии.

Проводить тематические региональные и общероссийские конферен­ции, посвященные актуальным проблемам специальной психологиче­ской помощи в системе образования.

Раздел II. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ПО ТИПУ РЕТАРДАЦИИ

Как было показано в разделе I, наряду с общими закономер­ностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип дизонтогенеза, можно выделить закономерности, специфические для каждого из трех основных направлений нарушенного онтоге­нетического развития, а также свойственные только каждому типу.

Для дизонтогенетических расстройств, возникающих преиму­щественно вследствие ранних органических повреждений или не­доразвития различных структур головного мозга, характерны сле­дующие проявления:

задержка в созревании мозга;

задержка разной степени выраженности в формировании мо­лодых и высоко дифференцированных мозговых структур, таких, как лобные отделы головного мозга, зоны «перекрытия», лежа­щие на пересечении теменно-височно-затылочных отделов;

недостаточность общей интегративной деятельности мозга;

инертность психической деятельности;

нейродинамические нарушения, проявляющиеся в дисбалансе между процессами возбуждения и торможения (слабость процессов торможения, что ведет к чрезмерной иррадиации возбуждения);

нарушение функций активного внимания как базового усло­вия эффективного включения в деятельность;

непрогредиентный характер течения;

трудности (а иногда невозможность) усвоения общеобразова­тельных стандартов всех уровней образовательной системы.

Наши рекомендации