Острота зрения при определении с помощью шариков

Диаметр шарика, см Острота зрения при расстоянии до шарика
1 м 2 м 3 м 4 м 5 м
4,3 2,2 1,5 0,03 0,05 0,07 0,07 0,1 0,1 0,11 0,15 0,1 0,15 0,2 0,26 0,18 0,24 0,33

У детей в возрасте 3 лет и старше остроту зрения определяют с расстояния 5 м по таблице с буквенными знаками пли картин­ками, (для дошкольников). Наибольшее распространение полу­чили детские таблицы Орловой. Таблицу помещают на стенке осветительного аппарата на такой высоте, чтобы средний ряд зна­ков таблицы был примерно на уровне глаз ребенка. Его просят сидеть прямо испокойно, не прищуривая глаза и не нагибаясь вперед.

Исследуемый глаз выключают из акта зрения с помощью, пластинки из пластмассы, металла или картона, поместив ее так, чтобы внутреннийкрай этой пластинки находился на средней линии носа.

Если до обращения к врачу ребенок уже пользовался очками, то остроту зрения каждого глаза необходимо определять без оч­ков и в очках. При исследовании очень важно применять одну и ту же методику и тщательно выполнять все правила, перечислен­ные в инструкции, которая прилагается к каждому аппарату для освещения таблиц. Правильно определить остроту зрения у детей дошкольного возраста не так просто, как кажется.

Целесообразно до исследования подвести ребенка к таблице и попросить назвать изображенные на ней картинки, чтобы онмог освоиться с тем, что от него потребуют. Вначале определяют остроту зрения лучше видящего, а затем хуже видящего глаза (если он заранее известен).

2. Цветовое зрение: узнавание цветов на картинках, одежде, носовом платке и др. (ошибки в различении красного, зеленого и др.).

3. Состояние век: подвижность, правильность положения, цвета кожи, ширина и фор­ма глазной щели (опущение верхнего века, заворот или выворот век, колобома - дефект век, воспаления, сосудистые разрастания и другие опухолевидные образования).

4. Состояние слезопроводящих путей: слезные точки повернуты к глазному яблоку, нет слезотечения (вывернуты, слезостояние и слезотечение).

5. Положение и подвижность глазных яблок: подвижность глаз свободная (отклонения глаза от совместной точки фиксации — косоглазие, различные виды подергивания глаз — нистагм; ограничение подвижности).

6. Состояние слизистой оболочки (конъюнктивы) век и глаза: слизистая оболочка бледно-розовая, гладкая (гиперемия с различным отделяемым, опухолевидные образования).

7. Состояние роговицы: роговица прозрачная и блестящая, размер роговицы по горизонтали 9—10 мм (2 клетки тетради) (частично или диффузно мутная, размер меньше 9 мм и больше 11 мм).

8. Состояние радужки; четкий рисунок и цвет радужки (рисунок смазан,гипе­ремия, атрофия, сосудистые разрастания, колобома).

9. Состояние зрачка: зрачок круглый, с живой прямой реакцией на свет, область зрачка черная (форма неправильная, замедление или отсутствие реакции на свет, область зрачка серая или белая).

10. Исследование глубоко лежащих сред и глазного дна.

Проведение осмотров детей ЛОР врачом

На 1-ом году жизни ребенок обязательно должен быть осмотрен ЛОР-врачом с целью раннего выявления врожденной патологии уха, горла и носа (тугоухость, глухота, атрезия хоан, врожденный стридор, ларингомаляция, пороки развития наружного уха, микротия, атрезия наружного слухового прохода и т.п.).

Ранняя диагностика нарушений слуха имеет огромное значение, поскольку ранее начало реабилитации позволяет ребенку нормально развиваться.

В возрасте 3-5 лет многие дети посещают детские сады, где происходит контакт с «незнакомой» микрофлорой - это приводит к частым простудным заболеваниям. В этой возрастной группе необходимо проводить активную иммунопрофилактику простудных заболеваний, закаливание детей с целью предупреждения хронизации заболеваний ЛОР-органов.

В 7-9-11-14 лет необходимо динамическое наблюдение за больными с хроническими заболеваниями ЛОР-органов, а также лечение хронических очагов инфекций.

Юноши 16-18 лет подлежат обязательному осмотру ЛОР-врача с целью подготовки к службе в армии.

Заключение

Успех деятельности медицинских организаций по снижению заболеваемости и уровню смертности детей разных возрастных групп зависит от активного проведения профилактических мероприятий.

Именно такой подход нашел отражение в представленных методических рекомендациях. К важнейшим профилактическим мероприятиям относятся медицинские осмотры с участием узких специалистов различного профиля. Технология и алгоритм медицинских осмотров детей в возрасте от 0 до 18 лет впервые представлены в настоящих рекомендациях. Авторы надеются, что данные методические рекомендации будут использованы организаторами здравоохранения всех уровней и врачами ПМСП в профилактической работе по оздоровлению детей всех возрастных групп.




Приложение 1

Наши рекомендации