Сущность и особенности государственного управления в сфере здравоохранения

Одной из основных социальных функций государства является развитие национальной системы здравоохранения, деятельность которого направлена на укрепление здоровья всех социальных слоев общества. Именно поэтому в повышении эффективности управления сферой здравоохранения объективно заинтересованы и государство, и отдельные граждане. В связи с этим современные условия требуют принципиальной модернизации государственного управления сферы здравоохранения, основанной на соединении возможностей трех данных субъектов социальной организации и управления[15].

Следует отметить, что еще несколько десятилетий назад всеобщая
неудовлетворенность эффективностью существовавших систем государственного управления способствовала проведению повсеместных административных реформ в ряде стран Северной Америки и Европы. В частности, в ходе реформирования систем медицинского обслуживания населения был осуществлен переход от государственного администрирования к государственному менеджменту в сфере публичной медицины

Менеджмент выступает в этом контексте как технология, которая обещает обеспечить рациональное использование ограниченных ресурсов, помочь преодолеть возникшие в государственном секторе трудности. Это система принципов и практических рекомендаций, в основе которой лежит постулат о том, что совершенствование процесса управления является эффективным способом решения широкого круга экономических и социальных проблем. Она базируется на убеждении, что твердое управление, основанное на трезвом учете реальных фактов и ясном видении перспективы, может способствовать реализации фундаментальных изменений и дать организации новый импульс в ее деятельности

В настоящее время уже можно с определенностью констатировать, что внедрение идей бизнеса в управление государственным сектором в сфере здравоохранения идет по трем основным направлениям[16]:

- децентрализация управления и делегирование полномочий, в том числе в финансовой области, на низший уровень как внутри организаций, так и в их иерархии;

- развитие, наряду с административной, системы договорных (контрактных) отношений не только с частными и некоммерческими организациями, но и между государственными службами;

- усиление акцента на необходимость удовлетворения индивидуализированных потребностей клиентов и повышения качества и эффективности работы.

Новый государственный менеджмент сферы здравоохранения, оформившийся в 1990 - е гг., явился ответом на кризисные явления (распад Советского Союза, сложная экономическая ситуация в стране, отсутствие новых разработок, оборудования и финансирования здравоохранения) в государственной здравоохранительной политике, построенной на принципах бюрократии, иерархической организации, централизации управления, администрирования. Как верно отмечает Н.Б. Бирюкова, «во многом концепция нового государственного менеджмента сферы здравоохранения и соответствующие ей реформы были стимулированы критикой затратного характера политики государства всеобщего благосостояния и резким падением доверия населения к государственному управлению»[17], а многие специалисты видели основные направления выхода из кризиса национальных систем здравоохранения в развитии рыночного типа управления и страхового бизнеса, интенсивной ориентации на потребителя медицинских услуг, конкурентности и возможности выбора поставщика медицинских услуг, гармонизации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и номенклатуры платных медицинских услуг, повышении внимания к профилактике заболеваний, дебюрократизации институциональной системы здравоохранения, организации совместной работы различных органов и уровней власти, а также в привлечении ресурсов негосударственных структур. В новых условиях оценка эффективности государственного управления сферой здравоохранения выражается в качестве предоставления медицинских услуг населению, удовлетворенности ими потребителей, но с учетом минимальной затратности.

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[18], вступивший в силу с 2011 года, должен усовершенствовать систему медицинского страхования. Так система обязательного медицинского страхования стала централизованной и четко структурированной, теперь регионы обязаны оплачивать получение медицинских услуг неработающими гражданами. Данные нововведения имеют целью свободное использование полиса обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации. Кроме того, человек, обладающий полисом обязательного медицинского страхования, может обратиться в любое медицинское учреждение. Это создает конкуренцию между лечебными учреждениями за пациентов, как следствие, способствует повышению качества оказываемых медицинских услуг и дает возможность больницам заработать.

В связи с тем, что застрахованному человеку медицинская помощь предоставляется бесплатно, ежегодно создаются Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Такая программа содержит виды, условия, объем медицинской помощи, предоставляемой бесплатно, предусматривает критерии, определяющие качество и доступность медицинских услуг для населения.

Стратегия развития системы здравоохранения, рассчитанная до 2020 года, предполагает повышение доступности и эффективности медицинской помощи. В период до 2020 года в Российской Федерации должно быть усовершенствовано законодательство, прямо и косвенно затрагивающее сферу здравоохранения. Должны быть проведены мероприятия, направленные на улучшение ситуации в здравоохранении. Необходимо также учитывать стратегию развития здравоохранения при расчете бюджетов, как федерального, так и региональных. При этом для реализации задач в сфере оказания медицинских услуг необходимо найти внебюджетные источники финансирования.

Для повышения эффективности реализации государственной политики и целевых программ должен проводиться постоянный мониторинг как самих процессов, происходящих в здравоохранении, так и их результатов. В соответствии с полученными данными должны производиться корректировка общего курса политики в области здравоохранения или внедрение дополнительных мероприятий. Поощрение научных исследований в области здравоохранения также способно оказать положительное влияние на ситуации в медицине. Такие исследования могут выявить новые способы лечения пациентов или новые препараты, которые стабилизируют ситуацию, связанную с заболеваниями, и улучшат демографические показатели.

Итогами стратегии, рассчитанной до 2020 года, должны стать уменьшение числа летальных исходов в условиях лечебного учреждения, снижение общего уровня смертности, повышение качества и доступности медицинских услуг, оказываемых населению.

Для достижения интеграции всех уровней системы здравоохранения необходимо обеспечить единство планирования в сфере здравоохранения, а также разработать единые стандарты, применяемые на всей территории Российской Федерации[19]

Помимо стратегии развития, рассчитанной до 2020 года, существует также программа мероприятий, направленных на модернизацию системы здравоохранения и повышения степени ее эффективности. К числу таких мероприятий относятся, например, внедрение целевых программ, способствующих формированию здорового образа жизни граждан. В последнее время широко распространённой стала практика всеобщей диспансеризации населения, которая способствует раннему выявлению или предупреждению заболевания

Таким образом, государственная политика в области здравоохранения в Российской Федерации имеет множество задач, наиболее важными среди которых можно считать обеспечение всего населения достойной медицинской помощью, повышение степени доступности медицинских услуг на всей территории государства. Стратегической задачей государственной политики является улучшение демографических показателей.

Итак, для достижения этих целей были разработаны многоплановые проекты, самым значимым из которых стал Национальный проект «Здоровье». Однако государственная политика в сфере здравоохранения сталкивается с множеством трудностей на пути реализации, особенно на местном уровне, - это большое количество бюрократических препятствий, нежеланием людей участвовать в профилактических мероприятиях и т.д. Немаловажно также то, что существует большая доля неясности в отношении прав и обязанностей как чиновников сферы здравоохранения на разных уровнях, так и самих врачей. Все это является дополнительными условиями, которые необходимо учитывать при подготовке планов государственной политики в области здравоохранения в Российской Федерации.

Наши рекомендации