При Аптекарском приказе в Кремле возникла первая военно-медицинская школа
Начало XVIII в. связано с реформами Петра 1. Преобразования, охватившие все стороны экономической, государственной и культурной жизни страны, касались также медицинской и фармацевтической науки и практики. К основным мероприятиям относятся: реорганизация Аптекарского приказа в Медицинскую канцелярию, открытие госпиталей и специальных школ для подготовки лекарей, борьба с незаконной торговлей лекарствами на базарах и улицах, открытие вольных аптек для населения и много других полезных мероприятий, закрепленных законодательными актами[6].
Аптечная форма начала 18 века имела исторически прогрессивный характер и содействовала улучшению лекарственного снабжения населения. Были открыты вольные аптеки. В 1719 г. В Петербурге был открыт Аптекарский сад. Были предприняты государственные мероприятия по изысканию лекарственных средств отечественного происхождения и подготовке аптечных работников "из прирожденных россиян
Век - начало отечественной печатной фармацевтической литературы. На протяжении 18 столетия, особенно второй его половины, вышел ряд книг, посвященных отдельным лекарствам (чаще всего эти книги носили чисто рекламный характер), а также обширных руководств русских и иностранных авторов фармакогнозии, фармакологии и рецептуре
Основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ — первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна
Важнейшим звеном реформ явилось основание Московского госпиталя и лекарской школы при нем. Московский военный госпиталь, при котором тоже была организована госпитальная школа, сохранился до настоящего времени – это ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко. В 1707 г. постройка госпиталя была окончена, в него были помещены первые больные, и при нем начала функционировать госпитальная школа – первое высшее учебное медицинское заведение[7].
Таким образом, 1707 г. – это год начала отечественного высшего медицинского образования. Несмотря на такие простые названия, как «школа», «медико–хирургическое училище», подготовка в них не уступала подготовке в европейских университетах. В госпитальных школах обучение было практическим: учащиеся непосредственно участвовали в лечении больных.
Таким образом, время Петра I сыграло большую роль в развитии отечественного медицинского образования. Успешная деятельность госпитальных школ сняла остроту проблемы обеспечения армии и флота отечественными докторами и лекарями. Если в начале века общее число врачей и лекарей не превышало 150 и преимущественно это были иностранцы, то к концу века их было уже около 1500. Что касается терапевтической и иной медицинской помощи городскому населению, прежде всего в столицах, потом в губернских и уездных «знатных городах», то ее на протяжении этого столетия оказывали преимущественно доктора медицины, окончившие европейские университеты и получившие после соответствующего испытания в Медицинской канцелярии право на врачебную практику. Во второй половине 18-го века к городовым врачам добавились уездные врачи.
В дореволюционной России слой крестьянства, живший преимущественно в деревнях, составлял абсолютное большинство. Однако основные действия государства были направлены на ликвидацию эпидемий в крупных городах. В 1861 году было отменено крепостное право, но крестьяне заметили перемены лишь после реформ Александра II 1864 года, когда в сельских районах были организованы разного рода социальные организации, обслуживавшие бедное население, в том числе медицинские (земская медицина).
Рост промышленности в начале XX века, а также укрепление позиций рабочих способствовал появлению страховой медицины на фабриках и заводах. В 1912 году был принят закон о страховании рабочих от болезней и несчастных случаев, который предполагал лечение за счет собственников предприятий. Однако в той версии закона присутствовало множество оговорок, особенно о его территориальном влиянии, так что лишь небольшая доля и без того не самого крупного класса рабочих находилась под защитой государства. Революция 1917 года и последующая гражданская война создали ряд новых проблем, которые было необходимо решить. В 1918 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «Об учреждении Народного Комиссариата здравоохранения», главой которого стал Н.А.Семашко, автор советской системы здравоохранения, основанной на государственном централизованном обеспечении равного доступа всех граждан к медицинскому обслуживанию[8].
В годы Великой Отечественной войны (1941-1944гг.) приоритетными задачами медицинских служб являлось обеспечение медицинской помощью советской армии. Как никогда в этот период ощущалась нехватка хирургов, тогда было разработано множество методов организации медицинской помощи и собственно лечения. В 1944 году была учреждена Академия медицинских наук СССР
В послевоенный период советское здравоохранение, так же как и другие сферы, проходило процедуру восстановления. По официальным данным, уже к 1960 году число медицинских заведений, врачей и больничных коек значительно превысило довоенный уровень. В 1960-е годы большое внимание уделялось развитию служб, обеспечивающих население неотложной помощью, развивалась стоматология и рентгенорадиология[9].
Однако финансирование здравоохранения по-прежнему продолжало осуществляться по остаточному принципу. Более того, вплоть до распада СССР в 1991 г., снижалась доля государственного бюджета, выделяемая на сферу здравоохранения. Система, направленная на борьбу с массовыми, в основном инфекционными заболеваниями путем санитарных противоэпидемиологических мер, становилась все менее эффективной в связи со стремительной трансформацией структуры заболеваемости и смертности: здравоохранение все чаще сталкивалось с иными формами патологии. С 1987 г. по 1993 г. рождаемость в стране сократилась с 2 до 1,3 ребенка на женщину (или с 17,2 до 9,4 родов на 1000 чел.). С 1986 по 1994 гг. смертность в России выросла с 10,4% (смертей на 1000 чел. в год) до катастрофического и аномального для развитых стран уровня 15%. В 1991-1992 гг. смертность сравнялась с рождаемостью, а вскоре и значительно превысила ее. В начале 90-х годов увеличилась смертность людей от инфекционных и сердечно-сосудистых заболеваний[10].
В 1980-е руководители сферы здравоохранения осознали необходимость проведения реформ. Страна была переполнена лечебными учреждениями, что влекло к неэффективности всей системы. Вместе с общими настроениями эпохи перестройки это обусловило начало реформ и в сфере здравоохранения. Первые меры были направлены на сокращение специализированной медицинской помощи и увеличение первичной, они были проведены в Ленинграде, Самарской и Кемеровской областях. После распада Советского союза произошла децентрализация системы здравоохранения. В связи с повсеместным недостатком средств, охрана здоровья переживала глубокий кризис: больницам было не на что лечить больных, большая доля населения не имела возможности приобретать лекарства[11].
В условиях экономической катастрофы начала 1990-х здоровье населения стремительно ухудшалось, сокращалась средняя продолжительность жизни. Вводилось обязательное медицинское страхование как альтернатива бюджетной системе здравоохранения. Начали происходить коренные сдвиги: появилось множество частных клиник, закупалось высокотехнологичное оборудование. Однако так и не были решены проблемы, связанные с низким финансированием отечественного здравоохранения[12].
Реформы здравоохранения того времени были направлены на децентрализацию, на поиски новых источников финансирования. Главной новацией в этих реформах стала система обязательного медицинского страхования (ОМС). Для России, страдавшей регулярными дефицитами бюджета, введение ОМС, опирающегося на взносы из фонда оплаты труда, стало полезным дополнительным источником финансирования. Новое министерство здравоохранения также проводило ряд образовательных и административных реформ, начало подготовку врачей общей практики. Часты были случаи предоставления самостоятельности медицинским учреждениям, был изменен подход к оплате труда работников в данной сфере. Главной целью реформ была реабилитация всей системы здравоохранения, переход к её эффективному функционированию в новой рыночной экономике[13]
При разработке реформ важнейшей задачей было обеспечить население основными медицинскими услугами. Предполагалось, что подобная реорганизация системы позволят достичь экономии достаточного количества средств, чтобы обеспечить хотя бы минимальные потребности населения. Однако, к сожалению, на деле этого не произошло[14].
Таким образом, правительство продолжает путь реформ в направлении к смешиванию систем государственного и частного страхования, постепенно уменьшая долю финансирования здравоохранения из бюджета. Без сомнений можно предсказать будущий рост конкуренции в сфере предоставления страховых услуг, что должно сказаться на требованиях страховых компаний к медицинским учреждениям, а, следовательно, и на качестве предоставляемых услуг.