Основанное на оперантном научении
Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперант-ного научения очень велика. Основные области применения:
• психофармакология или изучение влияния лекарственных препа
ратов на поведение;
• образовательные технологии, включающие приборы программно
го обучения и системы управления в классе;
• психолингвистика и формирование вербального поведения;
• промышленный менеджмент, включая моральное удовлетворение
и удовлетворение работой у служащих;
• терапевтическое лечение психологических проблем (например, ал
коголизм, наркомания, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, рас
стройства питания).
В этом разделе мы ограничимся описанием двух методов лечения, которые непосредственно основываются на оперантных принципах: обучение навыкам общения и биологическая обратная связь.
Обучение навыкам общения
Многие люди с аномальным поведением либо не научились навыкам, необходимым для совладания с проблемами повседневной жизни, либо приобрели неправильные навыки и ошибочные паттерны поведения, которые сохраняются с помощью какого-то подкрепления. Бихевиоральные терапевты делают, например, вывод, что некоторые люди не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные просьбы и т.д. Данное социальное несоответствие может привести не только к социальной изоляции, но и к депрессии, тревоге, тенденции получать внимание при помощи губительных или разрушительных действий и к неудаче в попытке обучиться более совершенным навыкам общения1. Существование подобных проблем свидетельствует о том, что, вероятно, навыки общения влияют на широкий спектр паттернов психологических реакций. Действительно, люди, имеющие эти проблемы, могут стать непроизводительными членами общества и, в качестве таковых, подрывать его ресурсы. Цена психических и физических страданий, а также чрезмерные финансовые и социальные издержки могут быть для таких людей весьма значительными.
Обучение навыкам общения ставит задачу улучшить межличностные навыки взаимодействия в разнообразных ситуациях реального мира. Осо-
1 См.: Craighead W.E.,Kazdin A.E.,Mahoney M.J. Behavior modification: Principles, issues and applications. Boston: Houghton Mifflin, 1981; Mattson J.L., Ollendick Т.Н. Enhancing children's social skills: Assessment and training. N. Y.: Pergamon Press, 1988.
308 Тема 14. Развитие личности
бые навыки, которым можно научить, весьма разнятся в зависимости от вида проблем, переживаемых индивидом. Например, предположим, что женщина отвечает на неразумные требования своего босса покорным согласием, которому она научилась в детстве. Терапевт не только постарался бы выявить эти саморазрушительные реакции, но также научил бы ее. решительно не уступать таким требованиям. Или, например, чрезвычайно застенчивого студента колледжа, страдающего из-за недостатка значимой для него дружбы, научили бы навыкам общения, необходимым для налаживания возможных дружеских и интимных отношений.
Обучение навыкам общения, подобно другим лечебным методикам, проводится для каждого отдельного индивида, сталкивающегося в определенных ситуациях с определенными проблемами. Не существует «единого метода» обучения социальному общению. Две общие проблемные области, привлекшие особое внимание, это гетеросексуальные интеракции, такие как общение в браке и при ухаживании, и уверенное поведение. Мы остановимся на обучении уверенности в себе.
Обучение уверенности в себе.Бихевиоральные терапевты1 полагают, что степень уверенности в себе представляет некую шкалу. На одном ее конце — человек неуверенный. Этот человек сталкивается с трудностями при выражении положительных эмоций по отношению к другим, при беседе с незнакомыми людьми, при необходимости обратиться к кому-либо с просьбой или за советом, ответить отказом на неразумную просьбу и т.д. Этот человек не знает, как начать или закончить разговор, как реагировать должным образом, как выразить раздражение или негодование. На другом конце этой шкалы находится человек агрессивный, чья единственная забота — он сам. Этот человек часто не заботится о правах и привилегиях других, он углублен в себя. Между этими двумя крайностями — уверенный (наученный общению) человек.
Он ясно и прямо выражает позитивные и негативные чувства, не игнорируя права и чувства других. Уверенный человек отстаивает свои законные права, активно завязывает новые отношения с другими людьми и обычно успешно справляется со сложными и затруднительными ситуациями. Опросник, представленный в табл. 1, позволит вам понять, насколько уверенно вы ведете себя в различных ситуациях.
При методе самоконтроля клиент делает записи о каких-то разрозненных событиях по мере того, как они происходят. Такая запись позволяет клиенту точно определить случаи социального избегания, бестактности, тревоги или фрустрации. Наиболее общеупотребительная стратегия самоконтроля — ежедневное заполнение журнала домашней работы. Этот журнал важен, так как его можно использовать и как руководство для
1 См.: Bellack A.S., Hersen M. (Eds.) Dictionary of behavior therapy techniques. N. Y.: Pergamon Press, 1985; Kazdin A.E. Behavior modification in applied settings. Homewood, IL: Dorsey Press, 1984.
Хьелл Л., Зиглер Д [Терапия как научение]
Следующие десять пунктов помогут Вам оценить степень Вашей уверенности в себе
0 — нет или никогда
1 — отчасти или иногда
2 — среднее
3 — обычно или много
4 — практически всегда или всецело
Таблица 1
1. Когда человек очень нечестен, вы обращаете его внимание на это?
2. Вы открыто протестуете, когда кто-то в очереди занимает ваше место?
3. Вы часто избегаете людей или ситуации из-за страха почувствовать себя
в замешательстве?
4. Когда продавец старается угодить вам, то вам трудно сказать «нет», даже
если товар не совсем такой, как вам хотелось бы?
5. Если кто-то взял у вас на время деньги (или книгу, одежду, дорогую вещь)
и не спешит возвращать, вы напомните ему об этом?
6. Если кто-то бьет ногой по вашему стулу в кино или на лекции, вы
попросите его не делать этого?
7. Когда вы обнаруживаете, что купили плохой товар, вы возвращаете его?
8. Если вы не согласны с человеком, которого уважаете, вы можете выс
казывать свою точку зрения?
9. Если вас беспокоит, что кто-то курит рядом с вами, вы можете сказать об
этом?
10. Когда вы встречаете незнакомого человека, вы первым представляетесь
и начинаете разговор?_________________________________________
Обведите кружком одну из цифр в зависимости от того, насколько данное утверждение подходит к вам. Для некоторых пунктов утвердительный конец шкалы 0, для других 4.
новых бихевиоральных целей, и как инструмент для оценки успехов клиента в тренировке уверенности.
Обучение уверенности в себе помогает вырабатывать навыки общения при помощи таких методик, как репетиция поведения и самоконтроль. В методе репетиции поведения клиент обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр. Бекер и соавторы1 рекомендуют составлять каждое подобное упражнение в соответствии со следующими требованиями:
1. Клиенту следует дать точные инструкции о роли, которую он дол
жен представить.
2. Следует показать клиенту желаемое исполнение и затем удосто
вериться, что клиент отметил характерные аспекты поведения в трени
руемой ситуации.
1 См.: Becker R.E., Heimberg R.G., Bellack A.S. Social skills training treatment for depression. N. Y.: Pergamon Press, 1987.
310 Тема 14. Развитие личности
3. Клиент должен исполнить роль, которую он только что наблюдал.
Роль нужно представить открыто (в действии) или скрыто (мысленно по
вторить действие).
4. Следует обеспечить правильную обратную связь с клиентом от
носительно различных аспектов исполнения, дать новые инструкции и
проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить.
5. Одобрить попытку клиента следовать инструкции и поощрить его
на дальнейшие ролевые игры1.
В конечном итоге, безусловно, клиент опробует вновь приобретенные навыки в реальной жизни. Например, клиент, который боится и стесняется попросить повышения зарплаты, может закрепить необходимые навыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с терапевтом или другими членами терапевтической группы. Или, если клиент испытывает трудности в собеседовании при приеме на работу (а он собирается ее искать), терапевт может исполнить роль гипотетического интервьюера. Позже каждый клиент получит «домашнее задание» для того, чтобы применить вновь приобретенные навыки уверенности в себе в ситуациях реальной жизни. Выполненные задания затем рассматриваются на лечебном сеансе: как правило, роль исполняется снова, и терапевт, таким образом, имеет возможность проверить, понимает ли клиент, что от него ждут.
Как показывает опыт, обучение навыкам общения способно помочь людям преодолеть застенчивость и более успешно отстаивать свои права, когда это необходимо2. Такое обучение полезно для людей, которые не могут выразить или проконтролировать гнев3. Очевидно, что обучение навыкам общения положительно влияет на того, кто хочет более эффективно общаться с другими людьми, будь то сосед по комнате, начальник, супруг или родитель. Обучение повышает самоуважение и дает человеку уверенность в достижении социальных и материальных вознаграждений, ведущих к получению большего удовлетворения от жизни.
Биологическая обратная связь
Биологическая обратная связь — это другой способ использования концепции оперантного научения для терапевтического изменения поведения. Здесь применение оперантных принципов позволяет приобрести контроль над непроизвольными функциями тела (такими, как частота сер-
'См.: Becker R.E., Heimberg R.G., Bellack A.S. Social skills training treatment for depression. N. Y.: Pergamon Press, 1987. P. 42-43.
2 См.: Pilkonis PA., Zimbardo P.G. The personal and social dynamics of shyness //
C.E. Izard (Ed.). Emotions in personality and psychopathology. N. Y.: Plenum, 1979;
Twentyman СТ., McFall R.M. Behavioral training of social skills in shy males // Journal of
Consulting and Clinical Psychology. 1975. 43. P. 384-395.
3 См.: Novaco R.W. Stress inoculation: A cognitive therapy for anger and its application to
a case of depression // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1977. 45. P. 600-608.
Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение] 311
дечных сокращений, артериальное давление, мышечное напряжение). Метод биологической обратной связи основан на допущении, что если людям дают четкую информацию (обратную связь) о внутренних физиологических процессах, они могут научиться сознательно контролировать их.
Многие годы физиологи полагали, что оперантное научение эффективно только для произвольных реакций. Модификация поведения фокусировалась на таких аспектах, как застенчивость, агрессивность, достижение. Терапевтические усилия давали возможность индивидам быть более уверенными и общительными, уменьшить свою агрессию и приобрести лучшие навыки обучения. Полагали, что внутренние показатели, такие, как частота сердечных сокращений, секреция желез, электромагнитная активность головного мозга или температура тела находятся вне области произвольного контроля, так как они регулируются автономной (вегетативной) нервной системой. В конце 1960-х годов, однако, было обнаружено1, что люди могут научиться контролировать эти внутренние процессы с помощью методик оперантного научения.
Чтобы увидеть, как работает биологическая обратная связь, давайте обратимся к электромиографической (ЭМГ) обратной связи, предназначенной для достижения глубокой релаксации мышц. Электромиограф — это прибор, используемый для измерения скелетно-мышечного напряжения тела. На типичном сеансе биологической обратной связи клиента присоединяют к прибору с помощью электродов и просят попытаться уменьшить уровень напряжения лобной мышцы. Следует отметить, что клиенту не говорят, как это делать, а только предлагают попробовать. Пока он старается выполнить задание, ЭМГ, регистрируемая электродами, трансформируется в звуковой сигнал — тон, который через громкоговоритель может звучать громче или тише. Терапевт объясняет клиенту, что когда мышечное напряжение возрастает, тон становится громче, когда падает — тише. Следовательно, усиление или ослабление тона («обратная связь») действует как подкрепляющий стимул, так как он содержит информацию об успешности усилий клиента контролировать мышечное напряжение. Как только контроль установлен, обратная связь через тон постепенно снимается, и он не всегда звучит во время сеанса. Эта методика позволяет клиенту переносить навыки контроля из лаборатории в повседневную жизнь. Предположительно, как только контроль над внутренними процессами хорошо усвоен, он продолжается даже без обратной связи.
Очень многие люди могут научиться лучше контролировать уровень мышечного напряжения, хотя часто они затрудняются объяснить,
1 См.: Miller N.E. Learning of visceral and glandular responses // Science. 1969. 163. P. 434-445; Miller N.E. Applications of learning and biofeedback to psychiatry and medicine //A.M. Freedman, H.I. Kaplan, B.J. Sadock (Eds.). Comprehensive textbook of psychiatry. Baltimore: William & Wilkins, 1974; Kamiya J. Operant control of the EEG and some of its reported effects on consciousness // C.T. Tart (Ed.). Altered states of consciousness. N. Y.: Wiley, 1969.
312 Тема 14. Развитие личности
каким образом это происходит. Фактически, ЭМГ-обратная связь используется при лечении разнообразных симптомов, которые, вероятно, включают трудно уловимую мышечную деятельность. Например, обнадеживающие результаты были получены с помощью ЭМГ-обратной связи в лечении хронической тревоги1, мигрени2 и гипертензии3. Было даже высказано предположение, что биологическая обратная связь позволит помогать людям восстанавливать мышечную активность после повреждений позвоночника или инсульта4. Идея заключается в том, что обратная связь от записи мышечной активности может быть использована для восстановления деятельности небольшого числа мышц, которые остаются под функциональным контролем неповрежденных нервов. Хотя есть теоретические обоснования подобной возможности, задача осталась нерешенной, несмотря на продолжающиеся исследования.
Средства, с помощью которых биологическая обратная связь позволяет осуществлять контроль над непроизвольными процессами, остаются неясными5. Первые сторонники биологической обратной связи возможно делали преувеличенные заявления о ее успехе и потенциальных возможностях в лечении проблем, связанных со стрессом6. По мере проведения более тщательных исследований восторженные отзывы уступили дорогу более осознанному пониманию сложности биологической обратной связи. Во всяком случае, биологическая обратная связь оказалась полезной в клинике, когда использовалась как часть более широкой лечебной стратегии7. <...>
1 См.: Raskin R., Bali I.R., Peeke НУ. Muscle biofeedback and meditation: A controlled
evaluation of efficacy in the treatment of chronic anxiety // D. Shapiro, Jr.J. Stoyva, J. Kamiya,
T.X. Barber, N.E. Miller, G.E. Schwartz (Eds.). Biofeedback and behavioral medicinel979/80:
Therapeutic applications and experimental foundations. Chicago: Aldine, 1981.
2 См.: Blanchard E.B.,Andrasik F. Psychological assessment and treatment of the headache:
Recent developments and emerging issues // Journal of Consulting and Clinical Psychology.
1982.50. P. 859-879; Elmore A.M., Tursky B. A comparison of two approaches to the treatment
of migraine // Headache. 1981. 21. P. 93-101.
3 См.: Lustman P.J., Sowa C.J. Comparative efficacy of biofeedback and stress inoculation
for stress reduction // Journal of Clinical Psychology. 1983. 31. P. 191-197.
4 См.: Runck B. Biofeedback - Issues in treatment assessment. Rockville, MD: National
Institute of Mental Health, 1980.
5 См.: Miller N.E. Applications of learning and biofeedback to psychiatry and medicine
// A.M. Freedman, H.I. Kaplan, B.J. Sadock (Eds.). Comprehensive textbook of psychiatry.
Baltimore: William & Wilkins, 1974; Miller N.E. Rx: Biofeedback // Psychology Today.
February. 1985. P. 54-59; Norris P. Biofeedback, voluntary control, and human potential //
Journal of Biofeedback and Self-Regulation. 1987. 11. P. 1-20.
6 См.: Roberts АЛ. Biofeedback: Research, training, and clinical roles // American
Psychologist. 1985. 40. P. 938-941.
7 См.: Budzynshi Т.Н., Stoyva J.M. Biofeedback methods in the treatment of anxiety and
stress// R.L. Woolfolk.P.M. Lehrer (Eds.). Principles and practice of stress management.
N. Y.: Guilford Press, 1984.
Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение] 313
[Бихевиорально-когнитивный подход]
Самоэффективность: