Теплота в отношении к другим

Социальное приспособление зрелого человека характеризуется дву­мя очень разными видами теплоты. С одной стороны, благодаря расши­ренному Я такой человек становится способным на значительную ин­тимность в любви, идет ли речь о привязанности в семейной жизни или о глубокой дружбе. С другой стороны, он избегает праздной, навязчивой, собственнической вовлеченности в отношения с другими людьми (даже со своей собственной семьей). Благодаря определенной отстраненности

Теплота в отношении к другим - student2.ru 1 Allport G. W. The psychology of participation // Personality and social encounter. Boston: Beacon, 1960. Ch. 12.

Олпорт Г. Зрелая личность

Теплота в отношении к другим - student2.ru он может уважать и признавать человечность всех людей. Этот тип теп­лоты можно назвать состраданием.

И интимность, и сострадание требуют, чтобы человек не обременял, не раздражал других и не препятствовал им свободно искать их собственную идентичность. Постоянные жалобы и критика, ревность и сарказм отрав­ляют социальные взаимоотношения. Умудренную женщину спросили, что она считает самым важным жизненным правилом. Она ответила: «Не отравляй воздух, которым должны дышать другие люди».

Это уважение к людям как индивидуальностям достигается через образное расширение собственного переживания жизни. Человек приходит к пониманию, что все смертные находятся в одинаковом положении: они не просили впустить их в мир, они обременены необходимостью выжить; ими играют влечения и страсти; они сталкиваются с неудачами, страдани­ями, но как-то продолжают жить. Никто не знает наверняка смысла жиз­ни, каждый взрослеет, плывя к неизвестному месту назначения. Жизнь за­жата между двумя эпохами забытья. Неудивителен возглас поэта: «Хвала Господу за каждую крупицу человеческого сострадания».

Именно здесь мы встречаемся с «терпимостью» и «демократичес­ким складом характера», так часто выступающими как знак зрелости. Напротив, незрелый человек чувствует, что только ему свойственны от­личительно человеческие переживания страстей, страхов и предпочте­ний. Важен только он и его род, больше никто. Его церковь, его ложа, его семья и его нация образуют безопасную зону, все остальное — чужое, опасное и должно быть исключено из его формулы выживания.

Нужно кое-что добавить о более глубоких личностных привязаннос­тях. Можно смело сказать, что ни один человек (будь он зрелый или незре­лый) никогда не любит (и не бывает любим) достаточно. Но оказывается, что менее зрелый человек в значительно большей степени хочет получать любовь, чем дарить. Когда он дарит любовь, это обычно происходит на его собственных условиях: я отдаю тебе предпочтение, ты платишь за приви­легию. Собственническая, калечащая любовь (ею некоторые родители обре­меняют своих детей) достаточно обыденна, но нездорова ни для дарителя, ни для получателя. Трудный урок, который надо выучить родителям (или жене, мужу, любовнику, другу), состоит в том, что он должен хотеть компа­нии другого человека, желать ему добра и принимать его таким, каков он есть, не накладывая на него железные оковы обязательств.

Генитальность.Некоторые психоаналитики имеют обыкновение отож­дествлять зрелость с тем, что они называют генитальностью. Секс —- это такая доминантная тема в большинстве жизней, что некоторые теоретики считают достижение полного оргастического генитального удовлетворения главным признаком зрелости. Они утверждают, что свободная игра сексу­альной функции — лучшая мера способности индивида преодолеть репрес­сивные силы общества и давление инфантильных сексуальных фиксаций. Однако насильники и извращенцы тоже могут быть способны на полное

110 Тема 14. Развитие личности

Теплота в отношении к другим - student2.ru оргастическое удовлетворение, поэтому появляется необходимость модифи­цировать критерий, сузив сексуальное удовлетворение до «переживаемого с любимым партнером противоположного пола». Эриксон формулирует это так.

«Психоанализ подчеркнул генитальность как один из основных признаков здоровой личности. Генитальность — это потенциальная способность развивать оргастическую силу в отношении к любимому партнеру противоположного пола. Оргастическая сила здесь означает не сексуальную разрядку в физиологичес­ком смысле по Кинзи, а гетеросексуальную взаимность с полной генитальной чувствительностью и с общей разрядкой напряжения во всем теле... Идея оче­видно состоит в том, что переживание кульминационной взаимности оргазма дает важный пример взаимного регулирования сложных паттернов и в неко­торых отношениях умиротворяет потенциальную ярость, вызванную повседнев­ными свидетельствами противоположности мужчины и женщины, факта и фан­тазии, любви и ненависти, работы и игры. Удовлетворительные сексуальные отношения делают секс менее навязчивым, а садистический контроль — из­лишним»1.

Несмотря на убедительность этого аргумента, мы, тем не менее, зна­ем и исключения. Не доказано, что каждый генитально зрелый индивид здоров во всех областях своей жизни. Не очевидно также, что сексуаль­ное влечение так тесно связано со всеми областями личности, как требу­ет эта теория. Наконец, есть бесчисленные примеры мужчин и женщин, давших обет безбрачия, и даже сексуальных девиантов, чьи выдающиеся достижения и поступки не позволяют считать этих людей «незрелыми».

К какому же выводу мы приходим? С нашей стороны будет мудрым признать, что во многих жизнях генитальная зрелость действительно со­провождает общую личностную зрелость. В то же время мы не можем в любом случае утверждать, что зрелые люди не переживают фрустраций и не имеют отклонений в обращении со своими импульсами, включая разветвленные сексуальные импульсы. Трудность мы видим в отождеств­лении мотивации взрослых почти исключительно с сексуальным влече­нием. Можно легко признать, что такое важное влечение, управляемое зрелым образом, может хорошо соразмеряться с общей зрелостью и под­креплять ее, и в то же время не сводить всю проблему зрелости к гени-тальности.

Наши рекомендации