Тактики (методы) психотерапевтического взаимодействия при основных типах личностных расстройств. Обращение за психотерапевтической помощью («запрос»)
При обсуждении вопросов оказания психологической, в том числе и психотерапевтической, помощи пациентам с тяжелыми личностными расстройствами в центре внимания традиционно находятся специфические трудности в установлении контакта и разнообразные формы сопротивления изменению, в частности, негативная терапевтическая реакция, как наиболее типичная проблема при взаимодействии с этой, занимающей промежуточное место по отношению к психозам и неврозам, группой пациентов. Обращение за помощью само по себе уже является серьезным событием в жизни «потенциального пациента», а между тем его психологический смысл практически не становится предметом исследования и осознания со стороны практикующих психотерапевтов. То, что «потенциальный пациент» вынужден заявить о дальнейшей невозможности самостоятельного, без посторонней помощи решения личностных проблем, воспринимается абсолютно естественно, как само собой разумеющееся право каждого на получение помощи, когда он считает это субъективно необходимым. Однако именно способность принять помощь вместе со способностью оказать ее являются очевидными критериями здоровой, «нормальной» личности (так ее характеризовал Д.Боулби), в то время как при тяжелой личностной патологии пациент страдает от частичной или полной утраты обеих этих способностей. (Уже З.Фрейд описывал нарциссических пациентов как неспособных принять психотерапевтическую помощь.) Если для психотического пациента при условии хотя бы частичной критики своего состояния пугающе-очевидно, что с ним «что-то не так» и помощь необходима, а для пациента-невротика психологическая помощь с рациональной очевидностью существует как форма реальности, способствующая адаптации, то при тяжелых формах личностных расстройств отношение к потенциальной психотерапевтической помощи крайне амбивалентно. Такая амбивалентность определяется конфликтом между «всемогущим» и «неполноценным» аспектами расщепленного образа Я;данное теоретическое представление в целом считается общепризнанным. Вместе с тем в психотерапевтической практике проявления «всемогущего» аспекта образа Я недостаточно учитываются при формировании контакта с «потенциальным пациентом», демонстрирующим признаки личностного расстройства, что становится частой причиной его отказа от возможности получения помощи или ее прерывания на самых ранних этапах терапевтического процесса, поэтому выглядит вполне обоснованным выбор именно «всемогущего» аспекта образа Я в качестве основного предмета дальнейшего обсуждения.
Обратимся вначале к феноменологии жалоб «потенциальных пациентов» трех основных групп личностных расстройств: шизоидных, нарциссических, пограничных. Для всех них травматично уже само обращение за помощью к другому человеку, поскольку оно означает признание ограничений фантазийного всемогущества Я. Становятся необходимы изощренные бессознательные стратегии самообмана (а затем и обмана «потенциального помощника»), с тем чтобы решиться прийти на прием к психотерапевту. Рассмотрим, к каким бессознательным уловкам прибегают «потенциальные пациенты» преимущественно на первых сессиях, предъявляя терапевту субъективно-допустимую жалобу. Психотерапевту важно принимать их в расчет, выбирая, в свою очередь, определенную тактику ответного взаимодействия, которая могла бы помочь «потенциальному пациенту» наилучшим образом использовать возможность на получение помощи.
Шизоидный пациент в своей жалобе избегает темы общения с другими людьми, так как это нанесло бы удар по всемогуществу Я, ответственному за сохранение безопасной дистанции по отношению к Другому. Заявить о проблемах в общении означает признать неспособность Всемогущего Я регулировать степень близости, манипулируя Другим. Поэтому в жалобах звучит озабоченность проблемами, на первый взгляд совсем не касающимися взаимодействия с другим человеком. Как правило, высказывается обеспокоенность ухудшением работоспособности, повышенной утомляемостью, общим снижением и так не быстрого темпо-ритма жизнедеятельности. Бессознательно, однако, такие изменения энергетики Я влекут за собой увеличение опасности «прорыва» Другим тщательно выстроенной линии аутистической самообороны. Поэтому и такие, казалось бы, вполне допустимые жалобы начинают вызывать страх быть разрушенным Другим, узнавшим о слабости Я. Внимание Другого даже к столь формально звучащим жалобам переживается не как обещающее потенциальную помощь, а как несущее в себе потенциальную угрозу. Манипулятивные уловки не обеспечивают субъективной безопасности шизоидному пациенту; у него возникает стремление исчезнуть из поля зрения Другого, как можно быстрее прекратить общение с психотерапевтом и покинуть кабинет, пусть даже и не получив никакой помощи.
Нарциссический пациент не может позволить себе пожаловаться вообще, так как это уязвляло бы абсолютное всемогущество Я. Такой пациент не жалуется - он настойчиво требует рекомендаций, которые позволят более эффективно решать проблемы, быстрее осваивать увеличивающийся объем информации, добиваться лучших результатов в профессиональной деятельности, с успехом преодолевать возможные препятствия и т.д. Нарциссический пациент задает множество вопросов; психотерапевт при этом из «потенциального помощника», «советчика» низводится до роли механического «ответчика» на эти вопросы. Профессиональный интеллект Другого ненасытно эксплуатируется как компьютер для достижения совершенства Я,
Для пациента с пограничным личностным расстройством жалоба на тяжесть своего эмоционального состояния допустима лишь вместе с жалобой на того, кто своими действиями «довел» до такого состояния. Однако для всемогущества Я таких пациентов это означает, что Другой вышел из-под контроля, чего ни в коем случае нельзя было допустить. Поэтому психотерапевт становится новым объектом всемогущего контроля пациента, тем Другим, на котором «отыгрывается», берет реванш Всемогущее Я. Психотерапевт не выступает в качестве «потенциально помогающего» субъекта, а манипулятивным образом превращается в объект наказания, в «мальчика для битья» или в «мусорное ведро» (Ф.Перлс).
При всех типах личностных расстройств онтогенетически не пережит опыт встречи с «помогающим Другим», и, как следствие, отсутствует такой паттерн образа Я, как «Я - нуждающийся в помощи, Другой - потенциальный помощник». Поэтому психотерапевт не может быть воспринят в качестве субъекта, способного оказать помощь, и тогда пациент «производит» его «десубъектизацию», трансформируя в объект, относительно безопасный для выживания. Важно, чтобы с самого начала психотерапевт понимал всю недопустимость конфронтации с таким эксквизитным манипулированием как единственным для пациента способом сохранить жизнь Я. Для страдающих тяжелыми формами личностной патологии решиться на то, чтобы из «потенциальных пациентов» стать актуальными пациентами психотерапии возможно только при условии поддержки, создающей необходимый «аванс доверия» и укрепляющей надежду на безопасность отношений. Чтобы «потенциальный пациент» смог почувствовать эту поддержку, тактика психотерапевтического взаимодействия должна базироваться на эмпатическом понимании терапевтом титанических усилий Всемогущего Я, стремящегося выжить вопреки тотально вредоносной и безучастной к его насущным жизненным потребностям среде.
Во взаимодействии с шизоидными пациентами главным является толерантность психотерапевта к фрустрации, вызванной бесконечными «приближениями-отдалениями» пациента. Поскольку такие пациенты склонны к взаимодействию по типу «двойной связи», они чувствуют себя в относительной безопасности только контролируя степень приближения Другого. Позволяя пациенту манипулировать психологической дистанцией, психотерапевт во многом предотвращает риск психотической декомпенсации в связи с паническими страхами либо преследования, либо аннигиляции. При оказании помощи пациентам этой группы приобретает особое значение создание условий, при которых возможна реализация ими собственного фантазийного всемогущества в выборе оптимального расстояния Я-Другой, исключающего как насильственное поглощение так и равнодушную изоляцию.
Во взаимодействии с нарциссическими пациентами важно уважать их манипулятивные усилия по маскировке жалобы энергичным требованием. Конечно, не следует идти на поводу этого требования, стараясь добросовестно ответить на вопрос «как стать совершенным с психологической помощью?». Однако поскольку вся манера взаимодействия таких пациентов вызывает желание дать отпор, главным является сохранение доброжелательности и желания помочь. Тогда отказ от продолжения общения в манере «допроса» не будет переживаться пациентом как отвержение.
Поддержкой вопрошающе-требовательному нарциссическому пациенту может стать, например, уважительное замечание психотерапевта о тех высоких требованиях, которые, как видно уже по большому количеству вопросов, связанных с самоизменением, пациент предъявляет к себе. Поскольку рациональная манера общения, предпочитаемая нарциссическими пациентами, глубинно определяется фантазийной убежденностью всемогущего Я в том, что «всегда все в порядке» и нет повода для чьего-либо сочувствия, психотерапевту не следует спешить с доказательствами того, что он отнюдь не компьютер. Не вовремя и не к месту демонстрируя способность к состраданию и сопереживанию во взаимодействии с нарциссическими пациентами, психотерапевт рискует разрушить и без того хрупкий нарождающийся контакт невольной «инвалидизацией» пациента, непереносимой для всемогущего Я.
Если нарциссические пациенты не жалуются, а требуют, то о пациентах с пограничным личностным расстройством можно сказать, что они не столько жалуются, сколько обвиняют. Тактика психотерапевтического взаимодействия в этом случае во многом определяется способностью терапевта к контейниированию (В. Бион), его выносливостью и тем аффективным состоянием, которое невыносимо для пациента. Главным является нахождение «лицом к лицу» с пациентом, пусть он и видит в психотерапевте только «мусорное ведро». Психотерапевт позволяет какое-то время полностью манипулировать собой, не конфронтируя с пациентом по поводу возможностей всемогущего контроля. Лишь в дальнейшем пациенту могут быть предложены «искусственные заменители» (подушка, стул и т.д.), на которые начинает обращаться агрессия, как если бы они были Другим «там и тогда».
При всех типах личностных расстройств, таким образом, психотерапевт на начальном этапе построения контакта не только не ставит перед собой тактических задач по «развенчанию» всемогущества Я пациента, но, наоборот, с пониманием и сочувствием откликается на его нужды, несмотря на общепринятое мнение о «фальшивости» этой структуры. В этом случае «потенциальный пациент» имеет значительно больше шансов сформировать запрос и заключить контракт с психотерапевтом о дальнейшем взаимодействии. В противном случае не нашедшее поддержки всемогущее Я будет стремиться быть замеченным даже ценой полного разрушения зарождающихся психотерапевтических отношений и демонстративного отказа от позиции пациента.
Паттерны репрезентаций отношений Я-Другой и эффективные тактики психотерапевтического взаимодействия
Хорошо знакомый по психологической литературе термин Всемогущее Я (или Грандиозное Я, или Всемогуще-Грандиозное Я)широко используется для описания целого круга феноменологически сходных явлений.
Наиболее традиционно в рамках различных теоретических направлений (главным образом психодинамически-ориентированных) Всемогуще-Грандиозное Я рассматривается как защитное, или компенсаторное, в отношении Неполноценного Я-образования, как носитель отрицающей реальность способности к всемогущему контролю. В двух основных случаях, как объект психодиагностических исследований и как объект психотерапевтических фокусировок и интерпретаций, Всемогуще-Грандиозное Я выступает в обобщенно-недифференцированном виде. Так, в первом случае, при проведении психодиагностических исследований, как правило, обращается внимание не столько на специфическое содержание фантазий, в которых проявляет себя Всемогуще-Грандиозное Я, а, скорее, на степень, «количество» активности по выполнению им функции защиты от депрессивных и фобических переживаний посредством иллюзорно-компенсаторного удовлетворения желаний.
Во втором случае, при проведении психотерапии также достаточно часто не уделяется должного внимания специфике принципиально качественно разных форм проявления Всемогуще-Грандиозного Я. В центре внимания находятся в основном различные психотерапевтические технологии, нацеленные на осознание пациентом нереалистических амбиций Всемогуще-Грандиозного Я и усиления его способности к тестированию реальности. Как показали исследования и практика психотерапии, эффективность психотерапевтического взаимодействия зависит от того, в какой мере на начальных этапах терапии удается «встроиться» в исходные установки и ожидания пациента, а также в его фантазии, связанные с иррациональными потребностями его Всемогуще-Грандиозного Я. Известно также, что Всемогуще-Грандиозное Я с наибольшей полнотой раскрывает свою специфичность за счет неразрывной проективно-идентификацнонной связи с соответствующим Другим, которому пациент «вручает» функции своего альтер-Эго. В этой связи важно понять типичные репрезентации отношений Я-Другой, с наибольшей полнотой проявляющиеся в фантазиях пациента, где образ Другого выполняет компенсаторные функции «дополнительного Я», Обсудим более подробно эти вопросы, опираясь на обобщение результатов проведенных диагностических о6следований (методами ОРТ, ТАТ и тест Роршаха) и терапевтической практики (анализ дословных текстов-транскриптов).