Терапевтические взаимоотношения
Хотя В. Сатир активно проводила директивную семейную терапию, она также подчеркивала важность развития в семейных системах сопереживания, оптимизма и искренности. Терапевт строит свои взаимоотношения с пациентом таким образом, чтобы в семье создавалась атмосфера, благоприятствующая обмену информацией с нормальными функциональными свойствами. Нормальная функциональная атмосфера отличается тем, что допускает обсуждение любых тем и вопросов, и никто при этом не чувствует никаких пут.
Терапевтический контакт такого типа создается тогда, когда терапевт способен установить с каждым членом семейной системы отношения заботливости, сопричастности и сопереживания. Однако терапевт должен сразу избрать стратегию директивного ведения процесса и активно подталкивать членов семьи к выражению тех чувств, которые обычно отсутствовали в их деформированном обмене информацией.
Как мы уже говорили, Д. Хейли всегда держал в центре внимания командный, или властный, аспект коммуникации. Весь вопрос в том, кто наделен полномочиями управлять поведением членов семейной системы и ставить условия, какими должны быть отношения в семье. Коль скоро для любого вида взаимоотношений важен вопрос, кто у руля, то важен он и в терапевтических взаимоотношениях. В испытывающих проблемы семейных системах каждый старается избежать необходимости взять на себя ответственность за определение природы своих взаимоотношений. В терапевтической системе важно, чтобы тон характеру взаимоотношений задавал сам психотерапевт. Основополагающее правило просто и понятно: у терапевтических взаимоотношений иерархическая структура, а бразды правления и рычаги контроля у психотерапевта.
Давать директивы или установки - вот способ, которым психотерапевт может изменить принятые в семьях правила построения взаимосвязей и обмена информацией. Если мать непрерывно вмешивается в общение между сыном и отцом, психотерапевт изменяет ситуацию, дав матери установку прекратить вмешательство. Директивы могут служить средством упрочения связей между психотерапевтом и семьей-пациентом. Говоря людям, что надо делать, врач становится соучастником действия, важным для пациентов лицом.
Выполняет ли семья дома директивы и установки, борется ли она у домашнего очага с парадоксальными директивами, фигура врача незримо присутствует с ней всю неделю.
Изучив работы Мильтона Эриксона, Д. Хейли пытается использовать прямые и косвенные способы контроля терапевтических взаимоотношений. Классическая иллюстрация тому - пример лечившейся у М. Эриксона пары, страдавшей ночным недержанием мочи. М.Эриксон сказал супругам, что абсолютной предпосылкой терапевтического эффекта является неукоснительное выполнение инструкций врача. Затем он дал команду намеренно на протяжении двух недель мочиться в постель каждый вечер перед тем, как лечь спать. В конце двухнедельного периода супругам будет дана возможность одну ночь, с воскресенья на понедельник, не мочиться и поспать в сухой постели. На следующее утро, в понедельник, они должны откинуть одеяла, увидеть, что им предстоит еще три недели каждый вечер вставать в постели на колени и мочиться на свою простыню. Никто ничего не обсуждал, все только тихо повиновались. Результат был таков. Каждый вечер супруги с сильным отвращением мочили постель. Однако через две недели они проснулись утром в сухой постели! Они начали говорить о случившемся, но вспомнили, что им велели держать рот на замке. В тот вечер, не говоря друг другу ни слова, они нырнули в сухую постель. Так продолжалось на протяжении последующих трех недель.
Изменили ли супруги свое поведение сами или же просто следовали предписаниям психотерапевта? Осознавали ли они наличие парадокса, или же врач держал их поведение под косвенным гипнотическим контролем? С точки зрения Д.Хейли, считающего, что терапия - это борьба за власть, методы и способы изменения сами по себе не важны. Важен результат - кто выиграл битву, а цель оправдывает средства.
Как проводится психотерапия
Лучше всего наблюдать за моделями коммуникации и модифицировать их, когда присутствует вся семья. Однако практикующие коммуникативную терапию работают также с супружескими подсистемами и с отдельным членом семьи. Прием длится от часа до полутора часов, но терапевт обычно предполагает, что семья продолжит работу над симптомами дома, преодолевая трудные преграды его рекомендаций.
Целевыми пациентами первых лечебных курсов коммуникативной терапии были семьи, в которых кто-либо из членов страдал шизофренией. Обычный курс лечения был весьма продолжительным и занимал от года до двух лет. Разработанный Институтом исследования психической деятельности в более позднее время, краткосрочный курс терапии длится от нескольких недель до нескольких месяцев.
Поскольку большой объем информации сообщается невербально, специалисты по коммуникативной терапии записывают на видеопленку сеансы своей работы с пациентами, особенно для того, чтобы помогать начинающим специалистам. Психотерапевт, ведущий прием, располагается перед камерой, супервизоры и обучающиеся терапии наблюдают процесс через зеркало с односторонней проводимостью (зеркало Гезелла). Видеоматериал используется для отслеживания схем коммуникации в семьях пациентов.