Системная коммуникативная терапия

Коммуникативный подход к психотерапии появился на свет ско­рее благодаря усилиям двух связанных между собой организаций, чем в результате деятельности какого-то одного человека. Первая организация «Проект изучения нарушения коммуникации по прин­ципу двойной связи (Double Bind Communications Project)» основа­на в 1952 г. Грегори Бейтсоном. Участниками проекта были Джейн Хейли и Джон Уикленд, консультантом - Дональд Джексон. Дру­гой организацией стал Институт исследования психической деятель­ности (MRI, Mental Research Institute), созданный Джексоном в 1958 г. при участии Вирджинии Сатир и Пола Вацлавика в каче­стве консультантов. У этих двух организаций были весьма расплыв­чатые административные границы, так как Джексон работал и в той и в другой. Проект базировался в Институте исследования пси­хической деятельности, и когда он в 1962 г. прекратил свое суще­ствование, Дж. Хейли и Дж. Уикленд перешли работать в MRI. Вовсе неудивительно, что местом основания и той и другой организации был Пало-Альто - небольшой город, входящий в калифорнийскую Силиконовую Долину, - ставший одним из ведущих мировых цент­ров программирования и кибернетики, в 1960-е гг. бывший Мек­кой «цвета» научной мысли Америки.

Все упомянутые ученые были глубоко убеждены, что понима-ние процесса передачи информации - ключ к познанию человече­ского поведения. Сотрудники института даже сделали вывод, что все человеческое поведение - это коммуникация, т. е. передача и об­мен информацией. Мы в равной степени не можем избежать как того, чтобы не вести себя каким-то образом, так и того, чтобы не обмениваться с другими информацией. «Таким образом, невозмож­ность не вступать в коммуникацию делает все ситуации, в которые включены два или более человека, межличностными, коммуникационными» (Вацлавик П. и др., 2000. - С. 84).

Изучение общения изначально было сосредоточено на исследо­вании нарушения коммуникативных процессов в семьях больных шизофренией и установлении связи между специфическими нару­шениями коммуникации (в виде известного благодаря работам Г.Бейтсона феномена «двойной связи» - в первую очередь) и симп­томами шизофрении. В 1959 г. образовалась экспериментальная группа и группа проведения семейной терапии. Взаимодействие чле­нов семейных систем стали записывать на кинопленку, а затем уче­ные пытались отделить «шизофреническую» коммуникацию от «нормальной». Группа семейной терапии проводила наблюдения за семьями «в естественной среде обитания». В практику вводились многие методы лечения, основанные на теории коммуникации а кроме того, интенсивно занимались научными изысканиями, позво­лившими создать ныне широко известную научную школу - пало­альтовское направление изучения коммуникации. Работы сотруд­ников института были посвящены в основном анализу коммуника­ции между индивидами, а впоследствии - между членами семейных систем. Затем были разработаны способы терапевтического вме­шательства в отношения между одним индивидом и другим и меж­ду всеми членами семьи.

Постепенно организационная структура этих двух групп начала меняться, проект Бейтсона был завершен в 1962 г.,а сам Г. Бейт­сон, вплоть до своей смерти в 1980 г., продолжал разрабатывать теорию коммуникации применительно к многообразным проявле­нием поведения человека и животных. Д.Джексон умер в 1968 г. Его карьера была короткой, но плодотворной. В. Сатир покинула Институт и стала одним из основателей движения за развитие по­тенциальных возможностей человека. Это движение зародилось в Калифорнии и быстро превратилось в явление мирового масшта­ба. Позже она путешествовала, проводя сеансы гуманистически-ори­ентированной коммуникативной терапии; посетила она и нашу стра­ну. Умерла Сатир в 1988 г. Дж.Хейли стал работать в Филадель­фийской клинике лечения и воспитания детей и вместе с Сальвадо­ром Минухином принял участие в создании Центра семейной тера­пии, а затем основал собственный Институт семейной терапии в Вашингтоне, которым продолжает руководить в настоящее время вместе со своей женой Клоу Мейденс.

Таким образом, оказалось, что целая научная группа, в состав которой входило столько блистательных ученых, в течение многих лет посвятила себя разработке одной теории психотерапии. Одна­ко результаты этих разработок оказались гораздо более универсаль­ными, чем это представлялось в те годы: была создана совершенно новая методология изучения межличностной коммуникации, семьи, семейной патологии и психотерапии. Перестал быть чисто умозрительным и спекулятивным тезис о семейном генезе психопатологи чсских симптомов,равно какстала очевидной не только патоген­ная роль семьи, но и скрытые в семейных отношениях потенциаль­но здоровые и животворные силы.

Наши рекомендации