Терапевтические изменения в клиенто-центрироваиной терапии

Подытоживая свои взгляды на процесс и результаты клиенто-центрированной терапии, Роджерс полагал, что если соблюдены изложенные выше условия терапии, то с большой долей вероятно­сти можно ожидать следующих изменений в пациенте (или клиен­те): 1) клиент становится все более свободным в выражении своих чувств в вербальной и моторной экспрессии; 2) выраженные им чув­ства имеют все большее отношение к Я и все реже остаются безли­кими; 3) он точнее и тоньше распознает объекты своих чувств, вклю­чая самого себя и других людей, переживания и взаимоотношения; 4) он начинает замечать неконгруэнтность между какими-то свои­ми переживаниями и Я-концепцией; 5) он начинает переживать уг­розу подобной неконгруэнтности, однако позволяет себе не избе­гать ее; 6) благодаря безусловному положительному отношению те­рапевта, распространяющемуся в равной мере как на неконгруэнт­ность, так и на конгруэнтность, как на наличие тревожности, так и на ее отсутствие, он переживает со всей полнотой, с полным осо­знанием тех чувств, которые в прошлом отрицались или искажа­лись в осознании; 7) Я-концепция реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать и включить те переживания, которые рань­ше искажались или исключались из сознания; 8) тенденция к исполь­зованию защит уменьшается; 9) увеличивается способность воспри­нимать и переживать безусловное положительное отношение со сто­роны терапевта, без какого бы то ни было чувства угрозы; 10) он все отчетливее и яснее переживает безусловную положительную са­мооценку-; 11) он все чаще определяет и переживает свое Я в каче­стве локуса оценки; 12) он все реже реагирует на опыт, исходя из «условий оценки», и все чаще - исходя из собственного организми-ческого опыта.

Результат терапии

Радикальность роджеровского подхода к результатам терапии состоит в смещении акцента на характеристики ее процессуальнос­ти, движения и развития диады «терапевт-клиент» в условиях оп­ределенным образом организованного процесса (см. об этом выше). В этом смысле обсуждать и оценивать «эффективность» терапии с внешней позиции, по критерию, скажем, степени адаптированно­сти или модификации поведения неприемлемо и неконгруэнтно феноменологическому подходу. Судить о результатах вправе только сам клиент, оценивая сам себя и качество своей жизни.

С этой точки зрения именно «развертывание» терапевтического процесса само по себе может служить критерием егоэффективно­сти в противовес привычной зафиксированной неконгруэнтности Таким образом, именно процессуальные изменения, которые обна­руживает в себе клиент, проходя через определенные этапы своего развития в терапевтическом процессе, и составляют результат те­рапии. Однако, как нам представляется, верный принципу холизма и взаимодействия (мы говорили ранее о влиянии на теорию Род­жерса трансактного принципа перцепции, сформулированного Ф. Килпатриком, возможно, также трактуемого в терминах «обрат­ной связи»), Роджерс не ограничивается описанием изменений на каком-то одном «полюсе»: изменения во взаимных восприятиях те­рапевта и клиента обусловливают серию взаимоизменений. Еще раз заметим, что концепция Роджерса, включая концепцию терапии, формулируется в форме гипотез: если соблюдаются определенные условия, то с большой долей вероятности можно ожидать, что нач­нут происходить определенные изменения. Если терапевт будет конгруэнтен, эмпатичен и безоценочен в своем отношении к клиен­ту, то существует вероятность, что клиент начнет воспринимать те­рапевта как человека открытого, искреннего, с теплотой, сердеч­ностью и уважением воспринимающего его (клиента) как человека, независимо от его (клиента) несовершенства. Чем более клиент ста­новится восприимчивым к понимающему, принимающему и искрен­нему позитивному взгляду на себя терапевта, тем более он оказы­вается способным воспринимать себя открыто, честно, с понима­нием, уважением и известной долей прощения (любви). В более сжа­том, «свернутом» виде: клиент переходит от восприятия себя как недостойного, непринятого и не заслуживающего быть объектом любви к подтверждению того, что он принят, уважаем и любим в рамках лимитированных отношений с терапевтом. «Любим» - пред­полагает в данном случае самый глубокий и обобщенный смысл: быть понятым и принятым Другим на глубинном общечеловече­ском уровне. Развернутое описание процесса Роджерс дает в своей книге под знаменательным названием «Становление человека», где пишет: «Если терапия была оптимальной, интенсивной, равно как и экстенсивной, то это может означать, что терапевт сумел всту­пить в глубокие личностные субъективные отношения с клиентом, отнесясь к нему не как ученый к объекту исследования, не как врач, предполагающий диагноз и лечение, но как личность к личности. Это может означать, что терапевт был искренним, не прятался за защитным фасадом, а встречал клиента чувствами, которые он по-настоящему испытывал.





Для клиента оптимальная терапия могла бы состоять в исследо­вании все более и более странных, неосознанных и опасных чувствв самом себе, эти исследования оказываются возможными только в силу постепенного понимания клиентом, что он полностью принимается. Таким образом, клиент знакомится с элементами своего опыта, которые прежде изгонялись из сознания как угрожающие, наносящие вред структуре его самости. Он обнаруживает, что ис пытывает эти чувства полностью, всецело во взаимоотношениях, так, что в какой-то момент он и есть свой собственный страх или гнев, собственная уязвимость или сила. И когда клиент проживает эти столь разнообразные чувства во всех степенях их глубины, то понимает, что переживает себя, что сам является всеми этими чув­ствами. Клиент находит свое поведение изменившимся в конструк­тивную сторону в соответствии с заново пережитой самостью. Он приходит к пониманию ненужности страха, который несет его пе­реживание, но свободно приветствует его как часть своей изменив­шейся и развившейся самости». [Цит. по: Кан М. Между психотера­певтом и клиентом. - СПб., 1997. - С. 50].

Таким образом, в качестве самого общего результата терапии можно считать возрождение способности жить полноценной жиз­нью или, в терминологии Роджерса, обретение способности к пол­ноценному функционированию. Клиент «становится человеком», главными чертами которого являются открытость к переживанию, экзистенциальный образ жизни (жизнь «здесь и теперь»), организ­мическое доверие к своим внутренним ощущениям как критерию вы­бора, эмпирическая свобода («единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия, - это я сам»), креативность и творческий образ жизни. Человек, полноценно живущий, - это не статичное, раз и навсегда зафиксированное состояние, а процесс, и постоянно находиться в процессе изменения означает движение к своей истинной самости, «сердцевина» которой есть любовь и доб­ро (Rogers, 1961). Но и для терапевта, если «встреча» состоялась, она будет продолжаться в его внутреннем росте, в изменении его взгляда на самого себя, в обогащении его чувств, затронутых этой «встречей».

Терапевтические методы

Разработке собственно технической, или методической, сторо­ны терапевтического процесса Роджерс не уделял самостоятельно­го внимания, и по принципиальным соображениям: ведь если изме­нения есть следствие экзистенциальной встречи, своего рода инсайта в отношениях между людьми, то ни в каком техническом оснаще­нии подобная встреча не нуждается. В определенном смысле в ка­честве терапевтических методов можно рассматривать сформули­рованные Роджерсом необходимые и достаточные условия терапев­ического процесса, а именно: искренность (генуинность, конгру­нтность), безусловное позитивное отношение и эмпатическое по ниманне. На наш взгляд, именно такое понимание отношения к

методам терапии более всего было созвучно внутренней логике дви­жения от клиенто-центрированной терапии к терапии; центриро­ванной на человеке, как стали наименовать эту систему сподвиж­ники Роджерса в последние годы его жизни и профессиональной деятельности. Трудность, однако, заключалась в том, что, если Род­жерсу каким-то неуловимым образом, самой атмосферой отноше­ний, огромным обаянием его личности удавалось реализовывать на практике свои методы, то вопрос об обучении им будущих тера­певтов не мог решаться автоматически по принципу «делай, как я». Первые исследования группы Роджерса в области психотерапии, проведенные еще в 1940-1950-х гг., отчасти пытались найти реше­ние этой задачи в рамках анализа «вкладов» в терапевтический ди­алог терапевта и пациента, а также соотнесения вербального и не­вербального поведения участников с целью определения критери­ев их конгруэнтности-неконгруэнтности. Результаты этих иссле­дований и являлись эмпирическим доказательством предположе­ния, что для осуществления конструктивных личностных измене­ний необходимо и достаточно наличие шести терапевтических ус­ловий.

Таким образом, основными (и, по сути, единственными конгру­энтными «духу» теории Роджерса) методами терапии, центрирован­ной на человеке, мы можем считать эти шесть фундаментальных прин­ципов, рассмотренных в предыдущих разделах этой главы, а также некоторые вытекающие из них следствия.

Еще раз выделим их:

1) искренность и подлинность терапевта;

2) безусловное позитивное отношение;

3) эмпатическое понимание;

4) фасилитация все более полного опыта переживаний;

5) фасилитация все более полного осознания происходящего*

6) подтверждение уважения и безусловной ценности клиента пу­тем отказа от советов и рекомендаций;

7) передача эмпатического понимания внутренней системы ко­ординат клиента путем «зеркального отражения», как вербально­го, так и невербального.

Закончить эту главу мне бы хотелось строчками стихов Б.Л.Па­стернака; они как нельзя более точно отражают мое личное впечат­ление о Карле Роджерсе, оставленное им после проведенной в 1986 г. в Москве «группы встреч»:

И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только. Живым, и только до конца.

Упражнения и вопросы

Выполняяпредложенные упражнения, имейте в виду, чтоих цель состоит в освобождении ваших чувств, любых и всяких; помните, что, какими бы ни были ваши переживания, они не оцениваются, но всегда приветствуются; не бойтесь проверки или контроля - все, что вы делаете, вы делаете для себя, а не для отчета или оценки. Если же вы решите разделить с кем-либо свой опыт переживаний, делайте это самым непосредственным образом, не бойтесь исполь­зовать свежие выражения, метафоры или телесную экспрессию.

Самость (Самоценность)

Упражнение 1.«Линия моей жизни». Нарисуйте «лесенку», каж­дая ступень которой обозначает важнейшее событие вашей жизни от рождения до настоящего момента. Задайте себе вопрос: «Где я нахожусь на линии жизни прямо сейчас?» Как вы чувствуете себя, поместив себя на ступеньку «здесь и сейчас». Как вы осознаете свое Я в контексте всей прошлой жизненной истории? Какова будет сле­дующая «ступень» в вашей жизни?

Упражнение 2. «10 автобиографических утверждений». Если бы существовал некто, способный заглянуть в вашу душу и понять ее как никто другой, какие 10 наиболее существенных вещей он мог бы узнать о вас, что, скрытое от посторонних глаз, замаскирован­ное одеждой, вежливостью, привычками, ролями, он, единственный, открыл бы в вас?

Упражнение 3. «Позвольте родиться своей самости!» Приготовьте пластилин, краски, баночку с водой, бумагу. Сядьте на пол или ков­рик, прикройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе фантасти­ческую ситуацию - вы можете родиться вновь! Ощутите всем те­лом, как вы меняетесь, готовитесь появиться на свет... и наконец! первый крик и первый вздох: «Кто Я?». Пусть ваши руки сами отве­тят, рисуя, изображая в пластилине (глаза хорошо прикрыть). Ког­да закончите, откройте глаза, посмотрите на только что родившее­ся свое Я, примите его в свое сердце, поприветствуйте его! Спойте колыбельную, сочините приветственное стихотворение!

Рекомендуемая литература

1. Мартин Бубер - Карл Роджерс: Диалог // Московский психотерапев­тический журнал. - 1994. - № 4.

2. Мэй Р. Терапия сегодня, Эволюция психотерапии: В 4т. - М., 1998. - Т. 3.

3. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. - М., 1997,

4. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом. - СПб., 1997.

5. Сэнфорд Р. Исследование эволюции клиенто-центрированного под­хода в психотерапии // Эволюция психотерапии. - М,, 1998.

6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., 1986.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

8. Rogers С. Therapy, Personality and Interpersonal Relationships // In Psychology: A Study of a Science / Ed. by S. Koch. - N.Y., 1959.

9. Rogers С On Becoming A Person. - Boston, 1961.

10. Rogers С Carl Rogers on encounter groups. - N.Y., 1970.


Наши рекомендации