Раннее психомоторное развитие
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________________________
Дата рождения ____________________ Возраст на 1.09._____г. ______________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________________________
Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________________________
(№ ДОУ, район)
Дата поступления в речевую группу _____________Протокол № __________ принят на срок ______________
Диагноз медико-педагогической комиссии ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать_________________________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец_________________________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Жалобы родителей ____________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________
_____________________________________________________________________________________________
Братья, сестры ________________________________________________________________________________
Взаимоотношения _____________________________________________________________________________
АНАМНЕЗ
Наследственные заболевания ___________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка ___________ От какой беременности ребенок ___________________
Протекание беременности (токсикоз 1, 2 половины; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _________________________________
Стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция) __________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________________________
Резус-фактор (отриц., положит., совместимый)_____________ Вес ____________ Рост ___________________
Первое кормление на ____________________вскармливание _________________________________________
Как взял грудь _________________ Как сосал ______________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _________________ Грудное вскармливание до ______________
Когда выписались из роддома _______________ Если задержались, то почему __________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Удержание головы _________(Н- с 1,5 мес.) Ползать __________ (Н.5 мес.) Сидеть __________ (Н-с 6 мес.)
Ходить _________(Н- 11-12 мес) Первые зубы __________ (Н- с 6-8 мес.) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, суетлив, неповоротлив _______________________________________
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До 1 года _____________________________________________________________________
После 1 года __________________________________________________________________
До 3-х лет ____________________________________________________________________
После 3-х лет _________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)______________________________________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление_________(3 мес) Слоговой лепет _________ (4-5 мес) Первые слова ____________(Н- около 1 года)
Первые фразы ________________________________________________________________(Н- от 1,5 до 2 лет)
Отмечались ли:
-грубые искажения звукослоговой структуры слова после 3-х лет ____________________________________
-грубые аграмматизмы после 3-х лет _____________________________________________________________
Какие звуки долго произносились неправильно ____________________________________________________
Использование жестов ___________________ Занимались ли с логопедом, с какого возраста ______________
Результаты логопедической работы ______________________________________________________________
АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Аппетит ___________________ Сон /долго засыпает, беспокойный сон, пробуждение/ ___________________
Взаимоотношения со взрослыми / ласковые, назойливые, сдержанные, безразличные, боязливые, негативные, агрессивные / _____________________________________________________________________________
Взаимоотношения со сверстниками /доброжелательные, агрессивные, избирательные, инициативные, пассивные, неустойчивые, негативизм/ ______________________________________________________________
Игровая активность /не играет, играет один, с небольшой группой, в коллективе, избирательные/ _________
Речевая активность в общении с окружающими /норма, отказывается говорить, многословен, малословен, зависит от настроения / ________________________________________________________________________
Преобладающее настроение /веселое, спокойное, уравновешенное, тревожно-боязливое, безудержное, плаксивое, капризное / _____________________________________________________________________________
Часто ли меняется настроение ___________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Первичное обследование (беседа)
Как тебя зовут? _________________________________ Сколько тебе лет? ______________________________
С кем ты пришел в детский сад? _____________________ Где ты живешь? _____________________________
С кем ты живешь? _____________________________________________________________________________
Как зовут твоих родителей? _____________________________________________________________________
Сколько у тебя пальцев на руке? ______________ Покажи один __________ Покажи много ______________
Покажи 2 пальчика __________ 3 пальчика _________ Сколько глаз у куклы? ________, а у тебя? _________
Понятие о частях тела и лица (назови, покажи) ____________________________________________________
Рисунок ребенка
Умение держать карандаш __________________ Уровень развития предметного рисунка (чирканье, каракули, предметное изображение) ___________________________________________________________________
Ориентировка на листе _________________________________________________________________________
Использование цвета __________________________________________________________________________
Срисуй:
В приложение добавляется рисунок: дом, дерево, человек.
- Исследование восприятия
Зрительное восприятие
3 года | 4 года | 5лет | 6 лет | |
Подбор предмета к изображению | ||||
Контур фигуры | ||||
Неполный рисунок | ||||
Перечеркнутые фигуры /выделяет, нет/ | ||||
Наложенные предметы /выделяет, нет/ | ||||
Подбор картинок к цветовому фону | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет |
Красный | ||||
Желтый | ||||
Зеленый | ||||
Синий | ||||
Черный | ||||
Белый | ||||
Коричневый | ||||
Розовый | ||||
Голубой | ||||
Оранжевый | ||||
Сиреневый | ||||
Подбор парных картинок из ряда | ||||
Выполнение: | По соотнесению, словесной инструкции оречевляет /нет | По соотнесению, словесной инструкции оречевляет /нет | По соотнесению, словесной инструкции оречевляет /нет | По соотнесению, словесной инструкции оречевляет /нет |
Пространственный праксис
Схема тела; зрительная ориентировка в пространстве | ||||
Правая рука | ||||
Левая рука | ||||
Прав. рука у соседа | ||||
Прав. рука напротив | ||||
Проба Хеда | ||||
Покажи предмет впереди себя | ||||
Позади | ||||
Вверху | ||||
Внизу |
Конструктивный праксис
Склад. пирамид | 3 части | ||||||||
5-12 ч. | |||||||||
Вклады-ши | 3 части | ||||||||
5-12 ч. | |||||||||
Доска Сегена | |||||||||
сложные | |||||||||
Разрезные картинки | 2 ч | ||||||||
3 ч | |||||||||
4 ч | |||||||||
6 ч | |||||||||
8 ч | |||||||||
12 ч | |||||||||
Кубики | 4 ч | ||||||||
6 ч | |||||||||
9 ч | |||||||||
12 ч | |||||||||
Pazzle | |||||||||
Сложи из палочек по: А. по образцу Б.по памяти | 2-4 шт | А. | Б. | А. | Б. | А. | Б. | А. | Б. |
4-6 шт | |||||||||
Выполнение: | Самостоятельно; по образцу; использует подсказку; метод проб и ошибок | Самостоятельно; по образцу; использует подсказку; метод проб и ошибок | Самостоятельно; по образцу; использует подсказку; метод проб и ошибок | Самостоятельно; по образцу; использует подсказку; метод проб и ошибок |
Динамический праксис
Восприятие и воспроизведение ритмических структур | А: ! ! | ||||
! !! | |||||
! ! !! | |||||
!! !! | |||||
! !!! | |||||
Б:!!! !! | |||||
! !!! ! | |||||
! ! !!! | |||||
! !! !! | |||||
!! !!! ! | |||||
Кулак-ребро-ладонь |
Исследование моторики
Тонкая моторика
Покажи ушки 2-3п | |||||
Покажи рожки 2-5п | |||||
Сложи кольцо 1245 | |||||
Соед. 1 п с 2,3,4 и обрат | Правая | ||||
Левая | |||||
Обе | |||||
Застежка | |||||
Шнуровка, бант | |||||
Объем движений | Полный, неполный | Полный, неполный | Полный, неполный | Полный, неполный | |
Переключаемость | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | |
Сопутствующие движения | Есть, нет | Есть, нет | Есть, нет | Есть, нет | |
Наличие леворукости | Да, нет | Да, нет | Да, нет | Да, нет |
Общая моторика
Пройти по дорожке, начерченной на полу | ||||
Перешагнуть через препятствие 25-30 см | ||||
Бросить-поймать мяч двумя руками | ||||
Подпрыгнуть на месте на двух ногах | ||||
Прыгать на месте на левой/правой ноге | ||||
Слепить из пластилина палочку, бублик, шарик | ||||
Пробежать 3-4 раза между линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25см | ||||
Перейти с бега на ходьбу по сигналу | ||||
Пройти по шнуру, положенному на пол | ||||
Переложить из одной руки в другую мячик – за спиной, перед собой, подняться на носки | ||||
Мяч бросить вверх, поймать, ударить об пол, поймать | ||||
Перелезть через обруч, прыгнуть и выпрыгнуть из него на полу | ||||
Проскакать на одной ноге, на обеих, пробежать, остановиться по сигналу | ||||
Установка связи между сигналом и действием: тихие удары – ходьба на носочка, громче – на ступне, громко – пробежка, нет ударов – остановиться | ||||
Ударить мяч ладонью об пол и считать до пяти | ||||
Пробежать, на бегу бросая и ловя мяч | ||||
Обобщение: Сила движения | ||||
Точность движения | ||||
Темп движения | ||||
Координация движения | ||||
Переключение от одного движения к другому |
Общее звучание речи
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Дыхание: норма, верхнеключичное, диафрагмальное | ||||
Речевой выдох: норма, укороченный | ||||
Темп: норма, замедленный, ускоренный | ||||
Ритм: норма, дисритмия | ||||
Голос:норма, дисфония, слабый, громкий, крикливый, монотонный, с носовым оттенком |
Состояние звукопроизношения
В-Ф | ||||
Т-Д-Н | ||||
К-Г-Х | ||||
Й (Е-Ё-Ю-Я) | ||||
С-СЬ | ||||
З-ЗЬ | ||||
Ц | ||||
Ш-Ж | ||||
Щ | ||||
Ч | ||||
Л-ЛЬ | ||||
Р-РЬ |
Понимание рассказа
«Запасливый еж» В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил целые яблоки. Яблоки он накладывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму. | Кто жил в лесу? | ||||
Что он делал с яблоками? | |||||
Куда он относил яблоки? | |||||
Что еж заготавливал на зиму? |
Активный словарь
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Конкретные имена существительные/ Обобщающие слова | Игрушки | |||||
Посуда | ||||||
Одежда | ||||||
Обувь | ||||||
Мебель | ||||||
Овощи | ||||||
Фрукты | ||||||
Дикие животные | ||||||
Домашние животные | ||||||
Транспорт | ||||||
Показ и называние части предметов | Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги | |||||
Локоть, колено, ноготь | ||||||
Стул: спинка, сидень, ножка | ||||||
Машина: руль колеса | ||||||
Кабина, кузов, фары, мотор | ||||||
Кто как голос подает с 3х лет, кто как передвигается с 5 лет | Кошка | |||||
Утка | ||||||
Корова | ||||||
Собака | ||||||
Петух | ||||||
Лягушка | ||||||
Гусь | ||||||
Змея | ||||||
Свинья | ||||||
Что делает: | Повар | |||||
Врач | ||||||
Почтальон | ||||||
Антонимы: | Большой | |||||
Длинный | ||||||
Широкий | ||||||
Высокий | ||||||
Светлый | ||||||
Быстрый | ||||||
Холодный | ||||||
Больной | ||||||
Сухой | ||||||
Формы: | Круг - круглый | |||||
Квадратный | ||||||
Треугольный | ||||||
Прямоугольный | ||||||
Овальный | ||||||
Имена прилагательные | Коричневы, карий/ платье, глаза, костюм | |||||
Старый, пожилой/ человек, дом | ||||||
Густой, дремучий/ лес, туман | ||||||
Выбрать слова подходящие по смыслу | К дому прилетела/ стая, стайка, стадо/ воробьев | |||||
Они уселись на крыше и весело/ пели, щебетали, чирикали | ||||||
Вдруг незаметно/ прибежала, подкралась, пришла/ кошка | ||||||
Она хотела/ поймать, схватить, взять/ одного воробья | ||||||
Стало….., сирень начала….. /расцветать, зацветать/ | ||||||
На вершину горы…., в дом….. /войти, взойти/ | ||||||
Объем словаря соответствует возрастной норме: да/нет | ||||||
Характеристика активного словаря: глаголы, имена существит., прилагательные, местоимения, наречия | ||||||
Неточность употребления слов на основе: звуковой близости, сходных по своему назначению, ситуационной связи друг с другом, расширения/ сужения смыслового содержания, смещения лексико-грамматических признаков сходных слов | ||||||
Словоизменение
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
Употребление имени существительных именительном падеже единственного и множественного числа | Коса - косы | ||||
Муха - мухи | |||||
Окно окна | |||||
Лист – листья | |||||
Лев – львы | |||||
Рукав – рукава | |||||
Дерево – деревья | |||||
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога | У меня есть карандаш | ||||
У меня нет…. | |||||
Я рисую…. | |||||
Употребление формы родительного падежа множественного числа. Много чего? | Стул….. | ||||
Стол…. | |||||
Карандаш…. | |||||
Книга…. | |||||
Мяч…. | |||||
Чашка…. | |||||
Согласование прилагательных и существительных. Назвать цвет предметов: зеленый/ красный | Лист…. | ||||
Занавеска…. | |||||
Дерево…. | |||||
Роза…. | |||||
Яблоко…. | |||||
Барабан…. | |||||
Согласование числительных 2 и 5 с именами существительных | Кукла | ||||
Жук | |||||
Шар | |||||
Карандаш | |||||
Рыба | |||||
Ключ |
15. Словообразование
Образование уменьшительно ласкательных форм | Стул…. | ||||
Миска… | |||||
Сани…. | |||||
Кольцо…. | |||||
Пуговица…. | |||||
Шапка…. | |||||
Образование названий детенышей животных | У утки | ||||
У кошки | |||||
У гуся | |||||
У коровы | |||||
У лошади | |||||
У собаки | |||||
Образование прилагательных от существительных. Из чего сделано? /стакан из стекла/ | Стекло | ||||
Дерево | |||||
Мех | |||||
Резина | |||||
Брусника | |||||
Бумага | |||||
Снег | |||||
Чей? Чья? Чье? | Сумка мамы | ||||
Кофта бабушки | |||||
Хвост лисы | |||||
Уши зайца | |||||
Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик | Уходит | ||||
Входит | |||||
Выходит | |||||
Переходит | |||||
Образование приставочных глаголов | Рисует | ||||
Убирает | |||||
Ловит |
Связная речь
Связная речь: лепетная речь, однословное предложение, двусоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение
Речевое сопровождение игры 3 года | ||||
Пересказ | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Рассказ по серии сюжетных картин | 5 лет | 6 лет | ||
Логопедическое заключение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Невропатолог | ||||
Психиатр | ||||
Психолог | ||||
Социальный педагог | ||||
ЛОР-врач | ||||
Врач-ортопед | ||||
Врач-офтальмолог | ||||
Заключение МПК | ||||
ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА
1 период | 2 период | 3 период | |
Физиологическое дыхание. Голос. просодические компоненты | |||
Общая моторика. Ручная моторика | |||
Мимическая. Речевая моторика | |||
Звукопроизношение | |||
Динамический праксис. Звуко-слоговая структура слов | |||
Слуховое восприятие, память. фонематические процессы | |||
Зрительное восприятие и память | |||
Конструктивный праксис | |||
Оптико-пространственные представления | |||
Ориентировка на листе бумаги | |||
Активный словарь | |||
Словоизменение | |||
Словообразование | |||
Предложение | |||
Связная речь |
[1] См. Г.А. Волкова, М.А. Илюк. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. – СПб., 2002
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________________________
Дата рождения ____________________ Возраст на 1.09._____г. ______________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________________________
Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________________________
(№ ДОУ, район)
Дата поступления в речевую группу _____________Протокол № __________ принят на срок ______________
Диагноз медико-педагогической комиссии ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать_________________________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец_________________________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Жалобы родителей ____________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________
_____________________________________________________________________________________________
Братья, сестры ________________________________________________________________________________
Взаимоотношения _____________________________________________________________________________
АНАМНЕЗ
Наследственные заболевания ___________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка ___________ От какой беременности ребенок ___________________
Протекание беременности (токсикоз 1, 2 половины; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _________________________________
Стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция) __________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________________________
Резус-фактор (отриц., положит., совместимый)_____________ Вес ____________ Рост ___________________
Первое кормление на ____________________вскармливание _________________________________________
Как взял грудь _________________ Как сосал ______________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _________________ Грудное вскармливание до ______________
Когда выписались из роддома _______________ Если задержались, то почему __________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Удержание головы _________(Н- с 1,5 мес.) Ползать __________ (Н.5 мес.) Сидеть __________ (Н-с 6 мес.)
Ходить _________(Н- 11-12 мес) Первые зубы __________ (Н- с 6-8 мес.) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, суетлив, неповоротлив _______________________________________
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До 1 года _____________________________________________________________________
После 1 года __________________________________________________________________
До 3-х лет ____________________________________________________________________
После 3-х лет _________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)______________________________________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление_________(3 мес) Слоговой лепет _________ (4-5 мес) Первые слова ____________(Н- около 1 года)
Первые фразы ________________________________________________________________(Н- от 1,5 до 2 лет)
Отмечались ли:
-грубые искажения звукослоговой структуры слова после 3-х лет ____________________________________
-грубые аграмматизмы после 3-х лет _____________________________________________________________
Какие звуки долго произносились неправильно ____________________________________________________
Использование жестов ___________________ Занимались ли с логопедом, с какого возраста ______________
Результаты логопедической работы ______________________________________________________________
АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Аппетит ___________________ Сон /долго засыпает, беспокойный сон, пробуждение/ ___________________
Взаимоотношения со взрослыми / ласковые, назойливые, сдержанные, безразличные, боязливые, негативные, агрессивные / _____________________________________________________________________________
Взаимоотношения со сверстниками /доброжелательные, агрессивные, избирательные, инициативные, пассивные, неустойчивые, негативизм/ ______________________________________________________________
Игровая активность /не играет, играет один, с небольшой группой, в коллективе, избирательные/ _________
Речевая активность в общении с окружающими /норма, отказывается говорить, многословен, малословен, зависит от настроения / ________________________________________________________________________
Преобладающее настроение /веселое, спокойное, уравновешенное, тревожно-боязливое, безудержное, плаксивое, капризное / _____________________________________________________________________________
Часто ли меняется настроение ___________________________________________________________________