Тема 1. Введение в предмет «основы профессиональной коммуникации».

Требования к усвоению содержания темы:

· иметь представление о специфике содержания предмета «Основы профессиональной коммуникации»;

· знать содержание основных понятий темы: коммуникация, общение, вербальное общение, невербальное общение, речь, устная речь, письменная речь, коммуникативные барьеры, межличностные отношения.

· уметь оперировать этими понятиями;

· понимать смысл и значение человеческой коммуникации;

· понимать сущность процесса коммуникации;

· понимать трудности в общении между людьми и уметь их преодолевать.

Вопросы к семинарским занятиям.

Семинар 1.

1. Введение в профессиональную коммуникацию врача

2. Теория коммуникации как предмет изучения.

3. Понятие общения. Многообразие интерпретаций.

4. Структурные элементы и схема общения.

Семинар 2.

1. Функции общения. Формы и виды общения.

2. Потребности в общении. Общение в системе медицинской деятельности.

3. Шкала межличностных отношений. Коммуникативные барьеры.

Семинар 3.

1. Коммуникативная сторона общения.

2. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения.

3. НЛП-диагностика пациента:

· Общая характеристика вербального общения с пациентом

· Первичная репрезентативная система пациента

· Невербальные каналы информации

· Ключи доступа: глазодвигательные паттерны.

· Ведущая и референтная системы

Задания для самостоятельной подготовки к занятию:

1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;

2) подготовиться к выполнению практических заданий.

Задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Пройдите тесты и оцените результаты.

Методика «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов, 1978).

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «да», если не согласны, напишите «нет».

Текст опросника (перечень утверждений).

1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.

2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.

3. Мне нравится выказывать кому либо свое расположение.

4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.

5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обя занностей.

6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему то ухудшается настроение.

7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому то в чем то помочь.

8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.

9. Мои друзья мне основательно надоели.

10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.

11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мне нию, не повредит моим друзьям и знакомым.

12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.

13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу забо леть.

14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.

15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.

17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.

18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.

19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.

20. Мне жалко брошенных собак и кошек.

21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.

22. Я люблю бывать среди друзей.

23. Я долго переживаю ссоры с близкими.

24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.

25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.

26. Я больше доверяю собственным интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждению о них других людей.

27. Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.

28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.

30. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.

31. Ради друга я могу пожертвовать всем.

32. В детстве я входил в одну «тесную» компанию.

33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

Обработка результатов.

Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы про ставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 11–14, 17– 24, 26, 28, 30–33; только при ответе «нет» по пунктам 3–6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.

Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».

Выводы: Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.

Наши рекомендации