Основы профессиональной коммуникации

Основы профессиональной коммуникации

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов 1 курса

Педиатрического факультета

Краснодар – 2016

Авторы-составители:

Юрганов А.А. кандидат философских наук,

Киселева Е.С. кандидат философских наук,

ассистенты кафедры философии, психологии и педагогики КубГМУ

Основы профессиональной коммуникации. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов 1 курса лечебного факультета. Материал пособия соответствует требованиям ФГОС-3+ и содержанию рабочей программы «Основы профессиональной коммуникации», разработанной на кафедре философии, психологии и педагогики КубГМУ.

Материал обсужден и утвержден на заседании кафедры философии, психологии и педагогики от 30.08.2016 г. (протокол № ).

Содержание

Предисловие 4

Введение 5

Литература, рекомендуемая ко всем семинарским занятиям 6

Тема 1. Введение в предмет «Основы профессиональной коммуникации» 7

Тема 2. Понимающее (диалоговое) общение и поддержание положительного климата как его условия 8

Тема 3. Искусство публичного выступления

Тема 4. Убеждение в коммуникации 11

Тема 5. Рациональный спор и уловки 13

Тема 6. Конфликтные коммуникации: межличностные и профессиональные

Тема 7. Специфика профессиональной врачебной коммуникации

Тема 8. Общение врача-педиатра с детьми и их родителями

Тематика рефератов 23

Предисловие

Учебно-методические материалы по Основам профессиональной коммуникации предназначены для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Цели самостоятельной работы по Основам профессиональной коммуникации:

- развитие у студентов самостоятельного мышления и творческой активности путем равноправного их участия в обсуждении рассматриваемых вопросов;

- формирование способности к научному анализу;

- формирование знаний, умений и навыков по темам семинарских занятий.

Задачи самостоятельной работы по Основам профессиональной коммуникации:

- прививать навыки самостоятельного изучения гуманитарных дисциплин;

- закрепление, расширение и углубление знаний по соответствующей дисциплине и теме;

- развитие навыков постановки проблем и решения задач;

- отработка навыков ведения дискуссии, аргументации и отстаивания своей точки зрения;

- демонстрация обучающимися достигнутого уровня знаний;

- формирование навыков самостоятельной работы.

В материалах представлены все разделы и темы учебного курса «Основы профессиональной коммуникации». Материал по каждой теме содержит вопросы к семинарским занятиям, задания для самостоятельной подготовки к занятию, вопросы и задания для самостоятельной аудиторной работы, практические задания, а также требования к усвоению содержания темы. Задания для самостоятельной работы составлены с учетом различных способностей и уровня подготовки студентов.

Учебно-методические материалы предваряет список литературы, рекомендуемый ко всем семинарским занятиям, который включает в себя основную и дополнительную литературу, интернет-ресурсы. Также приводится список дополнительной литературы к каждой теме учебного курса.

Материалы соответствуют требованиям ФГОС-3+ и содержанию рабочей программы дисциплины «Основы профессиональной коммуникации», разработанной на кафедре философии, психологии и педагогики КубГМУ.

Введение

Курс «Основы профессиональной коммуникации» направлен на формирование основных знаний, умений и навыков межличностного общения. Сюда относятся умения быть эффективным слушателем, распознавать в коммуникации различие восприятия партнерами друг друга, выбирать соответствующий коммуникативной ситуации «язык» общения, узнавать, анализировать и использовать невербальные аспекты общения, создавать благоприятный коммуникативный климат и преодолевать неблагоприятный климат (например, в случае общения с агрессивным партнером), анализировать и управлять межличностным конфликтом и т.д.

Теория коммуникации – одна из наиболее перспективных отраслей современного научного знания. Коммуникация — явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов. Это вызывает необходимость создания теории, интегрирующей и обобщающей достигнутые результаты научных исследований в данной области.

Теория коммуникации – сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие.

Необходимость данной дисциплины объясняется тем, что коммуникации являются неотъемлемой частью современной жизни, а умение эффективно общаться – залог успеха в любой профессиональной деятельности. Дисциплина учит развивать коммуникативную культуру и помогает сознательно выстраивать общение.

Курс направлен на формирование профессиональной компетентности, необходимой для эффективной речевой деятельности в условиях информационного общества. Дисциплина построена на основе глубокого изучения принципов общения, с этой целью предполагается использовать деятельностный подход и ориентироваться на активные формы обучения - публичное выступление, деловая игра.

Материалы соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования.

Литература, рекомендуемая ко всем семинарским занятиям.

Основная литература:

1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. — СПб., 2006.

2. Бойко В.В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том 6. Врач, ребенок, родитель. – СПб., 2013.

3. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача. – М., 2011.

4. Гринберг М.П. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент. – М.: Литера, 2015.

5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб., 2009.

6. Магазаник Н.А. Диагностика без анализов и врачевание без лекарств– М., 2014

7. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М.: Медициына , 1991

8. Медицинская психология: методические указания для самостоятельной работы студентов медицинского факультета // А.М.Кожина, В.Л.Гавенко, Г.А.Самардакова, В.М.Синайко, Т.П.Мозговая, В.И.Коростий, Н.В.Гавенко, Л.М.Гайчук, М.Н.Хаустов, И.Н.Стрельникова, А.А. Черкасова, И.М. Соколова – Харьков, 2014.

9. Козлов В.В. Убеждение: «минные поля» переговоров. – М., 2009.

10. Козлов В.В. Жесткие переговоры: победить нельзя проиграть. – М., 2009.

11. Колягин В.В. Коммуникации в медицине. Основы трасакционного анализа: пособие для врачей. – Иркутск, 2012.

12. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине – Мед. изд-во «Авиценум», Прага, 1983.

13. Никифоров А.Л. Логика. – М., 2001.

14. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб., 1996.

15. Поль Л. Сопер Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1995.

16. Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 4.

17. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. – М., 1997

18. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М., 1993.

19. Социально-психологические основы профессиональной деятельности врача/ учебно-методическое пособие по курсу психологии для студентов СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова. // Пособие составлено сотрудниками кафедры психиатрии и наркологии с курсом общей и медицинской психологии: зав. курсом медицинской психологии к.п.н. Исаевой Е.Р., к.п.н. Ершовой С.К., к.м.н. Пиотровской В.Р., к.м.н. Лебедевой У.В., к.п.н. Бариновой М.Г., асс. Трубиной В.В., Галицыной Е.Ю., Зуйковой Н.В.

20. Харди И. Врач, сестра, больной. Пер. с венгер. М. Алекса; Под ред. М. В. Коркиной. Типография Академии наук Венгрии, 1974.

21. Харьковский А. Мастерство публичных выступлений для врачей. – Прага, 2013.

Дополнительная литература:

1. Борг Д. Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей. – М., 2013.

2. Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. Психология общения: учебник и практикум для ВПО. – М.: Издательство Юрайт, 2015.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. – МГУ, 1989

5. Урываев В.А. Социальная психология личности: Учебное пособие. - Ярославль, 2006

6. Шкурснко Д. А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с

7. Харьковский А.О. Как заставить пациента лечиться: практическое пособие для офтольмологов/ А.О. Харьковский. – Прага, 2012.

Чалдини Р. Психология убеждения. Важные мелочи, гарантирующие успех. – СПб., 2015.

Вопросы к семинарским занятиям.

Семинар 1.

1. Введение в профессиональную коммуникацию врача

2. Теория коммуникации как предмет изучения.

3. Понятие общения. Многообразие интерпретаций.

4. Структурные элементы и схема общения.

Семинар 2.

1. Функции общения. Формы и виды общения.

2. Потребности в общении. Общение в системе медицинской деятельности.

3. Шкала межличностных отношений. Коммуникативные барьеры.

Семинар 3.

1. Коммуникативная сторона общения.

2. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения.

3. НЛП-диагностика пациента:

· Общая характеристика вербального общения с пациентом

· Первичная репрезентативная система пациента

· Невербальные каналы информации

· Ключи доступа: глазодвигательные паттерны.

· Ведущая и референтная системы

Задания для самостоятельной подготовки к занятию:

1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;

2) подготовиться к выполнению практических заданий.

Задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Пройдите тесты и оцените результаты.

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «да», если не согласны, напишите «нет».

Обработка результатов.

Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы про ставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 11–14, 17– 24, 26, 28, 30–33; только при ответе «нет» по пунктам 3–6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.

Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».

Выводы: Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.

Инструкция.

Прочтите каждый из 16 вопросов и напишите ответ «да», «нет» или «иногда».

Текст опросника.

1. Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с до кладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки.

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вас с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)'

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Иск стесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы, излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Вопросы к семинарским занятиям.

Семинар 1.

1. Характеристика понимающего общения: установки общения, ориентированного на понимание.

2. Правила понимающего реагирования.

3. Виды понимающего реагирования.

4. Основные требования к разговору врача с позиции понимающего общения.

Семинар 2.

1. Создание и поддержание положительного климата в целенаправленной беседе. Установление первичного контакта. Контакт как условие лечебного воздействия

2. Уход от открытой конфронтации. Мастерство конструктивной критики и реагирования на неё

3. Стадии установления доверительных отношений

Задания для самостоятельной подготовки к занятию:

1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;

2) подготовиться к выполнению практических заданий.

Задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Пройдите тесты и оцените результаты.

Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В. Бойко).

Методика направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в об щении и выявление типа эмоциональных помех.

Инструкция.

Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны.

Текст опросника.

1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести бо лее благоприятное впечатление на партнеров.

3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем то своем.

8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.

9. Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.

10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

12. Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.

13. Пожалуй, я несколько скован, зажат.

14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопо жатиями в деловой обстановке.

16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п.

17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.

18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому чело 
веку.

22. Мне часто почему то бывает весело без всякой причины.

23. Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные 
выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т.д.

24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25. Мне что то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я ис пытываю эти чувства к нему.

Анализ результатов.

Ответы испытуемых сопоставляются с ключом. За каждый ответ «да» начисляет ся один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой либо группе, то делается вывод о наличии кон кретных «помех» в установлении эмоциональных контактов.

«Помехи» в установлении эмоциональных контактов Номера вопросов и ответы по «ключу»
Неумение управлять эмоциями, дозировать их +1, –6, +11, +16, –21
Неадекватное проявление эмоций –2, +7, +12, +17, +22
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций +3, +8, +13, +18, –23
Доминирование негативных эмоций +4, +9, +14, +19, +24
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе +5, +10, +15, +20, +25
Итого  

Инструкция.

Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» — 0 баллов, «нет, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4 и при ответе: «да, всегда» — 5 баллов. Отвечать нужно на все пункты.

Текст опросника.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя ли 
цами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе на 
ворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, буд то это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем нибудь помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение сво его хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить са мостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества ста 
риков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так 
задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я ста 
раюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов.

Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенно сти обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения под номерами 3, 9, 11, 13, 28, 36 и «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, то это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности. Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискрен них ответов.

Выводы:При сумме от 82 до 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатийности, от 63 до 81 балла — высокий уровень, от 37 до 62 баллов — средний уровень, от 12 до 36 баллов — низкий уровень, 11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпа тийности.

Рекомендуемая литература:

1. Иванова С.Ф. Искусство диалога, или беседы о риторике. – Пермь, 1992.

2. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М., 1993.

Вопросы к семинарским занятиям.

Семинар 1.

1. Понимание цели и структуры выступления врача.

2. Конспект и его роль при подготовки публичного выступления.

3. Искусство использования презентации (PowerPoint) в публичном выступлении.

4. Волнение и страх оратора перед выступлением.

Семинар 2.

1. Вербальные характеристики в выступлении врача.

2. Невербальные характеристики (поза, жесты, голос) в выступлении врача.

3. Привлечение и удержание внимания аудитории.

4. Контакт с аудиторией.

5. «Умение рассказывать истории» (сторитейлинг) в медицинской практике.

Задания для самостоятельной подготовки к занятию:

1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;

2) подготовиться к выполнению практических заданий.

Вопросы и задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Пройдите тесты и оцените результаты.

Обработка результатов.

1. а – 2, б – 4, в – 3

2. а -1, б – 3, в – 0

3. а – 4, б – 4, в – 3, г – 2, д – 4

4. а – 0, б – 0, в – 1, г – 1, д – 0, е - 1

5. а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 2

6. а – 2, б – 1, в – 3, г – 2, д – 3, е – 2

7. а – 1, б – 3, в – 3, г – 2, д – 0

8. а – 3, б – 1, в – 1

9. а – 3, б – 2, в – 2, г – 1

10. а – 3, б – 2, в – 1

11. а – 0, б – 3, в – 1

12. а – 1, б – 4, в – 2

13. а – 0, б – 4, в – 3

14. а – 4, б – 2, в – 0

15. а – 4, б – 0, в – 1

16. а – 0, б – 2, в – 1

17. а – 3, б – 4, в – 1

18. а – 2, б – 4, в – 0

19. а – 3, б – 2, в – 1

20. а – 4, б – 0, в – 2

Выводы: 77-56 баллов – у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А ведь это важно и на работе, и в личной жизни, согласны?

55-34 баллов – вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими.

33-11 баллов – язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И не потому, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность.

Тест «Умеете ли вы выступать?».

Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет». При положительном ответе засчитайте себе 2 очка.

Текст опросника.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к выступлению в зависимости от состава аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?

1. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

2. Волнуетесь ли перед выступлением настолько, что должны преодолевать себя?

3. Приходите ли задолго до начала выступления?

4. Нужны ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас выслушать?

5. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

6. Любите ли вы во время выступления двигаться?

7. Отвечаете ли на замечания по ходу их поступления, не группируя их?

8. Успеваете ли во время выступления пошутить?

Обработка результатов.

Более 12 баллов –вы умеете подчинить себе аудиторию, не допускаете вольностей в поведении на трибуне и в речи, но излишняя независимость от аудитории может сделать вас нечувствительным к интересам слушателей

Менее 12 баллов –вы сами подчиняетесь аудитории, ориентируясь на ее реакцию, но стремление во всем следовать за ней может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

Вывод: вспомните слова Ф. Ларошфуко: «В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить – и ничего не сказать».

Рекомендуемая литература:

1. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – Любое издание.

2. Поль Л. Сопер Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1995.

3. Харьковский А. Мастерство публичных выступлений для врачей. – Прага, 2013.

Вопросы к семинарским занятиям.

Семинар 1.

1. Введение: порядок речи и порядок её восприятия. Законы убеждения. Закон подачи информации. Закон обоснования информации. Закон принятия информации.

2. «Ключи» и «могильщики» мотивации (как сделать так, чтобы пациент не только понял, но и принял то, что мы говорим).

3. Речевые формулы убеждения пациента. Формулы самоподачи.

4. Формулы фиксации.

Семинар 2.

1. Формулы аргументации и возражений, их особенности в профессиональной коммуникации врача.

2. Формулы «магического».

3. Формулы завершения контакта.

4. Сценарий (пере-)убеждения.

Задания для самостоятельной подготовки к занятию:

1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;

2) подготовиться к выполнению практических заданий.

Вопросы и задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Пройдите тесты и оцените результаты.

Текст опросника.

1. Как Вы думаете, подошла бы Вам профессия актера или политика?

2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?

3. Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших интимных проблемах?

4. Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления неверного понимания Ваших слов и поступков?

5. Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где Вы сами хотели бы его добиться?

6. Любите ли Вы заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?

7. Могли бы Вы посвятить всего себя достижению чего-нибудь выдающегося?

8. Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?

9. Предпочитаете ли Вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

10. Любите ли Вы менять мебель в квартире?

11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

12. Любите ли Вы «осаживать» того, кто, на Ваш взгляд, слишком самоуверен?

13. Нравится ли Вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

Обработка результатов. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами ответами и их оценкой в табл.

  да нет

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы.

65 – 35 баллов. Вы – человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми Вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их. А тех, кто не разделяет Ваши принципы, надо убеждать, и Вы это умеете. Однако Вам необходимо себя контролировать, чтобы Ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе Вы превратитесь в фанатика или тирана.

30 – 0 баллов.Вы бываете малоубедительны даже тогда, когда абсолютно правы.

Обработка результатов.

Запишите себе по одному очку за каждый ответ, совпавший с данными ниже:

1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 14, 15, 16 – нет; 5, 8, 10, 11, 12, 13 – да.

0–5 баллов –Вы не рождены для переговоров. Лучше всего вам подобрать себе работу, где от вас этого и не потребуется.

6–11 баллов –Вы хорошо умеете вести переговоры, но есть опасность, что вы проявите властные черты своего характера в самый неподходящий момент. Вам стоит заняться повышением своей квалификации в этой сфере, а главное – учиться жестко держать себя в руках.

12–16 баллов –Вы всегда очень ловко ведете переговоры. Но будьте осторожны! Окружающие вас люди могут подумать, что за этой ловкостью скрывается нечестность и от вас лучше держаться подальше. А такое мнение на пользу не идет!

Рекомендуемая литература:

1. Козлов В. В. Убеждение: «минные поля» переговоров. – М., 2009.

Семинар 1.

1. Почему врач должен уметь правильно спорить и мыслить?

2. Доказательство и опровержение в споре.

3. Структура доказательства. Прямое и косвенное доказательства. Опровержение и его виды.

4. Требования к Тезису. Возникновение Тезиса из Спорной мысли

5. Требования к Аргументам (Доводам).

Семинар 2.

1. Условия спора.

2. Тактика спора.

3. Запрещенные приемы спора.

4. Запрещенные аргументы.

Задания для самостоятельной подготовки к занятию:

1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;

2) подготовиться к выполнению практических заданий.

Вопросы и задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Пройдите тест и оцените результаты.

Инструкция.

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным — букву «Н».

Текст опросника.

1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка результатов.

1 балл — начисляется за ответ «Н» на 1,5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо ее чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих.

Люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Рекомендуемая литература:

1. Никифоров А.Л. Логика. – М., 2001.

2. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб., 1996.

Семинар 1.

1. Конфликт: общие характеристики. Определение конфликта. Формула конфликта: истинный или ложный. Факторы ослабления конфликта.

2. Межличностный конфликт. Источники межличностных конфликтов.

3. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Стадии развития межличностного конфликта.

Семинар 2.

1. Конфликтные переговоры в деловой коммуникации и в медицинской профессии: прессинг и методы противодействия в переговорах. Цели прессинга. Способы прессинга. Базовые правила реакции на прессинг.

2. Агрессия: приемы работы с ней в деловой коммуникации и в медицинской профессии

3. Основные эффекты и принципы реакции на агрессию в деловой коммуникации и медицинской профессии.

Семинар 3.

1. Тактики и приемы работы с агрессией.

2. Конфликтная врачебная коммуникация: «Трудные пациенты»

3. Отсутствие контакта в практике врача как одна из причин конфликта

Задания для самостоятельной подготовки к занятию:

1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;

2) подготовиться к выполнению практических заданий.

Задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Пройдите тесты и оцените результаты.

Инструкция.

Вам пре

Наши рекомендации