Провести забор смешанной слюны.

Собственно слюна собирается из протоков желез с помощью специальных капсул или путем канулирования слюнных протоков. Смешанная слюна собирается путем сплевывания или методом отсасывания шприцом со дна ротовой полости. При заборе слюны можно использовать стимуляторы слюноотделения (на кончик языка 1% р-р лимонной кислоты, жевание кусочка парофина, гальки). Стимулированная слюна по количеству и составу отличается от нестимулированной.

2. В пробе слюны определить содержание некоторых компонентов:

Определение рН слюны.

Используют стандартную универсальную индикаторную бумагу. Пользуясь цветной шкалой, определяют рН слюны. Сравнить с нормой. При отклонении рН от оптимального спрогнозировать степень резистентности к кариесу.

Работа 2а – продолжить исследование по определению рН слюны.

1. определили рН собственной слюны ( в соответствии с методикой)

2. Прополоскать ротовую полость 5% раствором глюкозы. Через каждые 15 минут (дважды) повторить анализ на рН слюны. Построить график зависимости:

рН

|

|

|

|

|_________________

Мин

Обьяснить возникшие изменения

Биуретовая реакция. Качественная реакция на белки. Реакция обусловлена наличием в белке пептидных связей, которые в щелочной среде с сернокислой медью образуют окрашенные комплексы.

Ход работы: В пробирку внести 0,5-1,0 мл слюны, 1 мл 10% р-ра едкого натрия и 1-2 капли 1% р-ра сернокислой меди. Появляется фиолетовое окрашивание при наличии белков.

Реакция Фелинга на глюкозу.

Ход работы: К 10 каплям слюны прибавить 10 капель реактива Фелинга. Нагреть до кипения. При наличии глюкозы появляется красное окрашивание. Результаты сравнить с нормой. Обьяснить отсутствие глюкозы в собственно слюне.

Качественная реакция на кальций.

Ход работы:

Ход работы: В центрифужную пробирку внести 1мл 40% раствора щавелевокислого аммония, добавить 2 мл слюны. Через 30мин. Выпадает осадок щавелевокислого кальция.

Объяснить роль кальция в слюне.

Качественная реакция на фосфор.

Ход работы: К 2мл слюны добавить 1 мл молибденовокислого аммония. При наличии фосфора выпадает желтый осадок молибденофосфорного аммония.

Объяснить роль фосфатов в слюне.

Обнаружение каталазы.Фермент каталаза катализирует распад перекиси водорода с образованием кислорода и воды. На этом свойстве основано обнаружение фермента в биологических объектах.

Ход работы: К 0,5 – 1,0 мл слюны добавить равный объем 1% р-ра перекиси водорода, при наличии фермента наблюдается выделение пузырьков кислорода.

Объяснить роль каталазы в слюне.

Качественная реакция на роданиты слюны.Реакция основана на образовании в кислой среде роданистой соли железа –роданила – красного цвета. Роданиты слюны – соли и эфиры тиоциановой кислоты. Они являются продуктами обмена серусодержащих соединений. В норме в слюне содержится небольшое количество роданитов. У курильщиков содержание этих соединений увеличивается.

Ход работы: В пробирку внести 0,5 мл слюны, 5 капель раствора хлорного железа, 2-3 капли соляной кислоты. Появляется красное окрашивание, интенсивность которого зависит от содержания роданитов. Для сравнения проведите реакцию без слюны. Вместо слюны добавьте 7 капель роданистого аммония.

Объясните роль роданитов, возможные изменения состояния ротовой полости при их повышении.

Выполните следующие задания:

1. Исходя из положения, сформулированного в 90годы прошлого века, позволяющего представить слюну как структурированную систему, составьте определение понятия «слюна как биологическая жидкость».

2. В ночное время повышается вероятность возникновения кариесогенной ситуации. Почему?

3. Одним из важнейших защитных факторов слюны является фермент лизоцим. Содержание лизоцима в слюне повышается при остром течении патологических процессов, при хронизации процесса – снижается.

Каков механизм его антимикробного действия? Его источники?

4. Развитие бактериальной инфекции в ротовой полости во многом связано с способностью микроорганизмов к адгезии. Каков молекулярный механизм этого свойства? Какие факторы слюны способствуют потери бактериальной клетки адгезивной способности?

5. Назовите наиболее эффективные факторы слюны, выполняющие функцию противовирусной защиты. Охарактеризуйте молекулярные основы их антивирусного действия.

6. Ротовая полость – начальный отдел пищеварительного тракта, в котором происходит первый контакт организма с пищей и др. соединениями. Почему использование горячей пищи или воды не вызывает ожогов слизистой ротовой полости?

7. Назовите возможные причины снижения рН слюны (ниже рН 6). Почему в этой ситуации возникает кариесогенная ситуация?

8. Клиницистами отмечен антогонизм между кариесом и парадонтозом. Обоснуйте возможные причины этого феномена.

9. С чем связан тот факт, что содержание в слюне мочевины, креатина, кетоновых тел и некоторых других прямо коррелируется с содержанием в крови ( следовательно, их можно определять и в слюне в диагностических целях), а содержание глюкозы, аминокислот – нет.

10. Возможно биохимическое исследование слюны в диагностических целях. Назовите некоторые биохимические показатели слюны, характеризующие состояние тканей ротовой полости ( характерные признаки кариесрезистентности; воспаления парадонта). пародонта.

Наши рекомендации