Без каких перечисленных в скобках энзимов не может произойти переваривание и всасывание нуклеиновых кислот, поступивших в составе нуклеопротеидов (пепсин, трипсин, нуклеотидазы, фосфатазы)? Почему?
6. Определите соответствие:
А. Продукт катаболизма пуринов. 1. гипоксантин
Б. Продукт катаболизма пиримидинов. 2. Аммиак.
В. Оба 3. Мочевая кислота.
Г. Ни один 4. СО2
7. Пациент обратился в клинику с жалобами на острые боли в суставах. Биохимический анализ крови на содержание мочевой кислоты составил 0,30 ммоль/л. Можно состояние больного расценивать как гиперурикемию и как следствие диагностировать подагру.
8. Метотрексат – структурный аналог фолиевой кислоты – является эффективным противоопухолевым препаратам и широко используется в клинике. Он снижает скорость синтеза пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов и тормозит рост опухоли. Укажите, какие стадии синтеза нуклеотидов будут ингибированы при использовании этого препарата. Для этого: а) назовите производные фолата, которые обеспечивают включение углеродных атомов в азотистые основания нуклеотидов;
б). ответ иллюстрируйте формулами азотистых оснований, на которых отметьте положение этих атомов в гетероциклических кольцах.
Задание для самостоятельной работы (выполняется письменно):
1. Составьте таблицу: Клинико-биохимическая характеристика желтух
Биохимический показатель | желтухи | ||
Надпеченочная (гемолитическая) | печеночная | Подпеченочная (механическая, обтурационная) | |
Общий билирубин | |||
Связанный билирубин | |||
Свободный билирубин | |||
Билирубин мочи | |||
Уробилин мочи | |||
Стеркобилин кала |
При заполнении таблицы используйте символы «снижено», «повышено», «неизменено»
Сравните свои ответы с таблицей в учебнике « Биохимия для врача» с.259. Выясните причину Ваших ошибок.
2. Продолжите составление словаря терминов и понятий по теме «Метаболизм белков». ( Альтернативная работа - составление тестов ,не менее 20)
3. Дополните схему, иллюстрирующую связь метаболизма углеводов и липидов в тканях( используйте построенную ранее, занятие). В схеме покажите метаболические пути аминокислот, пути обезвреживания аммиака, синтеза гема
ЗАНЯТИЕ 18. Итоговое по теме «Обмен белков».
Модульная единица 2.1.
Цель занятия - систематизировать полученные при изучении темы знания и получить цельное представление о биологическом значении белков, их метаболизме.
Владеть: принципами постановки предварительного заключения о биохимических сдвигах на основании лабораторного исследования; о патологических состояниях, сопровождающихся нарушением метаболизма пуриновых и пиримидиновых оснований, гема.
При подготовке к занятию в порядке самоконтроля определить с помощью следующих вопросов, усвоен ли Вами раздел «Обмен белков»,а также использовать целевые вопросы и задания аудиторной и внеаудиторной работы по теме:
1. Функции белков, связь их разнообразия со структурой.
2. Потребность в белках, их источники в питании, биологическая ценность, критерии биологической ценности. Азотистый баланс.
3. Переваривание и всасывание белков, условия и протеолитические ферменты.
4. Источники аминокислот и пути их использования.
5. Судьба аминокислот и других продуктов расщепления белков, не подвергшихся всасыванию.
6. Этапы биосинтеза белка. Механизмы регуляции.
7.Общие пути превращения в тканях аминокислот, не используемых в синтезе белка.
8.Механизм окислительного дезаминирования, связь с трансаминированием. Значение в организме.
9.Декарбоксилирование, продукты декарбоксилирования аминокислот, их роль.
10. Пути обезвреживания аммиака. Биосинтез мочевины.
11. Переваривание и всасывание нуклеопротеидов.
12. Распад пиримидиновых и пуриновых нуклеотидов, конечные продукты. Возможные нарушения.
13. Синтез пуриновых и пиримидиновых оснований.
14. Распад гемоглобина в тканях, продукты превращения гема. Диагностическое значение исследования обмена пигментов.
15. Синтез гема и гемоглобина. Возможные нарушения.
16. Врожденные нарушения обмена аминокислот.
Тема: Биомолекулы с преимущественно регуляторными функциями Цель:1.Усвоитьпринципы, на основании которых биологически активное соединение можно отнести к классу «Витамины», изучить механизмы участия витаминов в обменных процессах, механизмы нарушений обмена при дефиците витаминов и возникающие при этом биохимические сдвиги.
2.Изучить классификацию и номенклатуру гормонов, механизмы передачи информации, механизмы их действия, органы-мишени, эффекты, возникающие под их влиянием.
Значение темы:овладение знаниями о механизмах регуляции обменных процессов, о соединениях, обеспечивающих связь между органами и системами многоклеточного организма, т.е. о механизмах коммуникации между клетками, органами и системами; закрепление знаний о взаимосвязи обменных процессов и механизмах, обеспечивающих их связи.
ЗАНЯТИЕ 19. Витамины.
Цель занятия: Изучить признаки, характерные для класса «Витамины», номенклатуру витаминов, их классификацию, понятия «авитаминоз», «гиповитаминоз». Изучить биологическую роль жирорастворимых и водорастворимых витаминов и нарушения обмена возникающие при их дефиците.
Студент должен знать:
1.Химическую природу витаминов.
2.Суточную потребность в них человека в зависимости от возраста, физиологического состояния и вида деятельности.
3.Источники этих витаминов в питании.
4.Биохимические функции жирорастворимых витаминов.
5. Биохимические функции водорастворимых витаминов, их коферментная функция.
5.Биохимические сдвиги, возникающие при недостаточной обеспеченности организма этими витаминами.
Студент должен уметь:
1.Провести качественный анализ содержания витаминов.
2. На схемах обменных процессов определить ферменты, коферментная форма которых представлена производными водорастворимых витаминов, и сделать вывод о возможных нарушениях обменных процессов при недостаточности этих витаминов.
Студент должен владеть:информацией о наиболее демонстративных клинических проявлениях гиповитаминозов, в том числе и в стоматологической практике; о принципах предупреждения гиповитаминозов.
Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:
1.Химическое строение простых и сложных липидов.
2. Принципы современной номенклатуры химических соединений.
3. Теоретические основы строения и реакционной способности органических соединений.
Задания для самоподготовки:
Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:
1.Дайте общую характеристику класса « Витамины».
2. Выберите из приведенных ниже характеристик те, которые свойственны классу «Витамины»:
А. синтез осуществляется преимущественно в печени; Б. синтез протекает главным образом вне организма; В. осуществляют механохимические превращения; Г. активны в малых количествах; Д. оказывают влияние на разные химические процессы в живых организмах; Е. реализуют пластическую функцию; Ж . участвуют в обмене в качестве энергетического материала; З. не являются пластическим материалом; И. недостаток а питании ведет к специфическим нарушениям.
3. Перечислите экзогенные и эндогенные причины гиповитаминозов. Приведите конкретные примеры.
4.Продолжите фразу « Витаминоподобные вещества сходны с витаминами, однако, …».
5. Закончите фразу «Антивитамины – это вещества, затрудняющие…».
6. Назовите принцип деления антивитаминов на две группы. Приведите примеры.
7. Установите соответствие:
Витамины Особенности
1. водорастворимые а. действуют как антикоферменты
2. антивитамины б. частично синтезируются в организме
3. витаминоподобные вещества в. превращаются в организме в коферменты
8.Составьте таблицу: Жирорастворимые витамины и их функции
Название жирорастворимых витаминов и их буквенное обозначения | Источники | Суточная потребность | Процессы, протекающие при участии витамина | Нарушения при дефиците | |
Биохимические сдвиги | Возможные клинические признаки | ||||
9.Запишите последовательные превращения 7-дегидрохолестерола в активную форму витамина Д. Обратите внимание на участие паратгормона в этом процессе.
10. В каких тканях и как реализуется эффект активной формы витамина Д на обмен кальция.
11. Продолжите фразу: «Основная функция токоферола – торможение…».
12.Назовите биохимический процесс, протекающий при участии витамина К.
13. Составьте таблицу: Водорастворимые витамины и их функции.
Название витамина и буквенное обозначение | источники | Суточная потребность | Коферментная форма, ферменты | Метаболический путь, в котором участвует | Нарушения при дефиците.Возможные биохимические и клинич.. признаки |