Особенности семейного психологического консультирования
Семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии, имеющей свои отличительные признаки, границы и «объем психотерапевтического вмешательства». Семейное консультирование развива-
лось параллельно с семейной психотерапией, и эти два вида психотерапии взаимно обогащали друг друга.
Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста ( Э. Г. Эйдемиллер, 1996).
Принципиальное отличие психологического консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, акценте на анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации — «веера решений» (Т. М. Мишина, 1983; О. А. Карабанова, 1991).
Многообразие приемов и методов семейного консультирования обусловлено различием теоретических концепций, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе ее разновидность — рационально-эмотивная терапия (RET) (A. Ellis, 1962), а также системное направление (С. Минухин, Ч. Фишман, 1998).
Интегрируя практические приемы проведения семейного консультирования представителями вышеперечисленных школ, можно сформулировать следующие основные принципы и правила семейного консультирования.
1. Установление раппорта и Присоединение консультанта к пациентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, а также с помощью приемов «мимезиса», синхронизации дыхания консультанта и «заявителя» проблемы, использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.
2. Сбор информации о проблеме пациента с использованием приемов мета-моделирования и терапевтических метафор (Э. Г. Эйдемиллер, 1996). Субъективизации психотерапевтической цели способствовали такие вопросы: «Чего Вы хотите?», «Какого результата Вы хотите достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об этом
без отрицательной частицы «не», в выражениях положительного результата».
3. Обсуждение психотерапевтического контракта. Эта часть проведения консультирования признается многими специалистами как одна из самых важных. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, технологии доступа к разрешению проблемы пациента, а пациент отвечает за собственные активность, искренность, желание осуществлять изменения своего ролевого поведения и др. Затем участники консультирования обсуждают продолжительность работы (в среднем общее время консультирования — 3—6 часов) и длительность одного сеанса консультирования. Также следует обсудить периодичность встреч. В практике семейного консультирования используется постепенное урежение сессий — вначале одна сессия в неделю, а потом в 2—3 недели.
4. Уточнение проблемы пациента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросы типа: «Как раньше Вы справлялись с трудностями, что Вам помогало?»; «В каких ситуациях Вы были сильными, как Вы использовали свою силу?»
5. Проведение собственно консультации. Необходимо укрепить веру пациентов в успешность и безопасность процедуры консультирования с помощью утверждений такого содержания: «Ваше желание осуществить изменения, Ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с Вами, его профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы.»
С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны вопросы: «Что в сложившихся обстоятельствах является для Вас самым плохим?»; «Что самого хорошего есть в обсуждаемой ситуации? »
Затем проводится совместный поиск новых шаблонов поведения — «веера решений». Консультант предлагает
следующие вопросы: «Чего Вы еще не делали, чтобы решить проблему?»; «Как вели себя значимые для Вас люди, оказавшись в похожей ситуации?»; «А Вы так смогли бы поступить?»; «ЧтоВам поможет совершить такой же поступок?»
Возможно использование приемов визуализации — пациенты, находясь в трансе (а этому способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом ощущения.
6. «Экологическая проверка». Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5—10 лет и исследовать свое состояние.
Приближаясь к завершению консультирования, консультант предпринимает усилия по «страхованию результата». Это связано с тем, что иногда пациенты нуждаются в некоторых действиях, способствующих обретению ими уверенности, осваивая новые шаблоны поведения.Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание, приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов.
В ряде случаев необходимо произвести процедуру «отсоединения». Она может произойти автоматически при сравнении пациентами заявленной цели и обретенного результата, но в ряде случаев консультант вынужден стимулировать отсоединение. Джей Хейли (J. Haley, 1976) с этой целью часто использует «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к результату, прямо противоположному заданию. К примеру, двум молодым супругам, которые конфликтовали по поводу того, как выражать свои чувства: открыто или сдерживая их, он в конце консультации предложил такое задание: «На протяжении недели ссорьтесь по одному часу в сутки с целью проверки своего эмоционального реагирования». Д. Хейли исходил из знания человеческой природы, что никто сознательно не будет делать себе и другому что-то плохое. У супругов, которые попробовали выполнять это задание и бросили его, наоборот, укрепилось желание ценить друг друга, и они со-
гласованно приняли решение отказаться от услуг «странного» консультанта.
В настоящее время семейное консультирование является одним из наиболее востребованных населением Республики Беларусь видов психотерапевтической помощи. Помимо системы здравоохранения, семейные консультанты появляются в системе образования — в психологических центрах, непосредственно в школах, а также в консультациях, действующих в системе Министерства социального обеспечения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Вопрос № 1.
Кто автор метода рациональной психотерапии?
1) Форель;
2) Дюбуа;
3) Павлов;
4) Бехтерев;
5) Фрейд.
Вопрос № 2. Основой рациональной психотерапия является:
1) разъяснение;
2) внушение;
3) логическая аргументация;
4) коррекция личности;
5) деонтология.
Вопрос № 3.
В процессе рациональной психотерапии основным в работе врача с пациентом является вопрос:
1) каким пациент себя считает?
2) каким он хочет быть в оценке окружающих?
3) каков он на самом деле?
4) какой ущерб наносит ему болезнь?
5) все перечисленное.
Вопрос № 4. Внутренняя картина болезни — это понятие:
1) социальное;
2) психологическое;
3) клиническое;
4) социально-психологическое;
5) и социальное, и психологическое, и клиническое.
Вопрос № 5. Субъективная картина болезни проявляется:
1) на сенсорном уровне;
2) на эмоциональном уровне;
3) на интеллектуальном уровне;
4) на всех трех указанных уровнях.
Вопрос № 6. Основным достоинством рациональной психотерапии является:
462
1) активное участие больного в процессе лечения;
2) быстрое достижение лечебного эффекта;
3) отсутствие противопоказаний;
4) возможность широкого использования метода;
5) экономичность.
Вопрос № 7,
Закон непоследовательности мышления сформулировал:
1) Платон;
2) Гельвеций;
3) Аристотель;
4) Плутарх;
5) Геродот.
Вопрос № 8.
Показаниями к рациональной психотерапии являются прежде всего:
1) невроз навязчивых состояний;
2) психопатия психастенического круга;
3) сексуальные неврозы;
4) истерический невроз;
5) все перечисленное.
Вопрос № 9.
Самовнушение — это внушение самому себе:
1) мыслей;
2) ощущений;
3) желаний;
4) образов;
5) всего перечисленного.
Вопрос №10. Метод Куэ — это:
1) непроизвольное самовнушение;
2) произвольное самовнушение;
3) психологическая саморегуляция;
4) аутогенная тренировка;
5) психомышечная тренировка.
Вопрос №11.
К методам самовнушения относится все нижеперечисленное за исключением:
1) прогрессивной мышечной релаксации;
2) метода Куэ;
3) йоги;
4) медитации;
5) гипносуггестии.
Вопрос № 12.
Во время сеанса произвольного самовнушения формулу рекомендуется повторять:
1) 5 раз;
463
2) 10 раз;
3) 15 раз;
4) 20 раз;
5) 30 раз.
Вопрос №13.
Точное название метода, предложенного Джекобсоном:
1) психофизиологическая саморегуляция;
2) прогрессивная мышечная релаксация;
3) сосредоточенное саморасслабление;
4) мышечная деконцентрация;
5) саморегуляция мышечного тонуса.
Вопрос №14.
Под дифференцированной релаксацией Джекобсон понимал состояние:
1) психической активности;
2) двигательной активности;
3) противоположное психической активности;
4) нервно-психического напряжения;
5) расслабления мышц.
Вопрос № 15.
Упражнения прогрессивной мышечной релаксации в группе продолжаются:
1) 20 минут;
2) 30 минут;
3) 60 минут;
4) 1,5 часа;
5) 2 часа.
Вопрос №16.
Главное в йоге — это учение о:
1) самосознании;
2) самосозерцании;
3) филофской системе;
4) самопознании;
5) самоосвобождении.
Вопрос №17. Какой ступенью йоги являются позы (асаны):
1) первой;
2) второй;
3) третьей;
4) четвертой;
5) пятой.
Вопрос №18.
Последние четыре ступени йоги направлены на:
1) психологическую подготовку;
2) физическую подготовку;
464
3) психологическую и физическую подготовку;
4) тренировку психических процессов;
б) все перечисленное.
Вопрос № 19. Основой технической системы лайя-йоги является:
1) пранаяма;
2) асаны;
3) нияма;
4) йама;
б) медитация.
Вопрос № 20. Медитация —это:
1) навязчивая мысль, мотив, образ;
2) способность сосредоточиваться на чем угодно и не думать о том, что мешает в данный момент;
3) неспособность сосредоточиться на одной мысли;
4) глубокое погружение в размышление над какой-либо проблемой;
б) все формулировки правильны.
Вопрос № 21. С современных позиций медитация является одной из форм:
1) онейроидного состояния сознания;
2) аутогипнотизации;
3) сумеречного сознания;
4) состояния сомноленции;
б) глубокого оглушения.
Вопрос № 22.
Цель медитативной практики —
1) повышение интеллектуальных способностей;
2) выработка чувства глубинного спокойствия;
3) улучшение памяти, ликвидация бессонницы;
4) повышение выносливости организма и устойчивости к разного рода заболеваниям;
5) все перечисленное.
Вопрос № 23.
Термин «аутогенная тренировка» (AT) ввел:
1)Куэ;
2) Бодуэн;
3) Шульц;
4) Джекобсон;
б) Фрейд.
Вопрос № 24. В основе аутогенной тренировки лежит:
1) произвольное самовнушение;
465
2) йога;
3) мышечная релаксация;
4) рациональная психотерапия;
б) все перечисленное.
Вопрос № 25.
Полный курс аутогенной тренировки по Шульцу рассчитан на:
1) 2—3 месяца;
2) 4—6 месяцев;
3) 6—9 месяцев;
4) 9—12 месяцев;
5) 1,6—2 года.
Вопрос № 26.
Третье упражнение аутогенной тренировки направлено на:
1) регуляцию дыхания;
2) регуляцию ритма сердечной деятельности;
3) вызывание чувства тяжести и тепла в ногах;
4) прогревание живота;
5) вызывание ощущения прохлады в области лба.
Вопрос № 27.
Первая ступень аутогенной тренировки включает:
1) 2 упражнения;
2) 3 упражнения;
3) 4 упражнения;
4) 5 упражнений;
5) 6 упражнений.
Вопрос № 28.
Первые 3 месяца сеансы самовнушения по Шульцу продолжаются:
1) 1—3 минуты;
2) 5 минут;
3) 10 минут;
4) до 30 минут;
5) до 1 часа.
Вопрос № 29.
Четвертое упражнение аутогенной тренировки-2 —это медитация на:
1) цвете;
2) образе;
3) абстрактной идее;
4) эмоциональном состоянии;
5) человеке.
Вопрос № 30.
Упражнения по аутогенной нейтрализации включают:
1) ответ бессознательного;
2) медитацию на эмоциональном состоянии;
3) медитацию на образе;
466
4) аутогенное отреагирование;
5) аутогенную вербализацию.
Вопрос № 31.
Автором направленной органотренировки является:
1) Лутэ;
2) Лобзиы;
3) Свядощ;
4) Ромен;
5) Клейнзорге-Клюмбиес;
Вопрос №32. Психотоническая тренировка по Мировскому — Шогаму направлена на:
1) расслабление;
2) успокоение;
3) стимулирование;
4) органы брюшной полости;
5) вызывание определенных цветовых представлений.
Вопрос № 33.
Какие из перечисленных элементов лежат в основе психомышечной тренировки по А. В. Алексееву:
1) умение расслабиться;
2) способность максимально ярко, но не напрягаясь, представить содержание формул самовнушения;
3) умение удерживать внимание на избранном объекте;
4) умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами;
б) все перечисленные.
Вопрос № 34.
Для проведения сеанса аутогенной тренировки-1 в сочетании с обратной биологической связью можно использовать:
1) оксигемограф;
2) электромиограф;
3) полиграф;
4) электроэнцефалограф;
5) любой из указанных аппаратов.
Вопрос № 35. Какие из указанных этапов включает метод внушения в гипнозе:
1) подготовительный;
2) гипнотизации;
3) лечебного внушения в состоянии гипноза;
4) дегипнотизации с постгипнотическим внушением;
5) все указанные.
Вопрос № 36.
Какие пациенты могут делать интенсивный перенос на психотерапевта-мужчину:
467
1) пациенты с МДП (маниакальная фаза);
2) пациенты с антисоциальной установкой;
3) женщины за 40 лет, любящие жаловаться;
4) привлекательные молодые женщины;
5) все перечисленные лица.
Вопрос №37. Проводить гипнотерапию имеет право:
1) человек, имеющий высшее медицинское образование;
2) любой человек;
3) любой человек, имеющий медицинское образование;
4) врач-психиатр;
5) врач, имеющий специальную подготовку по психотерапии,
Вопрос № 38. Термин «антисуггестивный барьер» ввел:
1) Шарко;
2) Бехтерев;
3) Тохарский;
4) Данилевский;
5) Вельвовский.
Вопрос № 39.
Цель предварительной беседы во время гипносуггестии заключается в:
1) повышении у пациента интереса к лечению;
2) усилении уверенности в успехе;
3) подготовке к последующей суггестии в гипнозе;
4) получении согласия на проводимое лечение;
б) все перечисленные факторы важны.
Вопрос № 40. Восприимчивость к гипнозу зависит от:
1) личности гипнотизируемого;
2) личности гипнотизера;
3) степени внушаемости;
4) расы, пола, социального положения гипнотизируемого;
5) многочисленных интер- и интраперсональных отношений.
Вопрос № 41. Гипнозу поддаются:
1) 50 % людей;
2) 80 % людей;
3) только больные;
4) практически все;
5) степень гипнабельности различна у всех людей.
Вопрос № 42. Хуже других поддаются гипнозу больные:
468
1) истерией;
2) неврастенией;
3) психастенией;
4) перенесшие травму головы;
5) страдающие алкоголизмом.
Вопрос № 43.
Для успешного проведения гипнотерапии необходимо ввести больного в состояние:
1) сомноленции;
2) каталепсии;
3) сомнамбулизма;
4) глубина гипнотического состояния не играет решающей роли.
Вопрос № 44. Для успешного проведения гипнотерапии от пациента требуется:
1) активная помощь врачу;
2) повышенная внушаемость;
3) сосредоточенное внимание;
4) спокойная пассивность;
5) незначительное противодействие врачу.
Вопрос № 46.
Тесты на внушаемость призваны помочь:
1) врачу обрести уверенность в собственных возможностях;
2) пациенту поверить в свою способность получить внушения;
3) врачу погрузить пациента в гипнотическое состояние;
4) усилить глубину гипнотического сна;
б) все перечисленное верно.
Вопрос № 46.
Во время гипнотического сна:
1) формализуются нервные процессы;
2) улучшается кровообращение;
3) укрепляется память;
4) усиливается воля;
5) возможно все перечисленное.
Вопрос № 47. Психотерапевтическая триада В. М. Бехтерева включает в себя:
1) разъяснительную беседу рационального плана;
2) обучение вызывания ощущения тяжести;
3) внушение в гипнозе;
4) нервно-мышечную релаксацию;
5) обучение участников группы формулам самовнушения.
Вопрос № 48. К методам гипнотизации без словесного внушения относятся:
1) пассы Месмера;
469
2) метод фиксации Брейда — Льебо;
3) метод фасцинации;
4) фракционный гипноз;
5) все перечисленное.
Вопрос № 49.
Один из методов гипнотизирования — фасцинацию разработал:
1) Фариа;
2) Льебо;
3) Бернгейм;
4) Шарко;
б) Эриксон.
Вопрос № 50.
Для погружения в гипноз необходимо воздействие на:
1) зрительный анализатор;
2) слуховой анализатор;
3) кожный анализатор;
4) все анализаторы одновременно;
б) один из анализаторов.
Вопрос № 51.
Для погружения в гипноз лучше применять:
1) слабые монотонные раздражители;
2) полифонические раздражители;
3) сильные раздражители;
4) словесное внушение;
б) сочетание вербального внушения с воздействием слабых монотонных раздражителей.
Вопрос № 52.
Лечебная эффективность внушения в гипнозе зависит от:
1) глубины гипнотического сна;
2) быстроты погружения в гипнотический сон;
3) продолжительности сна;
4) содержания лечебного внушения;
б) всего перечисленного.
Вопрос № 53.
Какие внушения относятся к общим во время лечебной суггестии:
1) снимающие болезненные симптомы и вызванные ими дискомфортные состояния;
2) улучшающие общее самочувствие, повышающие тонус;
3) вызывающие безразличие к травмирующим ситуациям;
4) устойчивые, тесно связанные с существом болезни патологические явления;
б) охватывающие разные стороны болезни.
Вопрос № 54,
К специальным внушениям применимы все перечисленные требования за исключением:
470
1) конкретности;
2) индивидуализированности;
3) они должны быть одинаковы при одном и том же заболевании;
4) они должны быть связаны с этапом лечения;
5) они должны быть зависимы от жалоб больного.
Вопрос № 55.
Для легкого транса характерна:
1) полная физическая релаксация;
2) частичная амнезия;
3) каталепсия конечностей;
4) постгипнотическая амнезия;
5) нарушенная ориентировка.
Вопрос № 56. Для транса среднего уровня характерна:
1) офтальмоплегия;
2) ригидная каталепсия;
3) полная физическая релаксация;
4) частичная амнезия;
5) анестезия по типу перчаток.
Вопрос №57.
Для глубокого транса характерно:
1) способность открывать глаза во время транса;
2) системная постгипнотическая амнезия;
3) гиперестезия;
4) все перечисленное.
Вопрос № 58.
Каталепсия наблюдается:
1) в первой стадии гипноза;
2) во второй стадии;
3) в третьей стадии;
4) во всех стадиях;
б) не наблюдается ни в одной из стадий.
Вопрос № 59.
О глубине транса нельзя судить по:
1) дыханию больного;
2) цвету кожи лица;
3) восприятию голоса врача;
4) реакции на посторонние звуки;
5) отсутствию дрожания век.
Вопрос №60. Для истерической сомнамбулы характерно:
1) полная утрата контакта;
2) сохранение частичного контакта;
8) тотальная амнезия;
4) все из перечисленного;
б) не характерно ничего из перечисленного.
Вопрос № 61.
Гипносуггестивная терапия показана при всех состояних за исключением:
1) психогенного мутизма;
2) респираторных тиков;
3) наркомании;
4) выраженных интоксикаций;
б) беременности.
Вопрос № 62.
Противопоказанием для гипносуггестии являются:
1) склонность к конфабуляциям у детей;
2) психозы;
3) нарушение сна;
4) психогенная депрессия;
б) нарушения сознания.
Вопрос № 63. Гипнабельность повышена у:
1) взрослых;
2) детей;
3) пожилых людей;
4) слепых;
6)глухих.
Вопрос № 64.
Внушение в гипнозе наиболее эффективно при:
1) неврастении;
2) истерических моносимптомах;
3) психастении;
4) ипохондрических проявлениях;
б) депрессивном синдроме.
Вопрос № 65.
В какой из следующих ситуаций гипноз будет иметь наименьший успех:
1) дентальной анестезии;
2) удалении синдрома конверсии;
3) восстановлении функционального амнестического дефицита;
4) возрастной регрессии для восстановления детских воспоминаний;
6) улучшении обучения умственно отсталых пациентов.
Вопрос № 66.
Автором эмоционально-стрессовой терапии является:
1) Мясищев;
2) Платонов;
472
3) Каннабих;
4) Кутанин;
5) Фоменов.
Вопрос №67.
Термин «внушение престижа» может быть определен как:
1) внушение третьим лицом пациенту, что его доктор — лицо, уважаемое в медицинском мире;
2) внушение доктором пациенту своей высокой квалификации;
3) внушение, результатом которого явилось изменение личности пациента;
4) прямое или непрямое внушение, после которого исчез патологический симптом;
5) ничего из перечисленного.
Вопрос № 68.
Самым древним из перечисленных источников о воздействии врачеванием является:
1) древнеиндийский эпос «Махабхарата»;
2) египетский папирус Эберса;
3) Салернский кодекс здоровья;
4) Библия;
5) тайная книга брахманов "Атхарваведы".
Вопрос № 69. Кто ввел в практику магнитотерапию:
1) Авиценна;
2) Парацельс;
3) Месмер;
4) Франклин;
5) Брейд.
Вопрос № 70.
Теорию «магнетических флюидов» разработал:
1) Лавуазье;
2) Парацельс;
3) Месмер;
4) Франклин;
5) Брейд.
Вопрос № 71. Начало научному изучению гипноза положил:
1) Брейд;
2) Шарко;
3) Бернгейм:
4) Бонн;
5) Бюрк.
Вопрос № 72. Кто первым в России начал читать курс пшнотерапии:
473
1) Данилевский;
2) Корсаков;
3) Токарский;
4) Бехтерев;
5) Мержеевский.
Вопрос № 73. В литературе метод Эриксона известен как:
1) фракционный гипноз;
2) шоковый метод;
3) эмоционально-стрессовой гипноз;
4) метод «Сюрприз»;
б) метод поднятия руки.
Вопрос № 74. Метод Фогта—Кречмера целесообразно применять:
1) если больной малогипнабелен;
2) если у врача пет уверенности в быстром и эффективном погружении пациента в гипноз;
3) у пациентов, страдающих истерическим неврозом;
4) при невротическом заикании;
5) при ночном энурезе.
Вопрос № 75. При фазе быстрого сна отмечается все перечисленное за исключением:
1) снижения мышечного тонуса;
2) увеличения движения глазных яблок;
3) усиления гормональной активности;
4) легкости пробуждения;
б) наличия сновидений.
Вопрос № 76.
Посредством внушения в гипнозе могут быть вызваны различные феномены за исключением:
1) ярких ощущений;
2) различных представлений;
3) различных эмоциональных состояний;
4) негативных психотических проявлений;
5) изменений соматовегетативных функций.
Вопрос № 77.
Кому принадлежит образное высказывание: «Внушение в отличие от убеждения входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику»:
1) Павлову;
2) Бехтереву;
3) Мясищеву;
4) Платонову;
5) Гиляровскому.
474
Допрос № 78. Внушение в бодрствующем состоянии не применяется:
1) при всех формах неврозов;
2) при острых психотических состояниях;
3) при алкоголизме;
4) при табакокурепии;
5) с целью коррекции девиантного поведения.
Вопрос № 79. Дегипнотизация по И. 3. Вельвовскому включает:
1) закрепление позитивных элементов на постгипнотический период;
2) внушение повышения гипнабельности на последующих сеансах;
3) обучение формулам самовнушения;
4) отключение пациента от привязанности к гипнопсихо-терапии;
5) все перечисленное.
Вопрос № 80.
К осложнениям при гипнотизации относится все перечисленное за исключением:
1) утраты раппорта во время сеанса;
2) спонтанного катарсиса;
3) истерического припадка;
4) сомнамбулы эпилептического генеза;
5) гипнотической летаргии.
Вопрос № 81. Метод наркопсихотерапии разработан:
1) Карвасарским;
2) Свядощем;
3) Вельвовским;
4) Лебединским;
5) Телешевской.
Вопрос № 82.
Для проведения наркопсихотерапии используются все перечисленные медикаменты за исключением:
1) раствора гексенала;
2) раствора Эвилана;
3) раствора натрия тиопентала;
4) газовой смеси кислорода и закиси азота;
5) раствора псилобипина, мескалина.
Вопрос № 83. При проведении наркопсихотерапии основными являются:
1) стадия общей активности и инициативы;
2) стадия эмоциональных сдвигов;
475
3) стадия измененного сознания;
4) стадия поверхностного сна, который быстро переходит в наркоз;
5) все перечисленные стадии.
Вопрос № 84.
Сеансы наркопсихотерапии проводят:
1) ежедневно;
2) 1 раз в месяц;
3) 1 раз в неделю;
4) 1 раз в 10 дней;
5) не реже 2 раз в неделю.
Вопрос № 85.
Продолжительность второй стадии наркогипноза составляет:
1) 5 минут;
2) 7 минут;
3) от 10 минут до часа.
Вопрос № 86.
Наркопсихотерапия применяется при всех перечисленных пограничных нервно-психических расстройствах за исключением:
1) расстройств с фобической симптоматикой;
2) расстройств с ипохондрической симптоматикой;
3) расстройств с навязчивой симптоматикой;
4) склонности к наркомании.
Вопрос №87. Противопоказанием к проведению наркопсихотерапии является:
1) заболевание печени с нарушением функции;
2) заболевание почек с нарушением функции;
3) склонность к наркомании;
4) пониженная внушаемость и гипкабельность;
5) все перечисленное.
Вопрос № 88.
Групповая терапия — это:
1) лечение людей в группе;
2) метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика;
3) отношения и взаимодействия членов группы как с психотерапевтом, так и между собой;
4) одна из форм коллективной психотерапии;
5) все перечисленное.
Вопрос № 89.
В групповой психотерапии применяется все нижеперечисленное за исключением:
1) вербального воздействия;
2) невербального воздействия;
476
3) ориентировки на активизацию личности больного;
4) директивной психотерапии;
5) взаимодействия пациента со специально организованной управляемой средой.
Вопрос № 90.
Основными признаками малой психокоррекционной группы являются все нижеперечисленные за исключением:
1) внутренней организации;
2) определенных отношений между участниками;
3) способности участников включаться в согласованные действия;
4) стремления вести себя в соответствии с принятыми нормами;
5) объединения по социальному признаку.
Вопрос № 91.
Для коллективной психотерапии характерно все нижеперечисленное за исключением:
1) взаимной индукции;
2) феномена подражания;
3) воздействия группы («групповая динамика»);
4) воздействия психотерапевта.
Вопрос № 92. Количественный предел малой психокоррекционной группы составляет:
1) 5 человек;
2) 10 человек;
3) 15 человек;
4) 20 человек;
5) 25 человек.
Вопрос № 93.
Психокоррекционная группа — это искусственно созданная малая группа, объединенная общностью всех нижеперечисленных целей за исключением:
1) межличностного исследования;
2) личностного научения;
3) самораскрытия;
4) неструктурированного взаимодействия по принципу здесь и теперь:
5) без исключения.
Вопрос № 94.
Для психокоррекционных групп характерно выделение следующих типов групп за исключением:
1) групп лиц, сформированных по социальному признаку;
2) групп для обучения межличностным взаимодействиям;
3) групп роста личности;
4) терапевтических групп.
477
Вопрос № 95. Первым использовал в лечебной практике групповую психотерапию:
1) Пратт;
2) Фрейд;
3) Адлер;
4) Морено;
5) Роджерс.
Вопрос № 96.
Основы гуманистического неднрективного направления в психотерапии заложил:
1) Фрейд;
2) Адлер;
3) Роджерс;
4) Перлс;
5) Юнг.
Вопрос № 97. Автором книги «Групповая психотерапия неврозов» является:
1) Рудестам;
2) Кратохвил;
3) Карвасарский;
4) Линдер;
5) Левин.
Вопрос № 98.
В психокоррекционной группе действуют нижеперечисленные факторы за исключением:
1) социального влияния окружения;
2) давления партнеров по группе;
3) эмоциональной поддержки участников группы;
4) возможности самораскрытия.
Вопрос № 99. Групповая психотерапия противопаказана больным:
1) с обычными жизненными трудностями;
2) психастенией;
3) шизофренией в стадии ремиссии;
4) склонным к образованию бредовых идей отношения;
5) психопатией возбудимого круга.
Вопрос № 100.
При групповой психотерапии гомогенные группы целесообразны для всех нижеперечисленных категорий больных за исключением лиц с:
1) неврозами;
2) истероидной психопатией;
3) алкоголизмом;
4) заиканием;
5) сексуальными нарушениями.
478
Вопрос № 101.
Психология малой группы включает в себя все нижеперечисленное за исключенном понятий:
1) роли;
2) нормы;
3) лидерство;
4) индивидуальность;
5) групповой процесс.
Вопрос № 102.
Поддерживающая и корригирующая функции малой психокоррекционной группы включают в себя все нижеперечисленное за исключением:
1) дружеских действий;
2) недружеских действий;
3) согласия;
4) равновесия;
б) несогласия.
Вопрос № 103.
Понятие нормы в групповой психотерапии — это:
1) принятые правила поведения в социальных и асоциальных группах;
2) правила поведения, руководящие действиями участников группы;
3) правила поведения и санкции наказания при их нарушении;
4) принятые правила поведения, существующие в любой группе и любом обществе;
5) принятые правила поведения, руководящие действиями участников группы и определяющие санкции наказания при их нарушении.
Вопрос № 104. Наименее ценной нормой для психокоррекционпой группы является:
1) эмпатия;
2) правдивость;
3) теплота;
4) разговорчивость;
5) открытость.
Вопрос № 105.
Оптимальным стилем руководства психотерапевтической группой является:
1) авторитарный;
2) демократический;
3) либеральный;
4) анархический;
б) антиавторитарный.
479
Вопрос № 106.
Руководитель психокоррекционной группы должен играть все нижеуказанные роди, кроме:
1) эксперта;
2) катализатора;
3) дирижера;
4) созерцателя;
б) активного партнера.
Вопрос №107.
Выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе за исключением:
1) обособляющегося;
2) сопереживающего;
3) ведомого;
4) лидирующего;
6) сотрудничающего.
Вопрос № 108.
Члены психотерапевтической группы в процессе терапии должны:
1) освоить новые навыки чувствования;
2) отреагировать их на группе;
3) применять их к специфическим ситуациям реальной жизни;
4) пройти все три этапа.
Вопрос № 109.
Выделяются следующие фазы группового процесса за исключением:
1) ориентации и зависимости;
2) конфликта и протеста;
3) разочарования и недовольства;
4) развития и сотрудничества;
5) целенаправленной деятельности.
Вопрос №110.
Ведущими лечебными факторами психотерапевтической группы являются:
1) сплоченность и внушение надежды;
2) обобщение и альтруизм;
3) множественный перенос и развитие межличностных умений;
4) имитирующее поведение и катарсис;
5) не является ни один из перечисленных факторов в отдельности.
Вопрос № 111.
Специфическими лидерскими качествами в психокоррекционной группе являются все нижеперечисленные за исключением:
1) энтузиазма;
2) умения убеждать и подчинять себе окружающих;
3) уверенности в себе;
4) экстравертированности;
5) высокого интеллекта.
Вопрос №112,
Подготовка компетентных специалистов для групповой психотерапии предусматривает:
1) обучение теоретическим основам и технике групповой психотерапии;
2) стажировку в группе под руководством опытного специалиста;
3) личное участие в групповом процессе;
4) необходимость пройти все три названные этапа;
5) наличие диплома врача или психолога.
Вопрос №113. Внутригрупповая этика включает в себя:
1) согласие или несогласие пациента участвовать в групповом процессе;
2) свободу выбора участия в тех или иных действиях группы;
3) профилактику психических травм;
4) все названные факторы;
5) первые два фактора.
Вопрос № 114.
Группы тренинга умений (Т-группы) по своему целевому назначению делятся на следующие три основные:
1) группа умений (подготовка руководителей, деловых людей);
2) группа межличностных отношений (проблемы семьи);
3) группа «сенситивности» (преодоление нерешительности);
4) группа обучения здоровых людей ролевым функциям;
5) группа поиска оптимальных решений в трудных ситуациях.
Вопрос №115.
Обучение тому, как учиться, включает в себя следующие основные этапы:
1) представления самого себя;
2) обратной связи;
3) экспериментирования;
4) все перечисленное.
Вопрос № 116. "Окно Джогари" включает в себя все перечисленное за исключением:
1) арены;
2) слепого пятна;
3) видимого;
4) общего мнения;
5) неизвестного (скрытого).
Bonpoc 117
«Арена» — это:
1) зона моего Я, о которой знаю я и знают другие;
2) «пространство* личности, скрытое и для меня, и для других;
3) зона моего Я, о которой знают другие, но не знаю я;
4) «простанство» личности, открытое для меня, но скрытое для других;
б) все перечисленное в совокупности.
Вопрос №118.
По Джону Богарту, руководитель группы тренинга умений, образно говоря, представляет собой:
1) «иудейскую праматерь»;
2) «примерного отца»;
3) «святого про<