Особенности семейного психологического консультирования

Семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии, имеющей свои отличительные признаки, границы и «объем психотерапевтического вмешательства». Семейное консультирование развива-

лось параллельно с семейной психотерапией, и эти два вида психотерапии взаимно обогащали друг друга.

Семейное консультирование ставит своей целью со­вместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимо­действия в семье и обеспечения возможностей личност­ного роста ( Э. Г. Эйдемиллер, 1996).

Принципиальное отличие психологического консуль­тирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, акценте на анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и об­суждении способов разрешения ситуации — «веера решений» (Т. М. Мишина, 1983; О. А. Карабанова, 1991).

Многообразие приемов и методов семейного консуль­тирования обусловлено различием теоретических кон­цепций, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе ее разновидность — рационально-эмотивная терапия (RET) (A. Ellis, 1962), а также системное направление (С. Минухин, Ч. Фишман, 1998).

Интегрируя практические приемы проведения семей­ного консультирования представителями вышеперечис­ленных школ, можно сформулировать следующие ос­новные принципы и правила семейного консультирова­ния.

1. Установление раппорта и Присоединение консуль­танта к пациентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, а также с помощью приемов «мимезиса», синхронизации дыхания консультанта и «заявителя» проблемы, использования предикатов речи, отражаю­щих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.

2. Сбор информации о проблеме пациента с использо­ванием приемов мета-моделирования и терапевтических метафор (Э. Г. Эйдемиллер, 1996). Субъективизации психотерапевтической цели способствовали такие вопро­сы: «Чего Вы хотите?», «Какого результата Вы хотите достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об этом

без отрицательной частицы «не», в выражениях поло­жительного результата».

3. Обсуждение психотерапевтического контракта. Эта часть проведения консультирования признается многи­ми специалистами как одна из самых важных. Обсуж­дается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, технологии доступа к разрешению проблемы пациента, а пациент отвечает за собственные активность, искрен­ность, желание осуществлять изменения своего ролевого поведения и др. Затем участники консультирования об­суждают продолжительность работы (в среднем общее время консультирования — 3—6 часов) и длительность одного сеанса консультирования. Также следует обсу­дить периодичность встреч. В практике семейного кон­сультирования используется постепенное урежение сес­сий — вначале одна сессия в неделю, а потом в 2—3 не­дели.

4. Уточнение проблемы пациента с целью макси­мальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросы типа: «Как раньше Вы справлялись с трудностями, что Вам помогало?»; «В каких ситуациях Вы были сильными, как Вы использовали свою си­лу?»

5. Проведение собственно консультации. Необходимо укрепить веру пациентов в успешность и безопасность процедуры консультирования с помощью утверждений такого содержания: «Ваше желание осуществить изме­нения, Ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с Ва­ми, его профессиональные качества и опыт будут на­дежной гарантией успешности работы.»

С участниками консультирования обсуждают поло­жительные и отрицательные стороны сложившихся сте­реотипов поведения. Здесь возможны вопросы: «Что в сложившихся обстоятельствах является для Вас самым плохим?»; «Что самого хорошего есть в обсуждаемой ситуации? »

Затем проводится совместный поиск новых шаблонов поведения — «веера решений». Консультант предлагает

следующие вопросы: «Чего Вы еще не делали, чтобы решить проблему?»; «Как вели себя значимые для Вас люди, оказавшись в похожей ситуации?»; «А Вы так смогли бы поступить?»; «ЧтоВам поможет совершить такой же поступок?»

Возможно использование приемов визуализации — пациенты, находясь в трансе (а этому способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и фиксируют возникаю­щие при этом ощущения.

6. «Экологическая проверка». Консультант предлага­ет членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5—10 лет и исследовать свое состояние.

Приближаясь к завершению консультирования, кон­сультант предпринимает усилия по «страхованию ре­зультата». Это связано с тем, что иногда пациенты нуж­даются в некоторых действиях, способствующих обрете­нию ими уверенности, осваивая новые шаблоны поведе­ния.Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание, приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов.

В ряде случаев необходимо произвести процедуру «отсоединения». Она может произойти автоматически при сравнении пациентами заявленной цели и обретен­ного результата, но в ряде случаев консультант вынуж­ден стимулировать отсоединение. Джей Хейли (J. Haley, 1976) с этой целью часто использует «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к ре­зультату, прямо противоположному заданию. К приме­ру, двум молодым супругам, которые конфликтовали по поводу того, как выражать свои чувства: открыто или сдерживая их, он в конце консультации предложил та­кое задание: «На протяжении недели ссорьтесь по одно­му часу в сутки с целью проверки своего эмоционально­го реагирования». Д. Хейли исходил из знания челове­ческой природы, что никто сознательно не будет делать себе и другому что-то плохое. У супругов, которые по­пробовали выполнять это задание и бросили его, наобо­рот, укрепилось желание ценить друг друга, и они со-

гласованно приняли решение отказаться от услуг «странного» консультанта.

В настоящее время семейное консультирование явля­ется одним из наиболее востребованных населением Республики Беларусь видов психотерапевтической по­мощи. Помимо системы здравоохранения, семейные консультанты появляются в системе образования — в психологических центрах, непосредственно в школах, а также в консультациях, действующих в системе Мини­стерства социального обеспечения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос № 1.

Кто автор метода рациональной психотерапии?

1) Форель;

2) Дюбуа;

3) Павлов;

4) Бехтерев;

5) Фрейд.

Вопрос № 2. Основой рациональной психотерапия является:

1) разъяснение;

2) внушение;

3) логическая аргументация;

4) коррекция личности;

5) деонтология.

Вопрос № 3.

В процессе рациональной психотерапии основным в работе врача с пациентом является вопрос:

1) каким пациент себя считает?

2) каким он хочет быть в оценке окружающих?

3) каков он на самом деле?

4) какой ущерб наносит ему болезнь?

5) все перечисленное.

Вопрос № 4. Внутренняя картина болезни — это понятие:

1) социальное;

2) психологическое;

3) клиническое;

4) социально-психологическое;

5) и социальное, и психологическое, и клиническое.

Вопрос № 5. Субъективная картина болезни проявляется:

1) на сенсорном уровне;

2) на эмоциональном уровне;

3) на интеллектуальном уровне;

4) на всех трех указанных уровнях.

Вопрос № 6. Основным достоинством рациональной психотерапии является:

462

1) активное участие больного в процессе лечения;

2) быстрое достижение лечебного эффекта;

3) отсутствие противопоказаний;

4) возможность широкого использования метода;

5) экономичность.

Вопрос № 7,

Закон непоследовательности мышления сформулировал:

1) Платон;

2) Гельвеций;

3) Аристотель;

4) Плутарх;

5) Геродот.

Вопрос № 8.

Показаниями к рациональной психотерапии являются прежде всего:

1) невроз навязчивых состояний;

2) психопатия психастенического круга;

3) сексуальные неврозы;

4) истерический невроз;

5) все перечисленное.

Вопрос № 9.

Самовнушение — это внушение самому себе:

1) мыслей;

2) ощущений;

3) желаний;

4) образов;

5) всего перечисленного.

Вопрос №10. Метод Куэ — это:

1) непроизвольное самовнушение;

2) произвольное самовнушение;

3) психологическая саморегуляция;

4) аутогенная тренировка;

5) психомышечная тренировка.

Вопрос №11.

К методам самовнушения относится все нижеперечисленное за исклю­чением:

1) прогрессивной мышечной релаксации;

2) метода Куэ;

3) йоги;

4) медитации;

5) гипносуггестии.

Вопрос № 12.

Во время сеанса произвольного самовнушения формулу рекомендуется повторять:

1) 5 раз;

463

2) 10 раз;

3) 15 раз;

4) 20 раз;

5) 30 раз.

Вопрос №13.

Точное название метода, предложенного Джекобсоном:

1) психофизиологическая саморегуляция;

2) прогрессивная мышечная релаксация;

3) сосредоточенное саморасслабление;

4) мышечная деконцентрация;

5) саморегуляция мышечного тонуса.

Вопрос №14.

Под дифференцированной релаксацией Джекобсон понимал состояние:

1) психической активности;

2) двигательной активности;

3) противоположное психической активности;

4) нервно-психического напряжения;

5) расслабления мышц.

Вопрос № 15.

Упражнения прогрессивной мышечной релаксации в группе продолжа­ются:

1) 20 минут;

2) 30 минут;

3) 60 минут;

4) 1,5 часа;

5) 2 часа.

Вопрос №16.

Главное в йоге — это учение о:

1) самосознании;

2) самосозерцании;

3) филофской системе;

4) самопознании;

5) самоосвобождении.

Вопрос №17. Какой ступенью йоги являются позы (асаны):

1) первой;

2) второй;

3) третьей;

4) четвертой;

5) пятой.

Вопрос №18.

Последние четыре ступени йоги направлены на:

1) психологическую подготовку;

2) физическую подготовку;

464

3) психологическую и физическую подготовку;

4) тренировку психических процессов;

б) все перечисленное.

Вопрос № 19. Основой технической системы лайя-йоги является:

1) пранаяма;

2) асаны;

3) нияма;

4) йама;

б) медитация.

Вопрос № 20. Медитация —это:

1) навязчивая мысль, мотив, образ;

2) способность сосредоточиваться на чем угодно и не думать о том, что мешает в данный момент;

3) неспособность сосредоточиться на одной мысли;

4) глубокое погружение в размышление над какой-либо проблемой;

б) все формулировки правильны.

Вопрос № 21. С современных позиций медитация является одной из форм:

1) онейроидного состояния сознания;

2) аутогипнотизации;

3) сумеречного сознания;

4) состояния сомноленции;

б) глубокого оглушения.

Вопрос № 22.

Цель медитативной практики —

1) повышение интеллектуальных способностей;

2) выработка чувства глубинного спокойствия;

3) улучшение памяти, ликвидация бессонницы;

4) повышение выносливости организма и устойчивости к разного рода заболеваниям;

5) все перечисленное.

Вопрос № 23.

Термин «аутогенная тренировка» (AT) ввел:

1)Куэ;

2) Бодуэн;

3) Шульц;

4) Джекобсон;

б) Фрейд.

Вопрос № 24. В основе аутогенной тренировки лежит:

1) произвольное самовнушение;

465

2) йога;

3) мышечная релаксация;

4) рациональная психотерапия;

б) все перечисленное.

Вопрос № 25.

Полный курс аутогенной тренировки по Шульцу рассчитан на:

1) 2—3 месяца;

2) 4—6 месяцев;

3) 6—9 месяцев;

4) 9—12 месяцев;

5) 1,6—2 года.

Вопрос № 26.

Третье упражнение аутогенной тренировки направлено на:

1) регуляцию дыхания;

2) регуляцию ритма сердечной деятельности;

3) вызывание чувства тяжести и тепла в ногах;

4) прогревание живота;

5) вызывание ощущения прохлады в области лба.

Вопрос № 27.

Первая ступень аутогенной тренировки включает:

1) 2 упражнения;

2) 3 упражнения;

3) 4 упражнения;

4) 5 упражнений;

5) 6 упражнений.

Вопрос № 28.

Первые 3 месяца сеансы самовнушения по Шульцу продолжаются:

1) 1—3 минуты;

2) 5 минут;

3) 10 минут;

4) до 30 минут;

5) до 1 часа.

Вопрос № 29.

Четвертое упражнение аутогенной тренировки-2 —это медитация на:

1) цвете;

2) образе;

3) абстрактной идее;

4) эмоциональном состоянии;

5) человеке.

Вопрос № 30.

Упражнения по аутогенной нейтрализации включают:

1) ответ бессознательного;

2) медитацию на эмоциональном состоянии;

3) медитацию на образе;

466

4) аутогенное отреагирование;

5) аутогенную вербализацию.

Вопрос № 31.

Автором направленной органотренировки является:

1) Лутэ;

2) Лобзиы;

3) Свядощ;

4) Ромен;

5) Клейнзорге-Клюмбиес;

Вопрос №32. Психотоническая тренировка по Мировскому — Шогаму направлена на:

1) расслабление;

2) успокоение;

3) стимулирование;

4) органы брюшной полости;

5) вызывание определенных цветовых представлений.

Вопрос № 33.

Какие из перечисленных элементов лежат в основе психомышечной тренировки по А. В. Алексееву:

1) умение расслабиться;

2) способность максимально ярко, но не напрягаясь, пред­ставить содержание формул самовнушения;

3) умение удерживать внимание на избранном объекте;

4) умение воздействовать на самого себя нужными словес­ными формулами;

б) все перечисленные.

Вопрос № 34.

Для проведения сеанса аутогенной тренировки-1 в сочетании с обратной биологической связью можно использовать:

1) оксигемограф;

2) электромиограф;

3) полиграф;

4) электроэнцефалограф;

5) любой из указанных аппаратов.

Вопрос № 35. Какие из указанных этапов включает метод внушения в гипнозе:

1) подготовительный;

2) гипнотизации;

3) лечебного внушения в состоянии гипноза;

4) дегипнотизации с постгипнотическим внушением;

5) все указанные.

Вопрос № 36.

Какие пациенты могут делать интенсивный перенос на психотерапевта-мужчину:

467

1) пациенты с МДП (маниакальная фаза);

2) пациенты с антисоциальной установкой;

3) женщины за 40 лет, любящие жаловаться;

4) привлекательные молодые женщины;

5) все перечисленные лица.

Вопрос №37. Проводить гипнотерапию имеет право:

1) человек, имеющий высшее медицинское образование;

2) любой человек;

3) любой человек, имеющий медицинское образование;

4) врач-психиатр;

5) врач, имеющий специальную подготовку по психотера­пии,

Вопрос № 38. Термин «антисуггестивный барьер» ввел:

1) Шарко;

2) Бехтерев;

3) Тохарский;

4) Данилевский;

5) Вельвовский.

Вопрос № 39.

Цель предварительной беседы во время гипносуггестии заключается в:

1) повышении у пациента интереса к лечению;

2) усилении уверенности в успехе;

3) подготовке к последующей суггестии в гипнозе;

4) получении согласия на проводимое лечение;

б) все перечисленные факторы важны.

Вопрос № 40. Восприимчивость к гипнозу зависит от:

1) личности гипнотизируемого;

2) личности гипнотизера;

3) степени внушаемости;

4) расы, пола, социального положения гипнотизируемого;

5) многочисленных интер- и интраперсональных отноше­ний.

Вопрос № 41. Гипнозу поддаются:

1) 50 % людей;

2) 80 % людей;

3) только больные;

4) практически все;

5) степень гипнабельности различна у всех людей.

Вопрос № 42. Хуже других поддаются гипнозу больные:

468

1) истерией;

2) неврастенией;

3) психастенией;

4) перенесшие травму головы;

5) страдающие алкоголизмом.

Вопрос № 43.

Для успешного проведения гипнотерапии необходимо ввести больного в состояние:

1) сомноленции;

2) каталепсии;

3) сомнамбулизма;

4) глубина гипнотического состояния не играет решающей роли.

Вопрос № 44. Для успешного проведения гипнотерапии от пациента требуется:

1) активная помощь врачу;

2) повышенная внушаемость;

3) сосредоточенное внимание;

4) спокойная пассивность;

5) незначительное противодействие врачу.

Вопрос № 46.

Тесты на внушаемость призваны помочь:

1) врачу обрести уверенность в собственных возможностях;

2) пациенту поверить в свою способность получить внуше­ния;

3) врачу погрузить пациента в гипнотическое состояние;

4) усилить глубину гипнотического сна;

б) все перечисленное верно.

Вопрос № 46.

Во время гипнотического сна:

1) формализуются нервные процессы;

2) улучшается кровообращение;

3) укрепляется память;

4) усиливается воля;

5) возможно все перечисленное.

Вопрос № 47. Психотерапевтическая триада В. М. Бехтерева включает в себя:

1) разъяснительную беседу рационального плана;

2) обучение вызывания ощущения тяжести;

3) внушение в гипнозе;

4) нервно-мышечную релаксацию;

5) обучение участников группы формулам самовнушения.

Вопрос № 48. К методам гипнотизации без словесного внушения относятся:

1) пассы Месмера;

469

2) метод фиксации Брейда — Льебо;

3) метод фасцинации;

4) фракционный гипноз;

5) все перечисленное.

Вопрос № 49.

Один из методов гипнотизирования — фасцинацию разработал:

1) Фариа;

2) Льебо;

3) Бернгейм;

4) Шарко;

б) Эриксон.

Вопрос № 50.

Для погружения в гипноз необходимо воздействие на:

1) зрительный анализатор;

2) слуховой анализатор;

3) кожный анализатор;

4) все анализаторы одновременно;

б) один из анализаторов.

Вопрос № 51.

Для погружения в гипноз лучше применять:

1) слабые монотонные раздражители;

2) полифонические раздражители;

3) сильные раздражители;

4) словесное внушение;

б) сочетание вербального внушения с воздействием слабых монотонных раздражителей.

Вопрос № 52.

Лечебная эффективность внушения в гипнозе зависит от:

1) глубины гипнотического сна;

2) быстроты погружения в гипнотический сон;

3) продолжительности сна;

4) содержания лечебного внушения;

б) всего перечисленного.

Вопрос № 53.

Какие внушения относятся к общим во время лечебной суггестии:

1) снимающие болезненные симптомы и вызванные ими дискомфортные состояния;

2) улучшающие общее самочувствие, повышающие тонус;

3) вызывающие безразличие к травмирующим ситуациям;

4) устойчивые, тесно связанные с существом болезни пато­логические явления;

б) охватывающие разные стороны болезни.

Вопрос № 54,

К специальным внушениям применимы все перечисленные требования за исключением:

470

1) конкретности;

2) индивидуализированности;

3) они должны быть одинаковы при одном и том же заболевании;

4) они должны быть связаны с этапом лечения;

5) они должны быть зависимы от жалоб больного.

Вопрос № 55.

Для легкого транса характерна:

1) полная физическая релаксация;

2) частичная амнезия;

3) каталепсия конечностей;

4) постгипнотическая амнезия;

5) нарушенная ориентировка.

Вопрос № 56. Для транса среднего уровня характерна:

1) офтальмоплегия;

2) ригидная каталепсия;

3) полная физическая релаксация;

4) частичная амнезия;

5) анестезия по типу перчаток.

Вопрос №57.

Для глубокого транса характерно:

1) способность открывать глаза во время транса;

2) системная постгипнотическая амнезия;

3) гиперестезия;

4) все перечисленное.

Вопрос № 58.

Каталепсия наблюдается:

1) в первой стадии гипноза;

2) во второй стадии;

3) в третьей стадии;

4) во всех стадиях;

б) не наблюдается ни в одной из стадий.

Вопрос № 59.

О глубине транса нельзя судить по:

1) дыханию больного;

2) цвету кожи лица;

3) восприятию голоса врача;

4) реакции на посторонние звуки;

5) отсутствию дрожания век.

Вопрос №60. Для истерической сомнамбулы характерно:

1) полная утрата контакта;

2) сохранение частичного контакта;

8) тотальная амнезия;

4) все из перечисленного;

б) не характерно ничего из перечисленного.

Вопрос № 61.

Гипносуггестивная терапия показана при всех состояних за исключением:

1) психогенного мутизма;

2) респираторных тиков;

3) наркомании;

4) выраженных интоксикаций;

б) беременности.

Вопрос № 62.

Противопоказанием для гипносуггестии являются:

1) склонность к конфабуляциям у детей;

2) психозы;

3) нарушение сна;

4) психогенная депрессия;

б) нарушения сознания.

Вопрос № 63. Гипнабельность повышена у:

1) взрослых;

2) детей;

3) пожилых людей;

4) слепых;

6)глухих.

Вопрос № 64.

Внушение в гипнозе наиболее эффективно при:

1) неврастении;

2) истерических моносимптомах;

3) психастении;

4) ипохондрических проявлениях;

б) депрессивном синдроме.

Вопрос № 65.

В какой из следующих ситуаций гипноз будет иметь наименьший успех:

1) дентальной анестезии;

2) удалении синдрома конверсии;

3) восстановлении функционального амнестического де­фицита;

4) возрастной регрессии для восстановления детских вос­поминаний;

6) улучшении обучения умственно отсталых пациентов.

Вопрос № 66.

Автором эмоционально-стрессовой терапии является:

1) Мясищев;

2) Платонов;

472

3) Каннабих;

4) Кутанин;

5) Фоменов.

Вопрос №67.

Термин «внушение престижа» может быть определен как:

1) внушение третьим лицом пациенту, что его доктор — лицо, уважаемое в медицинском мире;

2) внушение доктором пациенту своей высокой квалифи­кации;

3) внушение, результатом которого явилось изменение личности пациента;

4) прямое или непрямое внушение, после которого исчез патологический симптом;

5) ничего из перечисленного.

Вопрос № 68.

Самым древним из перечисленных источников о воздействии врачева­нием является:

1) древнеиндийский эпос «Махабхарата»;

2) египетский папирус Эберса;

3) Салернский кодекс здоровья;

4) Библия;

5) тайная книга брахманов "Атхарваведы".

Вопрос № 69. Кто ввел в практику магнитотерапию:

1) Авиценна;

2) Парацельс;

3) Месмер;

4) Франклин;

5) Брейд.

Вопрос № 70.

Теорию «магнетических флюидов» разработал:

1) Лавуазье;

2) Парацельс;

3) Месмер;

4) Франклин;

5) Брейд.

Вопрос № 71. Начало научному изучению гипноза положил:

1) Брейд;

2) Шарко;

3) Бернгейм:

4) Бонн;

5) Бюрк.

Вопрос № 72. Кто первым в России начал читать курс пшнотерапии:

473

1) Данилевский;

2) Корсаков;

3) Токарский;

4) Бехтерев;

5) Мержеевский.

Вопрос № 73. В литературе метод Эриксона известен как:

1) фракционный гипноз;

2) шоковый метод;

3) эмоционально-стрессовой гипноз;

4) метод «Сюрприз»;

б) метод поднятия руки.

Вопрос № 74. Метод Фогта—Кречмера целесообразно применять:

1) если больной малогипнабелен;

2) если у врача пет уверенности в быстром и эффективном погружении пациента в гипноз;

3) у пациентов, страдающих истерическим неврозом;

4) при невротическом заикании;

5) при ночном энурезе.

Вопрос № 75. При фазе быстрого сна отмечается все перечисленное за исключением:

1) снижения мышечного тонуса;

2) увеличения движения глазных яблок;

3) усиления гормональной активности;

4) легкости пробуждения;

б) наличия сновидений.

Вопрос № 76.

Посредством внушения в гипнозе могут быть вызваны различные фено­мены за исключением:

1) ярких ощущений;

2) различных представлений;

3) различных эмоциональных состояний;

4) негативных психотических проявлений;

5) изменений соматовегетативных функций.

Вопрос № 77.

Кому принадлежит образное высказывание: «Внушение в отличие от убеждения входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику»:

1) Павлову;

2) Бехтереву;

3) Мясищеву;

4) Платонову;

5) Гиляровскому.

474

Допрос № 78. Внушение в бодрствующем состоянии не применяется:

1) при всех формах неврозов;

2) при острых психотических состояниях;

3) при алкоголизме;

4) при табакокурепии;

5) с целью коррекции девиантного поведения.

Вопрос № 79. Дегипнотизация по И. 3. Вельвовскому включает:

1) закрепление позитивных элементов на постгипнотиче­ский период;

2) внушение повышения гипнабельности на последующих сеансах;

3) обучение формулам самовнушения;

4) отключение пациента от привязанности к гипнопсихо-терапии;

5) все перечисленное.

Вопрос № 80.

К осложнениям при гипнотизации относится все перечисленное за исключением:

1) утраты раппорта во время сеанса;

2) спонтанного катарсиса;

3) истерического припадка;

4) сомнамбулы эпилептического генеза;

5) гипнотической летаргии.

Вопрос № 81. Метод наркопсихотерапии разработан:

1) Карвасарским;

2) Свядощем;

3) Вельвовским;

4) Лебединским;

5) Телешевской.

Вопрос № 82.

Для проведения наркопсихотерапии используются все перечисленные медикаменты за исключением:

1) раствора гексенала;

2) раствора Эвилана;

3) раствора натрия тиопентала;

4) газовой смеси кислорода и закиси азота;

5) раствора псилобипина, мескалина.

Вопрос № 83. При проведении наркопсихотерапии основными являются:

1) стадия общей активности и инициативы;

2) стадия эмоциональных сдвигов;

475

3) стадия измененного сознания;

4) стадия поверхностного сна, который быстро переходит в наркоз;

5) все перечисленные стадии.

Вопрос № 84.

Сеансы наркопсихотерапии проводят:

1) ежедневно;

2) 1 раз в месяц;

3) 1 раз в неделю;

4) 1 раз в 10 дней;

5) не реже 2 раз в неделю.

Вопрос № 85.

Продолжительность второй стадии наркогипноза составляет:

1) 5 минут;

2) 7 минут;

3) от 10 минут до часа.

Вопрос № 86.

Наркопсихотерапия применяется при всех перечисленных пограничных нервно-психических расстройствах за исключением:

1) расстройств с фобической симптоматикой;

2) расстройств с ипохондрической симптоматикой;

3) расстройств с навязчивой симптоматикой;

4) склонности к наркомании.

Вопрос №87. Противопоказанием к проведению наркопсихотерапии является:

1) заболевание печени с нарушением функции;

2) заболевание почек с нарушением функции;

3) склонность к наркомании;

4) пониженная внушаемость и гипкабельность;

5) все перечисленное.

Вопрос № 88.

Групповая терапия — это:

1) лечение людей в группе;

2) метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика;

3) отношения и взаимодействия членов группы как с пси­хотерапевтом, так и между собой;

4) одна из форм коллективной психотерапии;

5) все перечисленное.

Вопрос № 89.

В групповой психотерапии применяется все нижеперечисленное за исключением:

1) вербального воздействия;

2) невербального воздействия;

476

3) ориентировки на активизацию личности больного;

4) директивной психотерапии;

5) взаимодействия пациента со специально организованной управляемой средой.

Вопрос № 90.

Основными признаками малой психокоррекционной группы являются все нижеперечисленные за исключением:

1) внутренней организации;

2) определенных отношений между участниками;

3) способности участников включаться в согласованные действия;

4) стремления вести себя в соответствии с принятыми нормами;

5) объединения по социальному признаку.

Вопрос № 91.

Для коллективной психотерапии характерно все нижеперечисленное за исключением:

1) взаимной индукции;

2) феномена подражания;

3) воздействия группы («групповая динамика»);

4) воздействия психотерапевта.

Вопрос № 92. Количественный предел малой психокоррекционной группы составляет:

1) 5 человек;

2) 10 человек;

3) 15 человек;

4) 20 человек;

5) 25 человек.

Вопрос № 93.

Психокоррекционная группа — это искусственно созданная малая груп­па, объединенная общностью всех нижеперечисленных целей за исклю­чением:

1) межличностного исследования;

2) личностного научения;

3) самораскрытия;

4) неструктурированного взаимодействия по принципу здесь и теперь:

5) без исключения.

Вопрос № 94.

Для психокоррекционных групп характерно выделение следующих типов групп за исключением:

1) групп лиц, сформированных по социальному признаку;

2) групп для обучения межличностным взаимодействиям;

3) групп роста личности;

4) терапевтических групп.

477

Вопрос № 95. Первым использовал в лечебной практике групповую психотерапию:

1) Пратт;

2) Фрейд;

3) Адлер;

4) Морено;

5) Роджерс.

Вопрос № 96.

Основы гуманистического неднрективного направления в психотерапии заложил:

1) Фрейд;

2) Адлер;

3) Роджерс;

4) Перлс;

5) Юнг.

Вопрос № 97. Автором книги «Групповая психотерапия неврозов» является:

1) Рудестам;

2) Кратохвил;

3) Карвасарский;

4) Линдер;

5) Левин.

Вопрос № 98.

В психокоррекционной группе действуют нижеперечисленные факторы за исключением:

1) социального влияния окружения;

2) давления партнеров по группе;

3) эмоциональной поддержки участников группы;

4) возможности самораскрытия.

Вопрос № 99. Групповая психотерапия противопаказана больным:

1) с обычными жизненными трудностями;

2) психастенией;

3) шизофренией в стадии ремиссии;

4) склонным к образованию бредовых идей отношения;

5) психопатией возбудимого круга.

Вопрос № 100.

При групповой психотерапии гомогенные группы целесообразны для всех нижеперечисленных категорий больных за исключением лиц с:

1) неврозами;

2) истероидной психопатией;

3) алкоголизмом;

4) заиканием;

5) сексуальными нарушениями.

478

Вопрос № 101.

Психология малой группы включает в себя все нижеперечисленное за исключенном понятий:

1) роли;

2) нормы;

3) лидерство;

4) индивидуальность;

5) групповой процесс.

Вопрос № 102.

Поддерживающая и корригирующая функции малой психокоррекционной группы включают в себя все нижеперечисленное за исключением:

1) дружеских действий;

2) недружеских действий;

3) согласия;

4) равновесия;

б) несогласия.

Вопрос № 103.

Понятие нормы в групповой психотерапии — это:

1) принятые правила поведения в социальных и асоциаль­ных группах;

2) правила поведения, руководящие действиями участни­ков группы;

3) правила поведения и санкции наказания при их нару­шении;

4) принятые правила поведения, существующие в любой группе и любом обществе;

5) принятые правила поведения, руководящие действия­ми участников группы и определяющие санкции нака­зания при их нарушении.

Вопрос № 104. Наименее ценной нормой для психокоррекционпой группы является:

1) эмпатия;

2) правдивость;

3) теплота;

4) разговорчивость;

5) открытость.

Вопрос № 105.

Оптимальным стилем руководства психотерапевтической группой явля­ется:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) либеральный;

4) анархический;

б) антиавторитарный.

479

Вопрос № 106.

Руководитель психокоррекционной группы должен играть все нижеука­занные роди, кроме:

1) эксперта;

2) катализатора;

3) дирижера;

4) созерцателя;

б) активного партнера.

Вопрос №107.

Выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе за исключением:

1) обособляющегося;

2) сопереживающего;

3) ведомого;

4) лидирующего;

6) сотрудничающего.

Вопрос № 108.

Члены психотерапевтической группы в процессе терапии должны:

1) освоить новые навыки чувствования;

2) отреагировать их на группе;

3) применять их к специфическим ситуациям реальной жизни;

4) пройти все три этапа.

Вопрос № 109.

Выделяются следующие фазы группового процесса за исключением:

1) ориентации и зависимости;

2) конфликта и протеста;

3) разочарования и недовольства;

4) развития и сотрудничества;

5) целенаправленной деятельности.

Вопрос №110.

Ведущими лечебными факторами психотерапевтической группы явля­ются:

1) сплоченность и внушение надежды;

2) обобщение и альтруизм;

3) множественный перенос и развитие межличностных умений;

4) имитирующее поведение и катарсис;

5) не является ни один из перечисленных факторов в от­дельности.

Вопрос № 111.

Специфическими лидерскими качествами в психокоррекционной груп­пе являются все нижеперечисленные за исключением:

1) энтузиазма;

2) умения убеждать и подчинять себе окружающих;

3) уверенности в себе;

4) экстравертированности;

5) высокого интеллекта.

Вопрос №112,

Подготовка компетентных специалистов для групповой психотерапии предусматривает:

1) обучение теоретическим основам и технике групповой психотерапии;

2) стажировку в группе под руководством опытного специалиста;

3) личное участие в групповом процессе;

4) необходимость пройти все три названные этапа;

5) наличие диплома врача или психолога.

Вопрос №113. Внутригрупповая этика включает в себя:

1) согласие или несогласие пациента участвовать в груп­повом процессе;

2) свободу выбора участия в тех или иных действиях группы;

3) профилактику психических травм;

4) все названные факторы;

5) первые два фактора.

Вопрос № 114.

Группы тренинга умений (Т-группы) по своему целевому назначению делятся на следующие три основные:

1) группа умений (подготовка руководителей, деловых людей);

2) группа межличностных отношений (проблемы семьи);

3) группа «сенситивности» (преодоление нерешительно­сти);

4) группа обучения здоровых людей ролевым функциям;

5) группа поиска оптимальных решений в трудных ситуа­циях.

Вопрос №115.

Обучение тому, как учиться, включает в себя следующие основные этапы:

1) представления самого себя;

2) обратной связи;

3) экспериментирования;

4) все перечисленное.

Вопрос № 116. "Окно Джогари" включает в себя все перечисленное за исключением:

1) арены;

2) слепого пятна;

3) видимого;

4) общего мнения;

5) неизвестного (скрытого).

Bonpoc 117

«Арена» — это:

1) зона моего Я, о которой знаю я и знают другие;

2) «пространство* личности, скрытое и для меня, и для других;

3) зона моего Я, о которой знают другие, но не знаю я;

4) «простанство» личности, открытое для меня, но скры­тое для других;

б) все перечисленное в совокупности.

Вопрос №118.

По Джону Богарту, руководитель группы тренинга умений, образно говоря, представляет собой:

1) «иудейскую праматерь»;

2) «примерного отца»;

3) «святого про<

Наши рекомендации