Техника занятий групп встреч

Основными техническими приемами в группе встреч являются:

• установление контактов;

• построение доверительных отношений;

• изучение конфликтов;

• анализ сопротивления;

• соучастие и поддержка.

Установление контактов (знакомство). Па первых эта­пах группового процесса усилия членов группы направ­ляются на установление доверительных межличностных контактов. Эти усилия Шутц называл «стремлением к включению в ситуацию», которое определяется желанием каждого члена группы ощутить свою принадлежность к ней.

На первом занятии можно представиться друг другу с помощью псевдонимов, что облегчает межличностный контакт. Знакомство начинается с контактов в мини-группах или в парах. На Западе при первом знакомстве поощряются физические контакты — исследование рук, лица партнера; у нас принято преимущественно вербаль­ное общение.

Построение доверительных отношений. В группе всег­да есть несколько участников, которые на первых порах испытывают чувство одиночества из-за трудности в уста­новлении контактов. Не каждому легко сразу доверить свои чувства и переживания малознакомому человеку.

Существует несколько упражнений, помогающих осоз­нать свое чувство одиночества и преодолеть барьер недоверия друг к другу.

Упражнение 1: «Прорвись в круг». Участники группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Один из членов группы» испытываю­щий чувство одиночества, получает от психотерапевта задание прорвать круг и проникнуть внутрь его. Участники группы, образовавшие круг, сначала сопротивляются намерениям и действиям своего «одинокого» партнера, а потом «пропускают» его в свою компанию. Участник, проникающий в круг, должен осознать, что для преодоления одиноче­ства нужно приложить определенные усилия.

Упражнение 2: «Доверяющее падение», или «страховка». Участ­ники делятся на пары, один из партнеров становится с закрытыми глазами спиной к другому в падает назад, будучи уверенным, что его поймают. Второй партнер ловит падающего, не давая ему коснуться пола.

Изучение конфликтов. Очень часто конфликтные ситуации возникают на той стадии группового процес­са, когда на первый план выходят соревнования, соперничество, борьба за лидерство. Чаще всего кон­фликты изучаются на вербальном уровне. Психотера­певт поощряет членов группы, вступивших в кон­фронтацию, способных внимательно выслушивать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытающихся осознавать не только свои чувства и поведение, но и соперника.

Элизабет Минц (Mintz, 1971) для исследования конф­ликта рекомендует физические упражнения. Два всту­пивших в конфликт участника по рекомендации психо­терапевта садятся друг против друга, сжимают друг другу кисти рук и продолжают диалог (упражнение «сжимание рук»). Чем больше высота эмоционального накала, тем крепче конфронтирующий участник сжимает руку своего партнера. Часто чувство злобы, выраженное в крепком рукопожатии, сменяется чувством успокоения. Кроме того, это упражнение дает конфликтующим партнерам устанавливать своего рода «физическую» обратную связь. Присутствие других членов группы должно создавать атмосферу поддержки, облегчать и поощрять процесс осознавания поведения каждого из конфликтующих пар­тнеров.

Анализ сопротивления. Также осуществляется по­средством специальных упражнений.

Упражнение 3. Участнику группы предлагают подумать о чем-нибудь очень сокровенном, о том, что очень трудно открыть группе. Потом предположить, что он открывает свой секрет одному из партне-

ров, и представить себе ответную реакцию. Затем он описывает предпо­лагаемую реакцию партнера, не открывая самого секрета.

Это упражнение может стать первым шагом к следую­щей ступени открытости для участника, а также в каче­стве обратной связи будет полезным для всей группы.

Упражнение 4: «Фантазирование». Участники группы по очереди получают от руководителя конкретную тему для фантазирования. Затем один из участников закрывает глаза и начинает фантазировать. Темы могут быть самыми разнообразными (собственное тело, какое-то живо­тное, вещь, ситуация и т. д.). Если в процессе фантазирования пациент встречает на своем пути препятствие (робеет, смущается и т. п.), психотерапевт поощряет его к самораскрытию, помогает продолжить фантазирование.

Материал, полученный в процессе фантазирования, нуждается в дальнейшем прояснении и интерпретации.

Соучастие и поддержка. Чтобы правильно осознать свое поведение и полностью раскрыться, каждый участ­ник нуждается в положительной поддержке всей группы. Вначале такая поддержка осуществляется с помощью руководителя. Со временем группа становится способной обеспечить своего участника положительной обратной связью самостоятельно.

Следует учитывать, что стремление выразить поддер­жку, утешение или одобрение в адрес своего партнера по группе очень часто отражает эмоциональное состояние (неуверенность, тревогу) не столько поддерживаемого, сколько поддерживающего.

* * *

Современные группы встреч не ограничиваются узки­ми методическими рамками и существуют в нескольких модификациях, каждая из которых предполагает свои цели и задачи.

Так, появились «группы марафона», которые собира­ются относительно редко, но работают по 12—48 часов кряду. Этот тип групп, разработанный Фредом Столлером (Stoller, 1972) и Джорджем Бахом (Bach, 1966), ориенти­рован на психоанализ.

Существуют «группы обнажения», предложенные По­лем Биндримом (Bindrim, 1968). Эти группы собираются

в теплом бассейне; упражнения в них ориентированы на сенсорные осязания и заканчиваются обнажением, кото­рое, по мнению Биндрима, помогает участникам полно­стью снять тревогу по поводу своего тела и стимулирует к откровенности и самораскрытию.

У практикующих групп встреч есть не только сторон­ники (количество их сейчас растет), но и противники. Курт Бак (Back, 1972), к примеру, утверждает, что ин­тенсивные эмоциональные переживания, часто возника­ющие в группе встреч, не всегда полезны для опреде­ленной категории больных. Атмосфера взаимного уваже­ния и поддержки в группах, по его мнению, чаще всего культивируется искусственно, и после того, как пациент из «тепличных условий» вновь попадает в обыч­ную среду, адаптироваться ему бывает еще труднее, чем до группы. В итоге, подчеркивает Бак, некоторые пациенты становятся «постоянными участниками групп» и не в состоянии адаптироваться к обычной социальной среде.

В связи с этим встает вопрос о тщательном предвари­тельном отборе кандидатов в группы встреч. Это должны быть люди, которые, с одной стороны, достаточно толерантны к конфронтациям, эмоциональным встряскам, а с другой — способны перенести групповой опыт в обыч­ную социальную среду.

Число людей, которым терапия в группах встреч противопоказана, колеблется от 1 до 9 процентов (Valom, Lieberman, 1971; Hartley, Roback, Abramowitz, 1976).

Эти же авторы дают психологический портрет тех больных, которым «встречи» приносят ухудшение. Эти люди в большей степени, чем другие, не уверены в себе, имеют низкую самооценку, нереалистические ожидания какого-то «особого» эффекта от лечения в группе, а также склонны избегать сложных, психотравмирующих ситуаций. Иными словами, это люди, которые чрезмерно уязвимы, не умеют строить адек­ватных межличностных отношений и возлагают чрез­мерную надежду на «встречи», они должны быть отнесены к группе риска.

И наконец, все сходятся на том, что результат лечения в группах встреч во многом зависит от психотерапевта,

от его умения дозировать эмоциональную напряженность в группе, а главное — не делать из группы встреч соци­ального и психологического «протеза», вовремя и пра­вильно сориентировать членов группы на адаптацию в реальной социальной среде.

Упражнение б: «Встреча».

Группа садится в круг. Руководитель коротко определяет суть «встречи»: открытая и честная беседа, внимание к чувствам (своим и партнеров), стремление осознать самого себя, принцип здесь и теперь. Исключаются беседы на абстрактные темы и рассказывание анекдотов.

Через 10—15 минут руководитель прекращает «встречу» и обсуж­дает вместе с группой, как она происходила.

Упражнение 6: «Впечатления».

Один из участников садится напротив другого, глядит ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывает, какое впечат­ление он на него производит. Так поступают все участники по очереди. Когда наступает ваша очередь слушать, не затевайте дискуссии, поста­райтесь узнать что-то полезное из впечатлений о себе. Важпо не превра­тить упражнение в фарс или гротеск.

Упражнение 7: «Мудрец».

Закройте глаза. Представьте зеленый луг и старое развесистое дерево. Под деревом сидит седовласый мудрец, готовый ответить на любой ваш вопрос. Подойдите к нему, задайте вопрос и внимательно выслушайте ответ. Задавать вопрос и выслушивать ответ можно не­сколько раз. После этого откройте глаза и поделитесь своей фантазией с группой. Постарайтесь не утаивать и не искажать смысл вопросов и ответов.

Упражнение 8: «Последняя встреча».

Закройте глаза и представьте, что занятия в группе заканчиваются. Подумайте: что вы хотели, но не успели сказать группе. Через несколько минут откройте глаза и честно расскажите о своих сомнениях.

Упражнение 9: «Вдвоем».

Разделитесь на пары. Выберите себе в качестве партнера наименее знакомого человека. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь друг к другу и поделитесь своими ощущениями.

Один партнер сидит, другой стоит. Ведут разговор. Через несколько минут они меняются местами, чтобы каждый испытал ощущение при разговоре в позициях «сверху» и «снизу». После упражнения партнеры делятся своими ощущениями.

Сядьте напротив. Смотрите друг другу в глаза, установите контакт и «говорите только глазами». Через несколько минут поочередно поде­литесь своими ощущениями.

Упражнение 10: «Живые руки».

Расставьте стулья в два ряда так, чтобы расстояние между ними было примерно 60 сантиметров. Снимите с рук кольца и часы. Завяжите

себе глаза. Руководитель подведет вас к стулу так, чтобы вы не знали, кто сидит напротив. Не нужно разговаривать. Вложите в ваши руки всю выразительность ваших чувств: познакомьтесь с партнером, касаясь Друг друга руками (3 мин); боритесь руками (3 мин); миритесь руками (3 мин); прощайтесь руками (3 мин).

Снимите с глаз повязки и обменяйтесь друг с другом и с группой своими ощущениями.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Общие положения

Напомним, что основными понятиями гештальт-психологии, которая лежит в основе гештальт-терапии, являются: понятие о фигуре (гештальте) и фоне, осознание чувств, сосредоточенность на настоящем, борь­ба противоположностей, функции защиты и такое поня­тие, как зрелость (см. раздел Фредерик Перлс: гештальт-психология и гештальт-терапия).

Исследования в области восприятия (опыты Келера и Коффки) показали, что наиболее важные и значимые для человека события занимают в его сознании центральное место (фигура, гештальт), а менее важная на данный момент информация отступает на задний план, образуя фон. В последующий момент фигура и фон могут поме­няться местами. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом психической деятельно­сти индивидуума, показателем его психического здо­ровья.

Понятие борьба противоположностей отражает борь­бу между полярными сторонами нашего Я, между его потребностями и возможностями. Когда потребность не­возможно удовлетворить, гештальт остается незавершен­ным. Неотреагированная потребность в форме незавер­шенного гештальта и является, по Перлсу, основной причиной невроза.

Зрелость — это способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на себя.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и нейтрализовать, завершить ее, а в конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации.

Таким образом, основной целью гештальт-терапии является пробуждение скрытых возможностей человека путем поощрения осознания своих потребностей и способствование продвижению его (пациента) по пути к зрелости.

Если гештальт-терапия проводится в группе, то психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы могут идентифици­роваться с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обес­печивать обратную связь.

Доброволец, находящийся на «горячем месте», должен обязательно соблюдать принцип здесь и теперь и расска­зывать о содержании своего осознания. Психотерапевту не нужно интерпретировать рассказ добровольца, а лучше следовать за ним, всячески поддерживая в попытках осознать свои чувства и поведение.

Техника гештальт-терапии

Гештальт-терапия включает следующие основ­ные компоненты:

• расширение осознания;

• интеграция противоположностей;

• усиление внимания к чувствам;

• работа с мечтами (фантазией);

• принятие ответственности на себя;

• преодоление сопротивления.

Расширение осознания. Используются упражнения, направленные на расширение осознания того, что входит в понятия внутренняя и внешняя зоны. Руководитель группы просит участника закрыть глаза и, соблюдая принцип здесь и теперь, сконцентрироваться на внутрен­нем мире своего тела (см. упражнение 1). Свое осознание внутренней зоны участник начинает словами: «Сейчас я ощущаю...» и далее описывает свои ощущения, возника­ющие на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т. д. Затем участник получает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Осознание окружающего мира также сопровождается словами: «Сейчас я осознаю...» и т. д. (идет информация об ощущениях, которые вызывают у пациента различные

предметы, звуки, запахи и т. п.). Да1лее фокус внимания снова перемещается на внутреннюю зону, и так по оче­реди.

Вначале эти упражнения могут показаться искусст­венными и нелепыми, но через некоторое время участни­ки группы овладеваютими и без особого напряжения и сопротивления начинают работать со своими чувствами, поочередно фокусируясь то на внутренней, то на внешней зоне.

Следует подчеркнуть, что информация о процессе осоз­нания еще не есть осознание. Часто участники группы, особенно в начале ее формирования, не хотят говорить о некоторых своих переживаниях и ощущениях. Психоте­рапевт в таких случаях не должен настаивать, но может помочь участнику вопросом, например, такого содержа­ния: «Что ты чувствуешь именно (сейчас?» Участнику группы не обязательно рассказывать все о своих ощуще­ниях, главное — научиться осознавать их.

Можно провести некоторую аналогию процесса осо­знания чувств при гештальт-терапии с медитацией. Медитаторы являются пассивными «наблюдателями» своих мыслей и чувств, они не прерывают их и не пытаются их осознать. Участники гештальт-группы, наоборот, задерживают свое внимайте на таких ощу­щениях, как напряжение мышц спины, тяжесть одной ноги, лежащей на другой, и пр., и вслух рассказывают о своих ощущениях.

Упражнения по осознанию можно продолжить, разде­лившись на пары. «Сейчас я осознаю) твою улыбку, твои глаза. Они говорят мне о твоем теплом отношении ко мне...» и т. д.

Важно при такого рода упражнениях научиться четко различать то, что реально имеет место, и то, что ты «представляешь» себе.

Упражнения, направленные на расширение осозна­ния, выполняются участником, находящимся на «горя­чем месте» совместно с психотерапевтом. Пациент по­лучает задание попробовать осознать ощущения, возни­кающие у него во время дыхания, в определенной позе и т. п. Уже само задание заставляет участника действовать по принципу здесь и теперь: он начинает рассказывать о своих ощущениях во время вдоха и выдоха, о тяжести,

возникающей в скрещенных на груди руках, и т. п. Психотерапевт не интерпретирует рассказ участника, но может усложнить процесс его осознания, спросив, напри­мер: «Знаешь ли ты, в какой позе сейчас находишься?» или: «Знаешь ли ты, что сейчас улыбаешься?». По мере развития группового процесса такие вопросы могут зада­вать пациенту на «горячем месте» и остальные участники группы.

Интеграция противоположностей. Формирование и завершение гештальтов зависит от способности лич­ности четко определять свои потребности и умение вступить в контакт со средой для того, чтобы удов­летворить эти потребности. Контакт со средой во многом зависит, во-первых, от способности (умения) разграничивать окружающую среду и свое Я и, во-вторых, от способности (умения) разграничивать от­дельные аспекты своего Я, например свои ощущения, их истинность и полярность.

В диалектике существует закон единства и борьбы противоположностей. Он одинаково применим как к ок­ружающей среде, так и к нашему внутреннему миру. В нас самих постоянно идет борьба двух или нескольких противоположных желаний и тенденций.

В одном человеке часто сочетаются пассивность и агрессивность, конформность и независимость, рациона­лизм и альтруизм, робость и смелость.

Сочетание полярных качеств психики особенно харак­терно для подросткового возраста. У подростков очень часто целеустремленность и настойчивость сочетаются с неустойчивостью и импульсивностью, повышенная само­уверенность и безаппеляционность в суждениях ужива­ются с легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — с желанием уединиться, раз­вязность — с застенчивостью, романтизм, мечтатель­ность — с сухим рационализмом и циничностью, искрен­няя нежность, ласковость — с черствостью, отчужден­ностью, враждебностью и даже жестокостью (Сухарева, 1974; Личко, 1983; Кондрашенко, 1988).

Борьба этих противоположных личностных качеств нередко формирует конфликт внутри нас самих.

Для гештальт-терапевта важно, чтобы пациент осо­знал свои противоречивые качества, а главное — осознал

чувства, которые сопровождают борьбу этих противопо­ложностей.

С этой целью в гештальт-терапии используется ме­тодика «двух стульев». Участник садится сначала на один стул и начинает описывать свои ощущения с позиции Нападающего, потом пересаживается на второй стул, стоящий напротив, и выступает уже с позиции Защищающегося. Нападающий обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он «дол­жен делать», как «должен себя вести», а Защищающий­ся объясняет, что он «может сделать», как ему «хочется себя вести».

Получается диалог, в котором пациент воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями и старается осознать их. Когда эти полярные позиции внутреннего конфликта прочувствованы и осознаны, пациенту становится легче интегрировать их в своей личности.

Хотя упражнение по методике «двух стульев» являет­ся, по существу, индивидуальной работой на «горячем месте», исследование противоположностей в этом случае можно вести вместе с группой. Это бывает особенно полезно, когда между членами группы возникают меж­личностные конфликты и когда они могут сами до конца осознать свои чувства и причины этих конфликтов.

Усиление внимания к чувствам. Осознание своих чувств должно быть непрерывным, но многие люди пре­рывают процесс осознания, как только дело доходит до неприятных переживаний, до тех чувств, которые паци­ент избегает осознавать.

Так, женщина, которую оставил муж, охотно и про­дуктивно осознает те чувства и переживания, которые реабилитируют ее в этой ситуации, а мужа делают винов­ным в разводе. Но как только дело доходит до чувств противоположного порядка, процесс их осознания может прерваться.

В подобных случаях психотерапевт должен помочь пациенту завершить незавершенный и травмирующий его гештальт. Это важно, во-первых, потому, что та энергия, которая тратится на сокрытие «неприятного» чувства, после его отреагирования может быть направлена на более продуктивные цели, и, во-вторых, это может прояснить

противоположности, вовлеченные во внутренний конф­ликт, и интегрироватьих в единое целое.

Иногда, для того чтобы легче осознать свои чувства, нужно усилить их или даже несколько утрировать, сделав более гротескными.

В этом плане помогает методика «Разыгрывание ро­лей». Участники по очереди разыгрывают роли, позволя­ющие им полностью выразить свои реальные чувства. Когда человек говорит не от своего имени, а от имени своего «героя», ему всегда легче осознать и высказать свои сокровенные переживания.

Психотерапевт должен обращать внимание не только на смысл слов, которые говорит участник упражнения «Разыгрывание ролей», но и на их мимику, жесты. Перлс справедливо считал, что полностью подавить наши стрем­ления и чувства невозможно. Например, женщина, рас­сказывая о своих конфликтных отношениях с мужем, бьет себя кулаком по бедру. Психотерапевт может попро­сить женщину сыграть роль этого «кулачка» и от «его имени» выразить все свои чувства: злость, гнев, собствен­ную вину... «Язык тела, — подчеркивает Кьелл Рудестам, — не является единственным видом невербального поведения, позволяющим вплотную изучить эмоции». (Рудестам, 1990). Свои чувства пациент может выразить через рисунок, песню, танец и т. п.

Работа с мечтами (фантазией). Фредерик Перлс считал, что фантазии представляют собой наиболее спонтанную продукцию, которая несет в себе уни­кальную информацию, те фрагменты нашего Я, ко­торые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся.

При гештальт-терапии фантазии не анализируются и не интерпретируются психотерапевтом. Пациент сам ис­следует свои фантазии. Работа эта включает в себя как минимум два компонента:

1) перенос мечты на реальную почву;

2) идентификацию мечты со своей личностью. Перенос фантазии на реальную почву облегчается, если участник группы получает задание описать свою мечту в настоящем времени. Перлс считал, что каждый фрагмент мечты представляет собой отчужденный фраг­мент собственной личности. Для того чтобы вновь «при-

своить» их себе, индивидуум должен идентифицировать объект мечты со своей личностью.

Другим вариантом этого упражнения является прора­ботка отдельных фрагментов фантазии. Перлс полагал, что в гештальт-терапии нет необходимости работать со всей фантазией, достаточно отдельного ее фрагмента.

Если содержанием фантазии является спор, дискус­сия, обсуждение противоположных точек зрения или чувств, то в этом случае может быть использована мето­дика «двух стульев». Участник «разыгрывает» одну край­нюю позицию фантазии, а потом вторую. Исследуя и осознавая эти крайние позиции, индивидуум далее может объединить их в одно целое.

Принятие ответственности на себя. Сторонники геш­тальт-терапии считают, что причиной невроза часто яв­ляется неспособность индивидуума полностью принять на себя ответственность за свои чувства, мысли и поступки, иными словами, неспособность принять ответственность за свое Я.

Люди очень часто склонны перекладывать ответствен­ность за свои негативные поступки и чувства на других:

«Я пью потому, что такая напряженная жизнь»; «Я из­меняю тебе потому, что ты допекаешь меня своей ревно­стью» и т. п. Многие из них искренне считают, что в их пороках и неудачах виноваты не они сами, а другие люди или обстоятельства.

Тенденцию избегать принятия ответственности за са­мих себя и делать ответственными за свои чувства и поступки других людей Перлс называл «дырами в лично­сти». Согласно Перлсу, человек проецирует неприятные для него чувства вовне только тогда, когда не в состоянии осознать их в самом себе. В подобных случаях психотера­певт не спешит соглашаться с участником группы в его доводах и не спешит оказывать ему поддержку в его сетованиях на судьбу. Наоборот, отказывая в поддержке и фрустрируя таким образом, он заставляет пациента выискивать ресурсы внутри себя и, следовательно, при­нимать ответственность за свои чувства и поступки на себя.

Преодоление сопротивления. В гештальт-терапии со­противлением обозначается такая ситуация, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые

предлагает ему терапевт (Latner, 1973). Но гештальт-терапевты в отличие от аналитиков не рассматривают со­противление в качестве барьера, который нужно обяза­тельно разрушить и преодолеть. Перлс рассматривает сопротивление прежде всего как нежелание индивидуума осознать свои негативные чувства. Целью же гештальттерапевта является преобразование сопротивления в про­цессе осознания самого себя.

Сопротивление может проявляться в мышечном на­пряжении, неестественной позе, изменении голоса и т. п. В таких случаях терапевт может задать пациенту вопрос:

«Слышишь ли ты, как изменился твой голос?» или «Можешь ли ты сейчас ощутить свою позу?». Нежелание переживать болезненные чувства может проявляться и в изменении дыхания: оно становится поверхностным, не­ритмичным. В подобных случаях психотерапевт просит пациента дышать глубже и ритмичнее, а когда дыхание нормализуется, попытаться все-таки рассказать о своих истинных переживаниях.

Таким образом, гештальт-терапия не пытается разру­шить сопротивление; она ориентирована на формирова­ние у пациента понимания того, что это сопротивление как раз и скрывает те чувства, которые он избегает осознать и которые особенно нуждаются в осознании.

Упражнение 1: «Осознание». Условно разделите мир вашего сознания на три зоны:

1) внешний мир;

2) внутренний мир вашего тела;

3) мир ваших чувств, мыслей, фантазий.

Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь по очереди осознанием внешнего мира. Начинайте свою речь словами: «Сейчас я осознаю, что...» и заканчивайте ее рассказом о своих ощущениях от воздействия окружающей обстановки (света, запахов, вида партнера и т. д.). Говорите 5—8 минут. Теперь переключайтесь и внимательно слушайте то, что ваш партнер рассказывает о своем ощущении внешнего мира.

Далее по очереди рассказывайте об ощущениях, связанных с вашим телом (средняя зона). Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю...» и заканчивайте его описанием своих ощущений, связанных с вашим телом (сухость во рту, тяжесть в руках, зуд, боль и т. д.). Рассказывайте о своих ощущениях 2—3 минуты, потом переключитесь и внимательно выслушайте партнера.

Переключитесь на свой мир чувств, мыслей, фантазий. Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю...» и заканчивайте повествование о своих чувствах, связанных с данным занятием, о ваших заботах, мыслях. Не бойтесь спонтанных мыслей и чувств, старайтесь говорить

о них, соблюдая принцип здесь и теперь. Говорите 5—8 минут, потом внимательно выслушайте партнера.

Обменяйтесь с партнером своими впечатлениями. Вновь по очереди включитесь в процесс осознания. На этот раз «переходите» из зоны в зону.

В заключение постарайтесь осознать вашего партнера. Позвольте ему сделать то же самое в отношении вас.

Упражнение 2: «Разыгрывание ролей».

Участники группы по предложению психотерапевта по очереди проигрывают некоторые свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружающих. Например, если участник, не замечая этого, излишне часто извиняется, говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застенчивого, робкого молодого человека. При этом его просят несколь­ко утрировать именно те черты характера, которые у него особенно выражены.

Если участник осознает свое поведение и желает от него избавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с противопо­ложными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказаний и нравоучений.

Для разыгрывай ия роли каждому участнику дается по 5—10 минут. Остальное время нужно оставить для обмена впечатлениями.

Упражнение 3: «Борьба противоположностей».

Психотерапевт определяет тему дискуссии, затем одному из участ­ников поручает роль Нападающего, другому — Защищающегося.

Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискуссию. Каждый из участников должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, гово­рить твердым авторитарным голосом. Защищающийся — извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий.

Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняются роля­ми. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападающего и чувство робости, унижения, незащищенности Защищающегося.

Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в реальной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой.

Упражнение 4: «Антикварный магазин».

Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в магазине, где продают антикварные вещи. Мысленно выберите себе любой предмет и вообразите себя этим предметом.

Рассказывайте от имени этого предмета о себе: «Как вы себя чувствуете»; «Почему оказались в магазине»; «Кто и где ваш прежний хозяин» и т. д. Откройте глаза и поделитесь своими ощущениями с

группой.

Точно так же можно идентифицироваться с цветком, деревом, животным, вообразив себя в соответствующих условиях. Не стесняйтесь своих ощущений. Старайтесь, чтобы у вас не осталось незавершенных переживаний.

Упражнение 5: «Три фразы».

Сядьте напротив партнера и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую из них со слов: «Я должен». Партнер, не комментируя сказанного вами, в свою очередь говорит три аналогичные фразы. Теперь вернитесь к своим фразам и по очереди повторите их, заменив в каждой слова «Я должен» на «Я предполагаю». Поделитесь своими ощущения­ми.

Далее по очереди с партнером произнесите три фразы, начиная каждую со слов: «Я не могу», а затем то же самое, заменив слова «Я не могу» на слова «Я не хочу». Поделитесь своими переживаниями в связи с изменением смысла сказанных вами фраз.

Аналогично по очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов «Мне надо», а потом замените эти слова на «Я хочу».

Наконец, по очереди с партнером произнесите три фразы, начинаю­щиеся словами: «Я боюсь, что», а затем замените начало фразы на слова:

«Я хотел бы».

Слова «Я должен», «Я не могу», «Мне надо», «Я боюсь, что» отрицают или снижают степень вашей ответственности за себя. Изменяя фразы, вы повышаете ответственность за свои мысли, чувства и поведе­ние. Постарайтесь осознать ощущения, связанные с изменением смысла сказанных фраз. Поделитесь своим опытом с группой.

ПСИХОДРАМА

Психодрама — это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего мира уча­стников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой психотерапии. Создателем психодра­мы, как и групповой психотерапии вообще, считают Якоба Леви Морено.

Компоненты психодрамы

Основными компонентами психодрамы, по Мо­рено, являются: ролевая игра, спонтанность, «теле», ка­тарсис и инсайт.

Ролевая игра. Морено не рассматривал игру и свой "спонтанный театр" как нечто заранее приготовленное и отрепетированное. Психодрама использует естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими личностными проблемами и конф­ликтами.

Морено подчеркивал, что между исполнителем роли в психодраме и актером существует большая разница. Ак-

тер играет то, что написано автором сценария, т. е. в своем поведении и выражении чувств он ограничен авторским текстом. Актер должен обладать способностью перевоп­лощаться по «заказу», а не по «желанию». В психодраме это мастерство создания «фальшивого фасада» может оказаться только помехой.

В отличие от театра психодрама поощряет импровиза­цию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, а поэтому и «сценарий», и «постановка» явля­ются результатом работы не профессионала, а самих участников группы.

Спонтанность. Наблюдая за игрой детей, нетрудно заметить, насколько они внутренне раскованны и лише­ны поведенческих стереотипов. Игры и эмоции их спон­танны. Спонтанность — это поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне. Именно поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей.

Спонтанность, по мнению Морено, — это ключ к творчеству. «Творчество, — пишет он, — это спящая красавица, которая, для того чтобы проснуться, нужда­ется в катализаторе. Таким хитрым катализатором твор­чества является спонтанность».

«Спонтанный театр» Морено по своему замыслу явля­ется антиподом профессионального театра. Однако акцент на спонтанность не исключает возможности использовать в психодраме привычные действия. Важно, чтобы эти действия были всегда новыми и адекватными ситуации, а не являлись результатом «домашней заготовки».

Морено считал, что современные люди боятся непо­средственного и эмоционального (спонтанного) общения, но утверждал, что такому общению можно научиться. Одним из методов обучения спонтанности, по его мнению, является психодрама.

Спонтанность сближает психодраму с другими антиав­торитарными психокоррекционными группами, делаю­щими акцент на принципе здесь и теперь (группы встреч, гештальт-группы и т. п.).

В психодраматическом действии нет прошлого и буду­щего, есть только настоящее. Психодрама стирает грани­цы времени. Все переживается в реальном действии. Это дает возможность ее участнику «объективизировать» свое прошлое, проявить его вовне...

Как ребенок от имени игрушки может высказать все, что ему недозволено говорить самому, так и участник психодрамы от имени своего персонажа, перевоплощаясь и импровизируя, может достаточно глубоко раскрыть свое внутреннее Я независимо от того, идет ли речь о прошлом, будущем или настоящем.

«Теле». Если понятие перенос, по Фрейду, обозначает односторонний процесс передачи эмоций от пациента психотерапевту, а контрперенос — от психотерапевта пациенту, то «теле», по Морено, обозначает двусторон­ний процесс передачи эмоций между пациентом и тера­певтом.

Морено определял «теле» как «вчувствование людей друг в друга». Понятие «теле» можно определить как «взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии» (Рудестам, 1990). В то время как эмпатия — это одностороннее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, «теле» представляет собой взаимный обмен эмпатиями.

«Теле» может включать в себя не только положитель­ные эмоции (позитивное «теле»), но и отрицательные (негативное «теле»).

Катарсис. Аристотель определил катарсис как чувст­венное потрясение и внутреннее очищение. Примерно так же понимал катарсис и Фрейд.

Морено несколько расширил это понятие, распростра­нив действие катарсиса не только на зрителей, но и на актеров. В связи с этим он писал, что психодрама имеет лечебный эффект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис), сколько по отношению к самому актеру, «который разыгрывает драму и освобождает себя от нее». Более того, если в античных трагедиях катар­сис — явление вторичное по отношению к сюжету, в психоанализе — вторичное по отношению к анализу, то в психодраме процесс катарсиса выступает на передний план и по своему лечебному воздействию становится более важным, чем сценарий или последующий анализ связан­ных с представлением переживаний и действий.

Морено достаточно образно подметил, что различие между зрител<

Наши рекомендации