Теоретические основы психосинтеза

Еще П. Жане говорил о ментальном син­тезе, имея в виду ликвидацию диссоциа­ции психических процессов, возника­ющих иногда в результате психотравмы. Е. Кречмер писал о психосинтезе, или синтезе существования, под­разумевая под этим развитие целостной и гармоничной личности. К. Юнг ввел понятие о синтетическом этапе аналитической психотерапии. Однако основателем пси­хосинтеза как метода психотерапевтического лечения по праву считают итальянского психиатраРоберто Ассад­жиоли*.

Если существует анализ (разложение на части), то существует и синтез (создание целого из частей). Для того чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочти­телен анализ. Для того чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез. Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу. Ассаджиоли считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объе­динить. Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.

В основе психосинтеза лежит психоанализ Фрейда, однако оригинальность отдельных теоретических взгля­дов и методологических подходов в лечении позволила

* Ассаджиоли (Assaqioli) Роберто (1888—1974) — ученик Фрейда. В 1926 г. во Флоренции создал Институт психо­синтеза, ставший первым международным центром подго­товки психотерапевтов-психосинтетиков. В настоящее вре­мя в Европе, США и Канаде создано около 100 институтов и центров психосинтеза.

Основная монография Ассаджиоли — «Психосинтез» (Нью-Йорк, 1967) положена в основу предлагаемого авто­рами материала.

Ассаджиоли создать самостоятельное психотерапевтиче­ское направление.

Основная трудность психосинтеза, так же как и пси­хоанализа, состоит в том, что работа с пациентом в основном идет на уровне его бессознательного.

Чтобы лучше понять сущность психосинтеза какме­тода психокоррекции, вначале целесообразно рассмотреть концепцию Ассаджиоли о структуре личности, которая отличается от подобных концепций Фрейда и Юнга.

 
  теоретические основы психосинтеза - student2.ru

Структура личности, или «карта внутреннего мира» (рис. 9), по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознатель­ного (1), среднего бессознательного (2), высшего бессозна­тельного (3), поля сознания (4), сознательного Я (5), высшего Я (6) и коллективного бессознательного (7).

Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят:

простейшие формы психической деятельности, управля­ющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; многочисленные комплексы, несущие силь­ный эмоциональный заряд; образцы кошмарных снови­дений и фантазий; неконтролируемые парапсихические процессы.

Среднее бессознательное (предсознательное) — об­ласть, где пребывают все психические навыки и состоя­ния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, за­рождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее

бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга.

Высшее бессознательное (супербессознательное) — область формирования и источник вдохновения, творче­ства, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мнению Ассаджиоли, зарождаются и сосре­доточиваются высшие парапсихические функции и ду­ховная энергия.

Нельзя говорить, что низшее бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессознательное — это начало, основание, а супербессознательное — это резерв развития личности.

Поле сознания — это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и ана­лизу.

Сознательное Я — это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле созна­ния). Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Суще­ствующее между ними различие в каком-то смысле напо­минает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями».

Именно этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго.

Высшее Я — наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т. д.). Вы­сшее Я не изменяется и не исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т. е. снова начинает осознаваться нами.

Ученик Ассаджиоли Пьеро Ферруччи* ввел понятия персонального Я и трансперсонального Я. Создается впе­чатление, что в каждом из нас существует два Я (то же самое указано и на схеме структуры личности по Ассад­жиоли (рис. 9)). Личное Я не осознает трансперсональное Я» а трансперсональное — не проявляет себя в нашем сознании. С другой стороны, сам Ассаджиоли пишет:

* Ферруччи (Ferrucci) П. Кем мы можем быть. Лос-Андже­лес, 1982.

«В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявля­ется на разных уровнях сознательности и самопостиже­ния».

Осознание персонального Я — условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я — признак духовного совершенства.

Наша психика не изолирована, она, по образному выражению Ферруччи, плавает в океане, который Карл Юнг назвал коллективным бессознательным. По мнению Юнга, коллективное бессознательное содержит в себе опыт всего человечества и передается из поколения в поколение. Ассаджиоли подчеркивает, что внешний овал его схемы «Структура личности», не случайно представ­ляющий пунктирную линию, следует рассматривать не как «отделяющий», а только как «разграничительный» с коллективным бессознательным Юнга.

ТЕХНИКА ПСИХОСИНТЕЗА

Основными задачами психосинтеза, по Ассад­жиоли, являются: постижение своего истинного (высше­го) Я, достижение, на основании этого, внутренней гар­монии и налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько основных этапов:

• глубинное познание своей личности;

• контроль над различными ее элементами;

• постижение своего истинного Я — выявление или создание «объединяющего центра» Я;

• психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Глубинное познание своей личности. Познание лично­сти нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте. Ассаджиоли на­зывает их «фантазиями», «мыслеобразами», «темными силами» и придает им (так же, как и Фрейд) большое значение в формировании неврозов.

Далее необходимо исследовать среднее и высшее бес­сознательное. В результате мы можем обнаружить в себе

скрытые способности, истинное призвание, свои резерв­ные возможности. Все это чистой воды психоанализ, и проводить его лучше с помощью опытного психоаналити­ка. Так считает и Ассаджиоли, только в отличие от Фрейда он рассматривает психоанализ не как окончание, а как начало лечения.

Контроль над различными элементами личности. Раз* деление психосинтеза на этапы несомненно условно, так как все они тесно взаимосвязаны. Особенно это касается двух последующих этапов: контроля над различными элементами личности и постижения своего истинного Я. Такое разделение оправдано только в качестве методоло­гического подхода, как элемент техники лечения.

Для того чтобы приобрести контроль над отдельными элементами личности, нужно их сначала выявить, а это невозможно без одновременного отграничения и постиже­ния своего истинного Я.

С этой целью в психосинтезе применяют два основных метода: метод разотождествления и работу над сублично­стями. Оба метода базируются на психологическом прин­ципе, который Ассаджиоли сформулировал следующим образом: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и конт­ролировать все то, с чем мы себя отождествляем».

Разотождествление. Человеку, в отличие от жи­вотного, присуще самосознание. Самосознание в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувства­ми, желаниями. Одни отождествляют себя преимущест­венно со своим телом (спортсмен, манекенщица), дру­гие — с интеллектом (ученый, «премудрый пескарь»);

третьи — с чувствами (влюбленный юноша). Такое одно­бокое отождествление себя с одной из частей своей лич­ности прежде всего затрудняет познание «себя для себя». Более того, длительное отождествление себя с отдельны­ми элементами личности нередко ведет к трагедии: «стра­дающий спортсмен», «блекнущая актриса», «ушедший в отставку политик» и т. п. Эти отождествления могут быть стойкими, но могут носить и временный характер. Каж­дый из нас временами говорит (или думает): я раздражен;

у меня все валится из рук; у меня ничего не получается. Мы можем сдаться этим чувствам или отождествиться с

ними и надолго впасть в гнев или депрессию, а можем и отграничить эти чувства от своего сознательного Я, осоз­нать их, постараться увидеть их причину и нежелатель­ные последствия. Иногда этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление «темных» сил.

Смысл разотождествления, учит Ассаджиоли, заклю­чается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управ­лять ими. «Иными словами, — пишет Ассаджиоли, — нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комп­лексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытя­нутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и — их глупость».

Это не означает, что энергию этих негативных чувств и желаний нужно обязательно сдерживать и подавлять. Эту энергию нельзя пускать и на самотек. Нужно на­учиться контролировать ее и управлять ею, направляя в конструктивное русло, но это возможно только при отгра­ничении и постижении стержня своей личности, своего истинного Я.

Работа над субличностями. По образному вы­ражению П. Ферруччи, субличности — это «психологи­ческие сателлиты, существующие как множество жизней внутри всецелой личности». Каждая личность, с одной стороны, целостностна и уникальна, с другой — много­слойна и разнолика. В каждом из нас уживается множе­ство «типажей», часто противоположных друг другу. Еще К. Юнг, говоря о структуре личности, выделил «тень», противопоставляя ее нашему осознаваемому Я. Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их боль­ше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустрем­лен.

Вообще можно быть целеустремленным и при большом богатстве субличностей, но для этого нужно, чтобы они находились в определенном согласии, в гармонии. Нельзя говорить о хороших или плохих субличностях, так как все они выражают лишь многогранность нашей целостной личности. Но иногда одна (или несколько) из сублично-

стей доминирует и начинает контролировать наши чувст­ва и поведение.

В первую очередь важно распознать свои основные субличности (обычно их две-три). Уже одно это дает вам возможность составить более четкое представление о ва­шей внутренней жизни. Когда вы распознаете сублич­ность, то обретаете возможность как бы отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны. Этот процесс в психосинтезе называется дисидентификацией. Человек более склонен к идентификации; дисидентификация — обратный процесс.

Если одна из субличностей начинает «контролиро­вать» вас, то задача психосинтеза — добиться дисидентификации с ней, избежать подчиненности ей, а в последу­ющем самому контролировать ее влияние. Это возможно только при повышении чувства истинного Я — объеди­няющего центра личности. Из «центра» мы можем на­блюдать ту или иную свою субличность, а при определен­ной тренировке — управлять ею. Что дает работа с субличностями? Подводя итоги этой сложной работы, П. Ферруччи (1985) в качестве наиболее важных отмечает следующие.

Мы учимся узнавать наши разные и противоречивые стороны, подвергаясь, таким образом, минипсихоанализу. В результате мы как бы «усыновляем» все наши части вместо того, чтобы загонять их в бессознательное.

Мы учимся быть свободными от контроля сил, которые обычно доминируют над нами, перебрасывая нас из сто­роны в сторону как пинг-понговый мячик.

Мы повышаем нашу интеграцию, давая возможность субличностям стать синергистами, а не антагонистами.

Мы можем поднять нашу субличность к ее наивысше­му потенциалу и таким образом открыть, что каждый психологический аспект несет в себе зерно собственной трансформации.

И, наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к нашему «центру» — нашему истинному Я. Следует добавить, что работа должна про­водиться с каждой субличностью по-очереди. Только так мы можем осознать, какое место она занимает в нашей личности, осознать динамику и взаимозависимость от­дельных субличностей.

Постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра Я. Сущность постиже­ния истинного Я заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессозна­тельного, объединения низшего Я с высшим Я (рис. 9). Все, казалось бы, просто: нужно познать свою истинную сущность, свое «ядро», но, как справедливо подчеркивает Ассаджиоли, «за этими легко произносимыми словами скрывается сложнейшее предприятие».

С позиции психосинтеза истинное Я рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная часть нашей личности — ее ядро. Причем оно полностью отли­чается от всех других элементов нашей личности (чувст­ва, мысли и т. п.). В результате истинное Я может функционировать как «объединяющий центр», коорди­нирующий взаимодействия всех остальных элементов личности.

Все остальные элементы личности могут меняться с возрастом в зависимости от той или иной ситуации, от того, здоров человек или болен, пребывает он в радости или печали, но есть в человеке нечто, что всегда остается одним и тем же. Это «нечто» и есть истинное Я. «Можно сказать, — пишет П. Фер-руччи, — что истинное Я — это состояние сознания в его химически чистом, неразведенном виде; это состояние психической наготы, в котором мы сняли с себя все психические одежды — мысли, чувства и представления, телесные ощущения».

И вот это «чистое сознание», оставаясь стержнем лич­ности, может легко идентифицироваться с различными элементами личности, но при определенном навыке мо­жет отделиться от них, стать «самостоятельным, незави­симым центром» (дисидентификация), из которого, как из укрепления, можно наблюдать за своими эмоциями, мыслями, поступками, а при соответствующей трениров­ке — управлять ими.

Таким образом, истинное Я — это та часть личности, которая способна отслеживать любой аспект нашей пси­хики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. А это позволяет, в свою очередь, находить тот баланс (гомеостазис), достигать той гармонии, которые необходимы для психического и физического комфорта. В этом контексте

интересна мысль П. Ферруччи: «В психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно — скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качест­во, своевременность и чуткое руководство».

Процесс познания истинного Я достаточно сложен, и не каждый пациент даже с помощью опытного психотерапевта в состоянии быстро достичь конечного результата.

 
  теоретические основы психосинтеза - student2.ru

В качестве промежуточной стадии Ассаджиоли рекомендует формирование «внешнего обюъединяющего центра» (рис.10).

Можно создать приемлемый для себя идеальный образ и во всем подражать ему*. Некоторые личности, особенно экстраверты, иногда спонтанно проецируют жизненный центр своей личности вовне. Это патриот, полностью отождествляющий себя с Родиной, или любящая женщина, отождествляющая себя с любимым мужчиной.

Такого рода проекции вовне, учит Ассаджиоли, нельзя недооценивать, так как это достаточно удачная форма

* Этот прием используется иногда как самостоятельный метод психотерапии — имаготерапия (от греч. Imago — об­раз). Метод имеет много общего с тем, что писал К. С. Ста­ниславский о процессе работы актера над собой.

опосредованного самопостижения. Если человек не рас­творится в своем внешнем объекте, в своем кумире (а с помощью психотерапевта этого легко избежать), то он постигает себя, свое истинное Я через посредство этого внешнего идеала. Таким образом, внешний «объединя­ющий центр», который отражает и символизирует тож­дественный идеал, может стать связующим звеном между «низшим» и «высшим» Я.

Психосинтез: формирование или перестройка лично-ста вокруг истинного Я или внешнего «объединяющего центра".Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов.

1. Выбор новой личности, к которой мы стремимся. Мы должны мысленно представить себе эту «идеальную модель», желательно визуализировать ее, подумать о том, чтобы она была для нас реалистичной, а потому достижи­мой.

Все многообразие «идеальных моделей» обычно можно свести к двум основным группам.

К первой группе относятся образы, олицетворяющие внутренние гармоническое развитие, духовное совершен­ство. Такие «модели» более актуальны для интровертов.

Вторая группа образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности (ученый, бизнесмен, политик и т. д.). Такие «идеальные образы» чаще выби­рают экстраверты.

Главное, чтобы выбранная вами для дальнейшего фор­мирования «идеальная модель» была согласована с есте­ственным ходом развития вашей собственной личности. Можно в результате психосинтеза стать лучше, стать совершеннее, но нельзя стать совсем другим — своим антиподом. Помните, что формировать «идеальную мо­дель» вам придется из элементов своей собственной лич­ности.

2. Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним Ассаджиоли относит, прежде всего: 1) си­лы, высвобождающиеся в процессе анализа, в том числе и в процессе «высвобождения» бессознательных комплек­сов; 2) устремления к гармонии, идеалу, присутствующие на разных психологических уровнях пациента и до конца не осознанные, или, как говорит Ассаджиоли, «до поры обойденные вниманием».

Для того чтобы использовать энергию бессознательно­го, ее необходимо направить в нужное русло, превратить во что-то иное, «трансмутировать»*.

3. Развитие недостающих (или недостаточно разви­тых) для формирования «идеальной модели» элементов личности. Эта задача может быть решена двумя основны­ми путями: 1) формированием новых качеств и самовну­шением; 2) с помощью систематической тренировки не­достаточно развитых психических функций, таких, на­пример, как память, воображение, чувства и т. п.

4. Координация и соподчинение (субординация) раз­личных элементов психики, осознание гармонической целостной структуры личности. Это можно сравнить с творческим объединением (синтезом) отдельных звуков (нот), цель которого — гармоничная музыка.

* * *

В зависимости от области и цели применения психо­синтез может быть:

• методом самопознания и саморазвития личности;

• методом лечения (в основном пограничных нервно-психических расстройств и психосоматических заболева­ний);

• методом воспитания.

Главу хотелось бы закончить еще одной интересной мыслью, которую Ассаджиоли высказал почти 30 лет тому назад, но которая актуальна и в наши дни.

Мысль эта заключается в том, что индивидуальный психосинтез является частным случаем всеобщего меж­персонального синтеза. Человек не живет в вакууме. Каждый индивидуум тесно связан с другими индивиду­умами, поэтому человека следует рассматривать как эле­мент человеческой группы. Малые группы (семья) явля­ются элементами больших групп (общественный класс, нация). Большие группы могут быть объединены в госу­дарства, а государства являются элементами человечества в целом.

* Термин «трансмутация» близок к фрейдовскому понятию «сублимация».

Между людьми внутри группы и между группами (малыми и большими) постоянно возникают конфликты, по своему механизму удивительно схожие с теми, которые присущи каждому отдельному индивидууму. Поэтому разрешать их (межперсональный психосинтез) можно по тому же плану и примерно теми же методами, с помощью которых осуществляется индивидуальный психосинтез. От анализа конфликтов» дисгармонии — к синтезу гармо­нии вокруг истинного и независимого «центра».

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ*

Наши рекомендации