Основные положения учения Джеймса

Психология сознания. Джеймс был очень раз­носторонним ученым. Иногда в его взглядах просматри­вались явные противоречия. Он знал об этом и называл такой способ познания «плюралистическим мышлени­ем». Джеймс также легко мирился и с чужими взгляда-

ми, противоречащими его собственным* считая, что пси­хология еще не стала зрелой наукой и не располагает достаточными знаниями, чтобы формировать окончатель­ные законы восприятия, чувствования, раскрыть природу сознания. Не без доли юмора он писал в те годы: «Един­ственное, что психология имеет право постулировать, так это сам факт мышления как такового».

Джеймс вводит понятие о личном сознании, утверж­дая* что не может быть сознания, не зависимого от его владельца. Каждая мысль, по его мнению, уникальна. Человек не может продуцировать в точности одну и ту же мысль дважды.

Он был убежден, что мышление — это непрерывный процесс. Отдельные, преходящие мысли или даже обрыв­ки мыслей — это цепочка (или поток) непрерывного мышления, связанного с сознанием. Мышление наруша­ется (прерывается) только в том случае, если нарушается (прерывается) сознание.

Сознание по Джеймсу, селективно: оно выбирает то, что для индивидуума наиболее значимо в данный момент. Эти идеи Джеймса перекликаются с понятием Перлса о гештальтах.

Состояния сознания многочисленны и многообразны. Мы знаем свое сознание так же мало, как космос. «Все тенденции моего образования, — писал Джеймс, — убеж­дают меня в том, что мир нашего теперешнего созна­ния — это лишь один из многих существующих миров сознания, и что эти другие миры должны содержать опыт, который так же значим для нас, как и тот, что привычен для нас».

Еще задолго до современных исследователей (Шерток, Эриксон и др.) Джеймс утверждал, что гипноз, экстрасен­сорные связи, медитация — это не что иное, как различ­ные формы состояния сознания.

«Изменения состояния сознания, — писал Джеймс, — могут вызываться гипнозом, медитацией, психоделиками, глубокой молитвой, сенсорной депривацией, могут быть результатом острого психоза. Их может вызывать депривация сна или пост, их часто переживают эпилеп­тики и люди, страдающие мигренью. Измененное созна­ние может быть вызвано гипнотической монотонней, как в одиночных полетах на большой высоте. Резкие измене-

яия сознания могут быть вызваны электронной стимуля­цией мозга, упражнениями по изменению альфа- и тета-ритмов, изоляцией, световой стимуляцией (вспышки све­та с определенной частотой)».

Изучая сознание, Джеймс много экспериментировал с психотомиметиками (психоделиками), с закисью азота («веселящий газ»). Эти исследования стали более интен­сивными, когда в 1943 г. швейцарский химик Альберт Хофман синтезировал диэтиламид лизергиновой кислоты (LSD-25).

Проведенные исследования с этим психотомиметиком дали Джеймсу основание прийти к окончательному за­ключению о том, что «наше нормальное бодрствующее сознание... лишь один тип сознания, а вокруг него, отде­ленные туманным экраном, существуют потенциальные формы сознания, совершенно иные».

Обычное («бодрствующее») сознание характеризуется тем, что вы знаете, кто вы есть; чувство тождественности при таком сознании устойчиво и резко выражено. Любое отклонение от твердых Эго-границ — симптомы наруше­ния сознания, патология. При приеме психотомиметиков границы эти нарушаются.

«В нормальном», или обычном, состоянии созна­ния, — пишет другой видный психолог Графт, — инди­видуум воспринимает себя существующим в определен­ных границах своего физического тела, и его восприятие окружающего мира ограничено физическими определен­ными возможностями экстрарецепторов».

При приеме психотомиметиков в некоторых случаях субъект переживает растворение его обычных Эго-границ. Его сознание и самосознание расширяются до состояния, включающего другие индивидуумы и элементы внешнего мира.

Из этого Джеймс делает довольно смелый вывод: «Воз­можно, — говорит он, — что некоторые из различий, которые мы проводим между собой и остальным миром, условны».

Редкие случаи «мистического» сознания (видение бо­гов и т. п.) при появлении психотомиметиков стали обычным состоянием. Джеймс назвал эти состояния трансперсональным, опытом. Джеймс считал, что транс­персональный опыт позволяет предположить, что приро-

да и механизм сознания более адекватно описываются в терминах современной физики (пространство — время;

многомерность пространства), нежели в статических тер­минах (понятиях) ортодоксальной психологии.

Биологическая обратная связь* Речь идет о примене­нии кибернетического понятия обратная связь к биоло­гии. (Котел с термометром и термостатом — классический пример технической системы с обратной связью.)

Прощупывая у себя пульс, вы осуществляете обратную связь со своим организмом. Если человек располагает точной и конкретной информацией о физиологических процессах своего организма и осознает это, он может сознательно управлять этими физиологическими процес­сами. Практика подтверждает, что тренированные люди могут управлять своими физиологическими процессами (температура тела, артериальное давление) только «силой мысли».

Известно, что существуют произвольные <и непроиз­вольные функции организма. При определенной трени­ровке эти различия исчезают: человек становится в состо­янии контролировать как произвольные, так и непроиз­вольные функция. Этим, завершает свою мысль Джеймс, объясняются многие «чудеса» таинственного Востока.

Джеймс определил волю как сочетание внимания и «воления» (желания). Решающим в регуляции непроиз­вольных функций организма у тренированных людей является внимание, а не желание. Желание может быть активным и пассивным. Пассивное желание — это опре­деленное состояние сознания, в котором человек овладе­вает обратной биологической связью. Пассивное жела­ние — это внимание без усилий. Сначала человек при тренировке «старается» повысить температуру рук, потом он «старается не стараться», а вот когда человек перестает «стараться», он овладевает секретом обратной биологиче­ской связи.

В жизни нас учат «добиваться цели», «стараться», «быть упорными», т. е. добиваться того, чего мы хотим. Это не всегда полезно и эффективно. Пример — акт уринации.

Джеймсовское понятие об активном и пассивном «волении» легло сейчас в основу практики медитации и аутогенной тренировки.

Медитация. Это усмирение, утихомиривание посредст­вом фокусирования сознания на предметах, звуках, ри­сунках и т. д. Существуют сотни техник медитации;

многие из них применяются с лечебной целью.

Джеймс сравнивал сознание с течением реки. Сейчас принято трактовать сознание как ряд параллельных по­токов. Концентрируясь на одном из этих потоков, можно целенаправленно изменять сознание.

Считалось, что сознание наполнено только мыслями, несущими в себе содержание (информацию). Опыт меди­тации, отмечает Джеймс, показал, что изменение созна­ния может менять не только содержание, но и форму мысли. Если человека можно научить управлять маши­ной, ставить диагноз, то точно так же он может научиться произвольно изменять и контролировать свое сознание.

Гипноз. Джеймс рассматривал гипноз как одну из форм измененного сознания и использовал его как инст­румент исследования сознания. Можно, например, вну­шить отсутствие боли или галлюцинации. Кто в этом случае управляет сознанием? Прежде всего — гипноти­зер. Но лабораторные исследования и клинические на­блюдения показали, что отношения между гипнотизером и гипнотизируемым намного сложнее, чем могут пока­заться на первый взгляд. Прежде всего отношения этих двух людей, считал Джеймс, кооперативны. Другими словами, пациент верит гипнотизеру и поэтому готов следовать его внушениям. Сознаем ли мы при этом источ­ник внушения? Джеймс на этот вопрос отвечает утверди­тельно. В какой-то мере мы находимся под гипнотиче­ским воздействием рекламы, телевидения.

Гипноз, по Джеймсу, — это форма измененного созна­ния, характеризующаяся высшей степенью селективно­сти в отношении того, что допускается к сознанию в данный момент. С углублением гипноза меняется, а порой и отпадает способность самоотождествления. Утрачивает­ся чувство времени, осознание собственного тела, про­странства... Коммуникация между гипнотизером и гип­нотизируемым сохраняется, но уже на новом уровне сознания последнего.

Экстрасенсорное восприятие и сознание. Большинство психологов до недавнего времени избегали исследовать вопросы, связанные с парапсихологией. Сам термин «па-

рапсихология» свидетельствует о том, что определенный круг вопросов вынесен за рамки научной психологии. К кругу этих вопросов относится и экстрасенсорное воспри­ятие.

Один из видных современных психологов Тарт считает, что «одна из трудностей, не позволяющих многим ученым принять существование экстрасенсор­ного восприятия, состоит в том, что она не имеет смысла с точки зрения того, что мы знаем о физической вселенной. У нас нет подходящих теорий, пригодных моделей или каких-либо общепринятых объяснений этим феноменам».

Учение о формах измененного сознания явилось новой волной интереса к парапсихологическим феноменам, хо­тя сам Джеймс неоднократно подчеркивал тот факт, что «к подобным парапсихологическим феноменам часто при­мешивается обман».

Наши рекомендации