Юридические аспекты медицинской деятельности

Глава 3

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. Старченко, С.А. Сумин

(А.А. Старченко - доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии ФУВ МОНИКИ им. М.В. Владимирского, зам. генерального директора страховой медицинской компании «Росгосстрах-Медицина»; сопредседатель комитета независимой медицинской экспертизы Национальной медицинской палаты)

§ 215. Если врач произвел кому-нибудь трудную операцию

медным ножом и спас ему жизнь или снял кому бельмо

медным ножом и сохранил ему глаз, то должен

получить 10 сиклей серебра.

§ 218. Если врач производит кому-нибудь тяжелую операцию

медным ножом и причиняет ему смерть, снимает кому-нибудь

бельмо и лишает его глаза, то должно отсечь ему руки.

Из свода законов вавилонского царя Хаммурапи,

правившего в 1792-1750 годах до нашей эры

(цит. по В.Л. Попов, Н.П. Попова, 1999).

В результате освоения материала этой главы обучающийся должен:

Знать

· морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;

· юридические аспекты ведения типовой медицинской документации в области анестезиологии-реаниматологии;

Уметь

· применить правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, констатировать биологическую и клиническую смерть;

Владеть

· навыками информирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил «информированного согласия»;

· правильным ведением медицинской документации пациентов с критическими состояниями.

_______________________________________________________________

В последние годы в отечественной социальной сфере обозначилась и получила мощное развитие проблема защиты прав субъекта (врача и пациента) в здравоохранении. Знание основ юридических аспектов медицинской деятельности становится обязательным условием для ежедневной работы медицинского персонала. Существует ряд законодательных документов, регламентирующих деятельность медицинских работников и их взаимоотношения с пациентами, их родственниками и всеми заинтересованными лицами.

Основы законодательства России

О здравоохранении

Главным законодательным документом нашей страны является Конституция Российской Федерации (РФ), за ней остается приоритет над Законами РФ, постановлениями Правительства, приказами различных министерств и ведомств и т.д.

Качество медицинской помощи и проблемы

Ответственности врача

Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, при обеспечении программ качества медицинской помощи важно учитывать следующие четыре необходимых его компонента:

1) квалификацию врача;

2) оптимальность использования ресурсов;

3) риск для пациента;

4) удовлетворенность пациента от взаимодействия с медицинской подсистемой.

На основе этих рекомендаций ВОЗ развернутое (полное) определение качества медицинской помощи может быть сформулировано следующим образом. Качество медицинской помощи - это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, то есть его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения.

В настоящее время к условиям оказания медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования предъявляются фиксированные требования, содержащиеся в соответствующих нормативных документах.

Добровольное информированное согласие

Особенности реализации прав пациентов при

Особенности профессиональных преступлений

Под вредом здоровью понимают либо телесные повреждения, т.е. нарушение анатомической целости органов и тканей или их физиологических функций, либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических.

Судебно-медицинскую экспертизу тяжести вреда здоровью производят только на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или по определению суда. При наличии письменного поручения органов прокуратуры, МВД и суда может производиться судебно-медицинское освидетельствование.

При судебно-медицинской экспертизе тяжести вреда здоровью составляют "Заключение эксперта", а при судебно-медицинском освидетельствовании - "Акт судебно-медицинского освидетельствования".

Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

Длительность расстройства здоровья определяют по продолжительности временной утраты трудоспособности (временной нетрудоспособности). При экспертизе тяжести вреда здоровью учитывают как временную, так и стойкую утрату трудоспособности.

Ухудшение состояния здоровья потерпевшего в результате дефектов оказания медицинской помощи по поводу причиненных ему повреждений устанавливают на комиссии с участием соответствующих специалистов, и не является основанием для увеличения степени тяжести вреда здоровью, вызванного травмой. В подобных случаях судебно-медицинские эксперты обязаны указать в заключении характер наступившего ухудшения или осложнения, и в какой причинной связи оно находится с телесным повреждением, а также с дефектами оказания медицинской помощи.

Осложнения, возникшие при производстве операций или применении сложных современных методов диагностики, квалифицируются как вред здоровью, если они явились следствием дефектов при указанных врачебных вмешательствах. В этих случаях тяжесть вреда здоровью, обусловленную такими осложнениями, определяют в соответствии с положениями Правил судебно-медицинской экспертизы. Установление дефектов медицинских вмешательств при этом осуществляют на врачебной комиссии. Осложнения операций или примененных сложных методов диагностики при отсутствии дефектов их выполнения, являющиеся следствием других причин (тяжесть состояния больного, непредвиденные особенности реакции больного и др.), не подлежат судебно-медицинской оценке тяжести вреда здоровью.

Вред здоровью оценивают как тяжкий (ст. 111 Уголовного кодекса РФ):

- если он сам по себе явился причиной смерти или привел к наступлению смертельного исхода вследствие закономерно развившегося осложнения пли осложнений;

- если он имеет хотя бы один признак опасного для жизни вреда здоровью;

- если в медицинских документах зафиксирована клиническая картина угрожающего жизни состояния, являющегося следствием причинения данного вреда здоровью;

- если имеются анатомические признаки потери зрения, речи, слуха, производительной способности, или в медицинских документах имеются сведения об утрате хотя бы одной из этих функций;

- если имеются анатомические признаки, указывающие на значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее, чем на одну треть, или на полную утрату профессиональной трудоспособности.

Вред здоровью оценивают как средней тяжести (ст. 112 Уголовного кодекса РФ):

- если смерть наступила в сроки, превышающие 21 день после причинения вреда здоровью (по признаку длительности расстройства здоровья);

- если имеются анатомические признаки значительной стойкой утраты трудоспособности менее одной трети.

Признаками легкого вреда здоровью являются:

- кратковременное расстройство здоровья (временная утрата трудоспособности продолжительностью не свыше 3-х недель (21 день).

- незначительная стойкая утрата трудоспособности, равная 5%.

Статья 122 УК РФ предполагает ответственность за заражение другого лица ВИЧ-инфекциейвследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.

Статья 125 УК РФ вводит ответственность за не оказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью (тяжкого или средней тяжести) больного, а также, если оно повлекло по неосторожности смерть больного. Объективная сторона данного преступления может быть выражена в бездеятельности - в неоказании помощи больному без уважительных причин (это неявка к больному по вызову, отказ принять больного в лечебном учреждении и т. п.). Под уважительными же причинами принято понимать непреодолимую силу (стихийное бедствие), крайнюю необходимость (например, должен был оказать помощь другому тяжелобольному), болезнь самого медицинского работника, отсутствие инструментов, лекарств и т. п. Ссылка медицинского работника на нерабочее время, на нахождение его в отпуске не считается уважительной причиной и соответственно не исключает уголовной ответственности. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом: виновный осознает, что не оказывает помощь больному, и желает уклониться от выполнения своих обязанностей, хотя имел возможность оказать такую помощь. Субъектом преступления являются медицинские работники, обязанные оказывать помощь больным. Это врачи, фельдшеры, медсестры, акушеры. Не имеет значения, работают эти лица или находятся на пенсии.

Статья 238 УК определяет ответственность, в том числе и медицинских работников, за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, если их оказание повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека. При этом большую ответственность несут работники за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья, если они: а) совершены в отношении услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет; б) повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью двух или более лиц; в) повлекли по неосторожности смерть человека.

Статья 293 УК устанавливает ответственность за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Неисполнение должностным лицом своих обязанностей может быть как полным, так и частичным. Оно выражается в его бездействии при наличии обязанности и реальной возможности выполнять определенные функции, вытекающие из служебного положения. Нельзя вменять в вину должностному лицу не совершение им действий, которые не входили в его обязанности. Ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей является неполное, несвоевременное, неточное их исполнение. Обязанности должностного лица определяются законами, подзаконными актами (инструкциями, положениями), трудовым соглашением (контрактом) или приказом вышестоящего лица (органа управления). Для привлечения к уголовной ответственности за халатность необходимо устанавливать: 1) какие служебные права и обязанности были возложены на должностное лицо и какими нормативными документами они были определены; 2) какие именно обязанности были не исполнены или исполнены ненадлежащим образом; 3) повлекло ли это деяние существенное нарушение прав и законных интересов; 4) имело ли должностное лицо реальную возможность (объективно и субъективно) для надлежащего исполнения служебных обязанностей. Субъектом преступления является только должностное лицо. С субъективной стороны халатность характеризуется неосторожной виной (преступным легкомыслием или преступной небрежностью).

Противоправные действия медицинских работников, если они не причинили существенного вреда, не считаются преступлением, а являются дисциплинарными проступками и влекут дисциплинарную ответственность.

Раздел I. Общие положения

Глава 1.Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

Глава 3. Административное наказание

Глава 4. Назначение административного наказания

Раздел II. Особенная часть

Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения

Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью, либо народной медициной (целительством)

1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка - влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 6.8. Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов

Незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров

Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой.

Примечание. Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Статья 6.14. Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам

Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников

Дисциплинарная ответственность медицинских работников регламентируется разделом Трудовым Кодексом РФ от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ.

ДИСЦИПЛИНА ТРУДА.

ГЛАВА 29. Общие положения

Статья 189. Дисциплина труда и трудовой распорядок организации

Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

Работодатель обязан в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка организации – локальный нормативный акт организации, регламентирующий, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами, порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Статья 190. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка организации.

Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило, являются приложением к коллективному договору.

ГЛАВА 30. Дисциплина труда

Статья 191. Поощрения за труд

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Статья 192. Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим причинам.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывание его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Статья 194. Снятие дисциплинарного взыскания

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей по требованию представительного органа работников

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

В случае если факты нарушений подтвердилось, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова иерархия законов, определяющих медицинскую деятельность?

2. В каких случаях применяется уголовный, трудовой или гражданский кодекс?

3. Интересы каких лиц защищают правовые акты, регламентирующие медицинскую деятельность?

Литература

1. Баринов Е.Х., Ромодановский П.О. Оценка профессиональных ошибок медицинских работников // Правовые вопросы в здравоохранении.- 2010.- № 4.- С. 100-105.

2. Баринов Е.Х., Ромодановский П.О. Судебно-медицинская экспертиза по гражданским делам – проблемы и перспективы // Правовые вопросы в здравоохранении.- 2011.- № 8- С. 80-89.

3. Витер В.И., Поздеев А.Р., Яворский А.Н. Юридическая и экспертная и оценка медицинских ошибок, связанных с обращением лекарств: Уч. пособие /Под общ. ред. проф. В.И. Витера. – Ижевск, Москва, 2011. — 234 с.

4. Витер В.И., Шифман Е.М., Поздеев А.Р. Системный подход к оценке дефектов лечения в отделениях интенсивной терапии для объективизации судебно-медицинских заключений // Медицинская экспертиза и право.- 2010.- № 5.- С. 23-25.

5. Ерофеев С.В., Шишкин Ю.Ю., Кукушкина И.С. Анализ конфликтов с пациентами в системе управления рисками в здравоохранении //Зам. гл. врача- 2010.- № 6 (49).- С. 68-75.

6. Зайратьянц О.В., Кaктypский Л.В. Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов: Справочник. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 424 с.

7. Зильбер А.П. Этюды медицинского права и этики / А.П.Зильбер. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 848 с. ил.

8. Иванников И.А., Рубанова Н.А. Медицинское право.- М.: Академцентр, 2010.- 208 с.

9. Классификация врачебных ошибок при оказании хирургической помощи // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи.- 2009.- № 7 (43).- С. 27-28.

10. Клевно В.А., Богомолова И.Н., Заславский Г.И. и др. Судебно-медицинская экспертиза вреда здоровью.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 300 с.

11. Козак В.С. Врачебные правонарушения и неумышленная вина врача // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи.- 2010.- № 6 (54).- С. 33-36.

12. Колкутин В.В., Кадочников Д.С., Недоборенко А.О., Тихонова Е.В., Ракитин В.А. Проблемные вопросы правового и организационного регулирования производства судебно-медицинских экспертиз или как избежать признания заключения эксперта недопустимым доказательством.- М.: РИОР, 2011.- 175 с.

13. Колоколов Г.Р., Махонько Н.И. Медицинское право.- М.: ИТК «Дашков и К», 2010.- 452 с.

14. Купрюшин А.С., Купрюшина Н.В. Комиссионное патологоанатомическое исследование трупа при ненадлежащем оказании медицинской помощи //Правовые вопросы в здравоохранении.- 2010.- № 2.- С. 48-53.

15. Никитина И.О. Ответственность за преступления в сфере здравоохранения: вопросы правоприменения и совершенствования законодательства.- Н. Новгород, 2008.- 231 с.

16. Пищита А.Н. Юридические риски лекарственной терапии: Руководство для врачей и юристов.- М.: РМАПО, 2010.- 168 с.

17. Седов В.М. Ятрогения. - СПб: «Человек», 2010.- 296 с.

18. Сергеев Ю.Д., Бисюк Ю.В. Ненадлежащее оказание экстренной медицинской помощи (экспертно-правовые аспекты): Научно-практическое руководство.- М.: Авторская академия Товарищество научных изданий КМК, 2008.- 399 с.

19. Сергеев Ю.Д., Козлов С.В. Судебно-медицинская экспертиза неблагоприятных последствий лечения // Медицинское право.- 2011.- № 1 (35).- С. 27-30.

20. Старченко А. А., Зинланд Д. А., Третьякова Е. Н., Тарасова О.В., Гуженко М.Д., Гончарова Е.Ю., Сергеева Л.А. Оценка качества медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза.- 2012.- № 2.- С. 38-51.

21. Старченко А.А. Авторитеты в здравоохранении: рядовому врачу необходима независимая оценка качества медицинской помощи //Менеджер здравоохранения.- 2012.- № 2.- С. 50-65.

22. Старченко А.А. Введение рентгеноконтрастного вещества - криминальная медицинская услуга? // Правовые вопросы в здравоохранении.- 2012.- № 9.- С. 46-53.

23. Старченко А.А. Возмещение вреда медицинской организацией за ненадлежащее качество медицинской помощи – реальная альтернатива приговору уголовного суда невиновному врачу // Новости анестезиологии и реаниматологии- 2012.- № 1.-С. 46-56.

24. Старченко А.А. Криминальность и преступность медицинской услуги «Катетеризация подключичной и других центральных вен» // Правовые вопросы в здравоохранении.- 2012.- № 6.- С. 84-95.

25. Старченко А.А. Материальное стимулирование дефектов оказания акушерско-гинекологической помощи в Российской Федерации // Правовые вопросы в здравоохранении.- 2013.- № 4.-С. 52-59

26. Старченко А.А. Новые требования к экспертизе реанимационной помощи, оказываемой в премортальный и терминальный период // Новости анестезиологии и реаниматологии.- 2012.- № 4.- С. 50-55.

27. Старченко А.А., Комарец С.А, Комарец Ю.Н. Критерии ненадлежащего качества оказания анестезиолого-реанимационной помощи взрослому населению // Новости анестезиологии и реаниматологии.- 2012.- № 3.- С. 41-43.

28. Старченко А.А., Комарец С.А, Комарец Ю.Н. Требования к экспертизе анестезиолого-реанимационной помощи в свете нового законодательства об охране здоровья граждан // Новости анестезиологии и реаниматологии.- 2012.- № 3.- С. 43-51.

29. Старченко А.А., Ноздряков К.В. Конфликтология в акушерстве: попытка обвинить анестезиолога обыденна и очевидна //Новости анестезиологии и реаниматологии.- 2013.- № 2.- С. 48-57.

30. Старченко А.А., Ноздряков К.В. Уроки уголовного преследования анестезиолога-реаниматолога акушерского учреждения //Новости анестезиологии и реаниматологии.- 2013.- № 2.- С. 58-75.

31. Старченко А.А., Рыкова И.В., Гончарова Е.Ю., Комарец С.А. Безопасность оказания медицинской помощи при использовании донорской плазмы // Заместитель главного врача.- 2011.- № 2 (57).- С. 76-83.

32. Сумин С.А. Неотложные состояния: Учебное пособие. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2013. – с. 29-61.

33. Сучков А.В. Проблемы доказывания профессиональных преступлений, совершенных медицинскими работниками // Медицинское право.- 2010- № 2.- С. 27-30.

34. Татаринцев А.В., Баринов Е.Х., Ромодановский П.О., Ярема В.И. Изучение дефектов оказания медицинской помощи больным с абдоминальной хирургической инфекцией.- Медицинская экспертиза и право.- 2010.- № 5.- С. 17-22.

35. Тимофеев И. В. Патология лечения: Руководство для врачей. СПб., 1999. 500 с.

36. Шишов М.А. Актуальные вопросы юридической ответственности врача / Медицинское право. – 2013, № 3. - С. 39-43.

Глава 3

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. Старченко, С.А. Сумин

(А.А. Старченко - доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии ФУВ МОНИКИ им. М.В. Владимирского, зам. генерального директора страховой медицинской компании «Росгосстрах-Медицина»; сопредседатель комитета независимой медицинской экспертизы Национальной медицинской палаты)

§ 215. Если врач произвел кому-нибудь трудную операцию

медным ножом и спас ему жизнь или снял кому бельмо

медным ножом и сохранил ему глаз, то должен

получить 10 сиклей серебра.

§ 218. Если врач производит кому-нибудь тяжелую операцию

медным ножом и причиняет ему смерть, снимает кому-нибудь

бельмо и лишает его глаза, то должно отсечь ему руки.

Из свода законов вавилонского царя Хаммурапи,

правившего в 1792-1750 годах до нашей эры

(цит. по В.Л. Попов, Н.П. Попова, 1999).

В результате освоения материала этой главы обучающийся должен:

Знать

· морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;

· юридические аспекты ведения типовой медицинской документации в области анестезиологии-реаниматологии;

Уметь

· применить правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, констатировать биологическую и клиническую смерть;

Владеть

· навыками информирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил «информированного согласия»;

· правильным ведением медицинской документации пациентов с критическими состояниями.

_______________________________________________________________

В последние годы в отечественной социальной сфере обозначилась и получила мощное развитие проблема защиты прав субъекта (врача и пациента) в здравоохранении. Знание основ юридических аспектов медицинской деятельности становится обязательным условием для ежедневной работы медицинского персонала. Существует ряд законодательных документов, регламентирующих деятельность медицинских работников и их взаимоотношения с пациентами, их родственниками и всеми заинтересованными лицами.

Наши рекомендации