Упражнения для тренировки подвижности мышц языка

Предложите ребенку:

1. Выдвигать язык вперед — вернуть назад.

2. Облизывать губы по кругу в одну и другую стороны («вкусное варенье»).

Следить за неподвижностью губ и нижней челюсти.

3. Губы сжать. Упираться кончиком языка поочередно в одну и другую щеки («твердый орешек»).

4. Оттягивать корень языка назад и выдвигать его вперед.

5. «Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)

6. Укорачивать язык, поднимая его спинку кверху, кончиком языка упираясь в нижние зубы («мостик»).

7. Суживать язык и постепенно его округлять («иголочка и лопатка»).

Следить при этом, чтобы язык не высовывался далеко и не подворачивалась нижняя губа. Далее нужно подключить следующие звуковые упражнения.

Предложите ребенку:

• положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание БЯ (ПЯ);

• быстро высунуть язык, затем энергично подтянуть его за зубы и произнести звукосочетание АС;

• тянуть звук М, поглаживая языком зубы;

• тянуть звук М, вытянув и загнув язык на верхнюю губу;

• произносить звукосочетания согласных, в артикуляции которых активное участие принимает язык (ГКР, КРТ, ДРТ или ТХ, ХТ, ДТ и т.д.).

Упражнения для тренировки подвижности
мышц мягкого неба

Для развития подвижности небной занавески можно использовать такие упражнения, как имитация покашливания, зевоты; глотание капель жидкости (воды, сока и т.д.), которые логопед должен медленно капать на корень языка ребенка пипеткой; для детей старше 3,5-4 лет — полоскание горла без звука и со звуком (во время полоскания тянуть звук Ы, запрокинув голову назад, при этом нижнюю челюсть не выдвигать).

Или можно проводить такие упражнения:

1. Губы ребенка сомкнуты, язык лежит плоско, кончик его находится у зубов. Не разжимая губ и производя дыхание через нос, ребенку нужно опустить нижнюю челюсть как можно ниже (при этом должно ощущаться напряжение мышц небной занавески и корня языка).

2. Рот ребенка приоткрыт, пальцами рук логопеду следует зафиксировать положение подбородка ребенка около средней части шеи. Ребенку нужно произносить звуки А, У, О, не меняя положения рта.

3. Ребенку нужно закрыть рот и с напряжением протянуть звукосочетания: ЗММ, ДММ, ГММ и т.д.

4. Ребенку нужно пытаться зевнуть с открытым ртом, а затем — с закрытым.

5. Ребенку нужно вдохнуть через нос, втягивая щеки (челюсть должна быть опущена, губы плотно сжаты), на выдохе (щеки втянуты) тянуть звук Ы.




Словарь терминов

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Анамнез— совокупность сведений, получаемых в ходе обследования, используемых для установления диагноза и выбора коррекционных мероприятий.

Анартрия— тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц.

Атрофия— патологические изменения в тканях, обусловленные расстройством их питания.

Афазия— полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Болезнь Верльгофа— диатез с повышенной кровоточивостью.

Вегетативная нервная система— часть нервной системы, принимающая участие в иннервации желез, внутренних органов и систем, кровеносных и лимфатических сосудов, гладкой и отчасти поперечно-полосатой мускулатуры.

Гемипарезпарезмышц одной половины тела.

Гемиплегия— паралич мышц одной половины тела.

Гемофилия— болезнь, проявляющаяся симптомами повышенной кровоточивости. (Носит наследственный характер.)

Генез— происхождение, возникновение, начало.

Генерализация— распространение патологического процесса по организму (или органу) из ограниченного очага.

Гидроцефалия— избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.

Гиперемия— увеличенное кровенаполнение сосудов какого-либо органа или ткани.

Гипертензионный синдром— комплекс симптомов, обусловленный стабильным или прогрессирующим повышением внутричерепного давления.

Гипертензия— повышенное давление.

Гипертонус— повышение мышечного тонуса.

Гипотензия— пониженное давление.

Гипотония— пониженный мышечный тонус.

Глоссоплегия— паралич мышц языка.

Девиация— отклонение от нормального положения.

Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалия— нарушение звукопроизношения.

Дисплазия— неправильное развитие органов или тканей.

Иннервация— обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

Иррадиация— распространение в соседние части.

Кинестезия— ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве.

Контрактура— стойкое ограничение движений.

Латеральный— боковой.

Логопат— человек с дефектами речи.

Медиальный— расположенный ближе к середине.

Метаболизм— обмен веществ и энергии.

Неврит— поражения отдельных периферических нервов.

Пальпация— метод диагностического исследования путем ощупывания определенной части тела.

Парасимпатическая нервная система— принимает участие в нервной регуляции внутренних органов.

Парез— ослабление двигательных функций с отсутствием или снижением силы мышц в результате различных патологических процессов в нервной системе.

Паретичность — неподвижность мышц.

Праксис— способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Проксимальный— расположенный ближе к центру или срединной линии мышц.

Пропреоцептивный импульс— импульс, дающий информацию о движении и положении тела в пространстве.

Проприорецептор— рецептор, расположенный в тканях мышечно-суставного аппарата, воспринимающий их растяжение или сокращение.

Птоз — опущение верхнего века.

Рецептор— специализированная периферическая часть каждого анализатора, воспринимающая раздражение из внешней или из внутренней среды.

Рецепция— прием информации посредством рецепторов.

Ригидность— негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц.

Ринолалия— в процессе речи расстройство звукопроизношения в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости, происходящего вследствие органических дефектов носоглотки, мягкого и твердого неба, или расстройств функции мягкого неба.

Секреция— процесс образования в клетке специфического продукта (секрета) определенного функционального назначения и последующего его выделения из клетки.

Симптоматика— совокупность симптомов, присущих какому-либо заболеванию или группе заболеваний.

Синергия— совместное действие каких-либо органов или систем.

Синкинезия— дополнительные движения.

Соматический— термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике.

Спастический— судорожный, имеющий характер спазма.

Тактильный— осязательный.

Тик— быстрые, непроизвольные стереотипные сокращения определенных мышц.

Тремор— ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.

Трофический— питательный, питающий, связанный с процессами питания.

Фибрилляция— патологическое, хаотическое, разрозненное и разновременное сокращение отдельных мышечных волокон, не способное поддерживать их эффективную работу.

Флегмона— разлитое гнойное воспаление клетчатки.

Фобия— навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движений, действий, ситуаций.

Фонация— голосообразование.

Энурез— недержание мочи.

Эпилептиформный синдром— общее название припадков, возникающих при различных органических поражениях головного мозга.

Этиология— причина возникновения болезни или патологического состояния.

[1] Для неспециалистов в данной области значения терминов приведены в словаре терминов (с. 100-103).

[2] В состав службы сопровождения развития ребенка входят: логопед, дефектолог, психолог, воспитатель, невропатолог, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, инструктор ЛФК и т.д.

[3] Если ребенок посещает речевую группу, то работа по развитию ручного праксиса и тактильных ощущений проводится на подгрупповых занятиях.

[4] Акт говорения — здесь: моторный аспект акта речи.

[5] См.: Лувсан Г. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Киев, 1992.

[6] Китайские названия даны в русской транскрипции.

[7] Принцип составления комплекса на 12, 15 и 20 сеансов тот же.

[8] Иногда ребенок не может закрыть один глаз, закрываются сразу оба. В этом случае веко одного глаза придержать пальцем, а свободный ритмично открывать и закрывать. Импульс передастся на плохо работающие мышцы другого глаза, и со временем он начинает закрываться самостоятельно.

Наши рекомендации