Городилова В. И. и Кузьмина Н. И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. М, Учпедгиз, 1961.
Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1966.
Дубов М. Д. Врожденные расщелины нёба. Л , Медгиз, 1960.
Ееман М. Расстройства речи в детском возрасте, пер. с чешек. М., Медгиз, 1962.
Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в доопе-рационный период. В сб.: ⌠Очерки по патологии речи и голоса■, вып. 2. М, Учпедгиз, 1963, стр. 102≈105.
Ипполитова А. Г. Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе. В сб.: ⌠Из опыта логопедической работы■. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953, стр. 5≈29.
Каше Г. А. Формирование произношения с общим недоразвитием речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Каше Г. А. Недостатки произношения у учащихся массовой школы. В кн : ⌠Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы■. М., ⌠Просвещение■, 1965.
Литвак Л. Б. Локально-диагностические особенности дизартрии и дисфонии в неврологической клинике. В сб.: ⌠Вопросы патологии речи■, т. 81. Харьков, 1959, стр. 59≈71.
Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дрзартриков. В сб. ⌠Очерки по патологии речи и голоса■, под ред. проф. С. С. Ляпидевского. М, ⌠Просвещение■, 1967.
Никашина Н. А. Работа по исправлению недостатков речи на школьных логопедических пунктах. М., Учпедгиз, 1954.
Pay Е.Ф. и Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников, изд. 2. М., ⌠Просвещение■, 1967.
Рутковский К.В. Вопросы восстановления речи при полном зубном протезировании. М., ⌠Медицина■, 1970.
Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., ⌠Медицина■, 1968.
Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., ⌠Медицина■, 1972.
Сереброва Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период В сб.: ⌠Нарушения речи у дошкольников■. М, ⌠Просвещение■, 1969.
Токарева О. В. Дизартрия. В сб.: ⌠Расстройства речи у детей и подростков■, под ред. проф. С. С. Ляпидевского. М., ⌠Медицина■, 1969.
Эйдинова М. Б, Правдина-Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения, изд. 2 М, ⌠Просвещение■, 1971.
Хватцев Е. М. Как самому избавиться от картавости. М., ⌠Просвещение■, 1964
Глава IV. НАРУШЕНИЯ РИТМА, ТЕМПА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ
Темп является одним из выразительных средств устной речи, он зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.
Нормально говорящий человек произносит за одну секунду от 9 до 14 звуков, при убыстрении темпа речи возможно произнесение 15≈20 звуков в секунду, но произношение не теряет своей ясности и разборчивости.
Нарушение темпа речи - это чрезмерное замедление речи и такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью. Если в семье преобладает быстрая, торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый темп речи приводит к возникновению заикания.
В процессе развития речи быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей неряшливости в речи.
Замедленный темп речи в большинстве случаев наблюдается одновременно с монотонностью речи и той или иной степенью нечеткости, смазанности звукопроизношения; такая речь носит название брадилалии. Причиной ее является общая вялость, паретичность речевой мускулатуры, что характерно для некоторых форм дизартрии (органически обусловленных речевых нарушений). Для преодоления брадилалии работа логопеда должна быть направлена на укрепление паретичной речевой мускулатуры при помощи артикуляторных упражнений под счет. Требовать убыстрения темпа как отдельных движений, так и речи нужно осторожно, учитывая постепенно и медленно возрастающие возможности такого ребенка и его повышенную истощаемость.
В конце работы можно перейти к заучиванию и проговариванию скороговорок.
При выборе заучиваемых текстов желательно подбирать такие, которые по своему содержанию требуют энергичной речи.
Чрезмерное ускорение темпа речи, имеющее устойчивый характер, известно под названием тахилалии.
Признаком тахилалии является стремительность и поспешность общих движений тахилалика. Ускоренный темп речи проявляется больше всего при произнесении длинных слов и фраз, причем отдельные слоги и слова могут повторяться, выпадать и искажаться, что называется парартриями.
Говорящий (тахилалик) не отдает себе отчета в неправильностях своей речи. Он часто не дослушивает собеседника и начинает говорить сам. В незнакомой обстановке он говорит несколько лучше, но вскоре переходит на быстрый темп. При этом слушателю бывает трудно следить за содержанием речи тахилалика, так как быстрый темп скрывает за собой более глубокие нарушения речи, затрагивающие словарь, грамматический строй, звукопроизношение, восприятие, устную и письменную формы.
А. Либман и Ю. А. Флоренская ставили вопрос о родстве этого нарушения с афазическими расстройствами как сенсорного, так и моторного характера. Все эти данные говорят об органическом происхождении тахилалии. М. Зееман связывает ее с расстройствами функции экстрапирамидной (подкорковой) системы.
Преодоление быстрого темпа речи требует систематической работы в течение 2- 3 месяцев. Занятия желательно проводить в группе, причем коллектив должен оказывать сдерживающее влияние на тахилалика. Работа с тахилаликом в группе заикающихся бывает полезной, так как заикающиеся с их пассивностью, нерешительностью являются прямой противоположностью тахилалику; включенная в эти занятия ритмика помогает перевоспитывать всю двигательную сферу, а также и речь тахилалика. Чем старше тахилалик, тем длительнее должна быть работа с ним.
Логопед в процессе первичного обследования, а также на логопедических занятиях должен тщательно проверить состояние словарного запаса (его полноту, устойчивость и смысловое содержание), построение и употребление фразовой речи и звукопроизношение.
Чтобы определить глубину поражения речи, логопед начинает работу с формирования коротких фраз по картинкам и предъявления требований повторить еще раз сказанное. В процессе повторений ребенок может осознать и исправить все недостатки в своей речи. Не исключена возможность, что замедление темпа и формирование навыка контролировать собственную речь снимут многие неправильности. В других случаях подобное обследование может поставить вопрос о необходимости поместить ребенка в ту или иную специальную школу.
ЗАИКАНИЕ
Часто встречающимся нарушением речи является заикание. По данным авторов, как советских, так и зарубежных, заикаются около 2% всех детей.
И. А. Сикорский назвал заикание детской болезнью, подчеркивая этим, что начало возникновения заикания относится ко времени формирования речи у ребенка (между двумя - пятью годами). Большинство авторов связывает начало заикания с возникновением фразовой речи.
Заикание определяется какнарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями. Многие родители связывают начало заикания с плохим сном, плохим аппетитом и изменениями в характере ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность или же вялость, апатичность. У некоторых детей одновременно с заиканием появляется страх речи, что приводит малыша к отказу от речи. У других страх речи развивается постепенно. Все указанные явления говорят о развитии у ребенка невроза, который приводит к своеобразному нарушению одной из основных функций речи ≈ функции социального общения.
У некоторых детей заикание начинается с полной невозможности говорить. Это часто бывает связано с сильным испугом. Ребенок плачет, а, успокоившись, оказывается немым. Немота может продолжаться недолго, но все же длится иногда несколько дней. После нее ребенок начинает говорить с заиканием.
У других детей заикание вначале бывает незначительным и нестойким, но с возрастом постепенно усиливается. Первое время родители даже не замечают нарастающего заикания или считают его баловством. Такое заикание часто возникает на фоне быстрой, беспорядочной, захлебывающейся речи.
Темп, ритм и плавность речи при заикании нарушаются вынужденными и внезапными перерывами ее течения. Причиной этих остановок являются судороги в той или иной части периферического речевого аппарата: в дыхательной, голосовой или артикуляционной. Чаще всего судороги появляются в начале слова или даже фразы. Судороги бывают двух видов: клонические и тонические.
Клонические судороги проявляются в речи легким, но многократным повторением одного и того же слога (обычно начального слога слова);тонические судороги проявляются в речи длительной остановкой в начале слова (длительность их от нескольких секунд до одной минуты). Слова при этом как бы с усилием выталкиваются заикающимся. В результате и тех и других судорог нарушается плавное течение речи. Темп речи оказывается своеобразно измененным: чаще всего заикающийся говорит быстро, но быстрый темп прерывается вынужденными паузами, в результате произношение того или иного речевого абзаца может оказаться замедленным.
Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание. По характеру судорог оно делится наклоническое, тоническое и смешанное (клоно-тоническое или тоно-клоническое≈по преобладающему характеру судорог) По месту судорог отличаютдыхательную, голосовую и артикуляторную формы Иногда, начавшись в одном отделе речевого аппарата, судорога распространяется и на другие. Чаще всего наблюдаются судороги мышц губ и языка.