Иерархия потребностей по А.Маслоу.
Модели сестринского дела.
Цель: показать студентам подходы к классификации потребностей человека
Студенты должны знать:
- определение потребностей человека
- иерархию потребностей человека по А.Маслоу
- характеристики пяти ступеней пирамиды Маслоу
- концептуальные модели сестринского дела
Каждый человек является целостным и неповторимым и обладает творческим потенциалом для самореализации на протяжении всей своей жизни.
В процессе роста и развития человек реализует свой потенциал путём удовлетворения своих потребностей.
Потребность – это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его восполнять для достижения здоровья и благополучия.
У каждого человека есть основные жизненно важные потребности, которые он должен удовлетворять для нормального роста и развития. Причём очень важно, что делать это он должен самостоятельно. Только тогда человек будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребности у человека развивается состояние дискомфорта.
Удовлетворение любой потребности в организме человека обеспечивается функцией определённых органов и систем организма.
Например: удовлетворение потребности в организме человека обеспечивается функцией дыхательной системой и сердечно – сосудистой системы. Любое заболевание нарушает функции органов и систем и внешне проявляется нарушением в удовлетворении потребностей.
Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не саму болезнь, а реакцию пациента на болезнь в виде нарушений в удовлетворении той или иной потребности.
Основные цели медсестры:
- создать пациенту максимально возможный комфорт
- помочь пациенту адаптироваться к новым условиям жизни в болезни, т.е. создать пациенту условия для удовлетворения основных, жизненно – важных потребностей.
Отсюда становится понятно необходимость знания человеческих потребностей и умение выявить нарушенные потребности пациента.
В принятой нами модели сестринского процесса выявление нарушенных потребностей основывается на иерархии потребностей Маслоу.
Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, и они организованы в иерархическую систему в следующем порядке (5 ступеней):
- физиологические потребности
- потребности безопасности и защиты
- потребности принадлежности и любви
- потребности уважения и самоуважения
- потребности самореализации (самоактуализации)
Из всех потребностей Маслоу выделил 14 основных жизненно – важных потребностей:
- дышать
- есть
- пить
- выделять
- спать, отдыхать
- быть чистым
- одеваться, раздеваться
- поддерживать температуру
- быть здоровым
- избегать опасности
- двигаться
- общаться
- иметь жизненные ценности
- играть, учиться, работать
Маслоу расположил эти 14 потребностей человека в порядке первоочерёдности их удовлетворения от низших физиологических врождённых до высших психосоциальных приобретённых в процессе роста и развития в виде пирамиды.
Пирамида выбрана не случайно, т.к. это здание с очень большим и прочным фундаментом. Маслоу расположил в основании пирамиды низшие физиологические потребности, т.к. они являются основой , фундаментом жизни человека.
Первую ступень пирамиды А.маслоупредставляют низшие физиологические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрёт как любое живое существо на земле. ,то потребности в выживании. К ним относятся потребности:
- дышать
- есть
- пить
- выделять
Вторая ступень – человек на протяжении всей своей жизни растёт, развивается, постоянно контактирует с окружающей средой. В связи с этим у него возникают такие жизненно – важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность! Защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов.
Это потребности:
- спать, отдыхать
- быть чистым
- одеваться, раздеваться
- поддерживать температуру
- быть здоровым
- избегать опасности
- двигаться
Обе эти ступени составляют фундамент (основами, опору) пирамиды Маслоу.
К третьей ступени пирамиды Маслоу относятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:
- общаться
(4 ступень)Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в достижении успеха: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4 ступень пирамиды Маслоу и представлены потребностью:
13. иметь жизненные ценности
И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в служении, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность:
14. учиться, работать и играть
Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом, и мы увидим, что пока человек не удовлетворяет потребности, составляющие нижние её ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности. Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.
Если проанализировать жизнь каждого из нас, то мы увидим, что несмотря на то, что потребности у каждого человека и у всей людей одинаковы, но способ их удовлетворения у всех разный.
Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни. Образ жизни зависит от:
- возраста человека
- социокультурного окружения человека
- экологии
- знаний, умений, желания и сил человека
Здоровый образ жизни – это эталон, придерживаясь которого человек достигает гармонии с окружающей средой.
В окружающей среде есть много факторов, отрицательно влияющих на его образ жизни.
Это факторы риска, их 2 группы:
- генетические: пол, возраст, наследственность
- выборочные факторы, они могут быть, а могут отсутствовать в жизни человека. К ним относятся:
- избыточный вес
- нерациональное питание
- вредные привычки
- стресс
- экология
- гиподинамия
Факторы риска могут привести к нарушению удовлетворения потребностей человека. Пример: гиподинамия:
Город – транспорт – зарядка, велосипед, лыжи.
Если невозможно удалить фактор риска, необходимо приспособиться, адаптироваться к жизни в окружающей среде с факторами риска.
Способность к адаптации будет выше, если человек будет:
- знать о факторах риска, их влиянии на здоровье
- иметь желание и волю к адаптации
Это как раз 4-ый пункт, от чего зависит образ жизни человека: от знаний, умений, желания и сил человека.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ С/Д
Модель | пациент | Повседн. деятельность | Источник Проблем пациента | Направление Сестр. Вмеш. | Цель ухода | Способы Сестр. Вмеш. | оценка | Роль м/с |
ВИРДЖИ-НИИ ХЕНДЕР-СОН (1966г.) | Пациент имеет фундаментальные человеческие способности одинаковые для всех людей: есть, пить, дышать, выделять, секс, быть чистым, спать, раздеваться, одеваться, избегать опасности, двигаться, отдыхать, играть, работать, поддерживать темпе6ратуру тела. | Посредством которой осуществляются фундаментальные человеческие потребности | Проблема, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, если человек в силу различных обстоятельств не в состоянии осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. | ХЕНДЕРСОН Не рекомендует использование СП, она признаёт сотрудничество с пациентом по обучению его самоуходу. Сестра должна стать на место пациента | Цели только долгосрочные в восстановлении независимости пациента | Сестринские вмешательства зависимые (назначения врача) и взаимозависимые (родственники) | Только после удовлетворения 14 фундаментальных потребностей | Двоякая: - самостоя-тельный специалист - помощник врача |
модель | пациент | Повседнев. Деятельн. | Источник Проьлем пациента | Направление Сестринского Вмешат. | Цель ухода | Способы Сестринс. Вмеш. | оценка | Роль М/С |
РОУПЕР (1976г.) ЛОГАН, ТАЙЭРНИ | Достижения в области физиологии, психологии, С/Д. 16 фундаментальных потребностей, причём одни необходимы для поддержания жизни, а другие влияют на её качество: в дальнейшем их стало 12 | 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе: - инвалидность - болезнь - травма - инфекция - окруж. среда | Сотрудничество, установление настоящих и потенциальных проблем | Планирование ухода начинается с первичной оценки состояния пациента | После постановки целей м/с выбирает средства | Непрерывное проведение оценки удовлетворения потребностей | Роль м/с - независимая - зависимая - взаимозави-симая | |
РОЙ (1976г.) | Пациент имеет набор систем, влияющих на поведение. | У каждого человека есть уровень адаптации, в пределах которого все раздражители встречают более благоприятную реакцию, чем за пределами его. Раздражители: -очаговые (окр. Ср.) - ситуационные (м/с) - остаточные (опыт) | При нарушении адаптации: - физиологич. Система - я – концепция - роль – функция (изменение роли в жизни) - взаимозависи-мость (баланс во взаимоотношениях) | Установление эффективных способов адаптации при нарушении поведения | Сотрудничество с пациентом Целей, позволяющих адаптироваться к изменению окруж. Среды (долгосрочная) | Изменения раздражителей или изменение уровня адаптации | На положительные сдвиги в способе адаптации | Способствовать адаптации в периоды здоровья и болезни посредством воздействия на раздражители |
модель | пациент | Повседн. Деятельн. | Источник Проблем пациента | Направл. Сестринск. Вмешат. | Цель ухода | Способы Сестр. Вмеш. | оценка | Роль М/С |
ДЖОН-СОН | Пациент – это индивид, который стремится посредством стереотипов поведения добиться гармонии внутри себя. | Поведение человека определяется предрасположением к определённому типу поведения: создаваемому окр. Ср. или опытом | Болезнь – это изменение образа жизни | Сестринский уход должен быть направлен на восстановление равновесия | Восстановле-ние равновесия | 1-контроль или огран. Поведения 2-защита от стрессов 3-подавление отр. Реакций 4-стимулирование к изменению поведения | Оценка в пределах изменения поведения | Роль м/с независимая по восстановлению поведению пациента во время психического и физического кризисов. |
Д. ОРЭМ (1971г.) | Холистический подход | Если нарушен баланс между потребностями и возможностями | Единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу, имеет 8 уникальных потребностей. Факторы, влияющие на эти потребности – возраст, пол, состоянии ездоровья. | Направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины | Сотрудни-чество: определение возможно-стей в самоуходе | 6 способов: - делать что-то За пациента - руководить пациентом - оказывать физич. И психич. Поддержку: - создавать среду для обеспечения самоухода - обучать | Это оценка пациента и его родствен-ников по перспек-тивам самоухода | Дополняющая к возможностям пациента |
Лекция №6