Иерархия потребностей по А.Маслоу.

Модели сестринского дела.

Цель: показать студентам подходы к классификации потребностей человека

Студенты должны знать:

  • определение потребностей человека
  • иерархию потребностей человека по А.Маслоу
  • характеристики пяти ступеней пирамиды Маслоу
  • концептуальные модели сестринского дела

Каждый человек является целостным и неповторимым и обладает творческим потенциалом для самореализации на протяжении всей своей жизни.

В процессе роста и развития человек реализует свой потенциал путём удовлетворения своих потребностей.

Потребность – это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его восполнять для достижения здоровья и благополучия.

У каждого человека есть основные жизненно важные потребности, которые он должен удовлетворять для нормального роста и развития. Причём очень важно, что делать это он должен самостоятельно. Только тогда человек будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребности у человека развивается состояние дискомфорта.

Удовлетворение любой потребности в организме человека обеспечивается функцией определённых органов и систем организма.

Например: удовлетворение потребности в организме человека обеспечивается функцией дыхательной системой и сердечно – сосудистой системы. Любое заболевание нарушает функции органов и систем и внешне проявляется нарушением в удовлетворении потребностей.

Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не саму болезнь, а реакцию пациента на болезнь в виде нарушений в удовлетворении той или иной потребности.

Основные цели медсестры:

  1. создать пациенту максимально возможный комфорт
  2. помочь пациенту адаптироваться к новым условиям жизни в болезни, т.е. создать пациенту условия для удовлетворения основных, жизненно – важных потребностей.

Отсюда становится понятно необходимость знания человеческих потребностей и умение выявить нарушенные потребности пациента.

В принятой нами модели сестринского процесса выявление нарушенных потребностей основывается на иерархии потребностей Маслоу.

Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, и они организованы в иерархическую систему в следующем порядке (5 ступеней):

  1. физиологические потребности
  2. потребности безопасности и защиты
  3. потребности принадлежности и любви
  4. потребности уважения и самоуважения
  5. потребности самореализации (самоактуализации)


Из всех потребностей Маслоу выделил 14 основных жизненно – важных потребностей:

  1. дышать
  2. есть
  3. пить
  4. выделять
  5. спать, отдыхать
  6. быть чистым
  7. одеваться, раздеваться
  8. поддерживать температуру
  9. быть здоровым
  10. избегать опасности
  11. двигаться
  12. общаться
  13. иметь жизненные ценности
  14. играть, учиться, работать

Маслоу расположил эти 14 потребностей человека в порядке первоочерёдности их удовлетворения от низших физиологических врождённых до высших психосоциальных приобретённых в процессе роста и развития в виде пирамиды.

Пирамида выбрана не случайно, т.к. это здание с очень большим и прочным фундаментом. Маслоу расположил в основании пирамиды низшие физиологические потребности, т.к. они являются основой , фундаментом жизни человека.

Первую ступень пирамиды А.маслоупредставляют низшие физиологические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрёт как любое живое существо на земле. ,то потребности в выживании. К ним относятся потребности:

  1. дышать
  2. есть
  3. пить
  4. выделять

Вторая ступень – человек на протяжении всей своей жизни растёт, развивается, постоянно контактирует с окружающей средой. В связи с этим у него возникают такие жизненно – важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность! Защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов.

Это потребности:

  1. спать, отдыхать
  2. быть чистым
  3. одеваться, раздеваться
  4. поддерживать температуру
  5. быть здоровым
  6. избегать опасности
  7. двигаться

Обе эти ступени составляют фундамент (основами, опору) пирамиды Маслоу.

К третьей ступени пирамиды Маслоу относятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:



  1. общаться

(4 ступень)Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в достижении успеха: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4 ступень пирамиды Маслоу и представлены потребностью:

13. иметь жизненные ценности

И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в служении, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность:

14. учиться, работать и играть

Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом, и мы увидим, что пока человек не удовлетворяет потребности, составляющие нижние её ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности. Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.

Если проанализировать жизнь каждого из нас, то мы увидим, что несмотря на то, что потребности у каждого человека и у всей людей одинаковы, но способ их удовлетворения у всех разный.

Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни. Образ жизни зависит от:

  1. возраста человека
  2. социокультурного окружения человека
  3. экологии
  4. знаний, умений, желания и сил человека

Здоровый образ жизни – это эталон, придерживаясь которого человек достигает гармонии с окружающей средой.

В окружающей среде есть много факторов, отрицательно влияющих на его образ жизни.

Это факторы риска, их 2 группы:

  1. генетические: пол, возраст, наследственность
  2. выборочные факторы, они могут быть, а могут отсутствовать в жизни человека. К ним относятся:
    • избыточный вес
    • нерациональное питание
    • вредные привычки
    • стресс
    • экология
    • гиподинамия

Факторы риска могут привести к нарушению удовлетворения потребностей человека. Пример: гиподинамия:

Город – транспорт – зарядка, велосипед, лыжи.

Если невозможно удалить фактор риска, необходимо приспособиться, адаптироваться к жизни в окружающей среде с факторами риска.

Способность к адаптации будет выше, если человек будет:

  • знать о факторах риска, их влиянии на здоровье
  • иметь желание и волю к адаптации

Это как раз 4-ый пункт, от чего зависит образ жизни человека: от знаний, умений, желания и сил человека.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ С/Д

Модель пациент Повседн. деятельность Источник Проблем пациента Направление Сестр. Вмеш. Цель ухода Способы Сестр. Вмеш. оценка Роль м/с
ВИРДЖИ-НИИ ХЕНДЕР-СОН (1966г.) Пациент имеет фундаментальные человеческие способности одинаковые для всех людей: есть, пить, дышать, выделять, секс, быть чистым, спать, раздеваться, одеваться, избегать опасности, двигаться, отдыхать, играть, работать, поддерживать темпе6ратуру тела. Посредством которой осуществляются фундаментальные человеческие потребности Проблема, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, если человек в силу различных обстоятельств не в состоянии осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.   ХЕНДЕРСОН Не рекомендует использование СП, она признаёт сотрудничество с пациентом по обучению его самоуходу. Сестра должна стать на место пациента Цели только долгосрочные в восстановлении независимости пациента Сестринские вмешательства зависимые (назначения врача) и взаимозависимые (родственники) Только после удовлетворения 14 фундаментальных потребностей Двоякая: - самостоя-тельный специалист - помощник врача

модель пациент Повседнев. Деятельн. Источник Проьлем пациента Направление Сестринского Вмешат. Цель ухода Способы Сестринс. Вмеш. оценка Роль М/С
РОУПЕР (1976г.) ЛОГАН, ТАЙЭРНИ Достижения в области физиологии, психологии, С/Д. 16 фундаментальных потребностей, причём одни необходимы для поддержания жизни, а другие влияют на её качество: в дальнейшем их стало 12   5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе: - инвалидность - болезнь - травма - инфекция - окруж. среда Сотрудничество, установление настоящих и потенциальных проблем Планирование ухода начинается с первичной оценки состояния пациента После постановки целей м/с выбирает средства Непрерывное проведение оценки удовлетворения потребностей Роль м/с - независимая - зависимая - взаимозави-симая
РОЙ (1976г.) Пациент имеет набор систем, влияющих на поведение. У каждого человека есть уровень адаптации, в пределах которого все раздражители встречают более благоприятную реакцию, чем за пределами его. Раздражители: -очаговые (окр. Ср.) - ситуационные (м/с) - остаточные (опыт) При нарушении адаптации: - физиологич. Система - я – концепция - роль – функция (изменение роли в жизни) - взаимозависи-мость (баланс во взаимоотношениях) Установление эффективных способов адаптации при нарушении поведения Сотрудничество с пациентом   Целей, позволяющих адаптироваться к изменению окруж. Среды (долгосрочная) Изменения раздражителей или изменение уровня адаптации На положительные сдвиги в способе адаптации Способствовать адаптации в периоды здоровья и болезни посредством воздействия на раздражители

модель пациент Повседн. Деятельн. Источник Проблем пациента Направл. Сестринск. Вмешат. Цель ухода Способы Сестр. Вмеш. оценка Роль М/С
ДЖОН-СОН Пациент – это индивид, который стремится посредством стереотипов поведения добиться гармонии внутри себя. Поведение человека определяется предрасположением к определённому типу поведения: создаваемому окр. Ср. или опытом Болезнь – это изменение образа жизни Сестринский уход должен быть направлен на восстановление равновесия Восстановле-ние равновесия 1-контроль или огран. Поведения 2-защита от стрессов 3-подавление отр. Реакций 4-стимулирование к изменению поведения Оценка в пределах изменения поведения Роль м/с независимая по восстановлению поведению пациента во время психического и физического кризисов.
Д. ОРЭМ (1971г.) Холистический подход Если нарушен баланс между потребностями и возможностями Единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу, имеет 8 уникальных потребностей. Факторы, влияющие на эти потребности – возраст, пол, состоянии ездоровья. Направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины Сотрудни-чество: определение возможно-стей в самоуходе 6 способов: - делать что-то За пациента - руководить пациентом - оказывать физич. И психич. Поддержку: - создавать среду для обеспечения самоухода - обучать Это оценка пациента и его родствен-ников по перспек-тивам самоухода Дополняющая к возможностям пациента

Лекция №6

Наши рекомендации