Перспективы развития сестринского дела.
Цель: ознакомить студентов с историей развития сестринского дела в мире и России в прошлом и на современном этапе..
Студенты должны знать:
- Историю создания и задачи сестринских общин в России
- Заслуги Флоренс Найтинчейл в сестринском деле
- Историю создания и задачи ВОЗ организации Красного креста и красного полумесяца.
- Примеры самоотверженности и героизма русских сестёр милосердия
Чувство любви к ближнему во все века было присуще человеку. С течением времени менялось лишь понятие о том, кто является нашим ближним. В доклассовом обществе ими были мать, дочь, сын, сестра, брат, муж, жена. Впоследствии понятие о ближнем расширилось. Согласно христианской религии, ближний - это тот, кто создан по образу и подобию Божьему, то есть все люди. Одним из многочисленных проявлений любви к ближнему стал уход за больными. Причём женщине в большей степени, чем мужчине, приходилось ухаживать за больными.
У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было. Исключения составляли лишь Осетины, занимающиеся оказанием помощи роженицам или новорождённым. В начале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян.
В Древней Греции были акушерки, которым по определению Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины, а также женщины с большим жизненным опытом. Они определяли сроки беременности, наступления родов, чем представлялось право ускорять роды лекарственными средствами и священными песнями.
В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненых в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Однако в полном объёме развитие дела ухода за больными получило только с распространением христианства.
Ученики Иисуса Христа – апостолы не только проповедовали Христианское учение, но и исцеляли больных. Попечение о больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных и неимущих брали на себя в первую очередь женщины, которые назывались диаконисами, а также мужчины (диаконы) добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными.
При церквях и монастырях стали возникать богадельни, или «диакании», предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но в основном женщины и диаконисты.
Уже тогда было замечено, что у что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном.
В Древней Руси врачеванием занимались волхвы, ведуны, знахари. Известный историк медицины Забелин считал, что этими способностями в большей степени обладали женщины, знавшие тайны естества и умевшие творить заговоры и заклинания. Женщины древности нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными, инвалидами, потому что именно женщинами присуще сострадание и милосердие.
Слово «милосердие» В.И.Даль трактует как сердоболие, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность. Милосердствовать значит соболезновать, сострадать жалеть и желать помочь.
Осталось немного сведений о женской медицинской помощи на Руси. Мы знаем о Евпраксии – Зое (1108г.р.), внучке князя Владимира, которая глубоко изучила народную медицину и оставила первый отечественный медицинский труд под названием «Мази». Он посвящён вопросам физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых болезней. Название «Мази» обусловлено тем, что в ней в качестве наиболее распространённых лекарств приводятся различные мази.
Из области народных сказаний интересна легенда о Муромском князе Петре и девицы Февронии. Тяжело заболев, князь Пётр был исцелён Февронией, на которой он впоследствии женился.
В начале 12 века на Руси среди лиц занимающихся лечебной деятельностью были лекари, чародейки, ведуны, знахарки.
В 16 веке в штате великих княгинь находились особые комнатные бабы (лекари), т.к. нравы Руси того времени позволяли женщинам допускать врача «на свои очи». Лекарки выполняли и функцию акушерок, а впоследствии и педиатров. История сохранила имя одной из них. Так в Новгородской переписи 1583г. Среди 6 лекарей , зелейнике и «дохтуре» числится одна женщина – лекарица Натальица Клементьевская.
Преобразования Петра1 положили начало организованной женской помощи. В 1715г. специальным указом были созданы воспитательные дома, где служить должны были женщины. Пётр забожился в первую очередь о военных медицинских учреждениях . В 1716г. вышел Воинский устав, где была определена преимущественная роль женщины в уходе за больными «потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть».
Женский труд в гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века.
Его осуществляли «бабы – сидельницы», которые являлись жёнами и вдовами больничных солдат. Специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах до конца 18 века, видимо не было.
Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803г., когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом же году в Москве и в Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих, увечных и престарелых жён и вдов, состоящих на государственной службе солдат.
В 1814г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены женщины и направлены в больницу для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными. Вдовы наблюдали за порядком раздачи и приёмом пищи, лекарственных средств, за чистотой и опрятностью больных, их постели и белья. «Сердобольные вдовы» должны были осваивать и некоторые медицинские приёмы для оказания помощи больным. После годичного испытания 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую возложила особый знак – Золотой Крест, на одной из сторон которого было написано: «Сердоболие». Сердобольные вдовы явились своего рода предшественницами сестёр милосердия и в течение длительного времени существовали одновременно вместе с ними.
В 1818г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось врачами по учебнику Христофора Опеля. Это было 1-ое руководство на русском языке для специальной подготовке персонала по уходу ха больными, которое вышло в свет в 1822г. – «Руководство и правило, как ходить за больными».
Во введении к учебному пособию опытный врач и 1-ый организатор службы сестринской помощи в России Христофор Фон Опель писал: «Без надлежащего хождения и смотрения за больными и самый искусный врач мало или никакого даже в восстановлении здоровья или отвращения от смерти сделать не может, поэтому предмет сей особенно заслуживающий внимания благодетельного правительства о жизни граждан пекущегося».
В пособии Х.Опеля описывались принципы ухаживающегося персонала, требования к их физическим качествам, т.е. впервые давались основы деонтологии. Отдельные главы пособия посвящены особенностям ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, травмированными, умирающими, ранеными, младенцами и в особенности за больными «с прилипчивыми болезнями». Он писал: «…многие больные единственно от того только умирают, что не имели надлежащего присмотра». Х.Оппель уделяет большое внимание гигиеническим условиям содержания больных. Описаны методики выполнения медицинских процедур и приёма лекарственных средств.
В 1844г. по инициативе великой княгине Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение – первая в России община сестёр милосердия, получившая название «Свято-троицкая»
В общину принимали вдов и девиц от 20 до 40 лет. Обучение проводилось вначале в 1-ом сухопутном госпитале, а затем в стенах самой общины силами врачей, состоящих там на службе. Сестёр обучали уходу за больными, выполнению перевязок, фармации, рецептуре. Работали они как в больницах, так и в частных домах. М.И.Пирогов периодически на протяжении 1845-1856г.г. проводил в больнице общины операции и вскрытия.
В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено 10 женщинам, получившим подготовку в общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.
Для удовлетворения потребностей общества в сёстрах милосердия новые подобные общины были созданы в Петербурге, Одессе. В Москве в конце 50-х годов в лечебнице для чернорабочих дежурства несли монахини из Вознесенского монастыря.
Однако свои требования к более широкому развитию женского ухода за больными в России предъявила Крымская война 1853-1856г.г.
В музее Черноморского флота в Севастополе вместе с другими реликвиями войны хранится фотография 1901г. На ней среди 13 участников обороны Севастополя немолодая женщина в белом платке и тёмном платье, на котором 3 боевые медали. Это Даша Севастопольская – дочь матроса, погибшего в Крымскую войну.
Ей было 15 лет, когда она для того, чтобы попасть в войска обороняющиеся Севастополь, подстриглась под мальчишку, надела старенький матросский костюм, бескозырку и стала похожа на юнгу. Недалеко от окопов Даша строила Пункт 1-ой помощи, который оказался в центре потока раненых. И раненым становится легче от её певучего голоса, приветливого взгляда.
После 1-ой бомбардировки Севастополя в октябре 1854г. началась почти годичная осада города англо-франко-турецкими войсками.
В этом же месяце в Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктов, но и в военных госпиталях, великая княжна Елена Павловна (сестра императора Николая-1) на свои средства учредила и организовала Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых и больных воинах. Она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Пирогов принял предложение великой княгини.
В конце ноября 1854г. 1-ый отряд из 28 человек прибыл в Крым. Главной начальнице этого отряда была А. .Стахович. В январе 1855г. в Севастополь прибыл 2-ой отряд сестёр милосердия во главе с Меркуловой. Начальнице 3-его отряда была Е.М.Бакунина, она же была во главе 4-ого отряда, который сопровождал раненых при дальних перевозках.
Многие сёстры умирали от тифа, некоторые были ранены или контужены. Новсе они, перенося безропотно трудности и опасности, бескорыстно жертвуя собой, служили на пользу раненых и больных.
Членами общины были женщины разных сословий и уровня образования.
По окончанию войны 68 сестёр милосердия Н.И.Пирогов представил к награждению медалью и за оборону Севастополя и 158 сестёр были награждены позолоченным крестом, учреждённым комитетом Крестовоздвиженской общины.
В то же самое время, когда создавалась и действовала Крестовоздвиженская община по другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Флоренс Найтинчейл (1820-1910г.г.), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела.
Своё главное предназначение уже в юности Флоренс видела в избавлении людей от болезней и от смерти, которые можно предупредить. Она решила стать сестрой в 20 лет. Её мечте не суждено было осуществиться в это время, т.ч. общество имело якобы неопровержимые доказательства распутного поведения сестёр и поэтому женщины высшего круга (к коему она принадлежала) не могли думать о профессии сестры. Она обратилась к религии. Чтение книг по медицине и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали её мечту, которая осуществилась в 33 года после стажировки в больнице, которая ведала Католическая организация «Сёстры милосердия».
В 1853г. Ф.Найтинчейл становится надзирательницей в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. Но в 1854г. английские войска высадились в Крыму, чтобы помочь Турции в войне с Россией. В Скутере появился военный английский госпиталь.
21 октября 1854г. в Турцию прибыл отряд из 38 сестёр во главе с Ф.Найтинчейл. Работая старшей сестрой в госпитале, она на собственном опыте убедилась, улучшая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко снизить смертность и спасти тысячи жизней. Несмотря на многочисленные административные обязанности, она сама ухаживала за больными ночью («ангелом-хранителем» Крыма называли её солдаты).
Флоренс вернулась в Англию в июле 1856г. в возрасте 36 лет всемирно известной, поскольку её работы по статистике, показавшие, во что обходятся Англии болезни солдат и какова эффективность улучшения санитарных условий, сделали её борьбу за реформу системы медицинского обслуживания в английской армии успешной. В результате реформ было создано военно-медицинское училище, разработаны программы специальной подготовки, предъявляющие высокие профессиональные требования к деятельности сестры.
После возвращения из Крыма Ф.Найтинчейл большую часть болела и физически была прикована к постели. Но, превозмогая немощи, она написала свои знаменитые «Записки, об уходе» (1859г.), где дала определение сестринского дела как профессии, показала его отличие от врачебного дела.
По её модели сестринского дела были созданы первые сестринские школы вначале в Европе, затем в Америке. В Англии такая школа была открыта в 1860г.
Профессиональные ценности, описанные в деятельности сестры, не изменились и сегодня.
Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Ф.Найтинчейл, которой награждают сестёр проявивших героизм на театре военных действий.
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г.г. 46 сестёр в нашей стране были награждены этой медалью.
Возвращаясь вновь к периоду Крымской войны, следует сказать, что милосердие к воину как общественное движение родилось именно в этот период, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран – великая княгиня Елена Павловна и англичанка Ф.Найтинчейл одновременно протянули руки к проливавшим кровь на поле брани.
В 1863г. в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, которые в 1876г. переименован в Международный комитет Красного Креста.
В1864г. в Женеве состоялась дипломатическая конференция, на которой представители 12 стран подписали международное соглашение – «женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях». Эта конвенция положила начало международному гуманитарному праву, действующему, по сей день.
На этой конференции был учреждён особыё международный отличительный знак, обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом фоне… Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867г.
С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время.
В 1875г. было издано положение о сёстрах Красного Креста для ухода за больными и ранеными во время войны. Отряды сестёр Красного Креста оказывали помощь раненым на полях во время русско-турецкой войны на Балканах (1877 – 1878г.г.). Говоря об этом периоде истории сестринского дела, нельзя не вспомнить о замечательной женщине, сестре милосердия Юлии Павловне Вревской – баронессе, первой красавице Петербурга. В течение почти 2-х лет она была сестрой милосердия в эвакуационном госпитале действующей русской армии. Воспетая Тургеневым и Гюго, она умерла от тифа в болгарской деревушке Бела.
В 1897г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения составлял 2 года.
К этому времени 2-х годичной подготовкой сестёр занимались в 109 общинах. Курсы сестёр милосердия были открыты при больницах. К 1913г. в Росси насчитывалось 10000 сестёр милосердия.
События русско-японской войны вызвали в русском народе мощный патриотический подъём, выразившийся в различных формах благотворительности.
В 1904г. в Москве создаётся так называемый Елизаветинский комитет помощи воинам пострадавшим в Маньчжурии.
В феврале 1909г. в Москве по инициативе великой княгине Елизаветы Фёдоровны, супруги великого князя Сергея Александровича, начала свою деятельность Марфо – Мариинская обитель милосердия, а в сентябре 1909г. был освещён первый больничный храм во имя Марфы и Марии.
С самого начала первой мировой войны в ноябре 1914г. императрица Александра Фёдоровна, супруга императора Николая2 посвятила себя служению раненым. В самое короткое время был организован эвакуационный пункт, который объединял 85 лазаретов и 10 санитарных поездов. Вместе со своими старшими дочерьми, великими княгинями Ольгой и Татьяной, императрица закончила 2-х месячные курсы сестёр милосердия при Царскосельской общине и Российском обществе Красного Креста. Им было присвоено звание «Сестра милосердия военного времени».
В 1917г. 26 августа в Москве состоялся 1-ый Всероссийский съезд сестёр милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестёр милосердия.
Сёстры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны.
В 1918г. наркомат здравоохранения утвердил план и программы обучения для школ, подготавливающих сестёр милосердия. В 1920г. общины сестёр милосердия были упразднены, и подготовка их поручалась органам здравоохранения. При этом из названия школ исчезло и слово «милосердие».
В 1922г. на 2-ой Всероссийской конференции была проведена реформа, медицинские школы стали называться техникумами.
В 1933г. сестре определилась роль «помощника врача».
К 1940г. обеспеченность средними медицинскими кадрами по сравнению с 1913г. возросла в 8 раз. В 1942г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра».
В годы Великой Отечественной войны 17 медицинских сестёр получили звание Героя Советского Союза, 46 – вручена медаль Флоренс Найтинчейл, о чём я уже говорила.
В 50-ые годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.
В 1988г. был введён новый учебный план по специальности «сестринское дело».
С 1991г. начинается подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах по 2-3 годичной программе, но и в колледжах по 4-х годичной программе обучения. В этом же году открываются факультеты высшего сестринского образования при высших образовательных медицинских учреждениях для подготовки преподавателей и организаторов сестринского дела и к 1996г. таких факультетов в России было уже 17.
В 1993г. был сделан ещё один важный шаг для реформы сестринского дела: на международной конференции Голицино «Новые сёстры для новой России», в которой принимали участие преподаватели сестринского дела Тихоокеанского университета (США) и различных образовательных сестринских учреждений России была создана и принята философия сестринского дела. В 1994г. (92г.) создана Ассоциация медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.
В «Проекте развития Ассоциации медицинских сестёр России» были названы следующие направления работы ассоциации:
- Повышение роли медсестры в системе здравоохранения,
- Повышение престижности профессии,
- Повышение качества медицинской помощи,
- Распространение передового опыты и научных достижений в области сестринского дела,
- Возрождение традиций сестринского милосердия,
- Защита интересов медицинских сестёр в законодательных, административных, и других органах,
- Организация сбора информации по сестринскому делу, её анализ и распространение,
- Сотрудничество с международными и правительственными учреждениями.
В июне 1996г. в г. Санкт – Петербурге состоялась Всероссийская конференция по сестринскому делу. Организаторами её были Ассоциация медицинских сестёр России и Министерство здравоохранения РФ.
На конференции был принят проект первого «Этического кодекса медицинской сестры», разработанный Ассоциацией медицинских сестёр России.
В мае 1997г. в г. Санкт – Петербурге состоялась очередная Всероссийская конференция по сестринскому делу.
За неполных 6 лет реформ сестринского дела введена многоуровневая система подготовки, утверждён и внедрён государственный образовательный стандарт, проведена сертификация специалистов.
Лекция №3