Нарушения лексических норм и способы их устранения.
Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Работа над стилем произведения, выступления, доклада, реферата – это ,прежде всего, работа над его лексикой, так как слово – основа для понимания речи. Особого внимания требуют лексические нормы, т.е. правила применения слов в речи. «Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли», - утверждал Л. Н. Толстой. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания
Поиск единственно необходимого в тексте (письменном или устном) слова требует не только напряжения творческих сил, но и знаний норм словоупотребления, под которыми обычно понимается «правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях». Соблюдение лексических норм является обязательным условием взаимопонимания между людьми. Рассмотрим лексические нормы, существующие в русском языке, речевые ошибки, связанные с нарушением этих норм, и способы их устранения.
Виды лексических ошибок, связанных с выбором слова:
1.Употребление слова в несвойственном ему значении:
Старцев гарцует на бричке с ленивым кучером. (Гарцевать можно только верхом на лошади).
2.Неверное использование иноязычных слов:
В плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин. (Слово «плеяда» мы употребляем, когда говорим о группе выдающихся людей, но никак не о гоголевских помещиках).
3.Неточное разграничение значений паронимов, т.е. близких по звучанию однокоренных слов, но имеющих разное значение:
Ему была представлена возможность поехать на юг.
(Перепутаны значения паронимов представить и предоставить. Нужно употребить глагол предоставить, т.е. дать возможность).
Лексическая ошибка смешения паронимов будет, например, в таких фразах:
В магазине продавали недорогую практическую (надо: практичную) обувь.
Игрушка была сделана из желтого искусного (надо: искусственного) меха.
На протяжении длительного времени смешивается употребление глаголов надевать (надеть) и одевать (одеть), но сохраняется их стилистическое разграничение. В соответствии с литературной нормой первый глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на его производителя (надевать пальто, шубу, сапоги, очки и т. д.), а также в конструкциях с предлогом на (надеватьпальто на ребенка).
Второй глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на другой предмет, обозначенный прямым дополнением (одевать ребенка, куклу).
В литературной речи употребление глаголов оплатитьи уплатить разграничивается: оплатить проезд (сущ.в вин.п. без предлога) – уплатить за проезд(сущ. в вин. п. с предлогом за).
4.Незнание лексического значения слова:
Слова следует употреблять в строгом соответствии с их семантикой, т. е. значением. К сожалению, в последние годы как в публицистике, так и в устной речи приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания:
Рассмотрим примеры неправильного выбора слова в связи с незнанием его значения.
1.Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5 сентября.
Слово декада не может быть употреблено в этом предложении, так как в переводе с греческого языка означает десяток, десять.
Следует сказать:
Дегустация узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5сентября.
2.Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию.
Аннотация – это вступительная статья к книге, в которой содержится обзор тем, в ней изложенных. Следовательно, данное слово не может употребляться в этом предложении. Следует сказать:
Осужденный подал в суд высшей инстанции апелляцию.
В таких случаях говорят об использовании слова без учета его семантики.
Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка.
Устранять подобные ошибки можно простой лексической заменой.
Практика
Тест
1.В каком термине содержится понятие «боль»:
1)кардиалгия
2)цистоскопия
3)флеботомия
4)дистрофия
5)гидрофобия
2.Найдите слово со значением «исследование»:
1)эцефалопатия,
2)гастроскопия
3)кардиография
4)кардиограмма
5)флеботомия
3.Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»:
1)недостаток
2)боязнь
3)склонность
4)исследование
5)расширение
4.Укажите слово, составные части которого имеют значение «земля» и «учение»:
1)география
2)биология
3)экология
4)геология
5.В каком ряду верно определено значение слова:
Некрол`ог
1)памятник, находящийся над захоронением
2)врач, исследующий трупы
3)статья в газете об ушедшем из жизни человеке.
6.В каком ряду верно определено значение слова:
Семин`ария
1)занятие, на котором выступают с докладами.
2)магазин, в котором продают семена.
3)духовное учебное заведение, в котором обучают будущих священнослужителей.
7.В каком ряду верно определено значение слова:
Апелляция
1)просьба о пересмотре чего-либо
2)музыкальное произведение
3)косметическая процедура
8.В каком ряду верно определено значение слова:
Фен`омен
1)необычное явление
2)страстный болельщик, поклонник
3)профессия
9.В каком ряду верно определено значение слова:
Кол`осс
1)памятник архитектуры
2)памятник огромных размеров
3)название цветка
10.В каком ряду верно определено значение слова:
Парт`ер
1)вино
2)первые ряды в театре
3)товарищ по бизнесу
11.В каком ряду верно определено значение слова:
Демобилизация
1)отсутствие инициативы
2)увольнение из армии
3)отсутствие мобильной связи.
Упражнение 33
Найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении паронимов одеть – надеть. Напишите предложения в исправленном виде.
1.Зима одела землю снегом.
2.На мебель были одеты чехлы.
3.После завтрака он одел сына и вышел с ним на прогулку.
4.Мать при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку.
5.Щиты съемной опалубки одевают на прутья каркасной арматуры.
6.Одевать годовалого малыша было легко.
7.Врачи рекомендуют одевать ребенка для прогулки в соответствии с погодой.
8.Отправляясь на отдых, хозяева покидали дом, и слуги одевали чехлы на мебель.
9.«Оденьте меня», - капризничала Маша.
Упражнение 34