Модель, направленная на изменение поведения пациента

(модель Д.Джонсон)

В отличие от В.Хендерсон и Н. Роупер Д.Джонсон (1968) пред­лагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях. В соответствии с моделью Д.Джонсон сестрин­ская помощь должна быть направлена на коррекцию поведения человека, его адекватность в периоды нарушения здоровья и вы­здоровления.

Пациент.Согласно модели Д.Джонсон пациент имеет набор взаимосвязанных подсистем поведения, каждая их которых стре­мится к равновесию. Д.Джонсон определяет, что действие каж­дой подсистемы заключается в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей. Результат действия зависит от того, как человек воспринимает свое поведение, на­сколько может изменить его. Человек предрасположен к двум ос­новным типам поведения:

1) создаваемыми действиями и объектами, непосредственно во­круг человека;

2) создаваемому ,прошлыми привычками.

Источники проблем пациента.Источниками проблем являются болезнь, стресс, изменения образа жизни и поведения пациента, которые обусловлены установками, основанными на его прошлом и настоящем опыте, связанном с окружающей средой. Все это может разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление их равновесия.

Цель и задачи ухода.Целью сестринского ухода является обеспе­чение равновесия поведенческой системы и функциональной ста­бильности пациента. Он может быть направлен на изменение:

• мотивов поведения;

• действия подсистемы поведения, создаваемого прошлым опы­том;

• поведения, определяемого прошлой предрасположенностью к тому или иному типу действия;

• установки, создаваемой окружающей средой (тип 1) или про­шлым опытом (тип 2).

Если причиной нарушения равновесия в поведенческой под­системе являются функциональные изменения, целью сестринского ухода должно быть обеспечение защиты, опеки, стимулирования к изменению поведения. Для достижения цели медицинская се­стра с помощью конкретных вмешательств стремится восстано­вить равновесие в каждой подсистеме, изменяя те или иные фак­торы окружающей среды.

Роль медицинской сестры.Роль сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от нее. Сестре отведе­на роль специалиста, восстанавливающего равновесие подсистем, регулирующих поведение человека во время психологического и физического кризиса или стресса.

Направленность сестринской помощи.Медицинская сестра опре­деляет нарушения равновесия в подсистемах поведения, их при­чины, побуждает пациента на мотивы поведения, связанные с прошлым и настоящим жизненным опытом.

Согласно модели Д.Джонсон сестринская помощь направлена:

• на контроль и ограничение неадекватного поведения;

• защиту от угроз и факторов, вызывающих стресс;

• подавление ненужных реакций;

• поощрение к изменению поведения, поддержку и партнерство.

Способы оказания сестринской помощи.Сестринская помощь включают действия как: по ограничению поведения (например, куре­ния, избыточного питания); защищающие от неблагоприятных факторов окружающей среды; подавляющие неэффективные ре­акции (страх, гнев и др.) ;поощряющие к изменению поведения (например, выполнение утренней оздоровительной гимнастики, прекращение курения и др.).

Оценка качества и результатов ухода.Д.Джонсон полагает, что можно оценить результаты ухода в пределах какой-то подсистемы по поведению пациента, вызванному теми или иными структур­ными изменениями. В том случае, если ожидаемые результаты связаны с окружающей средой, изменение поведения может быть обусловлено сестринским вмешательством в связи с функциональ­ными изменениями. Если сестринское вмешательство не привело к ожидаемому результату: адекватному поведению и реакции па­циента при возникновении стресса, формируются новые цели и вмешательства.

Адаптационная модель К. Рой

Пациент.Адаптационная (эволюционно-адаптационная) модель рассматривает пациента как личность с учетом его индивидуальных и социальных особенностей. Согласно этой концепции, как для физиологических, так и для психологических систем сущест­вует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек, т.е. диапазона состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. К. Рой выделяет три фактора, влияющих на уровень адаптации, которые называются раздражи­телями:

1) очаговый — находится в окружении человека;

2) ситуационный — возникает при оказании сестринской по­мощи рядом с очаговым и оказывает на него влияние;

3) остаточный — является результатом прошлых переживаний, верований, взаимоотношений.

При сочетании с очаговым и ситуационным остаточный раз­дражитель влияет на уровень адаптации.

При этом существуют четыре способа адаптации, влияющие на поведение: физиологическая система; Я-концепция; роль-функ­ция; взаимозависимость.

Физиологическая система — это реакции человека на температу­ру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород, углекислый газ и другие сенсорные раздражители. Способность справляться с новыми, непривычными физиологическими раздра­жителями обусловлена не только ими, но зависит от возможно­стей физиологической системы адаптации конкретного человека.

Я-концепция — это желание человека понять самого себя: как духовно, так и телесно. Эта система адаптации тоже имеет границы, в пределах которых человек может справляться с изменениями своих психологических и телесных «Я». Эта система особенно важна при подготовке человека к операциям, изменяющим его тело: ампутации конечности, мастэктомии, наложению стомы и т.п.

Роль-функция— эта система предполагает изменение роли че­ловека в силу тех или иных обстоятельств (например, деятельный человек оказывается в лечебном учреждении и вынужден адапти­роваться к пассивной роли пациента). Человек может выйти за рамки своих возможностей адаптации.

Взаимозависимость — система подразумевает стремление людей достичь состояния относительного баланса во взаимоотношениях, например мать — сын, муж — жена, продавец — покупатель, учи­тель — ученик, врач — пациент, сестра — пациент. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адап­тации в ситуациях, когда пациент испытывает чувство давления, презрения, одиночества, отторжения, фамильярности и др.

Источники проблем пациента.Источниками проблем являются настоящие и предстоящие изменения в жизни человека, особен­но в критические периоды, которые оказывают негативное влия­ние на здоровье вследствие недостатка возможностей адаптации.

Цель и задачи ухода.Главной (приоритетной) задачей меди­цинской сестры является оказание помощи пациенту в достиже­нии и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни.

Роль медицинской сестры.Медицинская сестра способствует адаптации человека в период здоровья и болезни.

Направленность сестринской помощи.Помощь направлена на адаптацию пациента к окружающей обстановке во время проис­ходящих в его жизни изменений, требующих действий для под­держания оптимального уровня здоровья.

Способы оказания сестринской помощи.Применяют разные способы стимулирования и поддержки пациента. Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находящиеся за пре­делами уровня адаптации пациента, с целью их изменения или возвращения в пределы уровня адаптации.

Оценка качества и результатов ухода.Результатом помощи яв­ляется достижение оптимального уровня здоровья пациента в кри­тические периоды его жизни. При оценке качества ухода сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в той или иной системе адаптации.

Наши рекомендации