Сервисные программные средства
Сервисные программные средства можно условно разделить на следующие основные группы:
1.Программы-оболочки, которые обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, представляют новые возможности для запускаемых программ. Чаще всего это:
- графический интерфейс, т.е. набор средств для вывода изображений на экран и манипулирования ими, построения меню, окон на экране и т.д.;
- мультипрограммирование, т.е. возможность одновременного выполнения нескольких программ;
- расширенные средства для обмена информацией между программами.
2. Текстовые и табличные редакторы, позволяющие осуществлять:
- подготовку и редактирование текстов (документов) на компьютере;
- подготовку документов типографского качества - издательские системы;
- обработку табличных данных;
- возможности использования различных шрифтов, символов;
3. Программы вспомогательного назначения, или так называемые «утилиты»:
- программы-упаковщики позволяют за счет применения специальных методов «упаковки» информации сжимать информацию на дисках, т.е. создавать копии файлов меньшего размера, а также объединять копии нескольких файлов в один архивный файл;
- антивирусные программы предназначены для предотвращения заражения компьютерным вирусом и ликвидации последствий заражения вирусом;
- программы для диагностики компьютера позволяют проверить конфигурацию компьютера (количество памяти, ее использование, типы дисков и т.д.), а также проверить работоспособность устройств компьютера (Check-It). Они позволяют выявить «намечающиеся» дефекты дисков, возникшие из-за износа их магнитной поверхности, и предотвратить потерю данных, хранящихся на диске;
- программы для оптимизации дисков позволяют обеспечить более быстрый доступ к информации за счет оптимизации размещения данных на диске. Эти программы перемещают все участки каждого файла друг к другу (устраняют фрагментацию), собирают все файлы в начале диска, за счет чего уменьшается число перемещений головок диска и снижается его износ.
4. Сетевые программные средства. Пользователи компьютеров, объединенных в сеть, могут передавать друг другу сообщения, совместно использовать базы данных или устройства, что значительно повышает удобство и эффективность коллективного труда.
Всего существует несколько сотен сервисных программ. На практическом занятии рассматриваются наиболее распространенные сервисные программы.
Текстовый процессор WORD
Текстовый процессор MICROSOFT WORD входит в пакет программ под общим названием OFFICE, выпущенный корпорацией MICROSOFT. Он предназначен для работы под управлением операционной системы WINDOWS.
Рис. 7 Рабочее окно процессора MICROSOFT WORD
В верхней части рабочего окна редактора расположен заголовок окна. В левой части заголовка окна находится логотип редактора, его название и через дефис название редактируемого документа. В правой части заголовка окна расположены кнопки управления рабочим окном редактора. Под заголовком окна расположено основное меню редактора, с помощью которого можно выполнить любую доступную редактору команду. Под основным меню редактора расположены панели инструментов.
Панель инструментов WORD состоит из кнопок, связанных с наиболее часто выполняемыми командами. Если подвести указатель мыши к любой из кнопок, то на экране появится всплывающая подсказка с названием связанной с кнопкой команды. Под панелями инструментов находится горизонтальная линейка, с помощью которой можно, например, устанавливать и измерять отступы от краев бумаги слева и справа. Сразу под горизонтальной линейкой начинается окно документа, в котором отображается редактируемый или создаваемый документ. Вертикальная полоса прокрутки предназначена для прокрутки текста в окне документа в тех случаях, когда весь текст редактируемого документа не помещается в окне. С помощью вертикальной линейки можно измерять вертикальные размеры полосы набора текста. Переключатель режима отображения документа предназначен для быстрого выбора нужного вас режима отображения документа. Строка состояния отображает дополнительную информацию: номер текущей страницы документа, номер текущей строки и позиции текстового курсора в строке и т.п.
Любой текстовый документ условно можно рассматривать как совокупность символов, слов, строк, предложений, абзацев, страниц, разделов, заголовков и т.д. Форматирование документа подразумевает видоизменение какой-либо части документа.
Создание текстового документа можно условно разбить на три этапа. Первый этап – ввод текста документа, второй – форматирование документа, третий – сохранение и вывод на печать. Формат символов, т.е. их внешний вид, в любом текстовом документе определяется свойствами шрифта. Основными параметрами шрифта являются его название, начертание, размер, цвет, подчеркивание, интервал, смещение, а также дополнительные эффекты.
Важным элементом текстового документа является абзац. Под абзацем следует понимать текст, расположенный между двумя специальными символами – признаками конца абзаца. Формат абзаца определяет положение текста на странице. Формат абзаца включает в себя такие параметры, как отступ, интервал, выравнивание и положение на странице. Отступ абзаца определяет расстояние от левого или правого поля страницы до начала или конца строк абзаца. Интервал абзаца задает расстояние в пунктах между двумя абзацами по вертикали. Выравнивание определяет, каким образом будет располагаться текст абзаца на странице. В современных текстовых редакторах существует возможность выделять различные элементы текстового документа с помощью обрамления и заливки. Также предусмотрены хорошо развитые возможности по созданию и редактированию таблиц. Можно самостоятельно создавать таблицы, либо выбрать таблицы подходящей формы из заготовок, самого редактора. Для создания таблицы необходимо указать место, где должна помещаться таблица и сколько строк и столбцов она должна содержать. После чего, нужно ввести текст в ячейки таблицы и указать способ обрамления и заливки при необходимости.
Перед началом составления любого документа желательно сразу определить на бумаге какого формата он будет распечатан, чтобы при вводе текста документа сразу было видно, как он будет выглядеть, надо изменить параметры страницы можно и после ввода текста документа. Формат страницы определяется размером бумаги (высота и ширина), на которой впоследствии будет напечатан документ, ориентацией, отступами текста от краев бумаги. Ориентация страницы может быть книжная и альбомная. Вы можете установить желаемые отступы текста от краев бумаги. Ограничения накладываются только возможностями устройства печати.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные группы, на которые можно разделить сервисные программы.
2. Под управлением какой операционной системы может работать текстовый процессор WORD?
3. Приведите примеры изменения готового документа (шрифты, подчеркивание, удаление…).
4. Перечислите способы сохранения готового документа.
5. Что такое электронные таблицы, табличный процессор, рабочая книга, рабочий лист, ячейка, адрес ячейки?
Телемедицинские технологии
Основные направления применения телемедицинских технологий определены в приложении к приказу Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2002 № 344/76 «Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации» и в Концепции развития телемедицинских технологий в Приволжском федеральном округе (утверждена Распоряжением Представителя Минздрава РФ 26.11.2002г. № 11).
Телемедицина («медицина на расстоянии»)– это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий.
Цель телемедицины – предоставление качественной медицинской помощи любому человеку независимо от его местонахождения и социального положения.
Предмет телемедицины – передача посредством телекоммуникаций и компьютерных технологий всех видов медицинской информации между отдаленными друг от друга пунктами (мед.учреждениями, пациентами и врачами, представителями здравоохранения и т.д.)
В настоящее время в телемедицине сформировались и интенсивно развиваются пять направлений:
1. Телеконсультации.
системы отсроченных телеконсультаций «off-line»;
системы консультаций в режиме видеоконференций «on-line».
2. Дистанционное обучение.
дипломное образование;
последипломное образование.
3.Специализированные (ведомственные) телемедицинские проекты (военная телемедицина, космическая телемедицина, телемедицина чрезвычайных ситуаций и катастроф).
4. Медицинские базы данных.
объединенные базы научной медицинской информации;
специализированные (профильные) медицинские базы данных.
5. Домашняя телемедицина
Примеры применения телемедицины
Министерство здравоохранения Удмуртской республики неоднократно выходило с предложением об активизации работ по телемедицине в республике. Первый раз в 2003 году для включения в проект «Электронная Удмуртия». Затем в 2004, 2005 годах были проведены расчеты и подготовлена заявка и вновь в феврале 2006 года направлено письмо в Минэкономики.
Предполагается на эти средства на первом этапе создать региональные ТМ-сети, в которых планируется создание региональных телемедицинских центров в республиканском клиническом диагностическом центре и республиканской клинической больнице №1 и ТМ-кабинетов в .г. Глазове, г.Можге и Республиканской детской клинической больнице.
Категория | Пример |
Работа с пациентами | Радиологические исследования, послеоперационное наблюдение, мониторинг |
Профессиональное образование | Последипломное дистантное образование, предоставление информации с помощью сетей, индивидуальные сеансы связи |
Образование пациентов | Научно-популярная и доступная медицинская информация, не нарушающая принципов деонтологии и медицинской этики для здоровых людей и пациентов с хроническими заболеваниями |
Автоматизированные рабочие места | Накопление, хранение и использование медицинских записей (электронные истории болезни) |
Научный поиск | Организация массивов данных, получаемых из различных источников, их сортировка и каталогизация |
Здравоохранение | Дистанционные совещания между органами управления, надзор за качеством оказания медицинских услуг, консультационная помощь организационного плана |
Телемедицинская сеть региона представляет собой объединенную каналами связи совокупность телемедицинских пунктов медицинских учреждений региона.
1 уровень. Региональный телемедицинский центр на базе Республиканского диагностического центра. Предполагаются следующие варианты проведения видеоконференцсвязи из главного телемедицинского центра региона:
Стандартная телеконференция - на скорости 128 кбит/сек - качество передачи видеосигнала на скорости до 15 кадров/сек (потребность - 1 канал ISDN - 1 BRI) используется для проведения плановых или экстренных телеконсультаций.
Повышенное качество телеконференции - на скорости 384 кбит/с - качество передачи видеосигнала на скорости до 30 кадров/с .(потребность - 3 канала ISDN - 3 BRI) используется для проведения телеконсультаций с повышенными требованиями к видеосигналам, проведения консилиумов и научных телеконференций с зарубежными или отечественными центрами
Специальное качество телеконференции - одновременная работа двух систем - на скорости 384 кбит/с - качество передачи видеосигнала на скорости до 30 кадров/сек - для одновременной демонстрации, например, манипуляций рук ангиохирурга и данных ангиокардиографии (потребность - 6 каналов ISDN - 6 BRI), либо хода операции с двух точек.
2 уровень. Учрежденческий или территориальный телемедицинский центр (кабинет) - 3 учреждения (Республиканская детская клиническая больница, Глазовская и Можгинская ЦРБ).
Планируемая телемедицинская сеть в Удмуртской Республике
Региональная телемедицинская сеть (далее ТМС) предназначена для решения задач диагностирования, лечения и реабилитации больных, а также распространения знаний и опыта среди медперсонала различного уровня. Таким образом, ТМС является основой для построения единого информационного пространства, объединяющего все элементы системы регионального здравоохранения.
Задачи, решаемые ТМС:
1. Оказание помощи врачам, работающим в удаленных стационарных или временно развернутых медицинских пунктах при диагностике и лечении больных;
2. Передача знаний и опыта специалистов ведущих медицинских лечебных и учебных центров врачам-практикам, проведение удаленных квалификационных экзаменов и сертификаций;
3. ТМС объединяет все типы учреждений здравоохранения - центральные и региональные Управления, центральные, областные и районные клиники и больницы, медицинские академии и институты, архивы и библиотеки и другие лечебно-профилактические учреждения;
4. Облегчение распространения управленческих и методических документов в структуре регионального здравоохранения
В составе сети можно выделить четыре типа элементов, взаимодействие которых и образует телемедицинскую сеть:
Каналообразующая среда - набор аппаратных, программных средств, носителей информации и технологических решений (протоколы и стандарты), обеспечивающих передачу разнородной информации в территориально распределенной среде.
Консультационный центр - медицинское учреждение, имеющее в штате высококвалифицированных врачей по различным направлениям медицины и соответствующее оборудование для проведения дистанционных консультаций, консилиумов и лечебно-диагностических процедур, а также организации обучения (проведение семинаров, лекций) врачей на удаленных станциях ТМС.
Диспетчерский пункт - выделенная или функционирующая в составе других элементов ТМС структура, выполняющая функции фильтрации запросов на консультирование, планирования и обеспечения консультаций, организации консилиумов, а также сбора и распространения информации о возможностях консультационных центров. Также содержит службу администрирования, выполняющую функции сопровождения сетевой структуры.
Удаленные пункты - особым образом оборудованное медицинское учреждение, персонал которого непосредственно взаимодействует с пациентами и выполняет комплекс лечебных, диагностических, профилактических и реабилитационных процедур.
При необходимости в структуре ТМС формируются временные ячейки - например, комплекс удаленных медицинских подразделений в местах боевых действий или техногенных катастроф. Такие станции разворачиваются и подключаются к ТМС с целью привлечения групп опытных специалистов ведущих центров к решению оперативных проблем, возникающих в таких местах. Получение консультаций возможно круглосуточно за счет разницы во времени в различных часовых поясах.
Еще одним необходимым элементом сети телемедицины являются службы мобильной телемедицинской помощи, для которой удаленные станции разворачиваются на базе транспортных средств - автомобилях, авиасредствах, средствах водного и железнодорожного транспорта.
Телемедицинская сеть региона представляет собой объединенную каналами связи совокупность телемедицинских пунктов медицинских учреждений региона.
В ведущем медицинском учреждении региона создается телемедицинский центр, обеспечивающий высококачественное проведение видеоконференцсвязи (передача видео в реальном масштабе времени с высоким качеством звука) как в режиме "точка-точка", так и в режиме многоточечной видеоконференцсвязи (для проведения консилиумов, совещаний и т.п.
В районных/сельских клинках (выбор каналов связи - оптоволоконных, спутниковых, радиорелейных и т.п. - проводится с учетом местных условий) создаются относительно простые телемедицинские пункты, оборудованные -системами видеоконференцсвязи с хорошим качеством передачи видеосигнала (до 15 кадров в сек) и средствами подготовки данных о пациентах - документальной камерой, автоматизированными системами обработки данных и т.п. Количество таких телемедицинских пунктов определяется местными условиями (рекомендуемое число до 10).
В структуре аппаратного обеспечения телемедицинских систем выделяется 4 основных составляющих:
· каналы передачи мультимедийной информации;
· компьютерное оборудование общего профиля;
· специализированное компьютерное оборудование;
· специализированное медицинское оборудование.
Каналообразующая среда ТМС (инфраструктура передачи мультимедийной информации) не зависит от носителя информации - это могут быть кабельные проводные структуры, волоконно-оптические каналы и каналы спутниковой и радиосвязи. Оборудование и каналы обеспечивают передачу разнородной информации - алфавитно-цифровой и графической, видео и аудио потоков, а также цифровых и аналоговых сигналов, снимаемых с датчиков, и передаваемых на органы управления диагностической и лечебной аппаратуры. Оборудование производит преобразование и согласование сигналов, их перекодирование из одного формата в другой, а также осуществляет их компрессию/декомпрессию. Следует отметить, что современные системы видеоконференцсвязи могут эффективно работать в различных сетевых топологиях, построенных на основе протоколов IP, ISDN, ATM и других.
В качестве служб предоставления сервисов выступают распределенные сервера приложений и архивации. Организация многоточечной видеоконференцсвязи, ведение расписаний консультаций и сервисов дистанционного обучения и тестирования выполняется на серверах приложений. Службы архивации обеспечивают долговременное хранение больших объемов информации, их каталогизацию и поиск.
Компьютерное оборудование общего профиля служит для организации рабочих мест врача - консультанта и лечащего врача, пультов централизованного мониторинга, а также для оборудования конференц-залов. В его состав входят компьютеры различной архитектуры и назначения (настольные ПК, рабочие станции, мобильные и переносные компьютеры класса Notebook и PDA, специализированные и встраиваемые системы). Помимо компьютеров сюда входит различное периферийное оборудование - кодеки видеоконференций, видеокамеры, аудиосистемы, различные дигитайзеры и принтеры.
Состав специализированного компьютерного оборудования определяется исходя из потребностей конкретных медицинских приложений и может содержать специализированные сканеры, устройства управления, специализированные системы отображения видеографической информации, а также устройства сопряжения компьютерного и специализированного медицинского оборудования.
Диагностическое, лечебное и реабилитационное оборудование может подключаться к ТМС напрямую и через устройства сопряжения. При невозможности или нецелесообразности такого подключения информация с такого оборудования может преобразовываться в цифровую форму с использованием специального оборудования - сканеров, дигитайзеров и т.п. или вводится с клавиатуры.
Для использования в телемедицинских сетях оптимально подходит специализированное медицинское оборудование, имеющее визуальную или акустическую обратную связь с врачом, а также встроенную сетевую поддержку. Для кардиологии это могут быть ангиографические установки и различные эхографы, в пульмонологии - это бронхоскопы, в гастроэнтерологии - гастроскопы, в дерматологии и эндоскопии - дерматоскопы и видеокамеры с эндоскопическими насадками. Также это может быть диагностическое оборудование широкого профиля - аппараты для ультразвукового исследования, ЯМР-томографы, микроскопы, стетоскопы и другое оборудование.
Защита хранящейся и передаваемой информации, авторизация доступа к ТМС, и наконец, обеспечение живучести сети в различных режимах функционирования (мирное время, чрезвычайные происшествия и т.п.) образует комплекс программно-аппаратных средств и управленческих решений системы безопасности ТМС.
Для обеспечения защиты информации, хранящейся в архивах и передаваемой по каналам связи, используются аппаратные и программные криптографические средства.
Авторизация доступа врачей к оборудованию ТМС актуальна как при проведении телеконсультаций для подтверждения полномочий специалиста, так при работе с терминалами для предотвращения несанкционированного доступа к медицинским данным. Средства электронной подписи используются для верификации документов, регистрирующих результаты телеконсультаций, удаленного тестирования и т.п.
В основном имеется 3 российских фирмы, которые разрабатывают телемедицинское оборудование видеосвязи: "Витанет" (группа компаний "ТАНА"), СТЭЛ-Компьютерные системы, DiViSy.
Основные отличия: Витанет поставляет комплексы с медицинской периферией в виде лабораторий (морфологической, функциональной, радиологической).
Их оборудование стоит в НЦССХ им.А.Н.Бакулева, в целом ряде центров, участвующих в проекте «Москва – регионы». Преимущества – участие в работах Российской ассоциации телемедицины. При этом – дорого, и поставки обычно обставляются рядом жёстких условий сотрудничества (по крайней мере, так было 3 года назад, когда они вели переговоры).
DiViSy – интересные решения по видеосвязи высокого качества, но комплексы в основном стыкуются только с себе подобными из-за оригинального программного обеспечения, несовместимого с международными стандартами.
ООО «СТЭЛ-компьютерные системах – большая линейка совместимых телемедицинских комплексов – от мобильных и маломощных, но недорогих (для ЦРБ со слабыми каналами, где высокое качество видеосвязи невозможно), до средних («Круизер-384», которыми оборудованы 4 центра в Н-Новгородской области, Уфа, 6 комплексов в Пензенской области, ряд больниц в Иркутской, Воронежской областях, С.-Петербурге, Ростове-на-Дону и т.д.) Есть комплексы высокого качества – серия 9003 Примеры – РНЦХ РАМН, Фонд «Телемедицина».«Круизер-384» был выбран базовой моделью в Нижегородской и Пензенской областях ввиду умеренной стоимости. Он позволяет поддерживать связь и по ISDN (3 BRI) и по TCP/IP-протоколам, что удобно для видеовыхода на различные центры России.
Формирующаяся российская телемедицинская сеть обеспечивает доступ к специализированной помощи больным территориально удаленных ЛПУ.
Консультантами являются специалисты ведущих медицинских центров России – учредителей Фонда «Телемедицина»:
Кардиологический Научно - Производственний Комплекс Минздрава России;
Онкологический Научный Центр им. М.Н.Блохина РАМН;
Гематологический Научный Центр РАМН;
Научно-исследовательский Институт Трансплантологии и Искусственных Органов Минздрава России;
Научный Центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН;
Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева РАМН;
Центральный Научно - исследовательский Институт Травматологии и Ортопедии им. Н.Н.Приорова Минздрава России;
Институт Хирургии им. А.В.Вишневского РАМН;
Медицинский Центр Управления делами Президента Российской Федерации;
Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова Минздрава России;
Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России;
Всероссийский научный центр хирургии РАМН;
Российский Государственный Медицинский Университет Минздрава России;
Московский Медицинский Стоматологический Институт;
Российская Медицинская Академия последипломного образования Минздрава России,
а также:
Научно-исследовательский Институт Пульмонологии Минздрава России,
Международный Фонд развития нейрохирургии и нейрореабилитации (НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН),
РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова,
Ведущие медицинские центры в США и Европы.
В настоящее время разработан и утвержден приказ «Об организации республиканской телемедицинской сети Удмуртской Республики». На начало 2008 года в УР действуют 8 телемедицинских центров и 11 телемедицинских кабинетов.