Организация дежурства поисково-спасательных сил и средств и органов управления полетами
28. Для обеспечения поиска и спасания потерпевших бедствие организуется дежурство:
воздушных судов поисково-спасательных частей и подразделений;
воздушных судов, выделяемых авиационными частями Ракетных войск, Войск противовоздушной обороны, Военно-воздушных сил, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасностиРФ, Министерства внутренних дел РФ*, а также авиатранспортными предприятиями Министерства гражданской авиации РФ в установленных для них районах ПСО;
аварийно-спасательных средств (а при необходимости поисково-спасательных воздушных судов) на всех аэродромах Министерства обороны РФ, Министерства гражданской авиации РФ, Министерства авиационной промышленности РФ, Комитета государственной безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ и РОСТО РФ на период выполнения полетов;
расчетов пунктов управления министерств, ведомств, организаций, объединений, соединений и частей авиации видов и родов войск Вооруженных Сил РФ;
расчетов пунктов приема информации спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ;
расчетов КЦПС и РКПС ГА;
радиотехнических средств Военно-воздушных сил, Войск противовоздушной обороны, Военно-морского Флота, а также Министерства гражданской авиации РФ, Министерства морского флота РФ, Министерства рыбного хозяйства РФ для своевременного приема и пеленгации сигналов бедствия, передаваемых экипажами воздушных и морских судов, потерпевших бедствие.
29. Экипажи поисково-спасательных воздушных судов несут дежурство согласно графику, предусмотренному ст. 25 настоящего Наставления, в соответствии с Инструкцией экипажу дежурного поисково-спасательного самолета (вертолета) на аэродроме (структурная схема Инструкции приведена в приложении 3 к настоящему Наставлению).
1 и 3 и ведут поиск с помощью установленного на них оборудования.
Самолеты и вертолеты Комитета государственной безопасности РФ и авиации внутренних войск Министерства внутренних дел РФ несут дежурство в составе штатного экипажа, как правило, в готовности
Выделяемые на дежурство поисково-спасательные самолеты (вертолеты) должны быть оборудованы поисковой аппаратурой и иметь на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения. Вертолеты, кроме того, должны быть оборудованы поисковыми фарами и устройствами для подъема потерпевших бедствие на режиме висения.
30. Для проведения ПСР на всех аэродромах и авиационных полигонах создаются штатные или нештатные наземные поисково-спасательные (аварийно-спасательные) команды (НПСК, АСК). В состав НПСК входят. 8- 10 человек (в том числе медицинский работник и радист). Для перевозки НПСК в район ПСР выделяется автотранспорт высокой проходимости или специальная поисковая техника.
Обязанности личного состава НПСК, порядок несения дежурства и их действия излагаются в специальных инструкциях с учетом условий базирования. Структурная схема Инструкции дана в приложении 4 к настоящему Наставлению.
Перечень спасательного имущества и снаряжения дежурных самолетов и вертолетов приведен в приложении 5 к настоящему Наставлению.
Спасательное имущество и снаряжение НПСК заранее укладываются в тару. Перечень спасательного имущества и снаряжения НПСК приведен в приложении 6 к настоящему Наставлению.
31. В состав экипажей поисково-спасательных самолетов и вертолетов включаются спасательные парашютно-десантные группы, формируемые из личного состава, подготовленного к парашютным прыжкам в различных климатогеографических условиях днем и ночью. Нештатная СПДГ назначается приказом командира части в составе 6-8 человек (в учебных авиационных частях-12-14 человек). На дежурство по ПСО полетов назначаются 2-3 парашютиста, в том числе медицинский' работник. В период несения дежурства СПДГ подчиняется командиру экипажа, а после десантирования действует в соответствии со сложившейся обстановкой. Старший СПДГ назначается решением командира (начальника) войсковой части (предприятия).
СПДГ оснащается спасательным имуществом и снаряжением, перечень которого приведен в приложении 6 к настоящему Наставлению.
На аэродромах, где взлет и посадка, а также пилотирование в зонах производятся над морем или другими большими водными пространствами, должны быть спасательные катера (или другие суда) со спасателями на борту.
32. Для проведения ПСР могут дополнительно привлекаться:
корабли, суда и катера воинских частей и гражданских организаций;
наземные и плавучие транспортные средства воинских частей и гражданских организаций;
самолеты и вертолеты воинских частей и гражданских организаций, не имеющие специального поисково-спасательного оборудования для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ;
личный состав воинских частей и гражданских организаций.
33. К несению дежурства по ПСО полетов авиации привлекаются летчики (штурманы) 1-го и 2-го классов, прошедшие специальную подготовку к проведению поисково-спасательных работ и отданные приказом по части.
Экипажи вертолетов должны быть подготовлены к выполнению посадок на незнакомые и необозначенные площадки, к высадке спасателей и подъему пострадавших с режима висения над сушей и водной поверхностью.
На дежурные экипажи поисковых самолетов и вертолетов возлагаются:
поиск и обнаружение экипажей и пассажиров воздушных судов, потерпевших бедствие;
установление радиосвязи с потерпевшими бедствие, выявление их физического состояния и состояния воздушного судна;
выведение к потерпевшим бедствие сил и средств, способных оказать им помощь;
десантирование СПДГ, прицельное сбрасывание аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
подбор посадочной площадки с воздуха, определение ее пригодности к посадке и посадка;
эвакуация потерпевших бедствие с режима висения над сушей или водной поверхностью;
передача потерпевшим бедствие целеуказаний для выхода к ближайшему населенному пункту, дороге, реке или месту, откуда можно произвести эвакуацию;
извлечение людей из воздушных судов, потерпевших бедствие, и оказание им медицинской помощи;
эвакуация пострадавших в лечебные учреждения;
локализация и тушение пожара на воздушном судне;
доклады на КО о ходе и результатах поиска и спасания.
34. В соответствии с полученными заявками на полеты и перелеты начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы авиационного объединения, имеющего зону ПСО, составляет план дежурства поисково-спасательных сил и средств на сутки.
План утверждается начальником штаба объединения.
35. В плане дежурства указываются:
число и типы выделяемых поисково-спасательных вертолетов и самолетов;
их ведомственная принадлежность;
аэродром базирования;
фамилии и позывные командиров экипажей;
минимумы погоды для взлета и посадки, для визуального проведения ПСР;
основные виды ПСР, к которым допущены экипажи;
даты, когда экипажи последний раз летали днем и ночью при минимуме погоды;
степень готовности поисково-спасательных сил и средств;
наличие подготовленных СПДГ, их допуск к десантированию на различные виды подстилающей поверхности, а также снаряжение для выполнения прыжков с парашютом на лес и на воду;
сведения о НПСК (АСК);
наличие аварийно-спасательного имущества, снаряжения и оборудования;
сведения о морских поисково-спасательных силах и средствах;
порядок вызова дежурных сил и средств.
36. После утверждения плана дежурства расчет командного пункта объединения доводит до органов УВД военных аэродромов сведения о количестве и дислокации ближайших дежурных поисково-спасательных сил и средств, которые вносятся в плановые таблицы полетов на этих аэродромах и на предполетной подготовке доводятся до летного состава.
Сведения о дежурных поисково-спасательных силах и средствах в зоне ПСО доводятся до командных (диспетчерских) пунктов заинтересованных организаций, предприятий министерств и ведомств, по их запросу и ежедневно докладываются в ГАСКЦ РФ.
37. На командных пунктах авиаобъединений, соединений, частей ведется карта-планшет обстановки по ПСО полетов авиации, на которую наносятся (в виде таблицы) сведения о дежурных поисково-спасательных силах и средствах, выделенных на предстоящие сутки (летный день). В центрах ЕС УВД в планы использования воздушного пространства вносятся сведения о воздушных судах, выделенных для ПСО полетов авиации.
38. Дежурным поисково-спасательным силам и средствам устанавливаются три степени готовности*:
а) готовность №1:
самолеты (вертолеты) готовы к немедленному вылету, двигатели опробованы, наземные источники электропитания подключены, аварийно-спасательное имущество находится на борту самолета (вертолета) и подготовлено к немедленному использованию;
летный состав, СПДГ находится в самолетах (вертолетах), на рабочих местах, а технический состав у самолетов (вертолетов);
задача экипажам поставлена и при необходимости уточняется в полете по радио, командир экипажа находится на радиосвязи с пунктом управления полетами;
НПСК находится в готовности к немедленному выходу для выполнения задачи;
вылет вертолетов и выход НПСК не позднее чем через 10 мин, а вылет самолетов- через 15 мин после подачи команды;
б) готовность №2:
самолеты (вертолеты) готовы к вылету, двигатели опробованы, аварийно-спасательное имущество находится на борту и подготовлено к использованию;
летный и технический состав, СПДГ находится в специально отведенном месте вблизи самолетов (вертолетов);
экипажам даны указания по организации взлета и способу поиска;
* Для самолетов и вертолетов гражданской авиации, привлекаемых к проведению ПСР, сроки вылета с момента получения сигнала бедствия установлены летом - не более 30 мин, зимой - не более 45 мин
задача по поиску уточняется перед вылетом и при необходимости в полете;
личный состав НПСК находится в местах, определяемых командиром части (руководителем предприятия), имущество и снаряжение НПСК уложено и погружено на транспортные средства, которые подготовлены к выходу на выполнение задач, местонахождение транспортных средств указано в инструкции по производству полетов в районе аэродрома;
вылет вертолетов и выход НПСК не позднее чем через 20 мин, а вылет самолетов - через 30 мин после подачи команды;
в) готовность №3:
самолеты (вертолеты), автомобили и другие поисково-спасательные средства подготовлены к применению и находятся в установленных местах (аэродромах, стоянках или в гаражах);
летный, технический и личный состав СПДГ и НПСК находится на занятиях, работах или отдыхе;
вылет самолетов и вертолетов, а также выход НПСК - не позднее чем через 1 ч летом и через 1 ч 30 мин зимой после подачи команды*
39. Время дежурства экипажей самолетов (вертолетов) в готовности № 1 - не более 2 ч; в готовности № 2-круглосуточно (не более 2 суток); при несении дежурства в готовности № 2 только на период полетов с последующим переходом в готовность № 3 - 7 суток; в готовности № 3-не более 15 суток.
* При температуре наружного воздуха -45°С и ниже время вылета самолетов (вертолетов) и выход НПСК - не более 2 ч после подачи команды.
40. В период проведения полетов, перелетов и в случаях, когда аэродром является запасным, экипажи, выделенные для ПСО полетов авиации, должны находиться в готовности № 2. Перевод их в готовность № 1 производится при возникновении аварийной ситуации и в случаях, определенных Инструкцией, указанной в ст. 19 настоящего Наставления.
41. Использование экипажей дежурных поисково-спасательных самолетов и вертолетов, находящихся в готовностях № 1 и 2, для целей, не связанных с выполнением задач, указанных в ст. 1 настоящего Наставления, запрещается*.
42. Экипажи самолетов (вертолетов), находящихся на дежурстве в готовности № 3, разрешается использовать для выполнения срочных санитарных заданий, тренировки экипажей и выброски парашютистов в районе аэродрома, а также для обеспечения боеготовности частей и соединений при условии соблюдения установленных сроков вылета на поиск.
43. Для несения круглосуточного дежурства по ПСО полетов на аэродромах, на которых нет своих поисково-спасательных самолетов (вертолетов), могут командироваться экипажи и поисково-спасательные воздушные суда из других частей (предприятий). Их подготовку и контроль готовности осуществляют командиры частей (руководители предприятий), от которых командируются экипажи.
.* В готовности № 2 может проводиться проверка поисковых сил и средств с вылетом самолетов (вертолетов), выброской СПДГ и выходом НПСК, при этом должны быть обеспечены установленные сроки вылета (выхода) на реальные ПСР.
44. По прибытии на другой аэродром для дежурства по ПСО полетов авиации командир экипажа представляется старшему авиационному начальнику, докладывает о готовности к несению дежурства и получает инструктаж. Дальнейшую подготовку к полету и контроль готовности экипажа осуществляет командир части, в распоряжение которого он прибыл.
45. Командиры частей, начальники учреждений и военно-учебных заведений авиации Вооруженных Сил РФ, руководители предприятий Министерства гражданской авиации, других министерств, ведомств и организаций, от которых выделяются дежурные силы и средства, несут ответственность за их своевременное выделение, подготовку и проведение ими ПСР в установленное нормативами время с соблюдением всех мер безопасности.
46. Оснащение воздушных и наземных поисково-спасательных средств аварийно-спасательным имуществом, снаряжением' и транспортом высокой проходимости возлагается на авиационно-технические части (подразделения).
За укомплектованность поисково-спасательных самолетов (вертолетов) аварийно-спасательным имуществом отвечает начальник ПС и ПДС части, от которой назначается СПДГ.
Аварийно-спасательное имущество хранится на борту воздушного судна или в специально отведенном месте. За его сохранность отвечает командир экипажа (при хранении на борту воздушного судна) или лицо, определенное командиром части (при хранении вне воздушного судна).