Аутогенная тренировка высших ступеней

С точки зрения современных представлений, вве­денное Шульцем разделение аутогенной тренировки на «низшие» и «высшие» ступени (или, соответственно, АТ-1 и АТ-2) является в значительной степени ус­ловным. Если упражнения первой ступени создавались преимущественно в целях воздействия на вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию АТ-2, Шульц ставил задачу оптимизации высших пси­хических функций и коррекции личностных нарушений. Рекомендуемые автором приемы требуют чрезвычай­но длительного обучения, часто не имеют достаточной научной обоснованности, в значительной степени за­имствованы из религиозной системы йогов и практики психоанализа. В связи с этими причинами упражнения высшей ступени не получили широкого распростране­ния в лечебной практике и представляют скорее исто­рический интерес.

В то же время следует отметить, что отдельные элементы АТ-2 входят в большинство современных модификаций аутогенной тренировки.

Аутогенная медитация по I. Schultz.Основу АТ-2 со­ставляет аутогенная медитация (meditation — англ., размышление, созерцание), само наименование кото­рой явно указывает на связь с представлениями йогиз-ма. Сущность этого приема заключается в последова­тельной тренировке процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитивных свойств лично­сти), на основе которых в последующем осущест­вляются образное представление и нейтрализация аф­фективных переживаний. По Schultz, приступать к аутогенной медитации можно лишь после отличного усвоения базисных упражнений, критерием которого является способность быстро «входить» (за 20—30 с) и удерживать себя в состоянии аутогенного погружения[27] в течение часа и более. В абсолютном большин­стве случаев в состоянии пассивной концентрации у пациентов возникают различные сенсорные ощуще­ния (аутогенные разряды), среди которых особое зна­чение придается визуальным феноменам, т. е. обла-кообразным, в той или иной степени структуриро­ванным, окрашенным и черно-белым, статическим и динамическим зрительным образам, спонтанно воз­никающим при закрытых глазах. Тренировки пассив­ной концентрации являются подготовительным эта­пом к аутогенной медитации и, по Schultz, должны продолжаться около 8 мес.

Затем обучаемые приступают к первому упражне­нию медитации, задачей которого является фиксация спонтанно возникающих образных представлений, в частности, какого-то одного цвета, доминирующего в поле зрения. Через 2 — 4 нед возможен переход ко второму упражнению медитации, сущность которого заключается в целенаправленном вызывании опреде­ленных цветовых представлений («видение» заданного цвета), которые подсказываются врачом. Одновремен­но стимулируются ассоциативные процессы специфи­ческой направленности: «цвет — эмоциональные ощу­щения», например оранжевый — ощущение тепла, рас­слабления; черный —общая тревога и т. д. Длитель­ность освоения второго упражнения — до 4 мес.

Третье упражнение заключается в вызывании образных представлений вначале изолированных пред­метов в обобщенном виде (например, «стул вообще»), а затем конкретных предметов с их «индивидуальны­ми» отличиями (например, сломанный стул, старинное кресло) в определенных ситуациях, в том числе имею­щих отношение к самому обучаемому (например, стул, на котором он сидит). В отдельных случаях в конце периода освоения третьего упражнения, ко­торый длится 4—6 мес, обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и самого себя, что является одним из критериев успешности.

После того, как обучаемый хорошо овладеет спо­собностью к целенаправленной визуализации пред­метных представлений, он может переходить к четвер­тому упражнению, сущность которого состоит в вызы­вании образных эквивалентов абстрактных понятий, таких, как «счастье», «истина», «свобода» и т. п. Эти «эквиваленты» обычно глубоко индивидуальны, но всегда поддаются смысловому определению. У одних пациентов понятие «свобода» ассоциируется с «белой лошадью, скачущей по прерии»; у других — с «орлом, парящим в облаках»; у третьих — с небом и т. д. По мнению Шульца, конкретность эквивалента абстракт­ного понятия позволяет выявить бессознательное, хо­тя здесь речь скорее идет об особенностях мышления и индивидуального опыта. Скажем, у горца, никогда не бывавшего в прериях, на слово «свобода» скорее возникнет ассоциация с парящим орлом; у жителя Океании — с чайкой и т. д. Четвертый этап медитации осваивается в течение 1 — 1,5 мес.

В процессе пятого упражнения медитации осущест­вляется постепенный переход к проекции визуальных образов на себя путем концентрации на переживаниях личного характера: «ситуациях, связанных с возникно­вением желаний», «облагораживающих эмоциях» и т. п. Иногда эти ситуации оказываются (спонтанно) развернутыми во времени и пространстве, а основным «действующим персонажем» нередко становится сам обучаемый. Проекция на себя является вообще наибо­лее частым случаем в ассоциативном эксперименте.

На шестом этапе пациент обучается целенаправлен­но вызывать образы других людей, вначале «ней­тральные» или безличные (торговец, почтальон и т. п.), а затем эмоционально окрашенные образы людей, связанных с обучаемым теми или иными отно­шениями. Как правило, используются «крайние» типы эмоциональных отношений: симпатии — антипатии. При этом, как отмечает автор, возникающие образы носят несколько шаржированный, карикатурный ха­рактер за счет «подсознательного» подчеркивания или гиперболизации их приятных или, наоборот, отталки­вающих (для пациента) свойств. Однако в процессе си­стематических упражнений эта эмоциональная гипер­болизация постепенно смягчается, образы становятся все более спокойными и беспристрастными, что, по мнению I. Schultz, является показателем успешности освоения упражнения и свидетельствует о начале «аутогенной нейтрализации». Наши наблюдения [Па­нов А. Г. и др., 1980] показали, что при визуализации знакомых образов вначале «проявляются» наиболее характерные «контрастирующие» черты их внешности, а направленность гиперболизации чаще всего опреде­ляется особенностями индивидуальных отношений ис­пытуемых к тому или иному образу. Основная задача шестого этапа состоит в «нейтрализации» возникаю­щих значимых образов, что, как считал I. Schultz, спо­собствует купированию прошлых аффектов.

Седьмое упражнение, или «ответ бессознательно­го», завершает комплекс аутогенной медитации. Овла­дев способностью к визуализации образов, обучаемый обращается сам к себе с вопросами, ответы на ко­торые даются «не им самим» в виде вербализованных мыслей, а «подсказываются» спонтанно возникающи­ми образами, которые затем вербально интерпрети­руются. Наиболее часто (в состоянии пассивной кон­центрации) ставятся вопросы: «Кто я такой?», «Чего я хочу?», «В чем моя главнейшая проблема?» и т. п. По мнению автора, возникающие при этом у обу­чаемых образы «удивительным путем формируются в представление истины» и дают «понимание истинно­го смысла» бытия. Естественно, что эти представления не выдерживают какой-либо критики и лишь отра­жают увлечение автора психоаналитическими концеп­циями и философией йогизма. Отсутствие методологи­ческой обоснованности, чрезмерная длительность обу­чающего курса, а главное — недостаточная и в ряде случаев сомнительная эффективность лечения являют­ся причиной того, что аутогенная медитация не полу­чила распространения ни у нас в стране, ни за рубежом.

Аутогенная терапия по W. Luthe.Соавтор Шульца по 6-томному руководству W. Luthe вводит новые эле­менты в структуру метода, объединяя классические и привнесенные приемы общим названием — аутоген­ная терапия. Аутогенная тренировка по Schultz, как уже отмечалось, включает низшую и высшую ступени, а также применение «формул-намерений». Шульц не выделял в качестве самостоятельного приема спе­циальные упражнения «направленной тренировки ор­ганов», однако эти приемы, бесспорно, им использова­лись, в частности у астматиков. В отличие от него, W. Luthe следующим образом структурирует систему аутогенной терапии: 1) стандартные аутогенные упражнения (соответствуют низшей ступени по Schultz); 2) аутогенная медитация (соответствует выс­шей ступени по Schultz); 3) аутогенная модификация,включающая: специальные упражнения для органов и формулы-намерения[28] (аналогичны приемам по Schultz и по Kleinsorge - Klumbies); 4) аутогенная ней­трализация, в которой выделяются: аутогенное отреа-гирование и аутогенная вербализация.

Таким образом, новыми в аутогенной терапии по W. Luthe являются приемы аутогенной нейтрализа­ции : аутогенное отреагирование и аутогенная вербали­зация. Эти методы были изложены автором в его кни­ге «Correlationes Psychosomaticae» и составляет основ­ное содержание 6-го тома руководства по аутогенной терапии, без основательного изучения которого, как считает сам Лутэ, понимание предложенного им мето­да невозможно[29]. Впрочем, следует признать, что, если отбросить некоторую туманность терминологии, реко­мендуемые этим автором методы в значительной степени подобны разработанным нами приемам ауто­генной психологической десенсибилизации и терапии памяти (см. гл. 6).

Аутогенное отреагирование по W. Luthe.Для нейтра­лизации отрицательных переживаний Лутэ использует приемы «повторения» тех же (или аналогичных) ситуа­ций, которые и явились причиной психической травмы. При этом в процессе аутогенного отреагирования и воспроизведения психотравмирующей ситуации в со­стоянии аутогенного расслабления, по мнению автора, всегда наблюдается ступенчатое вскрытие структуры психической травмы, причем более «глубокие» элементы появляются после более «поверхностных». Так же, какти при психоаналитических сеансах, во время аутоген­ного отреагирования врач соблюдает полную ней­тральность. Такой подход объясняется тем, что, обоб­щая 10-летний опыт применения метода, Лутэ считает, что мозг пациента «сам» знает, в какой фор­ме и в каком порядке следует высказывать (или будет высказываться) «материал» при аутогенной нейтрали­зации. Автором подчеркивается, что при нейтрализа­ции высвобождается (т. е. вербализуется) лишь тот «материал», который мешает нормальной деятельно­сти мозга.

В процессе сеанса аутогенного отреагирования не рекомендуется прерывать пациента, так как это может приводить к агрессивности, депрессии, страхам, голов­ной боли и т. п. По Лутэ, при аутогенном отреагиро-вании речь идет не о хаотическом процессе, а о про­цессе, строго программируемом, хотя эта программа и не всегда ясна для врача и самого пациента. Эти сложные и порой трудно дифференцируемые нагромо­ждения вербальной информации Лутэ сравнивает с симфонией, в которой многие темы повторяются или варьируют, включая паузы, смену темпа и силы звука[30]. Автор отмечает, что для знатока окончание «темы» всегда очевидно. Для интерпретации разно­образных форм аутогенного отреагирования Лутэ ис­пользует, как уже отмечалось, достаточно туманную, частично заимствованную из психоаналитической практики необоснованную терминологию («темати­ческая регрессия», «тематическая конфронтация», «тематическая детерминация», «тематическая анало­гия» и т. п.). Автор отмечает, что при перерывах в ле­чении (на неделю или даже месяц) «программа» верба­лизации начинается с того места, где она была прервана. Этим, по мнению Лутэ, еще раз подтвер­ждается его предположение о том, что, очевидно, имеются «жесткие» программы вербализации эмоцио­нально значимых тем, подчиняющиеся «центральному управлению».

Аутогенная вербализация осуществляется при за­крытых глазах, а задачей пациента является рассказ о всех появляющихся в состоянии аутогенного расслаб­ления сенсорных образах («аутогенная визуализа­ция»). Наиболее простым способом определения окон­чания «обработки» темы является смена «мелькающих изображений» статическими картинами, которые, в ко­нечном итоге, иногда вообще исчезают. В других слу­чаях появляются поли- или монохроматические цве­товые ощущения, не имеющие четких образных компонентов. При этом светлая окраска чаще свиде­тельствует об окончании, а темная — о перерыве в ау­тогенном отреагировании. Как отмечает автор, в определенной степени мозг пациента должен сам «сказать», что он закончил психотерапевтическую ра­боту. При необходимости, прерывание аутогенной ней­трализации рекомендуется делать только в период положительной или нейтральной фазы, т. е. когда вер­бализуемый материал и поведение пациента не содер­жат отрицательных эмоциональных компонентов.

В методике практического проведения аутогенного отреагирования по Лутэ можно выделить пять ос­новных правил, или условий: 1) необходимость пере­хода (переключения) от стандартных упражнений к пассивному настрою на зрительные образы; 2) ни­чем не ограничиваемое вербальное описание любых восприятий (сенсорных образов), которые рассматри­ваются как управляемые мозгом разработки «мешаю­щего» материала; 3) принцип психотерапевтического невмешательства в управляемую мозгом нейтрализа­цию ; 4) соблюдение или признание внутренней динами­ки, которая присуща периоду аутогенных разрядов; 5) принцип самостоятельного окончания. «Если эти приемы применяются у пациентов, хорошо усвоивших стандартные аутогенные упражнения, — пишет W. Lut-he, — то возникают разряды мешающего материала, которые свидетельствуют о невыявляемой другим путем биологической мудрости». По мнению ав­тора, психофизиологическое состояние пациента улуч­шается, если врач предоставляет возможности для самонормализации деятельности мозга и позволяет вы­полнить его «собственную» терапевтическую про­грамму.

Все высказывания пациента в процессе сеанса ауто­генного отреагирования записываются на магнитофон, параллельно регистрируются особенности поведения, которые используются для интерпретации пережива­ний. В качестве дополнительных приемов используют­ся: 1) прослушивание пациентом магнитофонных запи­сей дома, которое направлено на усиление субъек­тивных переживаний по механизму обратной связи; 2) самостоятельное переписывание содержания сеанса аутогенного отреагирования пациентом, в процессе ко­торого он может дополнять его новыми элементами и воспоминаниями; 3) прочтение записи вслух с ком­ментариями в присутствии психотерапевта, что, по мнению автора, способствует достижению окончатель­ной нейтрализации.

Необходимость такой громоздкой и длительной работы объясняется пациенту и обосновывается тем, что только его собственный мозг может объяснить «собственную продукцию». В качестве направляющих рассуждения пациента используются следующие во­просы: 1) Что хочет мой мозг сообщить мне с по­мощью этого изображения? 2) Как это связано с опре­деленными событиями моего прошлого? 3) Как это связано с настоящим? 4) Каковы возможные связи ме­жду прошлым и настоящим?

На протяжении всего курса аутогенного отреагиро­вания применяются стандартные упражнения. Само­стоятельное выполнение аутогенного отреагирования допускается только по разрешению психотерапевта. Интервалы между сеансами, как правило, составляют 7 — 10 дней. Обсуждение протоколов аутогенного от­реагирования, по мнению Лутэ, способствует выработ­ке у пациента привычки к самовыражению в присут­ствии врача и оказывает позитивный терапев­тический эффект.

Аутогенная вербализация по W. Luthe.Этот прием в значительной степени аналогичен аутогенному от-реагированию, однако осуществляется без визуализа­ции представлений. В отличие от аутогенного отреаги­рования, аутогенная вербализация применяется в тех случаях, когда «мешающий материал» (болезненные переживания) поддается точному описанию. Вербали­зация определенной темы (например, «агрессия», «же­лание», «страх» и т. п.) проводится в состоянии ауто­генного расслабления и продолжается до тех пор, пока пациент заявляет, что сказать ему уже нечего (или что его мозг «пустой»). При аутогенной вербализациипредполагается, что пациент знает «тему», которая со­держит «мешающий материал». Аутогенная вербали­зация, как правило, рекомендуется автором в случаях, когда по тем или иным причинам аутогенное отреаги-рование невозможно, или когда необходима лишь кратковременная психотерапевтическая помощь (пре­имущественно при эмоциональных нарушениях). Так же, как и в процессе аутогенного отреагирования, врач сохраняет нейтральность на протяжении всего сеанса, так как прерывание пациента может вызывать ощуще­ния недомогания, снижение настроения, агрессивность и т. д.

При изложении приемов аутогенной нейтрализации по W. Luthe мы стремились по возможности сохра­нить терминологию автора, одновременно придавая ей принятую в отечественной психоневрологии смыс­ловую интерпретацию. Очевидно, у специалистов не вызывает сомнения, что приведенные психотерапевти­ческие приемы в ряде случаев могут быть достаточно эффективными. В то же время неубедительность аргу­ментаций автора и использование для обоснования применяемых методов психоаналитических концепций без какой-либо их критической переработки, по-види­мому, являются причиной того, что так же, как и ау­тогенная медитация, приемы аутогенной нейтрализа­ции не получили широкого распространения в психо­терапевтической практике как у нас в стране, так и за рубежом. По своей сути они представляют собой ассо­циативный эксперимент, который был разработан еще в конце прошлого столетия, а в 1919 г. предложен К. Юнгом для выявления скрытых или подавляемых влечений. Новым является реализация данного приема на фоне состояния аутогенной релаксации. Ассоциа­тивный эксперимент широко использовался для иссле­дования больных в нервной и психиатрической клини­ках у нас в стране В. М. Бехтеревым, М. И. Аствацатуровым, А. Г. Ивановым-Смоленским и др.

Несмотря на значительное разнообразие в методи­ке и технике аутогенных упражнений, рекомендуемых различными авторами, их объединяют, прежде всего, тренирующий характер, выраженная направленность на стимуляцию и рациональное использование внутренних психофизиологических резервов организма и активацию системы личностной саморегуляции па­циентов. Мы не склонны делить различные модифика­ции на «хорошие» или «плохие», хотя, бесспорно, более заслуживающими внимания являются те из них, в ко­торых предполагается комплексное психотерапевтиче­ское воздействие, а методы психофизиологической саморегуляции сочетаются с приемами личностной психокоррекции. Уже упомянутое значительное раз­нообразие в методике и технике современных модифи­каций, разработка ряда перспективных направлений по их совершенствованию в первую очередь отражают огромный интерес к методу, а также то, что он нахо­дится в стадии своего становления и интенсивного развития.


Наши рекомендации