Лобзин В.С., Решетников М.М.

Лобзин В.С., Решетников М.М.

Аутогенная тренировка

Предисловие

Введение

Глава 1. Теоретические и практические основы аутогенной тренировки

Основные источники аутогенной тренировки

Самовнушение

Индийская система хатха-йога и раджа-йога

Гипноз

Активная регуляция мышечного тонуса

Рациональная психотерапия

Аутогенная тренировка и сходные с ней методы

Глава 2. Обоснование метода и частных приемов аутогенной тренировки

Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции

Осознаваемая и неосознаваемая психическая активность

Теория установки и ее клинико-психологические аспекты

Межполушарная асимметрия

Учение об общем адаптационном синдроме

Феномен психологической защиты

Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации

Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений аутогенной тренировки

Глава 3. Клинические варианты аутогенной тренировки

Аутогенная тренировка первой ступени (ат-!)

Аутогенная тренировка высших ступеней

Глава 4. Применение аутогенной тренировки у здоровых людей

Аутогенная тренировка в спортивной практике

Профессионально-прикладное применение аутогенной тренировки

Глава 5. Обучающий курс аутогенной тренировки

Комплектование групп для гетерогенных тренировок

Индивидуальное применение аутогенной тренировки

Методика и техника групповых занятий

Цвет и сенсорная репродукция

Сочетание аутогенной тренировки с музыкотерапией

Глава 6. Специальные упражнения и методы на основе аутогенной тренировки

Аутогенное состояние

Методы индивидуальной психогигиены и психокоррекции

Некоторые узкоспециализированные приемы

Глава 7. Применение аутогенной тренировки в клинической практике

Пограничные состояния и неврозы

Психопатии

Токсикомании

Аутогенная тренировка при соматических заболеваниях

Аутогенная тренировка и биологическая обратная связь

Заключение

предисловие

Первая отечественная монография по аутогенной тренировке (1973), написанная А. Г. Пановым, Г. С. Беляевым, В. С. Лобзиным, И. А. Копыловой, быстро разошлась и в настоящее время стала библио­графической редкостью. Вышедшая в 1977 г. книга «Психогигиеническая саморегуляция» (Г. С. Беляев, В. С. Лобзин, И. А. Копылова) встретила весьма по­ложительный прием не только у специалистов, но и у массового советского и зарубежного читателя. Вто­рое, дополненное, издание монографии («Теория и практика аутогенной тренировки», 1980, под ред. В. С. Лобзина) получило высокую оценку медицин­ской общественности, в короткий срок также стало би­блиографической редкостью и, как отмечалось в ряде рецензий, даже не все специалисты, применяющие этот метод, смогли приобрести книгу.

Продолжают поступать многочисленные просьбы о переиздании книги. При этом большей частью отме­чается необходимость создания фундаментального ру­ководства, подробно, с современных научно-методиче­ских позиций, освещающего как теоретические ас­пекты медицинского (гигиенического, профилактиче­ского и терапевтического), так и прикладного приме­нения методики и техники аутогенной тренировки в ее различных модификациях. Такого же рода пожелания' исходят от врачей, слушавших наши лекции по этим вопросам в стенах Военно-медицинской академии, Ле­нинградского ГИДУВа им. С. М. Кирова и в других учреждениях. Это и побудило авторов к подготовке нового оригинального издания, которое, формально не являясь монографическим, могло бы стать спра­вочным руководством для значительной группы спе­циалистов: врачей, работающих в области практиче­ского здравоохранения; специалистов в области авиа­ционной, космической и спортивной медицины, промышленной психогигиены и профилактики профессио­нальных заболеваний, а также нейрофизиологов и медицинских психологов.

Обращение к такой широкой аудитории, естествен­но, налагает некоторые обязанности и ограничения, хорошо осознаваемые авторами.

Учитывая, что профессиональные нужды раз­личных специалистов, которым адресована книга, имеют определенные отличия, изложение построено таким образом, чтобы максимально облегчить работу читателя по усвоению тех или иных разделов руковод­ства. При этом авторы принимали во внимание соб­ственный, более чем 20-летний опыт преподавания ме­тодики аутогенной тренировки и* обучения больных и здоровых лиц, а также основанные на этом опыте данные об эффективности различных модификаций ау­тогенной тренировки, включая предложенные автора­ми. В первых 3 главах определяется значение и место аутогенной тренировки в современной психотерапии и психопрофилактике, излагаются современные взгляды на физиологические и психологические ос­новы и механизмы метода, а также современные мо­дификации аутогенной тренировки. В последующих главах, содержание которых более рассчитано на про­фессиональные интересы конкретных специалистов, из­лагаются методика обучающего курса и вопросы ле­чебного и прикладного применения метода. Настоя­щая книга ни в коей мере не повторяет и не заменяет тот материал, который содержится в трех наших пре­дыдущих монографиях. Скорее она дополняет и разви­вает проблему аутогенной тренировки на основе тео­ретических обобщений и практического опыта.

Авторы стремились к тому, чтобы предлагаемая книга была справочным руководством — источником сведений, позволяющим специалисту, обладающему общемедицинской или психологической подготовкой, освоить методику аутогенной тренировки и эффектив­но применять ее на практике. Если это стремление удалось реализовать, авторы будут считать свою зада­чу выполненной. Они также будут признательны за полезные критические замечания читателей.

В. С. Лобзин М. М. Решетников

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории медицины, включая и новейшую, в мышлении пациентов и врачей укореня­лась мысль, что болезнь — это результат преиму­щественно внешних воздействий. Такой подход мало учитывал те внутренние факторы, которые опреде­ляют особенности психической, нервной и гумораль­ной регуляции, т. е. в широком смысле — реактивность организма. Но будущие успехи медицины, бесспорно, связаны не только с новыми препаратами и совершен­ной медицинской техникой. Они во многом зависят от нашего умения управлять внутренними регуляторны-ми и защитными процессами и механизмами. В этом отношении можно поддержать мнение В. П. Петленко (1983), что теория медицины будущего — это теория внутренних механизмов адаптивного реагирования и управления этими процессами.

В настоящее время уже не подлежит сомнению, что многие физиологические функции подвержены выра­женному психогенному влиянию. У одних людей это влияние больше, у других — меньше; выявлены неко­торые психологические корреляты, позволяющие пред­полагать наличие генетико-морфологических пред­посылок различных типов психофизиологической реак­тивности при определенной роли социального факто­ра. К сожалению, приходится признать, что меха­низмы психогенного влияния пока мало изучены и представления о них все еще в значительной степени гипотетичны.

В нейрофизиологии и нейропсихологии хорошо из­вестна реальность центрального, в том числе психи­ческого (сознательного), контроля периферической сенсорной информации. Однако внутренние, интимные нейропсихологические механизмы этого контроля и тончайшая регуляция функций в системе обратной связи по-прежнему являются проблемами, частично решенными в теоретическом плане, но мало исследо­ванными практически. Это в полной мере относится и к психотерапии, механизмы которой, как справедли­во отмечает L. Chertok (1982), в целом еще очень мало изучены. Аутогенная тренировка не составляет исклю­чения. Действительно, в настоящее время известны де­сятки методов психотерапии, более узок перечень установленных и предполагаемых факторов, обуслов­ливающих их лечебное действие, но сама сущность этого действия пока в значительной степени остается гипотетической, что создает существенные трудности, возникающие при сравнении различных форм и мето­дов психотерапии. С чем же связана в таком случае широкая и все возрастающая популярность аутоген­ной тренировки?

В ней привлекают, прежде всего, простота ле­чебных приемов, сочетающаяся во многих случаях с выраженной эффективностью психотерапевтического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности и коррекции отклонений в нерв­но-эмоциональной и вегетативно-сосудистой сфере, во­влечение личности больного в процесс лечения и обу­чающий, тренирующий характер терапии. Все это выгодно отличает аутогенную тренировку от других методов психотерапии и делает метод доступным для широкого круга врачей. Однако было бы глубокой ошибкой путать понятия «простота» лечебных при­емов и «упрощенность». К сожалению, такое смеше­ние понятий и такое отношение к аутогенной трени­ровке иногда все же имеют место, приводя к вульгаризации и дискредитации метода. В от­дельных случаях методика аутогенной тренировки «упрощается» до аутосуггестии и даже ортодоксально­го куэизма, при этом часто уступая последнему в ис­кусности выполнения.

Достигаемые с помощью аутогенной тренировки саморегуляция эмоционально-вегетативных функций, оптимизация состояний покоя и активности, повыше­ние возможностей реализации психофизиологических резервов организма и личности позволяют использо­вать метод не только в клинической практике, но и в области авиационной и космической медицины, об­щей и военной педагогике, при подготовке спортсме­нов, обучении и профессиональной адаптации специа­листов операторского профиля, деятельность которых связана с воздействием экстремальных факторов труда и обитания, моделировании различных состояний че­ловека, в том числе — в сценическом актерском искус­стве, а также в ряде других профессий. В особый раз­дел медицины в настоящее время выделяются тесно связанные с аутогенной тренировкой проблемы биото­кового управления и адаптивного поведения. Однако основным является профилактическое, психогигиениче­ское и психотерапевтическое применение аутогенной тренировки. Общепринятое противопоставление «функционального» и «органического» весьма услов­но; различия между ними в значительной степени но­сят количественный характер, а стадии органических изменений, за исключением острых травматических повреждений, всегда предшествуют функциональные. Основное же отличие состоит в том, что на современ­ном этапе развития медицинской науки только стадия функциональных изменений может рассматриваться как полностью обратимая. Именно это обусловливает наблюдаемое в последние годы повышение интереса специалистов к методам донозологической функцио­нальной диагностики. Функциональная диагностика, в свою очередь, ставит проблему функциональной терапии.

Отношение к аутогенной тренировке, как к некоему незаконнорожденному отпрыску гипноза, еще не редкость. В связи с этим как общее, связывающее два этих метода психотерапевтического воздействия, так и то, что лежит в основе их глубоких отличий, будет подробно рассмотрено нами далее. Другое широко распространенное заблуждение отводит аутогенной тренировке роль успокаивающего средства, удел кото­рого — общий седативный эффект. По-видимому, бу­дет целесообразно отметить, что в настоящее время существует ряд модификаций и методов аутогенной тренировки, направленных на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение в целях достижения оптимального, со­ответствующего той или иной деятельности, состоя­ния. При этом «залповая», кратковременная мобили­зация психофизиологических резервов организма мо­жет быть точно рассчитана во времени. Эта модифи­кация специальных упражнений аутогенной трениров­ки в настоящее время активно применяется в большом спорте, способствуя выдающимся достижениям спортсменов экстракласса, а также в некоторых других специальных видах деятельности человека.

Особое место аутогенной тренировки среди других методов психотерапии обусловливается также тем, что применяющий ее сам активно включается в психотера­певтическую работу при полном сохранении инициа­тивы и самоконтроля. Важно учесть и тот факт, что приобретенные навыки самовоздействия при периоди­ческих поддерживающих курсах сохраняются на про­тяжении всей жизни. Активный характер аутогенной тренировки выгодно отличает метод от гипнотерапии, при которой пациент выступает в качестве пассивного объекта воздействия, а лечебный эффект довольно часто сопровождается чувством зависимости от врача и необходимости повторных курсов.

Определяющим и базисным элементом аутогенной тренировки является тренированная мышечная релак­сация, на фоне которой реализуются специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. К сожалению, мы пока еще очень мало знаем о механизмах вербаль­ного ауто- и гетеровоздействия. Психиатрия, психоло­гия, нейропсихология и новая перспективная область науки — психолингвистика — пока не ответили на многочисленные вопросы в этом отношении.

Известно, что, по определению К. Маркса[1], «Язык есть непосредственная действительность мысли». В то же время некоторые современные исследования по­казывают, что законы функционирования языка и мы­шления несколько отличаются. По-видимому, следует признать, что не теряет своей актуальности другое из­вестное выражение К. Маркса: «Так же, как философы обособили мышление в самостоятельную силу, так должны были они обособить и язык в некое самостоя­тельное, особое царство» (там же, стр. 448). Психоте­рапия без языка вряд ли возможна, и новые системные исследования в этой области были бы полезными как в прикладном, так и в общенаучном смысле. Примене­ние аутогенной тренировки в клинической практике в последние годы неуклонно расширяется, особенно при терапии неврозов и пограничных состояний, в пе­риод реконвалесценции у астенизированных больных, в целях предоперационной подготовки, как психофи­зиологический метод в системе реабилитации больных и для терапии функциональных нарушений в ряде дру­гих случаев.

Успешность применения тех или иных методов ле­чения зависит от многих причин. При психотерапевти­ческом воздействии особое значение приобретают часто почему-то именуемые «неспецифическими» фак­торы межличностного взаимодействия врача и боль­ного. Умение расположить к себе пациента, человече­ская теплота, искреннее сочувствие и сопереживание входят в число, вне всякого сомнения, специфических факторов, от которых, наряду с безупречным владе­нием техникой лечебных приемов и умением творчески (индивидуально) применять их у конкретных больных, в первую очередь зависит терапевтический успех.

Любой из методов психотерапии всегда включает два компонента: интеллектуальный (пользуясь павлов­ской терминологией — второсигнальный), связанный с информационным воздействием слова, и эмоцио­нальный, содержанием которого является масса фак­торов, воспринимаемых первосигнально,—выражение лица, тембр и интонация голоса, характер и особенно­сти жестов. Уже младенцы воспринимают их глубо­кий, также информационный, смысл — отношение. Без возникновения специфической связи между врачом и пациентом, без эмпатии со стороны первого и сим­патии второго эффективность психотерапии, как пра­вило, весьма незначительна.

Многолетний клинический опыт и длительные наблюдения над здоровыми людьми позволяют с не­которой условностью выделить два основных типа ре­агирования на эмоционально значимые стимулы: пси­хосоматический, при котором «отреагирование» осу­ществляется преимущественно во внутренней сфере, и социальный, когда разрядка эмоциогенных ситуа­ций, как правило, направлена во вне. Первый тип бо­лее социально приемлем, но менее «удобен», так как часто сопровождается перенапряжением психофизио­логических процессов, обеспечивающих надежное функционирование регуляторных механизмов организ­ма и личности.

Тренировка этих механизмов, повышение возмож­ностей произвольного управления и коррекция возни­кающих отклонений составляют основную цель и сущ­ность психотерапевтических приемов и механизмов аутогенной тренировки.

Достаточно хорошо известно, что существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышеч­ное напряжение. Известно также, что так называемые переходные состояния сознания связаны с релаксацией или сопровождаются ею. Используя механизмы обратной связи, о которых подробнее будет сказано ниже, аутогенная тренировка, базисным элементом ко­торой является мышечная релаксация, способствует снижению роли соматического компонента отрица­тельных эмоциональных переживаний. Путем специ­фического воздействия на интегративные корковые процессы она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода переводит регуляцию психических и соматических функций на качественно новый уровень, обеспечиваю­щий оптимальное и рациональное реагирование.

Адаптивный характер психотерапевтического воз­действия составляет наиболее существенное отличие аутогенной тренировки от других психотерапевтиче­ских приемов. В последние годы аутогенная трениров­ка с успехом применяется не только для терапии неврозов и неврозоподобных состояний, но и при сте­нокардии, психофизиологической реабилитации пост­инфарктных больных, вегетососудистых дистониях, начальных стадиях гипертонической болезни, брон­хиальной астме, язвенной болезни, нейродермитах и многих других заболеваниях.

Аутогенная тренировка как самостоятельный ме­тод предложена I. Schultz в 1932 г. Начиная с 50-х го­дов интерес к методу и число научных и популярных изданий по аутогенной тренировке неуклонно возра­стают. Достаточно сказать, что монография I. Schultz переиздавалась 13 раз. В настоящее время миллионы людей в различных странах мира с успехом приме­няют этот метод. По нашим данным, в начале 60-х го­дов аутогенная тренировка в Ленинграде применялась лишь в двух лечебных учреждениях — психоневрологи­ческом диспансере Ленинского и Кировского районов (Г. С. Беляев, А. А. Мажбиц) и в Психоневрологиче­ском институте им. В. М. Бехтерева (С. С. Либих). Ко­личество больных, использовавших метод в этот пе­риод, не превышало 150 — 200 человек в год. Ко времени издания нашего первого руководства для вра­чей [Лобзин В. С, Кулагин Ю. М., 1968] аутогенная тренировка применялась уже в девяти лечебно-профилактических учреждениях города, более чем у 2000 больных ежегодно.

IV Всесоюзным съездом невропатологов и психи­атров (1963) аутогенная тренировка была рекомендо­вана для включения в комплексную психотерапию. В декабре 1967 г. в Ленинграде состоялся симпозиум по аутогенной тренировке, показавший, что метод уже завоевал права гражданства и широко используется в* ряде клиник Советского Союза (И. 3. Вельвовский, А. Л. Гройсман, К. И. Мировский, И. М. Перекре­стов—в Харькове; М. С. Лебединский, В. Е. Рож­нов — в Москве; А. Г. Панов с сотр. — в Ленинграде; Я. Р. Гасуль — в Запорожье; Н. В. Иванов — в Горь­ком ; А. С. Ромен — в Караганде и т. д.). Проходившее в сентябре 1970 г. заседание Ленинградского общества невропатологов и психиатров, посвященное пробле­мам аутогенной тренировки, показало, что активно разрабатывается не только методика психотерапевти­ческого воздействия, но и вопросы изучения и обосно­вания психофизиологических механизмов метода; в ряде докладов анализировались результаты и перс­пективы клинического и психогигиенического примене­ния аутогенной тренировки. В настоящее время ауто­генная тренировка применяется повсеместно, неуклон­но расширяются как «география» метода, так и области его применения. Можно выделить, по-види­мому, две значительные области применения мето­да — клиническую и психогигиеническую.

За прошедшие годы накоплен значительный клини­ческий материал действенности аутогенной трениров­ки при различных заболеваниях. По общему мнению специалистов, аутогенная тренировка наиболее эффек­тивна при лечении неврозов, функциональных рас­стройств и заболеваний, связанных с нарушением кортико-висцеральной регуляции. Многочисленные ис­следования и применение метода в клинической практи­ке, в частности, показали, что аутогенная тренировка способствует снижению нервно-эмоционального на­пряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на состояние основных физиологических функций и регуляцию обменных про­цессов в организме. Под влиянием аутогенной трени­ровки улучшается настроение, нормализуется сон, по­вышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходитактивация личности больного, более продуктивно ре­ализуются другие методы лечения.

В настоящее время существует несколько десятков различных модификаций аутогенной тренировки, от­личия которых, как правило, связаны с особенностями тех нозологических форм или спецификой деятельно­сти специалистов, применительно к которым они раз­рабатывались. В нашей стране опубликовано несколь­ко методических рекомендаций, пособий, кратких руководств, популярных изданий по аутогенной трени­ровке. Описание некоторых ее приемов приводится практически во всех последних изданиях по психотера­пии, психоневрологии, сексопатологии и психологии [Слободяник А. П., 1978; Рожнов В. Е., 1979; Карвасарский Б. Д., 1980; Свядощ А. М., 1982; Снежневский А. В., 1983; Васильченко Г. С, 1983, и др.]. Однако, учитывая специфику и особенности упомянутых изда­ний, их авторы не всегда имели возможность доста­точно полно и разносторонне изложить механизмы действия, методику, технику и особенности клиниче­ского и психогигиенического применения аутогенной тренировки. Вместе с тем, как указывалось, следует признать, что в отечественной литературе пока нет си­стематического руководства по аутогенной трениров­ке, которое позволило бы практикующему врачу, спе­циалисту по профессиональной гигиене или психологу изучить метод и выбрать оптимальный вариант его применения в зависимости от решаемых клинических или профилактических проблем.

В настоящем издании последовательно излагаются история и источники аутогенной тренировки, анализи­руются родственные методики. С позиций отечествен­ной нейрофизиологии и теории функциональных си­стем П. К. Анохина в книге освещаются психологиче­ские и физиологические основы и механизмы саморе­гуляции, подробно описываются собственная методи­ка и особенности обучающего курса, техника инди­видуальных и групповых занятий, впервые излагается ряд оригинальных приемов и упражнений, разрабо­танных авторами.

В заключение отметим, что материалы пособия обоснованы более чем 20-летним опытом применения аутогенной тренировки в клиниках психиатрического и неврологического профиля, а также в целях психоги­гиены у здоровых людей.

САМОВНУШЕНИЕ

Терапевтическое применение приемов самовнуше­ния, известных еще в глубокой древности, обычно связывают с лансийской школой и опубликованными в 20-х годах нашего века работами уже упомянутых авторов — Куэ и Бодуэна. Однако следует указать, что сходные приёмы предлагались еще И. Р. Тархановым, в 1884 г. опубликовавшим одно из первых научно об­основанных наблюдений о влиянии самовнушения на некоторые непроизвольные функции организма чело­века. В 1890 г. использование самовнушения при тера­пии навязчивых состояний было предложено В. М. Бехтеревым, а немного позднее при лечении невралгии тройничного нерва применено Я. А. Бот­киным (1897), который отмечал, что «особенно хоро­шо проводить самовнушение перед засыпанием и про­буждением, причем формулы самовнушения должны быть индивидуализированными, произноситься в утвердительной форме и в настоящем, а не в буду­щем времени». В качестве родственных методик мож­но также назвать «рациональное воспитание воли», ис­пользовавшееся в нансийской школе P. Levy.

Наибольшее распространение среди методик само­внушения в начале века получила система французско­го аптекаря Эмиля Куэ, названная им «школой само­обладания путём сознательного самовнушения». Из­вестный французский психотерапевт J. Cottraux (1978) называет Куэ одним из предшественников создания поведенческой терапии, отмечая, что он был «первым, кто предложил методы контроля мысли и подчерки­вал роль позитивной мысли в изменении поведения». В 20-х годах «система Куэ» получила чрезвычайно ши­рокое распространение, что нашло свое отражение в художественной литературе того времени. В частно­сти, Дж. Голсуорси, описывая состояние потрясенного невзгодами Форсайта, отмечает, что он для лечения применяет «метод Куэ».

В то же время необходимо отметить, что Куэ ис­пользовались упрощенные и несколько примитивные представления о природе заболеваний человека. По его убеждению, которое он настойчиво пропагандиро­вал среди коллег и пациентов, главной причиной бо­лезней является воображение человека. Исходя из этих представлений, больным предлагалось ежедневно, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом 20 — 30 раз повторять формулы самовнушений вроде: «Мне становится лучше и лучше... Мое зрение (или слух) улучшается» и т. п. Такие сеансы, по несколько минут каждый, рекомендовалось проводить 3 — 4 раза в день, особенно перед сном в состоянии покоя и рас­слабления. Общий курс лечения составлял от 2 — 3 мес до года.

Метод Е. Coue развил и аргументировал Ch. Baudouin, исходивший (по-видимому, не без влияния на­чавших распространяться идей S. Freud) из предполо­жения о том, что поведением человека управляют воображение и подсознательные влечения. По его мне­нию, многократное мысленное повторение одних и тех же фраз создает внутреннее сосредоточение, «уверенно действующее на бессознательное». Исходя из идеали­стических представлений, Куэ и Бодуэн непомерно преувеличивали роль самовнушения в индивидуальной и общественной жизни. В частности, они предполага­ли, что самовнушение может изменить мировоззрение людей, и даже пытались создать утопическую по своей сути систему совершенствования современного обще­ства.

В основных правилах своей «системы» Куэ неодно­кратно подчеркивал, что самовнушение должно осу­ществляться без каких-либо волевых усилий. «Если вы сознательно внушаете себе что-либо, делайте это со­всем естественно, совсем просто, с убеждением и осо­бенно без всякого усилия. Если бессознательное само­внушение, часто дурного характера, бывает столь­успешным, то это оттого, что оно осуществляется без усилий», — писал Куэ. И далее: «Если некоторые не добиваются удовлетворительного результата с по­мощью самовнушения, это или потому, что не дове­ряют себе, или, чаще, потому, что совершают усилия. Чтобы добиться результата, совершенно необходимо отсутствие усилий. Ибо они предполагают участие во­ли, в то время как именно она должна остаться в сто­роне. Должно прибегать лишь к воображению» (Е. Coue). Позднее мы увидим, как эти представления Куэ были использованы I. Schultz.

Популярность самовнушения по Куэ — Бодуэну бы­ла широкой, но кратковременной. В нашей стране «куэизм» подвергался обоснованной критике со сто­роны ведущих психотерапевтов, прежде всего в связис тем, что им игнорировались нозологические особен­ности заболевания и личность больного, что создава­ло условия для обычного шарлатанства и компроме­тировало метод. Об этом, подчеркивая и положи­тельные стороны метода, писали В. М. Бехтерев, П. М. Зиновьев, Ю. В. Каннабих, И. С. Хазацкий и др. В качестве позитивных аспектов работ Куэ и его последователей следует отметить поиски и пропагандирование активных методов психотерапии и корриги­рующего самовнушения. Куэ также была впервые по­казана целесообразность положительного взамен нега­тивного содержания формул самовнушения (например, «Я здоров» вместо «Я не болен»). Метод самовнуше­ния, в общем, был положительно оценен В. М. Бехте­ревым, развивавшим принципы тренировки и обучения в психотерапии. В наши дни самовнушение, освобо­жденное от методологических недостатков «куэизма», многими авторами успешно применяется в качестве самостоятельного лечебного приема, в том числе вхо­дит во все современные модификации аутогенной тре­нировки. Говоря о терапии самовнушением, необходимо подчеркнуть особую роль второсигнальных раздражи­телей в регуляции функций организма человека, которая была убедительно показана выдающимися представи­телями отечественной физиологии и неврологии — И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, А. А. Ухтом­ским, В. М. Бехтеревым, К. И. Платоновым. К их работам мы еще вернемся при изложении физиологи­ческих и психологических основ и механизмов ауто­генной тренировки.

Гипноз

Несколько лет творческой жизни Шульца было от­дано гипнотерапии, которую он применял в созданной им в 20-е годы в Бреслау амбулатории лечебного гип­ноза. Занимаясь исследовательской работой, Шульц после каждого сеанса требовал от своих пациентов письменного отчета о субъективных переживаниях, ко­торые они испытывали во время гипнотического воз­действия. Одновременно с терапевтическим примене­нием гипноза Шульц проводил опыты по гипнотиза­ции здоровых людей. К этому периоду относятся два интересных открытия, существенно повлиявших на со­здание аутогенной тренировки. Анализируя самоот­четы больных, Шульц обратил внимание, что в тех случаях, когда пациенты спонтанно мысленно повто­ряли формулы внушений, произносимых врачом, эф­фективность гипнотерапии оказывалась более высокой и выздоровление наступало быстрее. Это побудило Шульца к созданию достаточно простых и легко за­поминаемых фраз, предназначенных для самостоятельного использования больными в психотерапевти­ческих целях. Позднее эти фразы были названы «фор­мулами самовнушения».

Второе открытие Шульца было связано с уже рас­смотренной системой йогов. Изучая протоколы экспе­риментального гипноза здоровых испытуемых и само­отчеты людей, занимавшихся гимнастикой йогов, Шульц обратил внимание на однотипность испыты­ваемых ими субъективных ощущений, в частности, тя­жести и тепла. Чувство тяжести наступало вследствие расслабления мышц, а ощущение тепла — как резуль­тат расширения периферических сосудов. Исходя из этих наблюдений, Шульц предположил, что путем со­знательного расслабления мышц и самовнушения чув­ства тепла можно вызвать состояние легкой дремоты, напоминающее начальные стадии гипноза. В после­дующем оказалось, что только внушением этих двух ощущений — тяжести и тепла — можно погрузить больного в гипнотическое состояние, не прибегая к обычным в таких случаях внушениям сонливости. И, наконец, выявилось, что, ярко представляя себе ощу­щения мышечной тяжести и тепла, испытуемые могли погружаться в гипнотическое состояние самостоятель­но. На основании этих опытов Шульц поставил себе целью «создать систему упражнений, с помощью ко­торой больной мог бы самостоятельно добиться одной из гипнотических фаз и извлечь из этого пользу без длительного воздействия со стороны гипнотизера и сколько-нибудь значительной от него зависимости».

Подчеркивая активный характер разработанного им комплекса приемов, Шульц назвал его аутогенной (autos — сам; genos — род) тренировкой, или «концент­рированным саморасслаблением», в то же время по­лагая, что в основе этих упражнений лежит эффект самогипноза. Литература о гипнозе и его влиянии на функции организма необозрима. Со времен F. Mesmer, как известно, выдвинувшего теорию «животного магнетизма» и введшего понятие «раппорт», и английского хирурга J. Braid, впервые сделавшего гипноз достоянием научного исследования (ему же мы обязаны и самим термином «гипноз»), гипнотизму по­священы десятки тысяч работ. В то же время отно­шение к гипнозу как к терапевтическому методу и об­ластям его применения до настоящего времени не­однозначно. В. М. Бехтерев, энтузиаст гипнотерапии, принимал ее не без оговорок. Недостатки и ограничен­ность гипнотерапии неоднократно подчеркивались и другими авторами. Не являясь каузальным мето­дом, внушение в гипнозе (авторы придерживаются этой точки зрения — не лечение гипнозом, а лечение внушением в состоянии гипноза), если и приводит к устранению симптома, не гарантирует от рецидивов, не влечет за собой перестройку личности и не акти­вирует больного (А. А. Токарский, В. М. Бехтерев, А. П. Слободяник, G. Morris, С. Gardner). He все больные в достаточной степени гипнабельны, о чем свидетельствуют значительные отличия данных о ко­личестве лиц, рефрактерных к гипнозу (В. М. Бехте­рев, В. Е. Рожнов, К. И. Платонов, A. Binet, L. Chertok). Многие авторы указывают на то, что лучшие резуль­таты гипнотерапии отмечаются при остро возникаю­щих психогенных моносимптомах; при длительных «вялотекущих» функциональных соматических и пси­хических расстройствах средства гипнотерапии неред­ко являются малоэффективными.

Не вдаваясь в глубокий анализ гипноза, который является самостоятельным психотерапевтическим ме­тодом, имеющим свои области применения, следует отметить, что не только сам Шульц, но многие его ученики и последователи видели в аутогенной трени­ровке дальнейшее или видоизмененное развитие мето­дики гипнотерапии.. Об этом, казалось бы, свидетель­ствовали сходные изменения терморегуляции и кож­ной температуры под влиянием аутогенной трениров­ки и в результате гипнотического внушения (А. С. Ро­мен, I. Schultz, P. Polzien), аналогичная направлен­ность в динамике углеводного обмена и изменений числа лейкоцитов крови (Н. Marchand), выраженный спазмолитический эффект обоих методов (К. И. Мировский), возможность вызывания каталептического моста с помощью специальных упражнений при дли­тельном применении аутогенной тренировки (А. С. Ромен, В. С. Лобзин, Ю. М. Кулагин).

Объединяя эти приемы, многие авторы отмечали целесообразность комбинированного или сочетанного применения аутогенной тренировки и гипноза, которое в ряде случаев, как свидетельствуют и наши соб­ственные исследования, является весьма эффек­тивным. Однако, скажем, повышение эффективности гипнотерапии при сочетании с медикаментозным илифизиотерапевтическим лечением не является основа­нием для объединения этих методов, разве что в рам­ках терапевтических приемов.

Усматривая в аутогенной тренировке способ повы­шения действенности гипнотерапии, D. Miiller-Hegemann рекомендует практикующему врачу прежде, чем приступить к освоению гипноза, овладеть техникой ау­тогенной тренировки. Другие авторы считают, что предварительное обучение больных аутогенной тренировке способствует повышению внушаемости и эффек­тивности гипнотерапии (Е. Kretschmer, D. Langen). Впрочем, надо отметить, что «внушаемость» и «гипнабельность», как показали специальные исследования [L. Chertok, 1982], нельзя считать равнозначными по­нятиями. Также трудно согласиться с рекомендация­ми отдельных авторов о целесообразности обучения приемам аутогенной тренировки в гипнозе, так как это лишает метод его активного тренирующего характера, да и сам терапевтический эффект, который может быть в отдельных случаях достаточно высоким, в этих случаях лишь отдаленно связан с механизмами аутовоздействия. Нельзя не привести и наблюдения некоторых авторов, что у здоровых людей аутовнушаемость преобладает над гетеровнушаемостью (А. Т. Филатов), хотя имеются и прямо противо­положные мнения (L. Chertok).

Учитывая непрекращающуюся полемику о связях и отличиях аутогенной тренировки и гипноза, нами проведено сравнение этих двух приемов по основным, на наш взгляд, критериям, приведенным в табл. 1.

Бесспорно, что и в том, и в другом случае дости­гается терапевтический успех; бесспорно и то, что в обоих случаях этот эффект достигается посредством вербального (словесного) воздействия. Но внутренняя и внешняя речь имеет существенные отличия. А «речь другого» воспринимается всегда совершенно иначе. Это легко продемонстрировать достаточно простыми примерами. Если, например, какое-либо, даже вполне справедливое, обвинение «поступает извне», оно чаще всего вначале вызывает реакцию раздражения и

Наши рекомендации