И энергии разных возрастных групп детского населения
Таблица 5.5
1 Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жире и углеводах тела); 3 безопасные уровни потребления.
• благоприятное (пробиотическое) влияние на микрофлору
кишечника;
• низкая осмоляльность (низкая нагрузка на почки и мембраны
энтероцитов);
• стерильность (в норме);
• оптимальная температура (материнского тела).
Несмотря на несомненные достоинства материнского молока,
по мере роста и развития ребенка (с 3...4 мес) возникает необходимость введения в его рацион и других продуктов питания и блюд, обозначаемых термином «прикорм». Введение прикорма обусловлено не только повышенной потребностью ребенка в ряде нутри-ентов (железе, витаминах), но и необходимостью поступления растительных компонентов (растительных белков, пищевых волокон, масел, микроэлементов) и обеспечения тренировки и раз-
даны в расчете г/кг массы тела; 2 потребность в линолевой кислоте (г/кг массы
вития пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляции моторной активности кишечника. Оптимальные сроки введения в рацион ребенка различных продуктов определяются физиолого-биохимическими особенностями развития младенцев (табл. 5.6).
Смешанное и искусственное вскармливание младенцев назначается только в тех случаях гипогалактии, когда восстановить полноценную выработку грудного молока не удается или грудное питание невозможно по медицинским причинам (заболевание матери или ребенка). В этих случаях основу рационального искусственного вскармливания детей до 5...6 мес жизни должны составлять специализированные продукты промышленного выпуска -заменители женского молока (адаптированные молочные смеси, пищевые формулы).
Заменители женского молока — это пищевые продукты в жидкой или порошкообразной форме, изготовленные на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных, белков сои и предназначенные для использования вместо женского молока, которые максимально приближены к нему по химическому составу для удовлетворения физиологических потребностей детей раннего возраста. Заменители женского молока подразделяют на сухие и жидкие (готовые к употреблению), пресные и кисло-молочные. С 5...6 мес жизни используются так называемые «последующие смеси» с меньшей степенью адаптированно-сти. Прикорм при искусственном и смешанном вскармливании вводится обычно с 4,5...5 мес.
Показателями адекватности питания детей грудного возраста являются:
• общее состояние ребенка и уровень его психоэмоционально
го развития;
• параметры физического развития в сравнении с возрастной
нормой;
• лабораторные показатели обеспеченности организма нутри-
ентами (биологические маркеры пищевого статуса).
Вторым критическим периодом в питании детей раннего возраста является возраст от 1 до 3 лет, когда происходит перевод ребенка на общий стол и формирование динамического стереотипа пищевого выбора. От родителей полностью зависит правильность этого перехода. Основной гигиенической задачей при переводе ребенка на общий стол является ограниченное использование в питании сладостей (в том числе прохладительных напитков), колбас, жирных гастрономических продуктов, продуктов, содержащих запрещенные для детского питания пищевые добавки. В то же время ребенок должен приучаться регулярно есть молочные продукты (любой жирности без ограничения для здоровых детей), овощи и фрукты, мясо и рыбу, хлеб и зерновые продукты. Важное значение имеет соблюдение режима питания ребенка: он должен питаться регулярно 5...6 раз в день.
Организация питания детей.Организация питания детей дошкольного (от 3 до 6 лет) и школьного возраста (от 6 до 17 лет) имеет два уровня гигиенического контроля: 1) санитарно-эпидемиологический надзор за организованным питанием детей в образовательных дошкольных и школьных учреждениях; 2) гигиеническое обучение родителей и самих детей навыкам рационального питания.
При построении пищевых рационов в дошкольных учреждениях учитывается возраст детей, их потребность в основных нут-риентах, состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также время года, климатические, национальные и другие особенности. В настоящее время разработано примерное 10-дневное
меню для организации питания детей в дошкольных учреждениях, которое дифференцировано по возрасту детских групп и режимом пребывания детей. Все дети в дошкольном учреждении должны получать трехразовое питание, обеспечивающее 75... 80 % суточной потребности в пищевых веществах и энергии. При круглосуточном пребывании вводится четвертый прием пищи, составляющий 25 % суточного рациона. В дошкольных учреждениях проводится С-витаминизация готовых блюд, а при необходимости вводится дополнительный прием других витаминов. Контроль над организованным питанием детей осуществляется медицинскими работниками (ежедневный) и сотрудниками территориального учреждения, уполномоченного осуществлять Госсанэпиднадзор (плановый).
Организация питания школьников, пребывающих на занятиях более 5 ч, с гигиенических позиций предполагает обеспечение обязательного питания детей всех классов как минимум завтраками, составляющими от 20 до 25 % суточной потребности в пищевых веществах и энергии. При организации двухразового питания (оптимальный вариант) рацион должен обеспечивать не менее 50 % суточной потребности детей.
Основными формами организации школьного питания (тип приготовления и раздачи) являются:
1) столовые-доготовочные;
2) буфеты-раздаточные;
3) «бортовое» питание.
Столовые-доготовочные являются наиболее оптимальной формой организации школьного питания, отличаясь самостоятельным приготовлением блюд из полуфабрикатов, отсутствием этапа их транспортировки и повторной термической обработки (оптимальный вариант с позиций обеспечения пищевой ценности и безопасности), возможностью организации питания по типу «шведского стола». При данной форме организации питания легко осуществляется необходимая С-витаминизация готовых блюд.
При организации школьного питания с использованием буфе-тов-раздаточных и «бортового» питания (предварительная индивидуальная фасовка и замораживание готовых блюд) блюда готовятся в специализированном комбинате школьного питания (заготовочное предприятие) с последующей транспортировкой и вторичной тепловой обработкой в мармитах или СВЧ-печах. Данный двухстадийный процесс сопровождается потерей витаминов и снижением органолептических свойств блюд.
Во всех школах независимо от формы организации питания должно проводиться гигиеническое обучение детей навыкам рационального питания. С гигиенических позиций в школах нецелесообразно устанавливать автоматы для продажи сладких прохладительных напитков, сладостей, чипсов, соленых орехов и других
источников скрытого жира и сахара. В школьных буфетах (столовых) не должны реализовываться кроме указанных продуктов кремовые кондитерские изделия, картофель-фри, продукция, аналогичная блюдам быстрого питания общей городской сети (сосиски в тесте, котлеты в булочке и т.п.). Использование в школьном питании колбас и другой пищевой продукции, производимой с применением синтетических пищевых добавок, требуется значительно ограничивать. В ассортимент школьных буфетов, оснащенных исправным холодильным оборудованием, должны входить молочные продукты (йогурты, десерты, творожки, мороженое и т.п.), фрукты (бананы, цитрусовые, яблоки), а также разрешенные территориальными учреждениями, уполномоченными осуществлять Госсанэпиднадзор, овощные и комбинированные салаты (как правило, без добавления консервантов и других пищевых добавок). Санитарно-гигиенические требования к школьным предприятиям общественного питания полностью соответствуют санитарным правилам для организаций общественного питания.
Санитарно-гигиенические требования к производству и обороту пищевых продуктов детского ассортимента.Сырье, используемое в производстве продуктов детского питания, должно полностью соответствовать физиологическим потребностям и метаболическим возможностям детского организма. Пищевые продукты, предназначенные для питания детей, отличаются от аналогичных продуктов массового потребления использованием для их изготовления сырья более высокого качества, пониженным содержанием соли и жира, ограниченным содержанием пищевых добавок, отсутствием жгучих специй и отвечают повышенным требованиям к показателям безопасности в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Продукты детского питания должны обеспечивать физиологические потребности детского организма.
Разработка новых отечественных или ввоз новых продуктов зарубежных производителей, показатели пищевой ценности которых отличаются от регламентируемых санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, производится в соответствии с целевым назначением этих продуктов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При разработке новых видов продуктов детского питания учитывается необходимость их обязательной сертификации. На все продукты детского ассортимента должно выдаваться свидетельство о государственной регистрации установленного образца на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии (несоответствии) нормативным документам продуктов детского питания и представляемых технических документов на их производство, исходя из требований законодательства Российской Федерации. Продукты детского питания, импортируемые на тер-
I11!
риторию Российской Федерации, должны отвечать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Продукты детского питания для детей раннего возраста, как правило, выпускают в фасованном виде в мелкоштучной, герметичной упаковке; жидкие продукты для питания детей раннего возраста выпускают в упаковке объемом не более 0,35 л. Информация о продуктах детского питания (этикетка) содержит сведения об области применения и возрастные рекомендации.