Временная отсрочка от поступления в школу рекомендуется по
А) медицинским критериям:
1) Детям с отставанием биологического развития (рост ниже М-1 сигма по местным стандартам, прибавка в росте за последний год менее 4 см, полное отсутствие постоянных зубов).
2) Детям, перенесшим на протяжении последнего года следующие заболевания: инфекционный гепатит, пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит, неревматический миокардит, эпидемический менингит, менигоэнцефалит, туберкулез, ревматизм в активной фазе, болезни крови, острые респираторные вирусные заболевания более 4 раз.
3) Детям, страдающим следующими хроническими заболеваниями в стадии суб- и декомпенсации:
- вегетососудистая дистония по гипотоническому (АД 80 мм.рт.ст.) или гипертоническому (АД 115 мм.рт.ст.) типу, порок сердца ревматический или врожденный;
- хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии ремиссии в течение года);
- язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, хронический гастрит, хронический гастродуоденит (в стадии обострения, с частыми рецидивами и неполной ремиссией);
- анемия (при содержании гемоглобина в крови 10,7-8,0 г%), гипертрофия небных миндалин 3 степени, аденоидные вегетации 3 степени, хронический тонзиллит (токсико-аллергическая форма), эндокринопатия (зоб, сахарный диабет и пр.);
- неврозы (неврастения, истерия, логоневроз и пр.), задержка психического развития, детский церебральный паралич, травма черепа, перенесенная в текущем году, эпилепсия, эпилептиформный синдром, энурез;
- экзема, нейродермит (при распространенных кожных изменениях);
- миопия с наклонностью к прогрессированию (более 2,0Д).
При других заболеваниях вопрос о поступлении в школу решается комиссией в составе заведующего педиатрическим отделением с привлечением соответствующих специалистов.
Б) психофизиологическим критериям:
- по результатам повторного психофизиологического обследования не готовыми к обучению считаются дети, выполняющие тест Керна-Ирасека с оценкой 9 и более баллов и имеющие дефекты звукопроизношения.
В порядке исключения может быть проведено дополнительное медицинское или психофизиологическое обследование ребенка непосредственно перед началом учебного года.
Заключение о степени готовности ребенка к школе дается медико-педагогической комиссией при дошкольном образовательном учреждении
или детской поликлинике на основании данных медицинского и психофизиологического обследований, занесенных в медицинскую карту развития ребенка.
Определение и оценка умственной работоспособности учащихся с помощью дозированных заданий (корректурных проб)
Умственная работоспособность является интегральным показателем функционального состояния центральной нервой системы. Снижение работоспособности выражается в количественных (снижение темпа работы) и качественных (увеличение числа ошибок) изменениях в работе. Наиболее адекватной методикой определения умственной работоспособности учащихся является оценка выполнения в течение регламентированного времени специальных заданий, близких по характеру к учебным. Задание дается учащимся перед началом занятий или в течение первого часа, затем в конце третьего часа работы. Данные первого исследования принимаются за исходные. Исследование проводится в течение 2-х минут по секундомеру.
Корректурные пробы выполняются на специальных таблицах, представляющих собой набор определенных букв (таблицы Анфимова). Учащимся предлагается зачеркнуть одну букву (например, П) и подчеркнуть другую (например, В). Поскольку каждая буква повторяется равное количество раз (на 100 печатных знаков), то сочетания букв не имеют значения. Однако, рекомендуется избегать повторения заданий (одинаковых комбинаций букв) в течение дня.
Перед началом исследования экспериментатор дает необходимые инструкции и напоминает учащимся, что каждый должен приготовить карандаш и удобно расположить корректурные бланк.
Инструкция учащимся. Во время выполнения задания следует помнить:
- Сосредоточьтесь на корректурном бланке, не отвлекайтесь пока не получите сигнал об окончании работы.
- Читайте каждую строчку корректурного бланка слева-направо, а строки сверху-вниз.
- Начинайте и заканчивайте работу только по сигналу экспериментатора, сигналами являются слова «начали», «закончили».
- На том месте, где вы закончили читать корректурный бланк, сделайте отметку (например, поставьте «галочку»).