Морфофункциональные особенности организма детей и подростков школьного возраста

Все гигиенические мероприятия, направленные на улучше­ние условий жизнедеятельности детей и подростков, должны проводиться дифференцированно с учетом возрастных морфо-функциональных особенностей растущего организма.

В младшем школьном возрасте отмечается недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). Это требует постоянного контроля за правильностью позы во время чтения и письма, чтобы избежать появления деформаций поз­воночника.

Позвоночник в норме имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости: шейный, грудной и поясничный, выполняющие амортизационную функцию при ходьбе, беге и других движениях. Глубина шейного и поясничного изгибов составляет 3—5 см в зависимости от длины позвоночника.

От формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры, возрастных особенностей и привычек зависит осанка человека.

Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряжения.

Все виды осанки условно делят на 2 группы:

1-я — виды осанки, при которых шейный и поясничный сагиттальные изгибы равны между собой или различаются не более чем на 2 см (нормальная, выпрямленная и кифотическая);

2-я — виды осанки, при которых разница между шейным и поясничным сагиттальным изгибами превышает 2 см (лордотическая, сутуловатая).

Нормальная— шейный и поясничный изгибы не превышают 3—5 см в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут.

Выпрямленная— все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед.

Кифотическая— шейный и поясничный изгибы резко увеличены, голова и плечи опущены, живот выдается вперед.

Лордотическая— резко увеличен поясничный изгиб при одновременном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откинута назад, а живот выдается.

Такая осанка в более старшем возрасте может указывать на соматическую патологию, влияющую на физическое развитие организма в целом.

Сутуловатая— увеличен шейный изгиб при одновременном сглаживании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Такая осанка часто встречается у подростков в связи с резким увеличением длины тела в препубертатном периоде, подросток сутулится, стараясь казаться ниже, так как ему не­привычны резко увеличившиеся тотальные размеры.

В младшем школьном возрасте начинает усиленно развиваться и мышечная система, но неравномерно: крупные мышцы спины и туловища развиваются быстрее, чем мелкие мышцы, в том числе кистей рук, что затрудняет выполнение тонких и точных движений.

Характерна неустойчивость нервных процессов, процессы возбуждения преобладают над тормозными, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и утомление как при умственной, так и при физической работе.

В среднем школьном возрасте структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но окостенение позвоночника еще не завершено, остается опасность его искривлений при длительных напряжениях и неправильной позе за партой. Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках, с неправильным сращиванием в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при родах. Поэтому в данном возрасте недопустимы чрезмерные физические нагрузки, хотя умеренные необходимы для укрепле­ния костной ткани и исправления намечающихся нарушений осанки.

Мышечная система характеризуется ускоренным ростом мышц и силы, особенно у мальчиков. Повышается способность к продолжительной физической работе, совершенствуется координация движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения.

Данный возраст совпадает с началом полового созревания, и поэтому наблюдаются, особенно вначале, повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы.

В старшем школьном возрасте формирование костной и мы­шечной систем почти завершается. Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительно прибавляется масса тела и растет мышечная сила. Интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация движений. Завершается половое созревание организма.

Показатели физического развития приближаются к показателям взрослого человека, функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся воз­можными более тонкие и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные процессы.

Наши рекомендации