Суждения о прикладной сенситивности
Теперь еще раз внимательно посмотрим на настоящее. Некоторые стеклышки уходящего двадцатого века кажется, сверкают ярче, чем в прошлые эпохи. Новый дух времени привнесет свет и легкость в структуру нашего общества. От необычных творческих людей во всех областях человеческого бытия и становления будут исходить феноменальные по масштабам импульсы.
Следы от пережитых уровней сознания, которые завоевываются с помощью сенситивных чувств, уже сегодня свидетельствуют об открытии нового континента духа. Дорогие читательницы и читатели, имейте мужество, развив свою сенситивность, отправиться "к новым берегам"; идите не только вдоль берега, не теряя из виду сушу, но и отправляйтесь в открытое море находить новые земли. Море познания понесет вас на своих волнах.
Когда я работала над этим учебником, я опросила некоторых людей, которые уже сегодня сумели сделать духовность и сенситивный опыт частью своего быта и профессиональной деятельности. Я хотела бы привести здесь их высказывания Они вероятно, заставят вас о многом задуматься.
Д-р Рудольф Майер-Фрайвальдау, писатель и художник, Мюнхен:
Как Вы переживаете интуицию?
— У меня два испытанных пути. Что-то приходит мне на ум спонтанно, неожиданно. Я проверяю, можно ли это связать с чем-то, мне известным, в частности, когда речь идет о писательских идеях или об эскизах картин. Иногда я пытаюсь пустить все на самотек, когда мне необходимо разрешить какую-нибудь проблему (после того как я проверю, не надуманная ли она). Если ко мне потом как бы естественно приходит какое-то "решение", то это интуитивное решение.
— Как Вы используете свою интуицию в повседневной жизни?
— Особенно важно, исходя из моего опыта, освободиться от давления и поскорее узнать разгадку. Таким образом, не следует судорожно ждать, нужно открыто и внимательно наблюдать!
— Почему Вы интересуетесь духовностью?
— Я думаю, что духовное начало является частью человеческого бытия. Можно об этом позаботиться самим или вас озаботят этим. Без медитации и молитвы духовность поддержать нельзя. Проблема религиозных обществ заключается в том, что они все больше отходят от духовного начала.
— В каждом человеке скрывается некий дар сенса и интуиции. Можете ли Вы себе представить, что начнете тренировать или изучать язык мыслей и чувств под руководством преподавателя?
— Конечно! У меня в этом есть некоторый опыт, например Курсы усовершенствования сенсов в Англии или Курсы развития интуиции Джейла Фирджасона в США. Необходимо также, чтобы была постоянная практика и тренировка в маленьких группах и обмен опытом.
— Видите ли Вы практическую возможность использования этих способностей в своей профессиональной деятельности, или Вы рассматриваете это, скорее, как предмет религии и философии?
— Как писатель, художник и преподаватель я вижу для этого множество возможностей. Или лучше сказать: без интуиции вообще невозможна работа любого художника или преподавателя. При этом речь идет и о включении интуитивного начала при обучении студентов или слушателей курсов.
— Считаете ли Вы, что при воспитании личности целесообразно развивать сенситивные способности или тренировать интуицию?
— Тренировать интуицию необходимо в любом случае! Развитие сенситивных чувств, на мой взгляд, очень легко попадает в разряд отчасти непознанных желаний узнать что-нибудь от мира умерших, что не удается достаточно быстро узнать благодаря собственному внимательному отношению к миру или интуиции. Я уверен, что здесь мы должны особенно тщательно отделять возможное от необходимого. Необходимо малое!
— Живя каждый день эмоциями и чувствами, понимаете ли Вы, что такое интуиция или внушение?
— Сенситивность как часть моего внимания и осознания должна присутствовать всегда. Эмоциональности в смысле "утраты равновесия " нужно избегать. Но motion — чувство идентично интуиции, если не строится на воспоминании или проекции. Внушение, инспирация, напротив, связана с воспоминанием и планированием
— Каково Ваше личное мнение о сенситивности будущего?
— Я думаю, что наше единение с миром должно начинаться в этом мире. Мир умерших должен восприниматься как интегрированный мир. Но как мне тогда понимать другие миры, если я не замечаю фиалку на лугу или слезы в глазах женщины, не научился реагировать на них? Сенс должен прикасаться только к самому необходимому!
— Видите ли Вы необходимость такого воспитания детей?
— Если дети достаточно малы, то допускается только возможность развития интуиции и практической сенситивности. Тем самым мы помогаем им взрослеть. В детском саду и школе свободное музицирование и мечтательность развивают их способности. Я не знаю, нужно ли вести детей к осознанию сенситивности как таковой. Если допускается переживание сенситивных чувств, то сенситивность сама собой станет частью "аппарата восприятия ".
Катя Мюри, психотерапевт и графолог, Цюрих:
Можете ли Вы себе представить воспитание сенситивных интуитивных способностей?
— В принципе, да. Во всяком случае я думаю, что обучать сенситивности нужно не всякого, за исключением случаев, когда до начала обучения была проведена конкретная подготовка личности с применением контроля. Сенситивность — не подарок. Есть очень хорошие и скверные сенсы. Людям, не подходящим по своим данным для этой деятельности, нельзя давать даже малейший шанс выступать в качестве сенса. Они будут нежелательно использовать свою сенситивность, например, как инструмент власти, как вылазку своего эго, как источник обогащения и т. д.
— Не находите ли Вы целесообразным использование воспитания сенситивных способностей для развития личности?
— Я не думаю, что воспитание сенситивных способностей— это уже развитие личности. Во всяком случае так, как я это вижу. Каждый чечовек имеет свою специфическую вибрацию, и по закону притяжения на другом конце "провода " всегда находится кто-то с точно такой же вибрационной частотой. Это означает, что тот, кто становится сенсом из корыстных целей, не может иметь на другом конце "провода" высокую духовную сущность, он, так сказать, автоматически откусывает от другого конца "колбаски".
— Что Вы думаете о подготовке личности, ведущейся в форме развития сенситивности у детей?
— Это было бы проще, чем у взрослых. Дети в некоторой степени ясновидцы, и они утрачивают этот дар с воспитанием и развитием так называемых реальных и интеллектуальных способностей. Их можно было бы обучить быстрее и лучше, чем уже "деформированных" взрослых.
— Что для Вас, психотерапевта и графолога, представляет
а)идеальный сенс?
— Идеальный сенс в моем представлении — это человек, который имеет старую душу, внутреннюю потребность советовать и помогать другим лучше разобраться, осмыслить эту зачастую трудную земную жизнь и выполнить ее задачу. Для этого необходимы высокое развитие собственной личности, а также глубокая вера.
б) сенс двухтысячного года?
— Будет все больше сенсов и ясновидящих, и поэтому ложь, интриги, обман станут прозрачны и со временем невозможны.
— Каковы Ваши личные пожелания в отношении сенситивности в будущем?
— Тщательно отобранные люди, соответствующие предъявляемым к ним требованиям. Никто не должен всерьез становиться сенсом, только лишь потому что это "интересно", позволяет заглянуть "внутрь " или дает возможность заработать.
Рюдигер Лальке, врач, Йоганнискирхен, Германия:
— Как Вы воспринимаете интуицию?
— Я воспринимаю интуицию как прекрасную помощь и не мог бы без нее представить психотерапию и вообще врачебную практику.
— Применяете ли Вы интуицию в повседневной жизни?
— Я думаю, что интуиция проникает во все решения и действия, которые мы предпринимаем каждый день дома и на работе. Даже большие ученые нередко утверждают, что при свершении открытий им в значительной степени помогла иитуиция. Самым известным примером является Эйнштейн, который говорил, что во время его исследований интуиция сыграла более важную роль, чем интеллект.
— Можете ли Вы себе представить, что способности к медитированию и интуицию можно тренировать?
— Да. Мы, например, учим аналогичному мышлению на таких семинарах, как "Вертикальная система мира ", а это тоже своего рода тренировка интуиции. Это помогает научиться видеть архетипы. Когда этот способ видения переходит в плоть и кровь, то результат называют интуицией. Кроме того, я сам когда-то прошел курс тренировки сенситивности у одной бразильской супружеской пары. Правда, он не дал каких-то особых результатов, однако я был свидетелем удивительных успехов некоторых участников курса.
— Как Вы применяете интуицию в своей профессиональной жизни?
— В области врачебной практики, в особенности в практикуемой нами реинкарнационной терапии, интуиция, как уже было сказано выше, играет важную роль. Она имеет большое значение не только для врача, в процессе лечения она приобретает все большее значение и для пациента.
— Целесообразно ли тренировать сенситивные способности в целях развития личности?
— Да, очень. Таким путем можно создать противовес, а тем самым и равновесие мужскому интеллектуальному мышлению. Такой противовес в будущем будет приобретать все большее значение, так как вместе со сменой парадигмы мы получим новое мировоззрение, которое потребует обязательного для женского полюса мышления.
— Есть две возможности таких тренировок: интуитивно или организованно. Что более импонирует Вам?
— Эффективность тренировки, определенно, зависит от каждого человека в отдельности. Мне лично больше всего импонирует путь через вертикальное или аналогичное мышление, потому что оно начинается с интеллекта и несмотря на это заканчивается интуицией.
— Каково Ваше личное пожелание сенситивности на будущее?
— У меня нет пожеланий, но я уверен, что сенситивность будет играть все большую роль в общественной жизни.
— Видится ли Вам комплексное воспитание детей?
— Я считаю, что целесообразно было бы сначала не лишать детей женского полюса мышления, чтобы потом не пришлось с трудом возвращать его назад. Воспитание, которое дало бы больший простор чувствам, эмоциям и, наконец, интуиции, могло бы помочь избежать многих страданий. Воспитание детей в духе сенситивности в настоящий момент в обществе, которое ставит во главу своих интересов эффективность результатов и наивысшие достижения, я не могу себе представить.
Д-р теологии, проф. Вилли Масса, пастор православной католической церкви, руководитель экуменического центра, Меттлах-Тюнсдорф, Германия:
— Что значит для Вас интуиция?
— Общее впечатление от какой-либо ситуации, картинка, увиденная во сне, которая в состоянии бодрствования не исчезает и вызывает ощущение созвучности с увиденным. Внезапно возникшая мысль и точное слово.
— Пользуетесь ли Вы интуицией в жизни? Как?
— Все чаще и увереннее. Все происходит так, как будто бы какой-то голос говорит: "Не забывай об этом, думай о том, что ты делаешь". Часто этот голос противоречит аргументирующему сознанию. Если я следую этим советам, то интуитивный голос всегда оказывается прав.
— Интересуетесь ли Вы духовностью?
— Да, очень. Для меня в жизни нужно найти только одно: Божественный жизненный дух. Все остальное образуется вокруг него. В нем величина нашего человеческого бытия, сила созидания и солидарность со всем вокруг.
— В каждом человеке заключены определенная сенситивная, интуитивная предрасположенность и дар. Можете ли Вы себе представить, что Вы организованным способом тренируете и изучаете свой язык мыслей и чувств?
— Да, конечно. Уже не один человек поднялся в своем развитии на несколько порядков выше благодаря медитации и созерцанию.
— Видите ли Вы практическую возможность интегрирования этих явлений в свою профессиональную деятельность или Вы считаете, что это, скорее, задача религии и философии?
Сенситивные способности должны в итоге служить Божественному началу в человеке, как и все имеющиеся в нашем распоряжении силы. Однако их можно использовать только на соматическом и психическом уровнях, если религиозное измерение окажется еще закрытым.
— Считаете ли Вы, что есть смысл развивать способности сенса и тренировать интуицию для того, чтобы совершенствовать личность?
— Да, будущий человек ощутит особую необходимость в этих силах. Наша интеллектуальная подготовка должна быть дополнена интуицией.
— Существуют две различные возможности воспитания сенситивности: с одной стороны, интуитивно, с другой, организованно. Что Вам импонирует больше?
— Мне импонирует "организованное" воспитание сенситивности в определенных структурах.
— Если Вы каждый день живете своими эмоциями, вашей чувствительностью, понимаете ли Вы, что такое интуиция и инспирация?
— Интуиция почти всегда идет впереди эмоциональности, она опережает ее. Психические процессы, кажется, развиваются медленнее. Можно познать различные уровни сознания.
— Каково Ваше личное пожелание в отношении "сенситивности" будущего?
— Соединение сенситивности с духовностью. Иначе новые, подготовленные силы будут служить эгоцентрическому сознанию.
— Видится ли Вам такой комплексный подход и к воспитанию детей?
— Я вижу у детей растущие способности к сенситивности, и мы (моя жена и я) ищем пути развития этого "дара природы ради будущего ".
Д-р Иорг Реберг, профессор уголовного права в университете г. Цюриха:
— Почему Вы интересуетесь духовностью?
— Причину проявления этого интереса указать не так просто, наверное, можно ответить так. Из-за твердого ощущения того, что внешняя жизнь не имеет жестких границ, нет смысла рассматривать ее как таковую. Этот смысл приходит только тогда, когда думаешь о чем-то более высоком, и жизнь, вероятно, — это испытание и возможность одновременно. Отдельная жизнь — это только один аспект более масштабного бытия или сознания. Я вспоминаю, что, когда я был школьником, меня мучила такая мысль: после смерти тебя не будет. Это, наверняка, послужило толчком к проявлению моего интереса к данной проблеме в будущем. В старинных книжках, взятых в библиотеке, я читал о спиритизме и тому подобном. С тех пор меня это очень интересует. Но по-настоящему интерес проявился, когда я пережил смерть, и ко мне пришло все более укрепляющееся убеждение в том, что все так и должно быть. Реинкарнация для меня — само собой разумеющееся явление.
— О чем говорит Вам слово "сенситивность"?
— Я думаю, что сформулирую это довольно общо, и скажу следующее. Каждый человек, обладающий даром получения информации от более высокого уровня сознания, — cенc. При этом еще не ясно, от кого идут эти послания. От отдельных существ приходят послания общего характера. Главное, что сенс может трансфюрмировать их в наше нормальное сознание.
— Вы говорите, что не играет особой роли, с какого уровня и от какого существа приходит послание. Думали ли Вы о том, что это тоже может таить в себе опасности и для сенса, когда, например, идут внушения от привидения?
— Я думаю, что нужно уметь очень хорошо различать содержание этих посланий. И здесь, определенно, существует возможность того, что сенс, скорее, сам вытаскивает что-то из своего подсознания и принимает это за нечто из области сверхсознания. В этих высших сферах есть различные существа, которые, по сути, еще не достигли уровня, который необходим для того, чтобы передать какую-то правду, действительность. Они еще очень связаны с землей. У меня перед глазами стоят те люди, которые после своей смерти при определенных обстоятельствах даже могут взять над кем-то власть и, наверняка, вмешиваться в жизнь этого человека. Поэтому я думаю, что очень важио не утратить остроты взгляда и различать, заключено ли в послании какое-нибудь содержание или это было всего лишь утверждением или переживанием, что, по сути, ничего не даст или даже может повести по неверному пути. Я думаю, что очень важно научиться отличать хорошее от плохого.
— В каждом человеке заключены определенные сенситивные способности. Если предположить, что они есть и в Вас, хотели бы Вы их тренировать, совершенствовать и почему?
— Да, непременно. Потому что это определенно может продвинуть тебя вперед, расширить сознание, обогатить всю твою жизнь, ибо все предстало бы в другом свете. Это первое, что мне на этот счет приходит в голову.
— Видите ли Вы в Вашей профессии юриста практическую возможность для интеграции сенситивности или Вы смотрите на нее, скорее, как на религию и философию?
— В известной степени здесь можно использовать сенситивность. Я думаю о некоторых загадочных случаях, которыми впоследствии занимается закон. Следствию очень часто помогают люди с очень разными способностями. Но для меня ясно, что во многих нераскрытых делах можно было бы пойти дальше. Всегда существует возможность начать новый этап, и именно ceнc может дать для этого важный толчок.
— Итак, если бы у Вас был талант сенса, стали бы Вы его развивать и использовать сами как юрист или Вы привлекли бы к этому кого-нибудь другого, кто имеет эти способности?
— Вообще-то, и то, и другое. Но, разумеется, нельзя в одном деле выступать как юрист и сенс одновременно, т. е. заниматься этим делом как частное лицо и судить как судья.
— Что именно разбудило Ваш интерес к развитию сенситивности? Стоит ли за этим какое-нибудь определенное событие?
— Когда я учился в средних классах, мне пришлось пережить смерть. Это привело меня к убеждению, что после жизни человек продолжает жить. Пережив это один раз, просто знаешь, что это так. Но пока еще ничего нe знаешь о сенситивности. Здесь, определенно, сыграл свою роль мой контакт с различными сенсами. Вы можете меня спросить, а зачем же я выискивал сенсов?. Это случилось по личным причинам: я искал помощи. Но со временем это переросло в некоторое любопытство.
— Хотелось заглянуть "за кулисы" или просто узнать, на что способны сенсы?
— В те годы мне очень помог один знакомый хиромант. Я был у него два или три раза. Я оставил ему оттиск своей ладони, написал пару строчек, которые он также изучал. У меня было такое чувство, что он читает меня, как раскрытую книгу. Этот человек меня очень ободрил. Отдельные вещи оправдались, и он мне помогал и тогда, и позже своими советами.
Потом наступил период, когда мною овладело любопытство. Тогда я провел ряд экспериментов, однажды даже успешное представление с передвижением стола. В интервью одной из газет я упомянул об этом и тем самым выставил себя на посмешище.
— Я поздравляю Вас с таким мужественным поступком. Здесь нет ничего смешного, потому что все получалось. Я это знаю, в этом нет никакого сомнения.
— Некоторое время я экспериментировал с записыо голосов, и у меня даже были некоторые успехи.
— Вы экспериментировали для себя и могли уловить голоса?
— Да, короткие предложения.
— Это интересно. Это были духи ваших знакомых, умершие или это были чужие энергии, о которых Вы не знали, кто это?
— Я не знаю. Это были только короткие высказывания и к тому же какие-то искусственные голоса. Я не мог их узнать и все время сомневался в том, что эти голоса мне вообще что-то могут дать. Кажется, с опытными экспериментаторами происходит то же самое. Но в моем случае это были, скорее, банальные высказывания.
— Не казалось ли Вам, что сенсы, работавшие с Вами на ментальном уровне в качестве канала, различались по своим качествам?
— Да. Уметь двигать стол — еще не значит получить послание, это просто феномен. Но когда дечается высказывание, это нечто другое.
— Сумели ли Вы найти для себя компас или шкалу, по которым Вы бы сразу почувствовали, насколько это серьезно?
— Чувственный аппарат нужно развивать через опыт. Я думаю, очень важно, расспрашивают тебя сенсы или нет и насколько подробно. Например, я знал одного астролога, который после каждого своего высказывания спрашивал "Не так ли? " и затем в зависимости от ответа давал свое толкование. При этом не ощущалось спонтанности. Такой подход вызывал у меня недоверие. Есть люди, по которым уже через несколько минут видно, что они близки к истине. Наверное, одни люди подходят к определенным сенсам, а другие нет.
— То есть, рыбак рыбака видит издалека?
— Во всяком случае, я знал сенса, который работал очень успешно, а мне вообще ничего не мог сказать. Все его высказывания были неверны. С другой стороны, находясь в критической ситуации, я побывал у незнакомого сенса и был удивлен. Одно недоразумение не давало мне покоя, и я спросил сенса о его причине. Он мне на это ответил: "Вы же пришли сюда не ради этого, у вас совсем другие проблемы... " Конечно, больше всего убеждает, когда говорят, что ты находишься в такой-то ситуации, и точно обозначают проблему. Со мной было так у двух сенсов. Пережив до этого негативный опыт, я стал воспринимать астрологию как что-то "ужасное". Позже я встретил двух астрологов, которые, не задав мне ни единого вопроса, раскрутили всю мою ситуацию. Это очень помогло мне в жизни. Астрология демонстрирует человеку его возможности, а не просто констатирует имеющие место факты. Потом я заинтересовался реинкарнацией и познакомился с многими сенсами, которые мне в связи с этим давали советы.
— Могли ли Вы после этого проконтролировать такую жизнь и доказать ее существование?
—Да, я сверял данные, насколько это было возможным, с помощью специальной литературы. Правда, это никогда не было ключевым событием, но описания все-таки демонстрировали черты характера, проявляемые в настоящей жизни.
Другой сенс работал в состоянии глубокого транса. Однажды женщина рассказала мне о тропической местности, о попугаях, голосу которых она подражала. Это было невероятно образно. Женщина была очень жива и непосредственна. Она была простой портнихой и ее не интересовали вещи, передаваемые ей, за исключением тех, которые касались ее самой. Кое-что из высказываний этой жетцины можно было перепроверить. В моем случае она все время возвращалась к моей студенческой жизни в университете города Коимбры в Португалии. В то время я даже точно не знал, где это находится. Среди прочего она мне рассказывала о бритоголовых студентах. Она рисовала мне различные детали и назвала мне мое прошлое имя. Потом я нашел его в старых регистрационных книгах студентов. Это было впечатляюще! В Португалии я нанял гида, который мне поведал о некоторых обычаях и деталях пребывания в университете. Он заявил, что был такой обычай: студенты первого года обучения ночью не имели права появляться вблизи университета, в противном случае им сбривали наголо волосы. Обо всем этом я слышал и от сенса. Просто я был несколько разочарован тем, что не смог все сразу узнать. Но, кажется, я при этом что-то делал не так.
— Если Вы как юрист каждый день живете эмоциями, чувствительностью, то понимаете ли Вы, что такое интуиция и инспирация?
— Для меня невероятно трудно различить интуицию и инспирацию. Я думаю, что мне это не дано. Интуиция приходит с более высокого уровня, во всяком случае более высокого, чем астральный уровень. Наверное, это особенность интеллектуальной профессии: каждая необычайная мысль, которая приходит мне в голову, сразу отвергается как "Ерунда, этого не может быть ". Таким образом дает знать о себе интуиция.
— Но ведь это наверняка проблема человеческой полярности, более или менее знакомая всем людям?
— Определенно. Но если люди привыкли мыслить в таком ключе, то интеллектуальный критический барьер представляется очень массивным. И в этом, наверное, причина того, что в Швейцарии так мало людей, которые относятся серьезно к интуиции и инспирации.
— Но, к счастью, их становится все больше. И оттого что такие люди, как Вы, воспринимают проблему всерьез и осмеливаются проявить гражданское мужество, это помогает очень многим открыть в себе самого себя. Я думаю, что Вы по своему духу — пионер. Считаете ли Вы, что развитие сенситивных способностей целесообразно использовать для подготовки личности?
— Я считаю это обязательным. Я нахожу такое развитие личности идеальным направлением для того, чтобы обрести более широкое сознание. Разумеется, при этом исключаются случаи, когда на сенситивность смотрят только как на средство достижения финансового успеха. Это я уже не называю "подготовкой личности". Но вижу в этом хорошее средство для того, чтобы суметь лучше проникнуть в суть явлений и понять реальность происходящего вокруг нас, обрести другое отношение к окружающим людям и проблемам, с которыми мы сталкиваемся. Это было бы идеально.
— Существуют две различные возможности для подготовки в себе сенса. С одной стороны, опираясь на интуицию, с другой, занимаясь в какой-либо структуре. Что более импонирует Вам?
— Опираясь на свой прежний опыт, я могу сказать, что целесообразнее было бы это делать организованным способом. Конечно, решать это самому студенту. Но если даже развитие сенситивных способностей не является каждодневным, то это не значит, что туда нельзя привнести элементы организованности. Я работаю в группе, где к развитию сенситивных способностей, скорее, подходят интуитивно. После этого все обсуждается. Но занятия в группах мне кажутся очень привлекательными, при условии, что там не только теоретизируют, но и живут, и переживают.
— Каково Ваше личное пожелание в отношении сенситивности будущего?
— Я хотел бы, чтобы все большее число людей воспринимало такие, разумеется, положительные, импульсы. Я смотрю на это как на вопрос существования. Я не пессимист, но сейчас вижу, что в этом мире этические и моральные устои приходят в упадок. Неправильно и отношение к природе; природа эксплуатируется. Господствует эгоизм. Каждый желает удовлетворить только свои собственные потребности. Здесь наверняка была бы уместна сенситивность, чтобы обрести более широкий кругозор и большее сознание.
— Видится ли Вам необходимость прибегнуть к сенситивности и в обучении детей?
— Это было бы идеально. Только мне кажется, что есть одна проблема: подбор достаточного количества подходящих преподавателей, смотрящих на сенситивность не только с интеллектуальной позиции.
Д-р Милан Рижл, профессор, ученый-естественник и парапсихолог, Университет им. Джона Кеннеди, Оринда, США:
— Как Вы переживаете интуицию?
— Как неожиданное озарение, внезапно возникшую мысль и (или) направление в жизненной ситуации.
— Пользуетесь ли Вы интуицией в своей жизни?
— Перед принятием важных решений я часто медитирую или просто прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.
— Интересуетесь ли Вы духовностью? И почему?
— Чтобы научно изучить духовную сферу и переживания духа.
— Можете ли Вы себе представить, что Вы будете тренировать и изучать в какой-нибудь структуре язык мыслей и чувств?
— Я жду, что ее когда-нибудь начнут изучать и в школе.
— Видите ли Вы практическую возможность для интегрирования сенситивности в свою профессию или Вы смотрите на нее лишь как на религию и философию?
— И в профессию и в быт тоже.
— Считаете ли Вы, что для воспитания личности необходимы развитие сенситивности и тренировка интуиции?
— Да
— Существуют две различные возможности приступить к тренировке сенситивности: интуитивным путем и организованно. Что более импонирует Вам?
— Лично я — за организованные занятия. Но что лучше — это зависит от ситуации (психологических условий и отношений между людьми).
— Если Вы каждый день живете эмоциональностью, чувствительностью, то понимаете ли Вы, что такое интуиция и инспирация?
— Иногда не очень часто, иногда очень поздно.
— Видите ли Вы необходимость комплексного воспитания детей?
— В особенности детей (но необходима адаптация методов).
Райнер Хольбе, телекомментатор и писатель, Люксембург:
— Как Вы переживаете интуицию?
— Осознавая ее, Будда сказал: "Мы делаем мир своими мыслями!"
— Пользуетесь ли Вы интуицией в вашей жизни? Как?
— Допуская ее. Интуиция — это я.
— Почему Вы интересуетесь духовностью?
— Потому что все мы — единые существа: тело, душа и дух (spirit!) едины.
— В каждом человеке заключены определенная сенситивная, интуитивная предрасположенность и дар. Можете ли Вы себе представить, что организованным способом тренируете и изучаете свой язык мыслей и чувств?
— Смысл нашей жизни заключается среди прочего в том, чтобы учиться. По отношению к эволюции мы обязаны совершенствоваться. Интуиции можно научиться так же, как мы учимся говорить, бегать или играть на фортепиано; здесь также можно совершенствоваться.
— Видите ли Вы практическую возможность для интегрирования сенситивности в свою профессию или Вы смотрите на нее, скорее, как на религию и философию?
— Счастлив тот, для кого его профессия — призвание. Я не провожу черту между работой и свободным временем, религией и философией. Я живу и осознаю это.
— Считаете ли Вы, что для воспитания личности необходимы развитие сенситивности и тренировка интуиции?
— Совершенствование личности относится к эволюции. Но поскольку это не самостоятельный процесс, то каждый должен внести в него свой вклад в соответствии со своими возможностями.
— Существуют две различные возможности приступить к тренировке сенситивности: интуитивным путем и организованно. Что более импонирует Вам?
— То и другое. Я об этом не думаю — я это допускаю.
— Если Вы каждый день живете эмоциональностью, чувствительностью, то понимаете ли Вы, что такое интуиция и инспирация?
— Как целостное существо я ничего нe разделяю и не стремлюсь постоянно изучать, что исходит от интуиции, а что от инспирации. Главное, чтобы это до меня дошло!
— Каково Ваше личное пожелание в отношении "сенситивности" будущего?
— Я хотел бы, чтобы как можно больше людей открыли в себе свою суть, а тем самым и свою сенситивность. Она есть во всех нас.
— Видите ли Вы необходимость комплексного воспитания детей?
— Детей не нужно воспитывать. Достаточно их не лишать возможности духовного видения жизни, с которым они рождаются.
Доктор политологических наук Вальтер Киллер, Цюрих:
— Как Вы относитесь к прикладной сенситивности XXI века?
— Каждое видение будущего, как это описано в "Утопии", на мой взгляд, должно быть связано с прогрессом. С прогрессом не в смысле любого движения, потому что это в равной степени может означать и движение назад. То, что мы сейчас находимся в состоянии общего застоя, очевидно во всех областях.
Почти не совершается судьбоносных открытий ни в естественных науках, ни в медицине. Просвещение более или менее остается на том же уровне, как и во времена Песталоцци, в технике можно наблюдать только процессы совершенствования того, что уже давно существует.
То, что прогресс происходит в количественном, а не в качественном отношении, отчетливо видно по экономике. Успех достигается только двумя способами: либо достижением большей производительности труда работника, либо за счет слияния предприятий. Но ясно, что это не может долго продолжаться.
Поскольку мы во всех отношениях дошли до предела, то я убежден, что к сегодняшнему знанию должно добавиться нечто совершенно новое. Для меня нет ничего утопического в том, что это новое кроется в прыжке сознания по имени "целостное мышление" и во введении нового вспомогательного средства по имени "сеиситивность". И это мне представляется довольно реальным. Будет ли это происходить точно так, как это описано, для меня имеет второстепенное значение. Гораздо важнее, что в этом видении можно распознать, что начало процесса может вывести нас из настоящего тупика.
Следующая причина для того, чтобы смотреть на такое развитие как на реальную вещь, заключается в том, что уже видны первые ростки этого движения. К этому подталкивает нас природа. Если мы хотим выжить, то мы должны смотреть на нее как на единое целое и как на часть целого. Природа не знает даже видоизмененных границ. Когда мы вырубим последние тропики, то наверняка почувствуем это здесь, в Европе. И прежде чем мы отравим последнюю каплю воды, мы истребим сами себя.
Медицина также установила, что человек — не то создание, у которого для его нормального функционирования нужно в порядке содержать отдельные детали. Благо человека зависит от его психики, а та, в свою очередь, от ее окружения. Поэтому необходимо, чтобы и здесь традиционная теория была расширена более глубоким взглядом на вещи.
С другой стороны, в настоящее время трудно признать, что аспекты сенситивности постепенно входят в нашу жизнь. Во-первых, потому что в этой области объявляется слишком много шарлатанов и самозванцев, потому что внечувственное восприятие не поддается доказательству с помощью существующих ныне научных методов. Давно и неоспоримо успешно бытующая традиция проведения доказательств в естествознании в этой области еще не применяется. К сожалению, такие феномены, как телепатию или интуицию, нельзя по приказу сделать видимыми с помощью технических средств. Поэтому так трудно для многих идет принятие этих явлений. А это, в свою очередь, затрудняет исследования в этой области и привело к тому, что в целом повсеместное использование таких методов на практике еще не может быть внедрено.
Мне кажется, что мы переживаем в этом отношении нечто схожее с переходом от Средневековья к Новой истории.
Теория Аристотеля с его обоснованием действительности чистой логикой в те времена привела к некоему концу развития. И только введение нового метода, физических опытов такими людьми, как Галилей, вновь внесло новый импульс и новую струю в новый период времени.
Эта смена привела сегодня к возникновению известных университетов, основной тезис которых заключается в том, чтобы раскладывать целое на части и их отдельно исследовать. Без сомнения, мы сделали большой шаг как в знании, так и в сознании. Однако, кажется, этого рецепта уже недостаточно. Так же, как тезис прошлого исследовать целое в его части повлек за собой возникновение нового метода — метода физических опытов, так и новый взгляд — видение отдельных составных в общем контексте — потребует новых методик. И такой методикой будет применение сенситивности.
Поэтому я убеждена, что эта книга послужит важным вкладом в то, чтобы новая методика рано <