Крупнейшие природные катастрофы ХХ века
Природное явление | Число жертв, человек | Место и дата |
Извержение вулкана | о. Мартинина, 1902 г. | |
Оползень | Италия, 1962 г. | |
Наводнение | о-ва Бенгальского залива, 1970 г. | |
Тайфун | Пакистан, 1970 | |
Землетрясение | Китай, 1976 | |
Сель | Колумбия, 1985 | |
Град | Индия, 1988 | |
Смерч | Бангладеш, 1989 | |
Разряд молнии | Зимбабве, 1975 |
Из группы метеорологических явлений природного происхождения крайне опасными стихийными бедствиями являются ураганы. Ураган - ветер огромной разрушительной силы, 29 м/с, или 12 баллов. Сигнал оповещения об угрозе ураганов, бурь и смерчей передается сиреной и дублируется через наружные громкоговорители и квартирные радиоприемники, а также местные радиовещательные станции и телевидение. С получением сигнала население приступает к работам по повышению устойчивости зданий, сооружений других мест расположения людей, предотвращению пожаров и созданию необходимых запасов для обеспечения жизнедеятельности. С наветренной стороны зданий плотно закрываются окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия. Стекла окон склеиваются, окна и витрины защищаются ставнями или щитами. С целью уравнивания внутреннего давления, двери и окна с подветренной стороны зданий открываются. С получением информации о непосредственном приближении урагана или сильной бури жители населенных пунктов занимают ранее подготовленные места в зданиях или укрытиях, а в случае действия смерчей - только подвальные помещения и подземные сооружения.
При вынужденном пребывании под открытым небом необходимо находиться в отдалении от зданий и занимать для защиты овраги, ямы, рвы, канавы, кюветы дорог. При этом нужно лечь на дно укрытия и плотно прижаться к земле.
Землетрясения - колебания земной поверхности. Во время землетрясений необходимо быстро покинуть здания. При этом следует пользоваться не лифтом, а лестницей. Выйдя из здания, следует отойти от него на открытое место, подальше от электропроводов, карнизов, стекол и т.д. Если обстановка не позволяет покинуть здание, нужно укрыться в заранее выбранном относительно безопасном месте. В многоэтажном доме можно распахнуть дверь на лестницу и стать в проем. Укрытием от падающих предметов и обломков могут служить места под прочными столами и кроватями. В любом здании необходимо держаться дальше от окон, ближе к внутренним капитальным стенам.
Наводнение - значительное затопление местности, возникающее в результате подъема воды. При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде с помощью различных плавсредств или пешком по бродам. В такой обстановке следует принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи. В светлое время суток это достигается вывешиванием на высоком месте белого или цветного полотнища, а в ночное время подачей световых сигналов. До прибытия помощи люди, оказавшиеся в зоне затопления должны оставаться на верхних этажах и крышах зданий, деревьях и других возвышенных местах.
Лекция №22
Психологические реакции человека
В экстремальных условиях
При воздействии экстремальных факторов наиболее типичны два вида реакций человека. Один из них включает так называемые адекватные формы реакции, а второй - реакции тревоги.
Реакция адекватного ответа. Наиболее характерной особенностью этой формы ответа является его целенаправленный характер, формирование определенного плана действий, определяющего наиболее выгодные формы поведения, устраняющие или минимизирующие действие экстремальных условий. Такая целенаправленная организация определяет и всю симптоматику внешних и внутренних показателей состояния. Так, пороги чувствительности обычно повышаются, особенно у тех анализаторов, которые непосредственно не включены в организацию необходимой в данных условиях деятельности. Пороги чувствительности анализаторов, включенных в такую организацию, могут снижаться, но и могут повышаться. Повышение порога чувствительности рассматривается как целесообразная реакция загрубления входа, сохраняющая необходимый диапазон физических резервов для организации сенсорного ответа на экстремальный фактор. Также наблюдается увеличение концентрации внимания. Это ведет к сокращению объема внимания, причем параллельно усиливается избирательность внимания, его сосредоточение лишь на некоторых ключевых точках, необходимых для принятия решения и организации поведения. Меняется устойчивость внимания. В ряде случаев происходит ее увеличение или уменьшение. Существенные изменения происходят и с памятью, особенно с кратковременной и оперативной.
Организация адекватного ответа характеризуется изменениями в мыслительных операциях, которые обеспечивают этапы решения. Формулировка требований задачи определяется значимостью ситуации и доминирующими мотивами деятельности и предстает в двух вариантах. Один из них связан с переформулировкой цели и организации действий по уходу от фактора или активному его преодолению. Второй вариант оставляет конечную цель неизменной и формулирует требования задачи как сохранение деятельности при продолжении влияния экстремального фактора. В обоих случаях меняется формулировка условий задачи. Определение условий задачи, а также последующие этапы ограничений и принятия плана решений, производится путем динамического узнавания или принципа переноса. В основе лежит либо механизм сведения возникшей задачи к одной из известных с известным решением с помощью конечного метода преобразований, или процесс использования алгоритма решения какой-либо задачи при решении возникающей.
При отсутствии опыта весь процесс решения задачи разбивается на этапы, где шаг за шагом исследуется совокупность условий формирования ситуации и взаимосвязей между ними. Такой ход мышления напоминает поведение в лабиринте. Следовательно, такая модель мышления получила название лабиринтной.
Оба типа реакции при действии экстремальных факторов характеризуются увеличением продуктивности мышления, т.е. скорости обнаружения и оценки возможных выходов из ситуации. Здесь появляется гибкость мышления, т.е. способность вовремя увидеть, предсказать неверное или неоптимальное решение и вернуться к другой, более лучшей формулировке плана действий. Существующие в каждой деятельности неявные ограничения при адекватной реакции исчезают или преодолеваются, а функциональная фиксированность элементов ситуации значительно ослабевает. Следовательно, мышление становится творческим.
Организация адекватного ответа может происходить и другим путем, когда принято общее решение о поддержании осуществляемой до воздействия экстремального фактора деятельности, т.е. вместо адекватного оптимизирующего решения принято мороническое решение. В этом случае мышление протекает по ригидному типу, где повышена роль неявных ограничений и основная роль уделяется сохранению стабильности действий. Такая форма характерна при действии экстремальных факторов первого и частично второго класса.
Профессиональная деятельность при реакции адекватного ответа изменяется. Ряд ее параметров, таких как скорость выполнения реакций и их точность, существенно улучшается.
Адекватная реакция всегда следует при доминировании высоких гражданских мотивов и сопровождается значительным усилением роли такого активационного средства личности, как воля.
Реакция тревоги. Реакция тревоги характеризуется относительно малой связью со специфичностью экстремального условия, направлена прежде всего на сохранение функционирования организма и лишь в значительно меньшей степени на сохранение структуры трудовой деятельности. Сознательный контроль за поведенческими реакциями здесь ослабевает и в крайних случаях наблюдаются бессознательные поведенческие акты типа паники. Реакция тревоги может появиться или как первичный компонент ответа или при крайних формах экстремальности. Она мало связана со специфичностью условий и относительно однотипна при самых разнообразных ситуациях.
Одной из самых характерных черт реакции тревоги является изменение внимания. Изменяются также и характеристики памяти. Нарушается протекание профессиональных действий (замедление темпа работы). В случае очень большой неожиданности действия фактора или его чрезмерной интенсивности возможна кратковременная остановка в работе.
Появление реакции тревоги малой степени не вызывает значительных эмоциональных изменений, не изменяется и значимость, и соотношение мотивов деятельности. Особенно устойчивыми являются здесь мотивы социального плана. Психологическое содержание реакции тревоги малой степени заключается в стремлении проанализировать внешний раздражитель и оценить его значимость, а затем выработать реакцию пассивной защиты от воздействующего фактора.
Реакция тревоги средней степени. Наиболее выраженной чертой этой степени является однозначность наблюдаемых изменений. Здесь наблюдается выраженное ухудшение. Значительно повышаются пороги возбуждения сенсорных систем. Наблюдается сужение объема всех видов памяти. Нарушение внимания и памяти ведут к появлению ошибок в трудовой деятельности человека. Одним из характерных признаков является нарушение чувства времени. В частности изменение временных характеристик работы - темп ее выполнения резко замедляется, причем иногда наблюдается чередование лихорадочной бурной деятельности и периодов почти полной бездеятельности.
Одним из наиболее существенных признаков реакции тревоги средней степени является изменение мотивов деятельности, где на первый план выходят мотивы страха, ухода из экстремальной обстановки. Доминантным становится какой-либо один из множества мотивов, в обычных условиях определяющих деятельность человека. Появляется резко выраженное эмоциональное напряжение. Оно легко определяется по вегетативным признакам, мимике, речи и движениям человека. Так, в речи появляются паузы, увеличивается длительность и громкость гласных, разборчивость согласных падает за счет нарушений артикуляции звуков. Состав сообщений также меняется, они отрывочны, зачастую неполны, часто встречаются повторения. Движения становятся менее точными, в них вовлекается больший, чем это необходимо, мышечный аппарат.
Состояние тревоги средней степени может перейти или в слабо выраженное состояние адекватности или перейти в следующую стадию - состояние тревоги крайней степени. Выделяют две формы состояния тревоги крайней степени - пассивная и активная. Для этих форм существенным является выраженная утрата сознательного контроля над поведенческой деятельностью.
При пассивной форме реакции наступает своеобразная оцепенелость, прекращение активной формы деятельности. Рабочие движения могут и продолжаться, но они теряют осмысленный, целенаправленный характер, становятся вялыми, часто стереотипно выполняется одно и то же действие. Наступает почти полное блокирование сенсорной сферы. Поступающие сигналы не воспринимаются, человек зачастую не понимает обращаемой к нему речи, а восприняв ее или не отвечает, или отвечает неадекватным образом. Полностью отсутствует всякая форма активного противодействия экстремальному фактору, даже в виде попытки ухода от него. Обычно у таких людей обнаруживается полная или частичная амнезия, говорящая о выраженном помрачнении сознания. Иногда в памяти фиксируются незначительные детали обстановки, некоторые случайные факторы, однако наиболее важные детали, в том числе и характер собственных действий и переживаний выпадают из сознания.
Наблюдается иногда форма пассивной реакции, когда доминирует отсутствие волевого контроля. При этой форме сохраняется восприятие действительности, человек знает и понимает серьезность ситуации, даже находит алгоритм правильных действий, однако парализованная воля не дает ему возможности осуществить эти действия.
Примером активной формы реакции тревоги крайней степени является состояние паники. Здесь глубокое торможение всех отделов центральной нервной системы охватывает лишь афферентное звено и ассоциативные структуры, вызывая резкое возбуждение в двигательном звене. При этой форме реагирования целый ряд процессов сознания не только остается, но и доминирует над всем поведением.
Определяющим поведенческие реакции человека является мотив ухода от сложившейся ситуации. Он может осуществляться в виде бегства, ухода, а может и вести к организации лихорадочной деятельности, даже включающей элементы, необходимые при этой ситуации. Однако организация этой деятельности характеризуется полным отсутствием логичности, это лишь хаотический набор отдельных, не связанных между собой и логически необусловленных действий. Отдельные элементы этих действий не доводятся до конца, наблюдается повторение одного и того же действия или смена одного действия противоположно направленным. Сочетание этого состояния с повышенной внушаемостью ведет к появлению реакций подражания, когда человек слепо следует поведению большинства или какого-либо другого человека. Активная форма состояния тревоги в противоположность пассивной форме характеризуется крайними формами эмоционального напряжения.
Причины, определяющие характер ответа в экстремальных условиях. Весь комплекс причин, определяющих характер ответа классифицируют следующим образом:
I Внешние причины
А. Особенности действующего фактора
· сила (интенсивность, экстенсивность, ритмичность);
· длительность действия;
· особенности физических и химических характеристик.
Б. Особенности организации деятельности
· недостатки информационной модели деятельности;
· недостатки распределения функций между человеком и техническим устройством;
· недостатки организации рабочего места;
· недостатки организации среды обитания;
II Внутренние причины
А. Психические особенности человека.
· тип нервной деятельности;
· состояние активационных механизмов.
Б. Организация поведения
В. Общее состояние организма и физическая подготовка.
III Социальные причины
А. Мотивы деятельности
Б. Существующие социальные связи и их динамика.
Причины первой группы выступают как основные. Среди них выделяются причины, связанные с самой характеристикой экстремального фактора и прежде всего с его интенсивностью. Весь диапазон интенсивности можно условно разделить на три степени - слабого, избирательного и запредельного воздействия. При слабой интенсивности фактора типичной является реакция адекватного ответа. Она длится довольно долго и может наблюдаться все время действия фактора или смениться благодаря развитию адаптационных явлений обычной физиологической адекватной реакцией.
Если интенсивность действующего фактора находится в пределах участка избирательного действия, динамика изменений зависит от внутренних причин и в первую очередь от физиологической и психологической устойчивости и от готовности человека к действию экстремального фактора. Типична следующая динамика: вначале появляется реакция тревоги слабой степени. Затем она на некоторый срок сменяется реакцией адекватного ответа и затем вновь, в результате ослабления механизмов компенсации, появляется реакция тревоги слабой или средней степени.
На участке запредельной интенсивности зависимость от внутренних причин вновь ослабевает, интенсивность такова, что выраженной реакции адекватного ответа сформулировать не удается, типичной является реакция тревоги средней степени. Можно наблюдать и смешенные типы ответов, когда на общем фоне реакции тревоги существуют отдельные элементы адекватной реакции. Характерна неустойчивость функциональных ответов и следует неуклонное ухудшение состояния.
В подклассе Б внешних факторов, определяющих характер ответа, входят причины, обусловленные организацией деятельности. В этом подклассе сам по себе фактор и его интенсивность могут и не быть экстремальными, но человек поставлен в такие условия взаимодействия с этим фактором, что возникает экстремальная ситуация. Выделяют четыре наиболее типичные формы такой ситуации. Первая форма связана с недостатками информационной модели деятельности. Определяют три вида недостатков информационной модели, наиболее часто встречающихся в реальных ситуациях.
Первый вид обусловлен недостатками кодирования информации, ее неадекватностью реальному процессу, которым управляет человек. Частным случаем может быть большая зашумленность сигналов вследствие недостаточной предварительной фильтрации. При этом виде увеличивается число ошибок и как следствие этого возникает чувство неуверенности в своих действиях. Этот мотив доминирует в организации поведения и поэтому наиболее типичным становится реакция тревоги слабой степени с резко выраженным эмоциональным напряжением. Возрастание неуверенности может перевести это состояние в пассивную форму реакции тревоги средней степени с полным отказом от работы.
Второй вид недостаточности информационной модели связан с тем, что модель не полностью отражает возникшую ситуацию и теряется контроль над ней. Здесь возникает реакция тревоги слабой или средней степени, которая может постепенно приобретать все более выраженные черты реакции, близкой к крайним степеням.
Третий вид недостаточности обусловлен недостатками или отсутствием необходимых при наличии экстремальных факторов органов управления. В этих случаях принятое при анализе обстановки решение не может быть реализовано. Здесь типичным является появление выраженной реакции адекватного ответа со значительным компонентом поисковой деятельности. Особенно часто это бывает при неисправности аппаратуры.
Вторая группа причин в подклассе Б внешних причин связана с недостатками распределения функций между человеком и техническим устройством. Экстремальность создается тем, что человек должен выполнять несвойственные ему функции или требуемый режим работы находится вне сферы его возможностей. Типичной формой ответа здесь является различной выраженности реакция адекватного ответа. Реакция тревоги появляется впоследствии, в результате утомления, истощения, выражена незначительно.
Третья группа причин в подклассе Б внешних причин обусловлена недостатками организации рабочего места. Здесь действуют такие экстремальные факторы, как неудобная рабочая поза, гиподинамия и тяжелые статические и динамические физические нагрузки, недостаточная обзорность и досягаемость и т.п. Типичной для этой группы является смешанная картина ответа, где имеются элементы реакции тревоги и элементы адекватного ответа. Однако если недостатки рабочего места значительно мешают выполнению деятельности, начинают доминировать поведенческие характеристики, свойственные реакции тревоги средней и крайней степени. Особенно это заметно по ряду эмоциональных признаков (раздражительность, агрессивность) нарушаются временные точностные характеристики и рабочие реакции. Подобная же картина наблюдается и при наличии четвертой группы причин - недостатков организации среды обитания.
Термин «внутренний» относится к данному состоянию человека, однако его предыстория зависит от большого числа внешних причин и лишь некоторая часть их имеет в своей основе генетическое происхождение.
Первая группа психические особенности человека включает две основные подгруппы - тип нервной деятельности и состояние активационных механизмов. Характер реакции во многом зависит от природы действующего экстремального фактора. Так, в одном случае легче образуется адекватная реакция у лиц со слабым типом, а в другом - у лиц сильного типа. Однако некоторые закономерности можно выделить. Так, лица сильного типа, особенно те у которых выражены такие характеристики нервной системы, как лабильность и сила по возбуждению, подвижность, при действии экстремальных факторов первого класса чаще формируют ответ по адекватному типу, у лиц слабого типа более выражена реакция тревоги, а адекватный ответ чаще происходит по ригидному типу. Лица сильного типа характеризуются большей устойчивостью. У экстравертов быстрее наблюдается переход адекватной реакции в состоянии тревоги при длительном действии фактора, однако поисковая деятельность по принятию решения при действии информационных экстремальных факторов у них организуется быстрее, чем у интравертов. Интравертам свойственны более высокие показатели успешности работы.
Значительно большую определенность дают результаты изучения состояния активационных механизмов таких как эмоциональная устойчивость, волевые характеристики, степень внушаемости и тревожности, уровень притязаний. У лиц с оптимальным уровнем эмоциональной устойчивости чаще формируется реакция адекватного ответа активного типа. При сниженном уровне эмоциональной устойчивости выражен больше компонент реакции тревоги. Волевые характеристики являются решающими для формирования адекватного ответа. Уровень внушаемости играет роль в организации поведения. Для индивидуального поведения высокая внушаемость способствует формированию реакции тревоги, особенно пассивного типа. В коллективе высокий уровень внушаемости будет способствовать скорейшему развитию как одного, так и другого типа реакции в зависимости от поведения лидера. Высокий уровень тревожности ведет к появлению реакции тревоги. У лиц этого типа обычно даже при адекватном ответе всегда присутствуют элементы реакции тревоги.
Лица с тенденцией недооценки собственных сил и возможностей склонны реагировать по типу реакции тревоги. Высокий уровень притязаний через уверенность, устойчивость к возмущающим воздействиям, эмоциональная возбудимость формирует реакции адекватного ответа.
Вторую группу внутренних причин составляют причины, связанные с организацией поведения, т.е. с факторами обученности, знаний, тренировки и т.п. Чем выше обученность и тренированность человека, тем выше его устойчивость к действию экстремальных факторов, тем больше вероятность адекватного ответа.
Третью группу составляют причины, связанные с общим состоянием организма, физическим развитием и подготовкой. Большую роль играют утомление, голодание, патологии, алкогольное и другие виды интоксикации, отсутствие сна, которые ведут к развитию тревоги или к быстрой смене адекватной реакции на реакцию тревоги.
Социальные причины обусловлены влиянием общества, воспитанием. К первой группе относятся мотивы деятельности, интересы и установки личности, мировоззрение. Формирование необходимых положительных мотивов является обязательным условием появления адекватного ответа.
Во вторую группу входят социальные связи и их динамика в процессе действия экстремального фактора. К ним относятся: иерархия производственных отношений внутри коллектива, связи с формальным и реальным лидером. Их наличие обуславливает большую вероятность появления при прочих равных условиях реакции адекватного ответа.
Цена реакции. При адекватной реакции внешние проявления ответа адекватны ситуации, однако, используемые для формирования этой реакции механизмы неадекватны для нормального состояния и обеспечиваются резким напряжением базовых реакций организма, значительным уменьшением, а иногда и полным исчерпанием физиологических резервов. Это выражается в виде чувства усталости, апатии, угнетения при тормозном варианте или в виде повышенной нервозности, неадекватности поведения, бессонницы при возбудимом варианте. Крайней формой ее могут быть различного рода невротические и психосоматические нарушения.
Лекция №23