Раздел 4 ПМ.02 Осуществление сестринского ухода при детских болезнях.

Специальность Сестринское дело.

Тема: Сестринский уход при асфиксии, родовых травмах, гемолитической болезни новорожденных.

Хронокарта

Продолжительность 90 минут

1.Организационный момент - 5 мин.

2.Сообщение темы и плана лекции, постановка целей, начальная мотивация-5 мин.

3.Организация и управление учебно-познавательной деятельностью-70 мин.

4.Обобщение и систематизация изложенного материала-5 мин.

5.Подведение итогов, задание на дом-5 мин.

Форма и тип занятия: лекция

Тема:Сестринский уход при асфиксии, родовых травмах, гемолитической болезни новорожденных.

Место проведения: лекционный зал

Цели:

Дидактические: Изучение понятия о асфиксии, родовых травмах, гемолитической болезни новорожденных. Выявить основные проблемы и пути их решения.

Развивающие: Развивать умственную деятельность студентов, побуждать к творчеству и использованию дополнительной литературы, развивать логическую память, аналитические способности, избирательную внимательность, выделять прогностическую значимость, адекватную целенаправленность.

Воспитательные: Формирование культуры общения, речи, научного мнения, деонтологических норм, правил общения с больным ребёнком и его родителями.

Схема междисциплинарных связей.

1. ПМ 04. «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента путем сестринского ухода)

2.ОП 02. Основы латинского языка с медицинской терминологией.

3.ОП 04. Основы анатомии, физиологии и патологии

4.ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий, МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение.

5.Психология.

6.Фармакология

Этапы лекционного занятия:

Организационный момент.

Проверка присутствующих, готовность аудитории, внешнего вида студентов, в соответствии с требованиями к студентам медицинского колледжа.

Сообщение темы , начальная мотивация.

Преподаватель мотивирует необходимость изучения темы тем, что асфиксия, родовые травмы, гемолитическая болезнь новорожденных встречается у детей часто и требуют постоянного сестринского ухода. Медицинской сестре важно знать первые симптомы заболевания для ранней диагностики и этапы сестринского ухода. Преподаватель указывает на осложнения, которые могут быть при данной патологии.

Цели для студентов

По окончании лекции студент должен знать:

-причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента с асфиксией новорожденных, родовой травмой, гемолитической болезнью новорожденных;

-организацию и оказание сестринской помощи;

-пути введения лекарственных препаратов;

-виды, формы и методы реабилитации;

-правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

План лекции:

1..Асфиксия новорождённого. Этиология, клинические симптомы, неотложная помощь, прогноз.

2. Родовая травма новорождённого. Этиология, клинические симптомы, неотложная помощь, сестринский уход, прогноз.

3. ГБН новорождённого. Этиология, клинические симптомы, неотложная помощь, сестринский уход, прогноз.

Организация и управление учебно-познавательной деятельностью.

В лекции необходимо обратить внимание на ранние проявления асфиксии, родовых травм, ГБН у детей и особенности сестринского ухода.

Обобщение и систематизация изложенного материала.

Преподаватель, заканчивая лекцию, подводит итог:

Учитывая тяжесть заболеваний новорожденных, их особенности течения медицинской сестре необходимо знать сестринский уход при асфиксии, родовых травмах, ГБН и применять его на практике..

Вопросы для контроля:

1.Дать определение асфиксии.

2.Основные причины асфиксии.

3.Основные симптомы асфиксии.

4.Причины родовых травм.

5.Основные симптомы травмы цнс.

6.Первый этап реанимации при асфиксии.

7.Препараты, применяемые при судорогах.

8.Клинические симптомы желтушной формы ГБН.

Подведение итогов, задание на дом.

Цели, поставленные на лекции, достигнуты. Тема следующей лекции:

Сестринский уход при гнойно-септических заболеваниях кожи и пупка у детей

Оснащение лекции:

Таблицы, плакаты, опорные конспекты, слайды

Домашнее задание:конспект лекции, предлагаемая литература.

Литература.

Учебная:

Основные источники:

1. Запруднов А.М. «Общий уход за детьми» «ГЭОТАР-Медиа» 2012 год

2. Качаровская Е.В. «Сестринское дело в педиатрии» практическое руководство «ГЭОТАР-Медиа» Москва 2012 год.

3. Н.Г.Соколова, В. Д. Тульчинская «Сестринское дело в педиатрии практикум» Ростов на Дону «Феникс» 2014г.

Интернет ресурсы

www.ifhelth.ru

www.med-edu.ru

http://rsmu.ru

Нормативно-правовая документация:

Ссылки на электронные источник информации:

Профильныеweb-сайты Интернета:

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http://www.minzdravsoc.ru)

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http://www.rospotrebnadzor.ru)

Асфиксия новорожденных

Гипоксия и асфиксия плода и новорожденного является основной причиной перинатальной заболеваемости и смертности новорожденного. В структуре перинатальной смертности асфиксия занимает около 40 %. Часто после нее наступают тяжелые морфологические и функциональные расстройства ЦНС с глубокими нарушениями мозгового кровообращения и нередко внутричерепным кровоизлиянием. Последние могут обуславливать смерть плода, гибель ребенка в постнатальном периоде или имеют неблагоприятное влияние на последующее соматическое и психомоторное развитие ребенка. Установлено, что гипоксия имеет сильное тератогенное действие и может стать причиной вроджених пороков. Степень нарушений развитияплода зависит не только от периода возникновения гипоксии, но и от интенсивности кислородного голодания. Недостаток кислорода сама по себе, при отсутствии механических влияний на головку ребенка, может повлечь тяжелые циркуляторные расстройства с множественным кровоизлиянием в головной мозг и внутренние органы. Особенное значение имеет эта патология для недоношенных новорожденных, у которых в 10-15 раз чаще она является причиной гибели ребенка.

Гипоксия- это патологический симптомокомплекс, который обусловленный кислородной недостаточностью плода и новорожденного (внутриутробная гипоксия плода и внеутробная гипоксия новорожденного). Гипоксия разделяется на:

- первичную (является причиной всех других патологических состояний новорожденного);

- вторичную (возникает как результат болезни или патологического состояния ребенка, например, при пневмонии, родовой травме ЦНС, и т.д.).

Внутриутробная гипоксия, как правило, первичная и обусловленная не патологией плода, а патологией матери (фетоплацентарнаянедостаточность, болезни сердечно-сосудистой системы с недостаточностью кровообращения, анемия матери во время беременности и другие).

Вторичная внутриутробная гипоксия бывает редко (например, внутриутробные инфекции плода, внутриутробная гемолитическая болезнь).

Постнатальная гипоксия, как правило, вторичная и вызывается недостаточностью дыхательной функции легких ребенка,сердечнососудистыми расстройствами новорожденного, обменными нарушениями и тому подобное.

Гипоксия плода делиется на: антенатальную (к началу родов); интранатальную (во время родов). Возможно сочетание антенатальной,интранатальной и даже постнатальной гипоксии. В таком случае говорят о перинатальной гипоксии.

По продолжительности различают: острую гипоксию (несколько минут несколько часов; как правило, в родах); хроническую гипоксию (несколько дней несколько недель; антенатальная и постнатальная).

Гипоксия ведет к асфиксии.

Асфиксия - это терминальная стадия любой патологии плода, в т.ч. и гипоксии, для которой характерно отсутствие дыхания или наличие нерегулярных и неэффективных дыхательных движений при сохраненной сердечной деятельности.

Сочетание хронической и острой гипоксиинаиболее неблагоприятно. В данном случае быстро наступает декомпенсация, которая ведет к ишемии и геморрагическому инсульту.

Клиника и диагностика.

Диагностика внутриутробной гипоксии проводится акушерами-гинекологами во время беременности и родов и основывается на следующих критерия

Первичное определение тяжести гипоксии и асфиксии новорожденного проводится по шкале Вирджинии Апгар (по 2 балла на каждый из 5 показателей: пульс, частота дыхания, цвет кожи, тонус мышц, выраженность безусловных рефлексов новорожденного). Оценка проводится на 1й, 5й, 10й и 15й минутах жизни ребенка

1-ая минута определяет тяжесть внутриутробного гипоксичного поражения плода.

5-я минута определяет эффективность реанимационных мероприятий и тяжесть состояния новорожденного.

10-я минута определяет эффективность интенсивной терапии в зависимости от адаптационных механизмов организма новорожденного.

15-я минута определяет конечный результат и прогноз перенесенной гипоксии.

В зависимости от тяжести клинических проявлений, асфиксию разделяют на умеренную и тяжелую, в зависимости от оценки на 1-й минуте: 1-3 балла - тяжелой степени; 4-7 баллов - умеренной степени.

Наши рекомендации