Психология больных с дефектами органов чувств и аномалиями развития

ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ

Пороки развития или приобретенные дефекты различных органов чувств создают определенные сложности в работе врачей и медицинского персонала.

О мудрости слепых говорил Соломон. Ему принадлежат слова: «...слепой не делает ни одного шага, не исследовав почву, на которую он ступает». Из античной литературы известно, что многие великие поэты древности, например Гомер, Оссиан, спартанский законодатель Ликург были слепыми, а некоторые мыслители Древней Греции — Демокрит, Диодор — сознательно ослепляли себя, чтобы целиком отдаться умственному созерцанию.

Известно, что внутреннюю связь между людьми обусловливает речь и слух, а не зрение. Всякое образование

осуществляется посредством речи, и в этом отношении Отсутствие зрения представляет собой гораздо меньшее несчастье и отражается значительно меньше на интеллектуальных способностях, чем отсутствие слуха и речи. Это было отмечено отечественными исследователями в начале XX века.

Принято считать, что у слепых изменены пороги анализаторов слуха, осязания, обоняния. Исследования показывают, что пороги анализаторов у слепых не ниже, но они достигают высокой степени дифференцированное™.

Исследователей всегда привлекало так называемое «шестое чувство у слепых», «чувство препятствия», «чувство расстояния», «чувство приближения», «лицевое зрение».

«Чувство расстояния», по мнению некоторых, имеет свои корни в нервных волокнах лица, в особых разветвлениях тройничного нерва. Другие считали, что ощущение удаленных предметов воспринимается лицом в области глаз и ушей или придавали значение слуху с участием кинестетических, тактильных, температурных и других ощущений.

Ученики и сотрудники крупнейшего советского физиолога И. С. Бериташвили (1884—1975) считают, что в основе «шестого чувства» слепых лежит способность восприятия подпороговых раздражителей слухового анализатора, которое приводит к сокращению мышц лица и создает ощущение восприятия предметов лицом. Другая точка зрения заключается в том, что в основе этого явления — «шестого чувства»—лежит полисенсорное восприятие, присущее всем людям, но более развитое у слепых.

Психологические особенности слепых детей зависят от возраста. Раннее развитие обычно протекает без отклонений, но очень рано сказывается стремление родителей оградить детей от трудностей. Создавая излишне щадящую обстановку, они сковывают инициативу, недостаточно стимулируют развитие навыков самообслуживания. В 3—5 лет иногда появляются отдельные невротические симптомы в виде ночных страхов, энуреза, нарушений аппетита. В возрасте 6—7 лет у детей может появиться | сознание своего физического недостатка. Взрослые, проявляя гиперопеку, только подчеркивают беспомощность ребенка и тем самым часто ухудшают его состояние. В этом периоде могут углубляться невротические реакции, возникать более отчетливые страхи.

В последующие годы у некоторых слепых детей . появляются робость, нерешительность, плаксивость, [ склонность к фантазированию, уход от детского коллекти-

ва, у других повышенная раздражительность, капризность, упрямство, обидчивость, возбудимость.

Начало обучения в школе для таких детей связано с большими трудностями. Адаптация к условиям интерната для слепых детей всегда затруднена, разлука с близкими, с привычной обстановкой, с одной стороны, и трудностями новой обстановки — с другой, часто способствуют возникновению невротических симптомов, в клинической картине которых преобладают расстройства сна, аппетита, повышенная утомляемость, сонливость днем на уроках. "Могут возникнуть настороженность, повышенная обидчивость и ранимость. Дети становятся плаксивыми, угрюмыми, медлительными и крайне беспомощными. На эту беспомощность у них возникает еще большая реакция, чаще всего реакция протеста.

В пубертатном возрасте у некоторых слепых детей могут появиться педантичность, стремление строго выполнять режим дня, иногда может возникнуть ипохондрическая фиксация или подозрительность и настороженность. В этом возрасте у детей наблюдается выраженная реакция на свой недостаток, могут появляться неуверенность в своих возможностях, опасение за свою судьбу.

Дети особенно плохо чувствуют себя в обществе зрячих. У одних детей иногда возникают сенситивные идеи отношения. У других могут формироваться отчетливые черты эгоизма, эгоцентризма. Они придерживаются формальных правил распорядка, держатся высокомерно, не терпят замечаний,, переоценивают собственные возможности.

При изучении изменений личности слепых в последние годы доказано, что наиболее характерными психологическими особенностями являются сверхценные идеи ущербности, обусловленные утратой зрения. Это более четко выступает у лиц со слепотой приобретенной, чем врожденной. У слепых, как правило, если это не связано с одновременным поражением мозга, не наблюдается интеллектуальной недостаточности. Для них характерен высокий уровень понимания нравственности, принципиальности, справедливости (В. Ф. Матвеев, Г. В. Козловская, Д. Ч. Темоев). Лица, болезненно переживающие свой дефект, всегда плохо себя чувствуют среди зрячих; вынужденное пребывание в таком коллективе способствует возникновению аутистических тенденций.

У слепых часто наблюдается нарушение сна, из-за чего они прибегают к снотворным. Сон поверхностный, чуткий, с множеством сновидений неприятного содержания. По утрам они испытывают чувство разбитости и плохой работоспособности.

В. Ф. Матвеев и Д. Ч. Темоев выделяют различные

варианты изменений личности в связи со слепотой. У некоторых больных преобладают астенические и навязчивые состояния. Такие лица плохо переносят жизненные затруднения, при физической и умственной нагрузке сравнительно быстро утомляются. Они обращаются в поликлинику с жалобами на плохое самочувствие, слабость, высказывают опасения и тревогу за свое здоровье и здоровье своих близких. С течением времени у них формируются качества, свойственные лицам с астеническим невротическим развитием. Они до минимума сводят свои контакты, ограничивают себя, стараются работать не полный день, создают щадящий режим, строго выполняют предписания врачей.

В своих интересах они проявляют достаточную настойчивость, в ряде случаев терроризируют близких. На работе такие лица относительно адаптированы. Нередко во время конфликтных ситуаций у них возникают истерические реакции, из-за чего им приходится обращаться к психиатру.

При ипохондрическом варианте патологического развития личности наряду с выраженной астенической симптоматикой существуют сенестопатии и парестезии, которые воспринимаются больными как признак тяжелого сомати-

, ческого заболевания. Они обращаются к врачам различных специальностей, добиваясь стационарного обследования. С течением времени ипохондрическая симптоматика становится менее четкой и уступает место хроническим аффективным расстройствам с изменением характера. Подобного рода динамика ипохондрических образований свойственна не только слепым, но и зрячим — ипохондрическое развитие личности проходит через такие же этапы. Иногда расстройства поведения, которые возникают при длительных обследованиях больных в стационаре, расценивают как реакцию на соматическое страдание, но это не полное объяснение клинической картины возникших нарушений.

Следует обратить внимание на некоторые психические

I особенности, появляющиеся после удачно произведенной

| операции у лиц слепорожденных или ослепших в раннем возрасте. Целостное восприятие предметов и явлений возникает у них не сразу, а проходит длительный период

| накопления запаса зрительных представлений, которым

принадлежит решающая роль в восприятии окружающего

мира. Поэтому если больной после операции прозрел, то

он еще какой-то период времени не видит происходящее,

как зрячие с детства. Часто в этих случаях у них

возникают реакции отчаяния из-за того, что с их точки

зрения внешний мир должен быть представлен по-другому

и что надежды их в этом отношения не оправдались.

.

Однако развитие таких состояний не всегда объясняется только психогенными факторами, хотя они могут быть значительны, особенно если с больным не проводилось соответствующей психотерапевтической работы.

Включение зрительного анализатора изменяет функционирование всего мозга. Чрезмерная нагрузка на зрительный анализатор в большинстве случаев приводит к развитию астенических симптомов, ухудшению самочувствия и настроения.

Перед операцией больному необходимо объяснить, что видеть так, как видят зрячие люди, он будет не сразу, а только после определенного этапа накопления представлений, продолжительностью в несколько месяцев. Он должен знать, что медленнее всего накапливается запас пространственных представлений, от которого будет зависеть определение расстояний. В кинофильме «Доктор Калюжный» хорошо показаны эти особенности.

В послеоперационном периоде больной нуждается в рациональной психотерапии и назначении транквилизаторов для смягчения астенических проявлений.

Наши рекомендации