Правовые основы предупреждения распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека.

§ 1. Общие положения о санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения

Санитарное законодательство в России существует уже не одно столетие.

Отдельные упоминания об обязательности соблюдения санитарных и гигиенических норм встречаются в Воинском Уставе 1716 г. и Морском Уставе 1720 г., принятых во время правления Петра 1.

Одной из составных частей или книг Врачебного устава России < IK57, 1892 и 1905 гг.) был Устав медицинской полиции — основной источник санитарного законодательства дореволюционной России.

Медицинская полиция обеспечивала контроль за внешними фак- юрами, влияющими на здоровье населения (забота об охранении чи- | тоты воздуха, безопасности питания, продажа ядовитых и сильнодей- 11 мующих веществ и др.).

В связи с построением нового общества в послереволюционной России (индустриализация и коллективизация) вопросам санитарно- шидемиологического благополучия населения уделяется повышенное внимание.

В первые годы советской власти принимаются постановления СНК: иг 16 апреля 1919 г. о санитарной охране жилищ; от 29 апреля 1920 г. и от 16 сентября 1921 г. об охране зеленых насаждений. В 1921 году принимается Декрет «О мерах по улучшению водоснабжения, канали- шции и ассенизации в Республике».

Постановление СНК РСФСР от 15 сентября 1922 г. «О санитарных органах республики» заложило правовые основы формирования единой санитарной службы в стране.

Сразу после окончания Гражданской войны начинается работа по предотвращению распространения ряда серьезных инфекционных

заболеваний. Принимаются следующие постановления: от 18 октября 1923 г. «О производстве гидротехнических работ»; от 12 мая 1924 г. «О мероприятиях по борьбе с малярией»; от 21 декабря 1926 г. «О мерах борьбы с бешенством животных»; от 6 июля 1928 г. «Об установлении зоны санитарной охраны водных объектов».

Бурное развитие санитарного законодательства требовало приведения его в стройную систему. Поэтому уже к 1932 г. был подготовлен первый проект Санитарного кодекса. Проект содержал 631 статью и делился на 12 глав. Работа над ним продолжалась вплоть до 1939 г. Обновленный проект состоял из 9 разделов, разделенных на 53 главы, содержащих 574 статьи.

В сентябре 1939 г. проект Санитарного кодекса СССР был направлен Наркомздравом в Совнарком СССР. В сопроводительном письме на имя зам. председателя СНК СССР А. Я. Вышинского, со ссылкой на опыт принятия санитарных кодексов в Англии (1936 г.), Италии (1934 г.) и других странах говорилось, что «давно назрела необходимость систематизации богатейшего опыта в области Советского санитарного законодательства и сведения основных санитарных требований в единый документ...»

На проект кодекса поступил ряд отрицательных отзывов (содержались неприемлемые для ведомств положения: большие полномочия санитарных органов), и он принят не был. Кроме того, отдельные активные разработчики и сторонники принятия Санитарного кодекса были объявлены «вредителями на санитарном фронте».

Среди послевоенных актов следует указать постановление Совета Министров СССР от 29 октября 1963 г. № 1107 «О государственном санитарном надзоре в СССР», а также ряд санитарных правил1.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состоя-ние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения рассматривается как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Здоровье населения и отдельного индивида во многом зависит от состояния окружающей его среды. Поэтому государство и его институты, а также общество должны поддерживать окружающую среду в благоприятном для проживания человека состоянии, проводить ме-

' См. например: Санитарные правила устройства и эксплуатации хозяйственно- фекальной канализации от 6 декабря 1963 г. № 459-63 // утв. заместителем Главного санитарного врача Союза ССР П. Ярским; Правила санитарной охраны прибрежных районов морей от 16 июля 1964 г. № 483-64 // утв. заместителем Главного санитарного врача Союза ССР П. Ярским. 

роприятия по устранению отрицательных воздействий среды на жизнь и здоровье людей.

Благоприятная окружающая среда включает в себя собственно природную составляющую той среды, в которой мы живем, а также бытовую и производственную сферу, в которой и происходит большая часть жизни человека.

Поэтому проводимые в современных условиях санитарные мероприятия, должны затрагивать не только и не столько природную среду, сколько среду обитания современного человека или антропогенную среду.

Благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для носстановления нарушенных функций организма человека.

Основным источником правового регулирования рассматриваемых общественных отношений является ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и принятые на его основе подзаконные акты.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

— профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпиде-миологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

— выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

— государственного санитарно- эпидемиологического нормиро- нания;

— федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном зако-нодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

— лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

— государственной регистрации потенциально опасных для чело- пека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, н также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

— проведения социально-гигиенического мониторинга;

— научных исследований в области обеспечения санитарно-эпиде-миологического благополучия населения; 

— формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

— мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

— мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Как можно убедиться, немаловажная роль в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отводится сфере здравоохранения, медицинским работникам различных специальностей.

В первую очередь речь идет о профилактике и лечении многих инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, оздоровлении среды обитания, предоставлении необходимой информации о возникновении инфекционных заболеваний населению и соответствующим должностным лицам, гигиеническом воспитании и др.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения предполагает предоставление гражданам и хозяйствующим субъектам определенных экологических прав и возложение на них обязанностей. Подкрепляется реализация этих прав и исполнение обязанностей наличием специально созданных государственных институтов, а также возможностью применения к нарушителям норм, предусматривающих юридическую ответственность за правонарушения в рассматриваемой сфере.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Инфекционные заболевания — инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. 

Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружа-ющих,— инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

Массовые неинфекционные заболевания (отравления) — заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

Целью санитарно-противоэпидемических мероприятий является предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

В систему санитарно-противоэпидемических мероприятий включаются: санитарная охрана территории; ограничительные мероприятия (карантин); производственный контроль; меры в отношении больных инфекционными заболеваниями; обязательные медицинские осмотры; профилактические прививки; гигиеническое воспитание и обучение.

Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию России и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза в страну товаров, химических, биологических, радиоактивных веществ, отходов и т. п.

Для охраны территории в пунктах пропуска через Государственную границу вводится санитарно-карантинный контроль.

Ограничительные мероприятия или карантин вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ограничительные мероприятия (карантин) — административные, ме-дико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на пре-дотвращение распространения инфекционных заболеваний и пред-усматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения. 

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юри-дическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.

Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями (лиц, с по-дозрением на такие заболевания, лиц, находившихся в контакте с забо-левшими, а также носителями возбудителей инфекционных заболеваний) зависят от возбудителя болезни, особенностей его течения и т. п. Они сводятся к лабораторному обследованию, медицинскому наблюдению и лечению. Если такие лица представляют опасность для окружающих, то они подлежат обязательной госпитализации и изоляции.

Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здраво-охранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государ-ственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В случаях, если возможность распространения инфекционных за-болеваний такими лицами связана с особенностями их профессиональной деятельности, то они могут временно переводиться на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных болезней. Такой перевод допускается лишь с согласия работника. При невозможности перевода они временно отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию.

Медицинские осмотры являются одной из действенных профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных про

фессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры .

Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения воз-никновения и распространения инфекционных заболеваний.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:

— в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других об-разовательных учреждениях;

— при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;

— при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Социальная значимость отдельного ряда заболеваний вызвала необходимость принятия специальных законодательных актов, признанных более детально урегулировать вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи таким больным, проведения профилактических прививок и проч.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской 

Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федера-ции, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиком и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального на значения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации осуществляют:

— руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также:

— руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации;

— главные государственные санитарные врачи по городам, рай -онам и на транспорте;

— главный государственный санитарный врач Министерства вну-тренних дел Российской Федерации;

— главный государственный санитарный врач Министерства обо-роны Российской Федерации;

— главный государственный санитарный врач Федеральной служ-бы исполнения наказаний;

— главный государственный санитарный врач Главного управле-ния специальных программ Президента Российской Федерации;

— главный государственный санитарный врач по объектам Управ-ления делами Президента Российской Федерации;

— главный государственный санитарный врач Федеральной служ-бы безопасности Российской Федерации;

— главный государственный санитарный врач Федеральной служ-бы охраны Российской Федерации;

— главный государственный санитарный врач Федеральной служ-бы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

— главный государственный санитарный врач Федерального меди- ко-биологического агентства1.

1 Пункт 6 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиоло-гического надзора в Российской Федерации // утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569 «О Положении об осуществлении государственного сани-тарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации».

Непосредственную деятельность по обеспечению санитарно-эпи- немиологического благополучия осуществляют различные специалисты, в том числе: врачи-дезинфектологи, врачи-паразитологи, врачи но коммунальной гигиене, врачи по гигиене питания, врачи по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врачи-эпидемиологи и др.

Юридическая ответственность. За нарушение санитарного законо-дательства устанавливается юридическая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации1.

Административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения посвящена гл. 6 КоАП РФ, в которой содержится ряд статей (6.3—6.7), закрепляющих составы административных правонарушений и меры наказания за их совершение.

Наиболее общей нормой, предусматривающей административную ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является ст. 6.3 КоАП РФ. Общим объектом посягательства выступают требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Конкретным объектом посягательства могут быть отдельные нормы санитарных правил, гигиенических нормативов и т. п.

Последующие нормы (ст. 6.4-6.7 КоАП РФ) устанавливают ад-министративную ответственность за нарушение санитарно-эпиде-миологических требований в отношении конкретных объектов: эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, питьевой воды, питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, организации питания населения, условий воспитания и обучения.

Уголовным законодательством предусмотрен ряд составов преступлений, объектом посягательства которых выступает санитарное законодательство. Большинство таких норм сосредоточено в гл. 25 УК «Преступления против здоровья и нравственности населения».

'См.: Методические указания МУ 2.1.9000-2000 «Определение объема и порядка мозмещения вреда здоровью граждан вследствие нарушений санитарного законодательства» // утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 декабря 2000 г.). 

В статье 236 УК РФ закреплен состав преступления, объектом которого выступают здоровье и жизнь людей в связи с нарушением требований санитарного законодательства.

Статья 238 УК РФ включает два состава преступления. К первому составу относятся производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Объективная сторона второго состава предполагает неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, в частности, это может быть и неправомерная выдача санитарно-эпидемиологического за-ключения.

Наши рекомендации