Основной закон асептики - «все, что приходит в соприкосновение с раной должно быть свободно от бактерий, т. е. стерильно».

Для обеспечения асептической работы необходимо хорошо знать возможные источники попадания микробов в рану. Это два источника: экзогенный и эндогенный.

Экзогенной считается инфекция, попадающая в рану из внешней среды: из воздуха - пыль, капли жидкости (воздушно-капельный путь);

с предметами, соприкасающимися с раной: инструментарий, белье, перевязочный материал, руки хирурга (контактный путь);

Имплантационный путь передачи инфекции. Имплантация – внедрение, вживление в организм больного искусственных чужеродных материалов и приспособлений с определенной лечебной целью. Источниками имплантационной инфекции являются:

-шовный материал;

-дренажные трубки;

-катетеры;

-протезы клапанов сердца, сосудов, суставов и т.д.;

-специальные металлические приспособления (скобки и скрепки из сшивающих аппаратов, спицы, шурупы, пластины для остеосинтеза);

-кава - фильтры, спирали, стенты;

-трансплантированные органы.

Эндогенной называется инфекция, источник которой находится в организме больного. Источники эндогенной инфекции:

 кожные покровы больного;

 желудочно-кишечный тракт;

 ротовая полость;

 очаги «дремлющей» инфекции: кариозные зубы, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, хронический тонзиллит, хронический бронхит и т.д.

Пути попадания эндогенной инфекции в рану:

 по кровеносным сосудам (гематогенный),

 по лимфатическим сосудам (лимфогенный);

 непосредственный (контактный)

Профилактика эндогенной инфекции включает выявление возможных очагов эндогенной инфекции и их санация перед выполнением плановой операции.

Если при обследовании выявлен источник эндогенной инфекции (кариес, аднексит и др.), плановую операцию нельзя выполнять до ликвидации воспалительного процесса. После перенесенного инфекционного заболевания запрещается выполнение плановой операции в течение 2-х недель после полного выздоровления.

Принципы организации и планирования хирургического отделения

Принцип соблюдения правил асептики и антисептики лежит в основе организации хирургического стационара. Большинство больниц строится в зеленых, наиболее чистых районах. Хирургические отделения не должны располагаться на первом этаже стационара, по возможности палаты должны быть рассчитаны на 1-2 человек. Площадь палат общехирургического профиля определяется из расчета 6,5 - 7,5 м2 на одну койку при высоте помещения не менее 3 м и ширине не менее 2,2 м.. Стены должны быть выложены плиткой или окрашены краской. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами. Покрытия пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закруглённое сечение, стыки должны быть герметичными. Полы должны быть каменными или заливными, либо покрыты линолеумом.

При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтуса. Швы, примыкающих друг к другу листов линолеума, должны быть пропаяны. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и др).

Ориентация окон палат и лечебно-диагностических кабинетов хирургического отделения может быть любая, соотношение площади окон и пола должна составлять 1:6, 1:7. Температура воздуха в палатах -18-20 0С, влажность воздуха - 50-60%.

Вентиляция воздуха достигается путем открытия форточек. Для обеззараживания воздуха применяются бактерицидные ультрафиолетовые лампы. Лампы должны гореть в течение всего времени уборки палат и не менее часа после нее, так как во время уборки в воздух поднимается большое количество бактерий.

В помещениях хирургических стационаров больниц, построенных по современным типовым проектам, устраивается кондиционирование воздуха и механическая приточно-вытяжная вентиляция. Подачу приточного воздуха следует осуществлять сверху вниз, причем расположение приточных и вытяжных отверстий должно быть таким, чтобы исключалась возможность образования в помещении невентилируемых мест.

Мебельдолжная быть легкой, без сложной конфигурации поверхностей, иметь колесики для передвижения. Количество мебели следует максимально ограничивать в соответствии с потребностями.

В структуру хирургического отделения входят: палаты для больных, пост палатной медсестры, процедурный кабинет, чистая и гнойная перевязочные, санитарная комната, лечебные и диагностические кабинеты, кабинеты заведующего отделением и старшей медсестры, ординаторская, сестринская.

В хирургическом отделении должны быть туалеты, ванная, клизменная, отдельно должны быть туалет и душ для медицинского персонала.

Для кормления больных предусмотрена столовая. В хирургическом отделении кормление больных проводится, согласно, диеты, назначенной врачом. Кормление тяжёлобольных осуществляется средним и младшим медперсоналом.

Важное, значение для профилактики внутригоспитальной инфекции имеет правильное размещение больных в отделении. Чёткое разделение «чистых» и «гнойных» больных.

Обязательно каждому больному выделяют индивидуальные предметы ухода (подкладные судна, утки), которые дезинфицируют после использования каждым больным.

В структуре хирургического отделения с коечным фондом на 30 и более пациентов необходимо иметь две перевязочные - для проведения «чистых» и «грязных» перевязок. В хирургическом отделении, имеющем до 30 коек, допускается наличие одной перевязочной. Очередность перевязок планируется с учетом чистоты раны. При подготовке к работе перевязочной до начала работы проводится влажная уборка помещения перевязочной с обработкой всех поверхностей дезинфицирующими средствами.

Перевязочный стол для пациента (кушетка) дезинфицируют способом протирания и накрывают чистой простыней (пеленкой) перед каждой новой перевязкой.

Медицинская сестра и врач должны работать в халате (при необходимости – и в фартуке), перчатках, шапочке, маске. Предпочтительны халаты однократного применения.

Снятие повязки проводится перевязочной сестрой в чистых (нестерильных) перчатках.

Лечащий врач (оперирующий хирург) проводит перевязку в стерильных перчатках, которые меняет при каждой перевязке.

Все предметы со стерильного перевязочного стола берутся стерильным корнцангом (пинцетом).

По окончании перевязки отработанный материал, использованные перчатки, халаты сбрасывают в ёмкость для сбора отходов класса «Б»,и в дальнейшем подвергают дезинфекции и утилизации.

Инструменты многократного применения после перевязки дезинфицируют способом погружения в дезинфицирующий раствор, затем подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации (в ЦСО – при его наличии в лечебной организации).

В конце рабочего дня проводят уборку перевязочной дезинфицирующими средствами. Для обеззараживания воздуха в перевязочных, процедурных кабинетах применяются бактерицидные ультрафиолетовые лампы. Лампы должны гореть в течение всего времени уборки и не менее часа после нее. Бактерицидная лампа создает вокруг себя стерильную дозу до 2 - 3 метров. Один раз в неделю проводят генеральную уборку в перевязочной, о чем делают запись в журнале регистрации уборок.

Контроль обсемененности разных объектов и воздуха в хирургических отделениях осуществляется 1 раз в месяц. Выборочный контроль стерильности инструментов, перевязочного материала, рук хирурга, кожи, операционного белья и др. проводят 1 раз в неделю.

Для профилактики воздушно-капельной инфекции большое значение имеет соблюдение правил личной гигиены медперсоналом, отстранение от работы сотрудников с простудными и гнойничковыми заболеваниями.

Согласно приказу № 720 1 раз в 3 месяца проводится обследование медперсонала на носительство стафилококка в носоглотке. При положительном ответе сотрудник отстраняется от работы, в течение 3-4 дней закапывает в нос антисептик, регулярно проводит полоскания зева, после чего у него повторно берут мазок из носоглотки.

В профилактике внутригоспитальной инфекции в хирургическом отделении играет роль правильная утилизация отходов и уборка отделения.

Все отходы делятся на 5 групп и подлежат утилизации после соответствующей подготовки.

Наши рекомендации