Мотивационная характеристика.
Тема: Структура и свойства эмали после прорезывания зубов, «зоны риска» на зубах. Оценка резистентности зубов к кариесу по степени кислотоустойчивости эмали. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны / количества, вязкости, рh, буферной емкости и др. /КОСРЭ - тест.
Цель:Освоить оценку резистентности зубов к кариесу, изучить структуру и свойства эмали.
Занятия основаны на ФГОС – 3 ВПО, изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.
Конкретные цели.
Знать | Уметь |
1.Классификацию кариесогенных факторов. | 1. Использовать для определения кариесогенной ситуации в полости рта. |
2. Кариесрезистентность зубов к кариесу. | 2.Определять факторы кариес-резистентности зубов к кариесу. |
3.Кариесвосприимчивость зубов к кариесу. | 3.Определять факторы кариес-восприимчивости зубов. |
4.Уровни резистентности зубов к кариесу. | 4.Распределять на группы по уровню резистентности. |
5.Состав и свойства эмали зубов. | 5.Использовать при назначении профилактических мероприятий. |
Мотивационная характеристика.
Кариесогенная ситуация выражается в изменении баланса системы«эмаль - зубной налет - слюна».В регионах с высокой распространенностью кариеса встречаются лица, у которых это заболевание отсутствует, что позволило выделить группу кариесрезистентных лиц (устойчивых к кариесу). В то же время существуют люди, у которых интенсивность поражения зубов кариесом значительно превышает среднегрупповой уровень, таких определии в группу кариесвосприимчивых.
Кариесрезистентность и кариесвосприимчивость следует рассматривать в аспекте их взаимоотношения так же, как и кариесогенные факторы, они могут быть различной силы. Возникновение кариеса возможно при различных вариантах их взаимодействия. В кариесвосприимчивых зубах патологический процесс возникает раньше и чаще, что зависит от общего состояния организма в прошлом.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия.
1. Методика стоматологического обследования ребенка.
2. Анатомо-физиологические особенности строения молочных и постоянных зубов удетей.
3. Стадии формирования и сроки минерализации зачатков молочных и постоянных зубов.
4. Факторы, влияющие на минерализацию твердых тканей зубов.
5. Гигиенические и пародонтальные индексы.
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний.
1. Структура эмали зубов.
2. «Зоны риска» на зубах.
3. Общие и местные «факторы риска» развития кариеса.
4. Определение резистентности зубов к кариесу по степени активности кариозного процесса.
5. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны.
6. Оценка резистентности зубов к кариесу по степени кислотоустойчивости™ эмали.
7. Состав и свойства слюны.
Тестовые задания для оценки исходного уровня знаний.
1. Изменения в слюне после приема углеводов:
а) рН слюны понижается
б) слюна становится недонасыщенной кальцием, это проводит к выходу его из эмали
в) слюна становится перенасыщенной кальцием
г) слюна становится перенасыщенной магнием и фтором
д) слюна становится недонасыщенной фтором и фосфором, это проводит к выходу их из эмали.
2. Содержание кальция и фосфатов более выражено:
а) в поверхностном слое эмали
б) в глубоких слоях эмали
в) в дентине
г) в пульпе
д) в цементе.
3. Местный кариесогенный фактор:
а) неполноценная диета
б) питьевая вода
в) хронические заболевания организма
г) заболевания ЦНС
д) нарушение состава слюны.
Ситуационные задачи для оценки исходного уровня знаний.
Задача 1. Ребенку 7 лет. Жалоб не предъявляет. Живут в местности с содержанием фтора в питьевой воде 0,01-0,05 мг/л. При осмотре обнаружен симптом задержки зонда в фиссурах жевательных поверхностей 1.6 и 2.6 зубов. Ваша тактика.
План проведения занятия.
Место проведения занятия:терапевтический кабинет и кабинет гигиены.
Продолжительность:3 часа.
Оснащение занятия:стом. оборудование и инструментарий, набор медикаментов и пломбировочных материалов, муляжи, диапроектор, экран, ситуационные задачи, контрольные вопросы, тестовые задания.
Список литературы.
1. Водолацкий М.П. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний /М. П. Водолацкий с соавт. – Ставрополь, 2004.
2. Железный, П.А. Первичная профилактика стоматологических заболеваний / П.А. Железный, В.В. Рева. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 1996 (электронная версия).
3. Кузьмина, Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний / Э.М. Кузьмина с соавт. Учебное пособие. - М ., 1997 ,2001 .
4. Курякина Н. В. Профилактика стоматологических заболеваний / Н. В. Курякина. Медицинская книга. – Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.
5. Курякина Н. В. Терапевтическая стоматология детского возраста / Н. В. Курякина. Медицинская книга. – Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.
6. Максимовский Ю.М., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний / Ю.М. Максимовский, О. В. Сагина. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.
7. Попруженко Т. В., Терехова Т. Н. Профилактика основных стоматологических заболеваний. / Т. В. Попруженко, Т. Н. Терехова. – М.: МЕДпресс-информ, 2009.
8. Сайфулина, Х.М. Кариес зубов у детей и подростков / Х.М. Сайфулина. - М.; МЕДпресс , 2001.
9. Сунцов, В.Г. Стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов с соавт. Руководство для студентов и врачей. - Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.
Тема: Структура и свойства эмали после прорезывания зубов, «зоны риска» на зубах. Оценка резистентности зубов к кариесу по степени кислотоустойчивости эмали. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны / количества, вязкости, рh, буферной емкости и др. /КОСРЭ - тест.
Цель:Освоить оценку резистентности зубов к кариесу, изучить структуру и свойства эмали.
Занятия основаны на ФГОС – 3 ВПО, изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.
Конкретные цели.
Знать | Уметь |
1.Классификацию кариесогенных факторов. | 1. Использовать для определения кариесогенной ситуации в полости рта. |
2. Кариесрезистентность зубов к кариесу. | 2.Определять факторы кариес-резистентности зубов к кариесу. |
3.Кариесвосприимчивость зубов к кариесу. | 3.Определять факторы кариес-восприимчивости зубов. |
4.Уровни резистентности зубов к кариесу. | 4.Распределять на группы по уровню резистентности. |
5.Состав и свойства эмали зубов. | 5.Использовать при назначении профилактических мероприятий. |
Мотивационная характеристика.
Кариесогенная ситуация выражается в изменении баланса системы«эмаль - зубной налет - слюна».В регионах с высокой распространенностью кариеса встречаются лица, у которых это заболевание отсутствует, что позволило выделить группу кариесрезистентных лиц (устойчивых к кариесу). В то же время существуют люди, у которых интенсивность поражения зубов кариесом значительно превышает среднегрупповой уровень, таких определии в группу кариесвосприимчивых.
Кариесрезистентность и кариесвосприимчивость следует рассматривать в аспекте их взаимоотношения так же, как и кариесогенные факторы, они могут быть различной силы. Возникновение кариеса возможно при различных вариантах их взаимодействия. В кариесвосприимчивых зубах патологический процесс возникает раньше и чаще, что зависит от общего состояния организма в прошлом.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия.
1. Методика стоматологического обследования ребенка.
2. Анатомо-физиологические особенности строения молочных и постоянных зубов удетей.
3. Стадии формирования и сроки минерализации зачатков молочных и постоянных зубов.
4. Факторы, влияющие на минерализацию твердых тканей зубов.
5. Гигиенические и пародонтальные индексы.
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний.
1. Структура эмали зубов.
2. «Зоны риска» на зубах.
3. Общие и местные «факторы риска» развития кариеса.
4. Определение резистентности зубов к кариесу по степени активности кариозного процесса.
5. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны.
6. Оценка резистентности зубов к кариесу по степени кислотоустойчивости™ эмали.
7. Состав и свойства слюны.
Тестовые задания для оценки исходного уровня знаний.
1. Изменения в слюне после приема углеводов:
а) рН слюны понижается
б) слюна становится недонасыщенной кальцием, это проводит к выходу его из эмали
в) слюна становится перенасыщенной кальцием
г) слюна становится перенасыщенной магнием и фтором
д) слюна становится недонасыщенной фтором и фосфором, это проводит к выходу их из эмали.
2. Содержание кальция и фосфатов более выражено:
а) в поверхностном слое эмали
б) в глубоких слоях эмали
в) в дентине
г) в пульпе
д) в цементе.
3. Местный кариесогенный фактор:
а) неполноценная диета
б) питьевая вода
в) хронические заболевания организма
г) заболевания ЦНС
д) нарушение состава слюны.