Общая физиология желез внутренней секреции. гипоталамо-гипофизарная система

1. Понятие о железах внутренней секреции и их значение в регуляции функций в организме.

2. Классификация гормонов по химическому строению и функциональному значению. Свойства гормонов.

3. Характеристика действия гормонов на: обмен веществ, процессы морфогенеза, формирование пола и размножение, изменение и адаптацию функций организма.

4. Методы исследования желез внутренней секреции.

5. Механизмы взаимодействия гормонов с клетками. Понятие о клетках мишенях (гормонозависимые и гормоночувствительные), клетки нечувствительные к действию гормона. Типы рецепции гормонов клетками мишенями. Понятие о мембранных и цитозольных рецепторах.

6. Системы вторичных посредников действия пептидных гормонов и катехоламинов.

7. Взаимодействие между железами внутренней секреции и ЦНС. Механизмы регуляции выделения гормонов.

8. Строение и функции клеток гипофиза.

9. Гормоны передней доли гипофиза и их физиологическое значение.

10.Гормоны промежуточной и задней долей гипофиза, их значение.

11.Регуляция гипофиза. Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе, либерины и статины, их значение.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 1015 – 1041.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 199 – 217.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 47 – 49.

Контрольные вопросы к занятию № 10 на тему:

ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ

НАДПОЧЕЧНИКИ

1. Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин и норадреналин, их значение.

2. Гормоны коркового вещества надпочечников (минералокортикоиды, глюкокортикоиды и половые гормоны) их действие.

3. Роль гипофизарно-адреналовой системы адаптации при стрессе.

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

4. Гормоны щитовидной железы, их значение и механизмы регуляции

5. Последствия гипер- и гипофункции щитовидной железы.

РЕГУЛЯЦИЯ УРОВНЯ КАЛЬЦИЯ И ФОСФОРА ВОРГАНИЗМЕ

6. Значение гормонов кальцитонина, паратгормона и витамина DЗ в поддержании нормального содержания кальция и фосфора в организме.

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

7. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), их значение в регуляции уровня сахара.

8. Последствия нарушения внутрисекреторной функции поджелудочной железы, формы и основные проявления диабета.

ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

9. Роль мужских и женских половых гормонов в формировании пола и половых функций в организме.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 1042 – 1149.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 218 – 228.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 49 – 55.

Занятие № 11

Итоговое занятие по разделам:

«ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» и

«ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ»

Для самоподготовки использовать контрольные вопросы к занятиям 5-10

Контрольные вопросы к занятию № 12 на тему:

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

1. Кровь как внутренняя среда организма. Состав крови: плазма и форменные элементы. Объемное соотношение плазмы и форменных элементов, понятие о гематокрите.

2. Количество крови у взрослого человека и детей.

3. Функции крови: транспортная, защитная, регуляторная, остановка кровотечения, поддержания гомеостаза, буферная.

4. Состав и свойства плазмы крови.

5. Физико-химические свойства крови: цвет, вязкость, плотность, осмотическое давление, реакция крови. Особенности этих показателей у детей.

6. Физиологические механизмы регуляции констант крови.

7. Эритроциты, физиологическая роль. Количество и состав эритроцитов.

8. Эритропоэз и механизмы его регуляции.

9. Гемолиз эритроцитов, его виды. Понятие об осмотической резистентности эритроцитов.

10. Лейкоциты, их функции. Количество лейкоцитов у взрослых и детей. Лейкоцитарная формула. Особенности лейкоцитарной формулы ребенка.

11. Способы подсчета количества форменных элементов. Счетная камера, разведение крови для подсчета эритроцитов и лейкоцитов.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 465 – 500.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 229 – 236, 237 – 238, 239 – 256.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 6 – 8.

Контрольные вопросы к занятию № 13 на тему:

СКОРОСТЬ ОСЕДАНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ

1. Скорость оседания эритроцитов. Механизм и величина СОЭ.

2. Методика определения СОЭ по Панченкову.

3. Понятие о дыхательной функции крови. Способы обеспечения тканей кислородом. Дыхательные пигменты: гемоглобины, гемэритрины, хлорокруорины и гемоцианины.

4. Гемоглобин, его состав. Понятие о субъединице гемоглобина. Виды гемоглобина: HbA, HbF, миоглобин, аномальные формы гемоглобина, их содержание в крови.

5. Количество гемоглобина у взрослого человека и у детей.

6. Способы определения гемоглобина в крови.

7. Степень насыщенности гемоглобином эритроцитов. Среднее содержание гемоглобина в эритроците. Понятие о цветном показателе.

8. Соединение гемоглобина с кислородом - процесс оксигенации. Явление гем-гем взаимодействия. Понятие о кислородной емкости крови.

9. Другие соединения гемоглобина: карбоксигемоглобин, карбгемоглобин, метгемоглобин, присоединение к гемоглобину ионов водорода.

10. Спектры поглощения различных соединений гемоглобина.

11. Процессы распада гемоглобина и образования желчных пигментов.

Литература:

1. Учебник «Медицинская физиология» // А. Гайтон, Дж. Холл, – М. 2008, С. 465 – 475.

2. Учебник «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, – М.: Медицина, 2003, С. 236 – 237, 238 – 239.

3. Лекционные материалы.

4. Методическое пособие по возрастной физиологии человека для студентов педиатрического факультета. Ярославль 1977, С. 7 – 8.

Контрольные вопросы к занятию № 14 на тему:

Наши рекомендации