Работа с подростковыми проблемами

Чувство взрослости
работа с подростковыми проблемами - student2.ru Подростковый возраст — чрезвычайно важный период в становлении личности человека. Одним из важнейших новообразований подросткового возраста является формирование чувства взрослости и связанные с этим процессы изменения самосознания и самооценки.
Субъективно подросток считает себя взрослым, компетентным во многих сферах жизнедеятельности и, следовательно, хочет, требует, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. Взросление может идти как по одному, так и по нескольким направлениям одновременно: познавательно-интеллектуальному (развитие устойчивых познавательных интересов), морально-этическому (оценка поступков людей, мотивов поведения, становление собственных взглядов и оценочных критериев), социально-психологическому (стремление к интенсивному общению со сверстниками).
Наряду с этим происходит активное усвоение внешней атрибутики взрослости. Это проявляется в повышенном внимании к своему внешнему виду, манере одеваться, употреблять косметику, стремлении копировать отношения взрослых, желании свободно распоряжаться деньгами, временем. Эти формы взрослости появляются одними из первых, так как именно внешние отличия взрослого от ребенка очевидны.
Психологам, педагогам, социальным работникам, родителям важно определить ведущие для подростка сферы развития взрослости: именно они являются особо значимыми на данный момент и именно в них ему нужна помощь в признании своей взрослости, значимости. Необходимо, чтобы взрослые руководили содержательной стороной этого процесса (естественно, не путем запретов), помогая подростку обрести свою личность. Окружающие должны видеть, учитывать возросший уровень возможностей ребенка и вовремя откликаться на его требования по изменению границ своей самостоятельности.
Конфликт возникает чаще всего тогда, когда эти явления не замечаются, игнорируются окружающими взрослыми. Ребенок начинает первым перестраивать не удовлетворяющие его отношения, поскольку ощущает несправедливое отношение к себе, считает, что его недооценивают, с ним не считаются. Чувство обиды усиливает стремление к независимости, к выходу из-под контроля взрослого. Естественно, что в таком состоянии подросток не способен реально оценивать свои возможности.
Вовремя не замеченное начало конфликта может надолго разрушить отношения и оказать негативное влияние на формирование самооценки, адекватного чувства «Я», подменить понятие ответственности за свои поступки отрицанием всего, что идет от взрослых. Реализации потребности быть собой в подростковом возрасте всегда сопутствует беспокойство, чувство тревоги, страха быть не собой, а кем-то другим, быть отвергнутым.
Для коррекции уже возникших нарушений в отношениях, а также для их предотвращения наиболее эффективен метод когнитивно-поведенческой терапии — тренинг уверенности в себе. Этот метод подходит для работы по коррекции самых различных отклонений в поведении подростков. Мы использовали его для работы с подростками, которые были объединены в группу для занятий по следующим показаниям.
Жалобы родителей: на нарушение общения в семье (грубит, не разговаривает, отнекивается, не выполняет домашних обязанностей и т.д.); на нарушение обязанностей перед школой (плохо учится, любит погулять, прогуливает уроки, врет, что был в школе). Со стороны подростков претензии сводились в основном к следующему: «Требуют, как от взрослых, а разрешают, как детям», «Почему я должен ей (маме) что-то рассказывать, она мне не рассказывает» и т.д.
Соответственно, целями тренинга являлось:
1) формирование у подростков чувства взрослости, ответственности за себя и свои поступки, выработка уверенности в себе;
2) нормализация детско-родительских отношений;
3) снятие излишней тревожности к значимым ситуациям;
4) выработка различных стратегий поведения в конкретных ситуациях.

Дисморфофобные переживания
Трудно переоценить возможности когнитивно-поведенческого подхода при работе с дисморфофобными переживаниями у подростков (см. «Школьный психолог», № 45, 2003).
Как известно, дисморфофобия, или дисморфомания, — это патологическое состояние, включающее в себя триаду расстройств: 1) идею физического недостатка (объективно он отсутствует или излишне преувеличивается подростком); 2) идеи отношения и 3) депрессивный фон настроения.
Темами переживаний чаще всего служат недостатки лица: уродливый нос, торчащие уши, слишком круглое лицо, не та форма губ, некрасивая фигура. Вариантом дисморфофобии является синдром нервной анорексии: отказ от еды в связи с идеей избыточной полноты и с желанием похудеть. Иногда подобные мысли приходят под влиянием замечаний окружающих относительно внешности подростка. В основе переживаний могут лежать действительные физические недостатки: полная фигура, крупный нос. Однако доминирующее место, которое занимают эти переживания, не соответствует ни реальным особенностям внешности, ни интенсивности нанесенной психической травмы.
Разубеждать подростка в случае дисморфофобии бесполезно. Идея физической неполноценности целиком овладевает им и начинает определять все его поведение. Психотерапевт должен ставить перед собой единственно верную в тяжелых случаях цель: научить подростка смиряться с воображаемым или преувеличенным недостатком, жить с ним, скрывать от других болезненные переживания. Психотерапия в данном случае является дополнительным методом, основное — это лечение заболевания, на фоне которого возникают дисморфофобии и дисморфомании: шизофрения, пограничные состояния.
Нестойкие, эпизодические дисморфофобные переживания пубертатного периода не являются болезнью: недовольство своей внешностью в той или иной степени характерно для всех подростков. Причем возникновение этих переживаний не связано с социальным положением, позицией в группе, с количеством друзей, отношениями с родителями, успехами в учебе и т.д. Они возникают в связи с реальными, но незначительными недостатками (высокий рост, длинный нос, некрасивые ноги), но никогда не достигают бредовой убежденности, не определяют все поведение подростка, поддаются психотерапевтической коррекции и проходят с окончанием пубертатного периода.
Если у девочек недовольство собой возникает на фоне ускоренного развития (они болезненно переживают высокий рост, крупные молочные железы и т.д.), то у мальчиков переживания наблюдаются на фоне задержанного развития (невысокий рост, немаскулинные пропорции тела и т.д.). Эти переживания по поводу своей внешности проявляются и в особенностях поведения: одни подростки много времени проводят перед зеркалом, изучая свой «дефект», особенности своего лица и тела, чтобы «замаскировать» его, другие избегают зеркала. Может наблюдаться также «симптом фотографий», когда подростки отказываются фотографироваться даже для документов.
Однако, несмотря на «нормальность» описанных переживаний, для подростка они являются значительной психологической проблемой. Вследствие недовольства своей внешностью ограничивается круг общения, растет неуверенность, понижается самооценка, что еще более усиливает эмоциональные переживания по поводу своей внешности.
В этом случае необходима психотерапевтическая коррекция. Как правило, она эффективна и предотвращает более тяжелые последствия. Наиболее подходит для такой работы тренинговая группа.
Цели работы группы тренинга: 1) личностный рост; 2) формирование чувства уверенности в себе;
3) формирование навыков общения; 4) формирование новых критериев оценки себя и окружающих; 5) формирование чувства ценности личности.
Предлагаемая программа работы с подростками включает в себя следующие необходимые направления работы:
1. Процедуры и упражнения, нацеленные на развитие компетентности в общении, овладение навыками эффективного общения.
2. Процедуры и упражнения для обретения и развития уверенности в себе. Цикл занятий по имиджу, ставящий своей целью поиск наилучшего оформления внешности (наиболее подходящего стиля одежды, макияжа), выработка умения правильно подбирать аксессуары и составлять гардероб.
3. Упражнения психогимнастики, танцевальной и телесной терапии для освоения чувства тела и снятия зажимов.
4. Цикл домашних заданий для анализа и закрепления навыков и умений, полученных в групповой работе.
работа с подростковыми проблемами - student2.ru Хочется предупредить психологов, что при работе с дисморфофобными проявлениями необходимо учитывать следующие важные факторы:
1. Не переоценивать свои возможности в плане коррекционной психотерапевтической работы и при стойких проявлениях дисморфофобных явлений, сверхценности и навязчивости рекомендовать обращение к врачу для лечения основного заболевания.
2. Психотерапевтические процедуры должны быть направлены не на разубеждение, а на достижение понимания подростком возможности жить со своей внешностью, научение принимать себя таким, какой ты есть, ценности и уникальности любого человека.
3. При проведении групповой работы необходимо строго следовать принципу гетерогенности группы: в ней должны участвовать подростки, отобранные не только по принципу наличия дисморфофобных переживаний. Для достижения наиболее эффективного результата в группу включаются подростки, у которых переживания по поводу внешности не являются ведущими, но присутствуют проблемы другого плана, например неуверенность в себе, неумение найти общий язык с родителями, учителями, сверстниками и т.д. Также в группу приглашаются те, кто хочет пополнить знания о своей внешности, об уходе за собой, желающие найти свой стиль и имидж. Содержание работы группы таково, что позволяет решать все эти задачи.
4. Необходимо отметить, что для снятия проблемных дисморфофобных явлений групповая форма работы наиболее показана. Именно работа в группе позволяет не замыкаться на себе и своей внешности, формирует:
• новые критерии самооценки (меня оценивают не по форме носа, а по тому, как я проявляю себя в отношениях с другими);
• новые критерии сравнения себя с другими (у нее тоже полная фигура, но ее многие считают симпатичной и общаются с ней с удовольствием);
• умение относиться к себе и другим как к данности;
• понимание ценности любого человека.
Завершая изложение материала по работе с дисморфофобными переживаниями подростков, подчеркнем: цель работы — приобретение своего имиджа, новых навыков общения, личностный рост.

Беспокойство, тревога, страхи
Потребности подростка найти и совершенствовать свое «Я» сопутствуют беспокойство, тревога, страхи. В этом возрасте появляется социально обусловленный страх быть отвергнутым, изгнанным из коллектива сверстников, страх сделать что-то не так хорошо, как это надо сделать, не соответствовать общепринятым нормам. Страхи свидетельствуют, прежде всего, о неуверенности в себе, о существовании какой-либо опасности (возможно, вымышленной), гиперответственности и работа с подростковыми проблемами - student2.ru гиперсоциализации, повышенной эмоциональности, ранимости и о сильно развитом честолюбии. Подростки обычно тщательно скрывают свои страхи, они могут проявляться в постоянном беспокойстве и сомнениях, болезненных реакциях на любую неудачу, мнительности и раздражительности.
Наличие страха у подростка определяется по следующим признакам поведения, описываемым родителями, обращающимися за психологической помощью: «несколько раз проверяет вечером портфель — все ли собрано», «все время глаза на мокром месте», «не может сама принять даже незначительное решение — легче, когда думают за нее», «все время боится опоздать в школу — встает раньше всех, хотя еще есть время» и т.д.
При работе с данной категорией отклонений эффективным методом остается тренинг уверенности в себе, тренинг ассертивности.
Программа тренинга должна предусматривать следующие цели: 1) повышение уверенности в себе; 2) знание своих прав, осознание того, что любой человек имеет право на ошибку; 3) отработку навыка принимать решение; 4) формирование чувства ценности любой личности.
Кроме групповой, возможна индивидуальная форма работы с подростками, где эффективно применение отдельных техник когнитивного подхода, которые помогают пересмотреть некоторые убеждения и нормы.
Техника обсуждения и опровержения иррациональных взглядов, мешающих подростку, представляет собой активную беседу, в которой психолог обращает внимание на категоричные и бездоказательные утверждения и помогает смягчить или опровергнуть их. Категоричное «Я должен все успеть» заменяется на более мягкое «Мне бы хотелось все успеть», а «Я обязан это выучить» на «Я хотел бы это выучить».
Техника декатастрофизации (что будет, если) требует от подростка перечислить все возможные события и последствия, которые наступят, если произойдет (или не произойдет) событие, вызывающее страх и чувство тревоги. «Что будет, если ты не сделаешь это?», «Что будет, если ты откажешься это делать?» и т.д. Перечисление возможных последствий позволяет справиться со страхом и чувством тревоги по поводу наступления или не наступления события. Это также значительно уменьшает значимость ситуации по сравнению с началом беседы. Техника особенно показана для гиперответственных и гиперсоциализированных подростков.
Техника планирования деятельности сводится к тому, что подростка просят составить распорядок дня, наметить план деятельности и выставить оценки, насколько он удовлетворен этой деятельностью, используя шкалу от 1 до 10 баллов. Заполнение такого распорядка дня, его анализ с психологом приводят к тому, что подросток убеждается: он умеет контролировать свое поведение. Это закономерно ведет к снижению тревожности.

В.БАРАНОВА

СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Когнитивно-поведенческий подход
в работе с подростками

Окончание. Начало см. в № 29/2004

Младший школьный возраст — период активного становления самооценки, осознания себя, своих умственных способностей, физических сил, мотивов и целей своего поведения, отношения к сверстникам и взрослым. Обретение нового социального статуса и освоение новой социальной роли — ученика — вносят значительные изменения во все сложившиеся до школы системы взаимоотношений ребенка, формируют новые отношения. В этот период значительно увеличивается групповая идентификация в среде сверстников. Это возраст наиболее выраженной конформности. Задачей психолога становится исследование коллектива, выявление референтных и социометрических предпочтений, работа с «непопулярными» членами детского коллектива, формирование благоприятного климата.
С поступлением в школу ребенок становится подверженным все возрастающему влиянию окружающих, находящихся вне семейного круга. Усвоение навыков социального поведения, моральных стандартов происходит через общение с учителями. Кроме важной функции обучения, учитель выполняет еще несколько функций: контролирует, оценивает, поддерживает ребенка. Проблемы при адаптации к школе у ребенка возникают тогда, когда функции оценки и контроля занимают основные положения в деятельности учителя, а функция поддержки ослаблена или игнорируется.
Когда учитель занимает позицию главного «оценщика» жизнедеятельности ребенка (поведения и знаний), усиленную постоянным контролем, и не подкрепляет ее поддержкой, проблемы могут обретать более сложный характер: дети начинают бояться учителей. Задачей психолога является определение наиболее оптимального типа взаимоотношений ученика и учителя.
Новый социальный статус и новая социальная роль наполняют новыми требованиями и отношения ребенка с родителями. Со стороны родителей значительно усиливается контроль, что также порождает значительные проблемы этого возраста. Для преодоления этих проблем или для их предотвращения основной функцией родителей должна стать психологическая поддержка и защита. В работе с родителями состоит еще одна важная задача психолога и социального педагога.

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Проблемы и трудности адаптации к школе являются ведущими для младшего школьного возраста. Они могут быть выражены в разнообразных формах: повышенная тревожность, отсутствие новых друзей, нежелание идти в школу, трудности усвоения материала, общения с учителем, сверстниками, изменение отношений с родителями.

Случай из практики
Обратилась мама девочки-первоклассницы. Девочка пошла в школу в семь лет после посещения детского сада. Серьезных проблем до школы не наблюдалось. Подготовлена к школе в рамках программы детского сада (знала буквы, слоги). Младший ребенок в семье. Старший брат на год старше, ученик второго класса. Поводом обращения послужил факт обсуждения с учительницей нескольких ситуаций, когда девочка на занятиях в классе поднимала руку, чтобы ответить, но, вставая, не могла ничего сказать, молчала. Письменные задания в классе и дома она выполняла успешно. Никаких других жалоб у родителей не возникало, они склонны были видеть причины такого необычного поведения в особенностях личных взаимоотношений ребенка и учительницы.
Данные методического обследования показали, что у ребенка, во-первых, недостаточный уровень произвольной регуляции речевого общения, во-вторых — недостаточно развита произвольность поведения, существует сильная зависимость от взрослых и брата.
Очевидно, родители, уделяя много времени сыну-первокласснику, не смогли увидеть существование некоторых проблем развития дочери.

Для решения выявленных проблем использовались две основные методики поведенческой терапии: скилл-терапия— для развития навыков произвольности, саморегуляции и самоконтроля и методика контактной десенсибилизации — для снятия тревоги и страха в определенных ситуациях. Последовательность этапов коррекционной работы по методу скилл-терапии включала фазу моделирования (психолог ставит задачу и, рассуждая вслух, решает ее), фазу совместного решения задачи, фазу вербализованного самостоятельного выполнения задачи ребенком и самоподкрепления (девочка, выполняя задание, обязательно поощряла себя словами «Я смогу», «Я справлюсь» для снятия тревожности), фазу скрытого выполнения задачи во внутреннем плане. В качестве заданий выбирались интересные для ребенка логические задания, ребусы, что добавляло мотивации к занятиям и играло роль дополнительного положительного подкрепления. Однако особенное внимание уделялось заданиям, связанным с развитием речевого общения (составление рассказов по картинкам, придумывание сказок по ключевым словам и т.д.).
При проведении методики контактной десенсибилизации составлялся список реальных ситуаций, ранжированный по степени испытываемой тревоги. Тренировка в этих ситуациях (многолюдности, повышенного внимания, оценочного внимания, сильной мотивации хорошо ответить) обязательно включала этап моделирования. Этот этап состоял из наблюдения в этих ситуациях за другим ребенком, который не испытывал тревоги. Это происходило, например, в реальной ситуации урока. Упражнения предполагали постепенную тренировку. Сначала девочка оставалась после уроков и в более спокойной обстановке отвечала выученное правило или стихотворение только учительнице. Когда эта ситуация перестала вызывать тревогу, ее несколько изменили — в классе оставались дежурить две одноклассницы, которые также слушали, как девочка отвечает урок учительнице и т.д.
После серии занятий были сняты проблемы излишней тревожности, были даны рекомендации родителям продолжать упражнения на развитие произвольного поведения.

СТРАХИ

Ведущий в данном возрасте страх — несоответствия социальным ожиданиям и требованиям ближайшего окружения (родителей, учителей, сверстников). Появляются такие социально ориентированные страхи, как страх опоздать, сделать не так или не то, совершить ошибку, быть осмеянным, наказанным.
С точки зрения психологической работы, именно в этом возрасте должно быть сформировано умение адекватно оценивать свои поступки с точки зрения социальных ожиданий. Основными психологическими факторами возникновения страхов в этом возрасте являются:
1) гипертрофированный уровень притязаний; 2) отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками и другими взрослыми; 3) недостаточная уверенность в себе, в своих силах и знаниях; 4) сильная эмоциональная привязанность к матери; 5) драматизация и контроль со стороны родителей. Именно в этих направлениях должна проходить работа психологов и социальных педагогов.
Основные проблемы, заявленные родителями или выявленные школьным психологом, могут быть определены в целом как школьная фобия. Это целый комплекс страхов: перед посещением школы, боязнь учителя, плохой отметки, боязнь отвечать, боязнь вопроса, на который не знает ответа, боязнь пропустить школу и отстать в учебе от сверстников.

Случай из практики
Обращение мамы девочки-первоклассницы. Единственный ребенок в семье, посещала детский сад, проблем никогда не возникало. Девочка учится на «отлично», выполняя все задания и требования учительницы. Маму беспокоило то, что с некоторых пор она стала замечать у дочери навязчивую боязнь заболеть (и как следствие — пропустить занятия, отстать в учебе от сверстников, перестать быть любимой родителями и учительницей). Девочка отказывалась от любимого мороженого, очень жалела детей, которые по болезни пропускают школу, просила записать ее в спортивную секцию, чтобы «закалиться и никогда не болеть».
В результате коррекционной работы выяснилась негативная роль в возникновении данного страха родителей, которые, с одной стороны, полностью контролировали процесс подготовки уроков, с другой — постоянно апеллировали к чувству долга, ответственности, к тому, что «ты стала уже взрослой», практически напрямую увязывая хорошее отношение к ребенку с отличными отметками в школе. Данные обследования также выявили такую особенность личностного развития девочки, как значительная зависимость от родителей и других взрослых.

Целями коррекционной работы в данном случае являлись: 1) уменьшение степени тревоги и нервно-психического напряжения в ситуациях, связанных со школой; 2) уменьшение гиперответственности; 3) развитие навыков произвольности и самоконтроля; 4) формирование большей уверенности в себе.
Использовалась методика эмотивного воображениякак вариант метода систематической десенсибилизации (постепенного уменьшения чувствительности к ситуациям, вызывающим тревожность). Согласно методике эмотивного воображения, сначала была составлена иерархия ситуаций, вызывающих тревогу и страх. (Боюсь пропустить школу, получить не ту отметку, чего-то не знать, сразу не ответить, все будут смеяться надо мной, учительница будет недовольна мной, мама и папа не будут меня любить.) Далее выбирались любимые герои, с которыми девочка себя частично идентифицирует. В данном случае ими явились кукла Барби и Золушка. Дальнейшая работа состояла в том, чтобы представить этих героев в ситуации школы: ребенок представляет и рассказывает, как они пошли в школу, что с ними там происходило, при этом необходимо, чтобы воображаемые ситуации были достаточно реальны и близки ребенку. После достаточной вовлеченности ребенка в игру постепенно вводились ситуации, вызывавшие страх.
Например, Барби заболела и не пошла в школу. Что она чувствует? Что скажет ей мама? Позвонят ли подружки? Будут ли ей рады в школе, когда она поправится? Что она делает дома? Каждая ситуация отрабатывалась очень подробно, пока не исчезали признаки тревоги.
Для формирования большей уверенности в своих силах, уменьшения зависимости от взрослых достигнута договоренность с родителями о том, что они займут позицию готовности помогать, вместо полного контроля. То есть некоторое время (один-два месяца) будут проверять не все домашние задания дочки, а только те, которые вызовут у нее затруднения, и она сама попросит об этом. Кроме этого, даны рекомендации родителям по коррекции своего очень значимого отношения к отметкам ребенка, для того чтобы уменьшить ощущения девочки, что ее любят только за хорошие отметки.

В.БАРАНОВА

УРОДЛИВ
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

работа с подростковыми проблемами - student2.ru ДИСМОРФОФОБИЯ— болезненный синдром, состоящий в обостренном переживании человеком своего физического несовершенства, навязчивых идеях собственного уродства, основанных на реальных, а чаще — мнимых телесных аномалиях.
Несмотря на то что данное явление, а также обозначающий его термин относятся к сфере психиатрии, для психолога, особенно школьного, оно также представляется весьма важным ввиду широкого распространения и значительного влияния на поведение многих людей, прежде всего — в подростковом и юношеском возрасте.
Согласно данным, опубликованным в современной печати, до 80% подростков недовольны своей внешностью, причем это недовольство окрашивает в минорные тона все их мироощущение, препятствуя полноценной жизни. Даже если учесть, что эти данные могут быть преувеличены журналистами, тенденция выявляется настораживающая.
В литературе, в том числе в газетных и журнальных публикациях, данное явление нередко описывается с помощью литературных образов. В прежние времена разные авторы использовали такие определения, как синдром Сирано де Бержерака, синдром Терсита, синдром Ван Гога и т.п. В эпоху Бивиса и Батхэда, когда нулевая эрудиция стала нормой жизни, эти названия практически вышли из употребления. В наши дни наиболее популярное обиходное название — синдром Квазимодо. При том, что последние читатели Гюго скоро вымрут как вид, даже их не читающим внукам имя Квазимодо знакомо благодаря создателям популярного мюзикла.
Однако и такое название нельзя признать удачным. Как известно, Квазимодо — персонаж романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» — испытывал тяжкие душевные страдания из-за своего уродства, которое вызывало к нему недоброжелательное отношение окружающих. Страдающие же дисморфофобией подростки, как правило, не имеют достаточных объективных оснований для своих отрицательных переживаний.
Впервые явление дисморфофобии было описано итальянским психиатром Э. Морселли в конце ХIХ в.; им же был введен в научный обиход и данный термин. В начале ХХ в. это явление в своих работах довольно подробно описал П. Жане. Отечественные авторы также не обошли его вниманием — сходное с дисморфофобией состояние (хотя и без употребления самого термина) описано В.М.Бехтеревым в серии работ 1899–1905 гг., а также С.А. Сухановым (1905).
Первой отечественной работой, посвященной собственно дисморфофобии, является статья Н.Е.Осипова, вышедшая в 1912 г. В ней автор, применяя со ссылкой на Морселли термин «дисморфофобия», описывал больную, страдавшую из-за своего якобы слишком высокого роста и уродливого лица; последнее побуждало ее настойчиво добиваться хирургического вмешательства. Страдания больной доводили ее до мысли о самоубийстве — с целью уморить себя голодом она однажды отказывалась от пищи в течение 20 дней.
Данный случай Осипов, один из пионеров российского психоанализа, попытался трактовать с фрейдистских позиций, и лечение в его описании носило психоаналитический характер. К сожалению, о его эффективности можно судить только по словам самого Осипова, а, как известно, психоаналитики считают свой метод безупречным (что, по мнению представителей других подходов, далеко не бесспорно). Кроме того, в работе Осипова синдром был описан на примере интересного частного случая, насчет его распространения никаких суждений не высказывалось. Это и понятно — до недавних пор явление массового характера не имело.
Специальная монография на эту тему, наиболее полно анализирующая синдром с психиатрических позиций, написана
М.В. Коркиной сравнительно недавно; необходимость ее появления, по словам самого автора, вызвана широким распространением синдрома в последней трети ХХ века. В последние годы к обсуждению проблемы активно подключились психологи — главным образом в связи с тем, что в большинстве наблюдаемых случаев явление не носит характер острой патологии и требует немедицинского вмешательства.
По мнению большинства авторов, широкое распространение явлений, подобных дисморфофобии, в подростковом и юношеском возрасте определяется самой спецификой этого возрастного этапа, когда обостряется внимание к своим внешним данным (так же как и к мнению о них окружающих). Примерно в возрасте 12–13 лет происходит переход от индивидуального к общественному самосознанию, что выражается в более высоком уровне восприимчивости к информации, касающейся самооценки, определения своего места в социуме.
Еще основоположник эволюционной теории Ч. Дарвин наглядно показал, что внимание к своей наружности и главным образом к лицу, имеющее наиболее важное значение в молодом возрасте, является фактом, эволюционно обусловленным, тесно связанным с особенностями филогенетического развития.
В своем труде «О выражении ощущений у человека и животных» при объяснении природы таких явлений, как стыд, застенчивость, скромность, Дарвин писал: «...Люди в течение бесчисленных поколений обращали частое и серьезное внимание на свою наружность, и в особенности на лицо», подчеркивая в то же время, что эти особенности значительно сильнее выражены у молодых. Кроме того, Дарвин указывал и на чрезвычайное значение в оценке собственной внешности мнения о ней других людей: «...Мысль о том, что думают о нас другие, вызывает краску на нашем лице».
П.Б. Ганнушкин, отмечая, что «жизнь есть постоянное развитие» и что «преобразование личности происходит большей частью не только путем равномерной эволюции, но и как следствие ряда сдвигов, прерывающих от времени до времени спокойное и медленное ее развитие», указывал, что эти сдвиги прежде всего соответствуют тем возрастным периодам, которые характеризуются значительными изменениями функций эндокринных желез, — так называемым возрастным кризисам (в медицине это понятие имеет иное значение, чем в психологии); наиболее важным из них является период полового созревания. Давая характеристику этого периода, Ганнушкин писал: «...Сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим и создает у него одновременно ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой».
Свойственное подростковому и юношескому возрасту внимание к своей внешности, чувство недовольства собственной наружностью очень ярко описаны Л.Н. Толстым во второй и третьей книгах его автобиографической трилогии («Отрочество» и «Юность»). В частности, свое состояние в пору отрочества Толстой описывает следующим образом: «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я был убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не только самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее».
Надо отметить, что недовольство своей внешностью, теми или иными чертами лица или фигуры — явление довольно частое среди психически здоровых подростков и юношей, наблюдающееся иногда эпизодически, иногда более или менее перманентно. Но у здоровых людей эти мысли не занимают доминирующего положения в иерархии жизненных ценностей и не определяют все их поведение, весь их жизненный уклад.
В других же случаях убежденность в наличии какого-то физического недостатка может носить характер патологии, нередко очень тяжелой. Данная патология, особенно на ранних стадиях заболевания, вызывает большие диагностические затруднения ввиду внешней схожести с обычными, психологически понятными способами поведения. Поэтому в вынесении суждения по данному вопросу психологу следует быть особенно осторожным — возможно, некоторые акцентуации самоощущения подростка не выходят за рамки его компетенции и поддаются коррекции психологическими методами, но не исключено, что налицо и нарастание болезненного синдрома, о чем квалифицированно может судить лишь психиатр.
Нынешнее распространение «синдрома Квазимодо» многие специалисты склонны объяснять навязчивым влиянием массовой культуры, насаждающей нереалистичные стандарты внешности в качестве эталонов. Кроме того, усовершенствование внешности всевозможными косметическими и даже хирургическими средствами превратилось в чрезвычайно прибыльную отрасль индустрии, заправилы которой кровно заинтересованы в насаждении синдрома в массах. В результате самоопределение молодого человека опирается на навязанные ему искусственные эталоны, сравнение с которыми в большинстве случаев приводит к занижению самооценки. Насаждение эталонов начинается еще в детском возрасте посредством соответствующих игрушек — в частности, невероятно популярной во всем мире куклы Барби.
Американский психолог Келли Браунелл с помощью компьютера придал фотографии девочки-подростка пропорции, характерные для популярной куклы. На полученном снимке оказалось хорошо видно, что это совершенно ненатуральные и более того — неэстетичные пропорции. Браунелл опасается, что такие куклы способствуют распространению среди подростков серьезного психического заболевания — нервной анорексии, когда навязчивая страсть к усовершенствованию фигуры приводит к полному истощению.
Впрочем, у семилетней дочки психолога целых шесть таких кукол...
В тех случаях, когда мания усовершенствования внешности не обостряется до патологии, психологи рекомендуют проводить с подростками разъяснительную, консультативную и психотерапевтическую работу, направленную на формирование здоровой самооценки, в частности — критичности к нереалистичным эталонам.
Похоже, умение правильно воспринимать увиденное в глянцевых журналах пора преподавать в школах как особый раздел основ безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, подростков необходимо готовить к тому, что на определенном этапе их развития перемены в их внешности могут носить не слишком приятный характер. Соответствующие примеры ярких и успешных личностей (той же Джулии Робертс, пережившей в школьные годы немало насмешек) помогут подросткам понять, что перемены преходящи. К тому же окружающие воспринимают нас в целом, а не по частям, и производимое нами впечатление складывается преимущественно из психологических особенностей, а не только телесных.
Избыточная озабоченность своим несовершенством нередко сопутствует жизненной ситуации, в которой подросток не видит в окружающем мире источников подтверждения своей высокой самооценки. И здесь действенным средством выступает переключение внимания на те виды активности, в которых он или она могут реально достичь ощутимых успехов и заслужить одобрение

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук,
кандидат психологических наук

РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ:
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Наши рекомендации

№ газеты Учебный материал
Лекция 1. Психологическое здоровье как ключевое понятие школьной психологической службы, определяющее работу с родителями
Лекция 2. Стратегии и формы групповой работы с родителями
Лекция 3. Активные формы групповой работы с родителями. Контрольная работа № 1
Лекция 4. Активные методы консультирования: детско-родительские мероприятия, тренинги
Лекция 5. Индивидуальное консультирование родителей. Общие принципы
Лекция 6. Консультирование родителей с опорой на тип нарушения психологического здоровья ребенка. Контрольная работа № 2
Лекция 7. Индивидуальное консультирование родителей с опорой на особенности возраста. Специфика возрастного кризиса
Лекция 8. Личностная готовность психолога к работе с родителями
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагоги