Температуры наружного воздуха

В литературе имеются неопровержимые свидетельства влияния температуры наружного воздуха на показатели общей заболеваемости и тепловых поражений. Выявлена тесная корреляционная связь между общей заболеваемостью и температурой наружного воздуха, в частности, например, в период автономного плавания в высоких широтах. На основании большого числа наблюдений было выведено следующее уравнение, по которому можно прогнозировать увеличение заболеваемости в зависимости от изменения температурных условий:

Температуры наружного воздуха - student2.ru где (2)

Z – кратность увеличения заболеваемости по сравнению с условиями, соответствующими гигиеническим нормативам;

Температуры наружного воздуха - student2.ru - постоянный коэффициент;

Dt – повышение (понижение) средней температуры наружного воздуха по сравнению с линией комфорта, оС;

р – эмпирический коэффициент, определяемый по таблице 3.

Таблица 3

Поправка коэффициента р к значению температуры воздуха

Направленность изменения температуры воздуха Отклонения температуры наружного воздуха от +19оС, %
до 19 20-39 40-59 60-79 80-100 > 100
Увеличение
Уменьшение

Пример 1. В районе плавания транспортного судна по результатам многолетних наблюдений температура воздуха прогнозируется в июне – 22оС, в июле – 32оС, в августе – 24оС. Средняя температура воздуха в период плавания будет составлять:

Температуры наружного воздуха - student2.ru .

Отклонение от комфортной температуры (19оС) составляет 26 – 19 = 7оС. Величина различия средней температуры воздуха с температурой, соответствующей линии комфорта, в процентах рассчитывается по уравнению:

19 – 100%

26 – Х%

Температуры наружного воздуха - student2.ru

То есть, отклонение в процентах составит: 136,84 – 100 = 36,84%. В таблице 2 находим величину р, которая составляет 30. Подставляем найденные величины в формулу 1 и рассчитываем прогнозируемую кратность увеличения заболеваемости по сравнению с комфортными условиями:

Температуры наружного воздуха - student2.ru

Таким образом, при средней температуре воздуха в период плавания 26оС прогнозируется увеличение заболеваемости в сравнении с обычным уровнем в 1,54 раза.

Пример 2. Средняя температура района плавания в сентябре, октябре, ноябре по многолетним наблюдениям составляет 12оС. То есть, как и в примере 1 отклонение от линии комфорта составляет 7оС, однако с отрицательным знаком. По таблице 2 находим поправку р, которая равна 300. Подставляем найденные значения в формулу 1 и рассчитываем прогнозируемую кратность увеличения заболеваемости:

Температуры наружного воздуха - student2.ru

Использование на практике приведенного способа прогнозирования увеличения общей заболеваемости в зависимости от температуры воздуха показало сопоставимость расчетных и реальных данных заболеваемости (коэффициент корреляции 0,87±0,24).

Следует отметить, что повышение температуры, если иметь в виду различия с комфортной температурой, в значительно большей степени оказывает влияние на уровень общей заболеваемости в сравнении с низкими температурами. Об этом убедительно свидетельствуют приведенные выше примеры. И в примере 1, и в примере 2 Dt (отклонение от комфортной температуры) = 7°C. Однако прогнозируемый уровень повышения общей заболеваемости в примере 1 (повышение температуры) значительно выше в сравнении с примером 2 (понижение температуры).

Указанный факт объясняется тем, что в условиях понижения температуры воздуха в большинстве случаев нормальный теплообмен может поддерживаться с помощью адекватной температурным условиям одежды и обуви, тогда как в условиях повышенных температур эффект их влияния на теплообмен значительно ниже.

Значение возможности прогнозирования уровня заболеваемости в каком-либо районе в связи с климатическими особенностями чрезвычайно велико, так как позволяет предвидеть общий уровень состояния здоровья людей, что дает возможность коррекции санитарно-гигиенического обеспечения соответствующего контингента, направленной на предупреждение негативного воздействия температуры наружного воздуха. Особенно важен такой прогноз при медицинском обеспечении плавания судов в различных широтах, вахтового способа труда.


Наши рекомендации