Защитная функция зависти к пенису и страхи за Я

Я, естественно, не хочу недооценивать защитную функцию зависти к пенису для женственности. Я постоянно подчеркиваю чувство вины, поскольку эта сторона женской психосексуальности, по-моему, рассматривается реже, чем нарциссические страхи за Я.

Изо дня в день клиника показывает нам, что многие женщины хотят иметь пенис, чтобы избежать проникновения пенисом, который, как они чувствуют, угрожает их целостности1; они кастрируют этот опасный пенис, препятствуя его

приближению.

Но мы можем задаться вопросом: о каком пенисе в данном случае идет речь? Доктор К.-Ж. Люкс-Пара пишет в своей работе «Смена объекта»: Если желанное проникновение представляется как угроза телесной целостности и целостности Я; если пенис остается носителем неограниченного фаллического могуще­ства (а слишком большой пенис, не соответствующий размерам девочки, которая его желает, является наследником захватнического, разрушающего, расчленяющего, де­зорганизующего фаллического могущества первичного материнского фаллоса2), генитальное отношение, проникновение будет пережито как желание невыносимое, неприемлемое для Я, находящееся в противоречии с фундаментальной нарцисси­ческой защитой и самосохранением.

Как и доктор Люке-Пара, я полагаю, что этот искажающий пенис действительно является аналогом материнского фаллоса анальной фазы, который у девочки тесно связан с преследующим ядром, пассивной гомосексуальной позицией, точ­кой фиксации паранойи у девочек. Тогда мы могли бы задать вопрос, правомерно ли в случае, когда беспокойство по поводу отцовского пениса идентично тому, которое возникает, если объектом является фаллос матери, говорить о какой-то «смене объекта», будем ли мы действительно иметь дело с позитивной эдиповой

ситуацией.

То, что здесь произошел «перенос» материнских инвестиций на отца и что эти инвестиции аналогичны, а проекции просто смещаются, по-моему, соответствует действию механизма защиты, нацеленного на избегание отношения с опасной фаллической матерью и установление при этом отношения с отцом; однако по­добный защитный механизм не работает, поскольку проекции остаются неизменными, а оба объекта недостаточно дифференцированы.

Можно предположить, что отец в таком случае не выполняет роли адекватной поддержки проекции хороших сторон объекта — первичного объекта — и, в част­ности, что сам первичный объект был отчасти плохим. Процесс идеализации не происходил полноценно, и он не создает условий для реальной ситуации с тремя участниками. Точно также защитная кастрация, зависть к пенису, служащие препятствиями для проникновения, кажутся мне связанными, главным обра­зом, с фаллическим материнским имаго, хотя, похоже, они адресуются отцу, но

1Я снова хотела бы подчеркнуть, что «избегать проникновения» также может служить способом сохранения объекта. Вся совокупность агрессивного поведения, направленного на отца, часто может быть понята как оберегающая его от контакта.

2 Выделено мной. — Ж. Ш.-С.

отец не становится носителем отцовской функции и отцовских атрибутов, а играет роль заместителя матери, носителя анального разрушающего фаллоса1.

Поэтому мне кажется, что страхи за Я следует анализировать под углом зрения пассивной гомосексуальности и идентификаций (см. статью «Функциональные аспекты и структурирующая роль гомосексуального инвестирования в ходе психоанализа взрослых» д-ра Марти и д-ра Фэна).

Можно обнаружить смысл этой кажущейся нарциссической защиты от проникновения пениса, а фактически, материнского фаллоса, в некоторых случаях супружеских разногласий.

Женщины, которые нападают и кастрируют своего мужа, бессознательно вступили в брак с плохой матерью (это также часто является верным и в отношении мужа). Фройд давно отметил, что многие женщины выходят замуж за заместителей матери и амбивалентны по отношению к ним.

Я думаю, что этот факт является одновременно результатом эдиповой виновности (не забирать отца у матери, не инкорпорировать пенис отца) и компульсивного повторения.

Речь идет о попытке овладеть детской травмирующей ситуацией и активно пережить то, чему подвергался пассивно и что не было интегрировано в отношение с матерью. В данном случае это отношение является гомосексуальным.

Случается, и это указывает на то, что муж не представляет в таком случае отца, что идеализированное отцовское имаго остается к тому же в неприкосновенности и сохранности.

Так как раз и произошло с Адриенной, молодой и привлекательной матерью семейства, которая, занимая высокое общественное и финансовое положение, сохранила простоту и доброжелательность. Она рассказала мне, что вышла замуж, совершив необдуманный шаг. Она «встречалась» с молодым человеком, которого любила, но, по не вполне понятной для нее самой причине, она приняла ухаживания своего нынешнего мужа. У него, по-видимому, были садистические наклонности: он бил ее и проявлял по отношению к ней первертные сексуальные желания. В то же вре­мя он казался ей необычайно предупредительным, что придавало ему особую двой­ственность, и Адриенна очень точно мне ее описала. Она сказала, что постоянно ис­пытывает злость и упрекает мужа: он не дает ей свободы, не разрешает бегать, напевать вполголоса, свистеть; заставляет носить корсет... и т. д. К тому же он обманывает ее. Очень скоро выясняется, что муж представляет собой двойник ее матери. Мать вме­шивалась в ее дела, следила за ней, контролировала ее, заставляла работать, никогда не оставляла в покое и не давала ей свободы.

За столом, когда мать сердилась, она бросала детям в голову вилки.

Эта сторона матери, прежде всего, была спроецирована на меня, и вначале анализ проходил трудно; к тому же пациентка приходила не по своему желанию, а по настоянию мужа. (Тем не менее, она извлекает из аналитического процесса дос­таточно удовлетворения, чтобы оставаться в анализе, несмотря на присутствие у нее чистой истеро-фобической структуры.)

Так, например, уходя в конце сеанса, она чувствует себя совсем маленькой, сумка превращается в школьный портфель, а я повсюду следую за ней: в метро, на

1 Разумеется, может произойти и регрессия.

улице и даже в спальне. Она продолжает чувствовать запах моей квартиры. Она чувствует меня за спиной и т, д. (несмотря на содержание, отношение и структура не содержат ничего паранойяльного, И сохраняется реальная возможность инсайта),

Адриенна очень любит отца, в семье именно мать вносила штаны», забирала у отца деньги, контролировала мелкие расходы, не пускала его в дом, если он задерживался, и т. д. Адриенна предпринимает попытку самоубийства, когда у ее дедушки ампутировали конечность. Вслед за этим она навещает его в больнице, окружает заботой и внима­нием, решив стать медсестрой. Все эти месяцы она будет сдавать в больнице кровь (прямая связь между ее суицидом, ампутацией, перенесенной дедушкой, и попытка­ми возмещения проявилась лишь в ходе анализа, о каждом из фактов она сообщала по отдельности, связи между ними совершенно не осознавались).

Дедушка — отец ее матери. Мать относилась к нему равнодушно, не занималась им и совсем не беспокоилась о нем, в отличие от Адриенны. Когда он умирает после ампутации второй конечности, Адриенна потрясена поведением матери: та у посте­ли умирающего первым делом забирает его сигареты и деньги.

«Как может она думать о выгоде?... Я вижу в лесу зверя, похожего на огромного каба­на, как охотники его окружили. Они хотят содрать с него шкуру».

Ее муж как раз уехал охотиться. Он прислал ей кусок кабаньего мяса, к которому она не решается притронуться.

Адриенна ведет себя с мужем совсем по-другому, чем с отцом или дедушкой. Она час­то без всякого стеснения нападает на него, требуя денег, собственную машину. Она критикует мужа, находит, что он похож на клоуна, в открытую над ним насмехается.

Однажды имаго, которое она проецирует на мужа, проявилось более отчетливо:

«В своем домашнем костюме, — говорит она, — он до ужаса похож на мою свекровь».

Незадолго до этого мать появилась в ее сне, под видом аббата в сутане.

На меня она проецирует то хороший образ идеализированного отца, жертвы кастрирующей матери, то образ фаллической матери, анального сближения с которой она ожидает и одновременно отвергает, поскольку пережила интрузивный сфинктерный тренинг.

«Я все еще чувствую вас спиной, я боюсь... Нет никакого желания разговаривать. Я чувствую, вы собираетесь задавать мне вопросы, и боюсь этого. Это глупо, ведь вы никогда ни о чем не спрашиваете... Или все не так... Я ничего не буду говорить».

«Образ мужа преследует меня. Я думаю о нем, и все же он нервирует меня. Я не хочу с ним спать... Я видела во сне крысу, она царапала своими когтями ягодицы моей дочери...»

По-моему, очевидно, что ее отношение к мужу и в какие-то моменты ко мне в переносе служит выражением защиты от пассивного гомосексуального отноше­ния с фаллической матерью, на которую она нападает, которой она противостоит, которую она кастрирует, чтобы помешать ей приблизиться и доказать, что между ними нет тайного соглашения, в то время как ее отношения с отцом основаны на контридентификации с фаллической матерью, на идеализации отца, которого она пытается восполнить.

Отношение к мужу-матери связано с нарциссическими страхами за телесное Я, а отношение к отцу-дедушке — с чувством вины.


Наши рекомендации