Материально-техническое обеспечение методики

Описание метода

Формула метода

Новая оригинальная экспериментально-психологическая методика "Уро­вень невротической астении" (УНА) является медико-психологическим экспресс-диагностическим инструментом для выявления степени выражен­ности астении невротического характера.

1.1. Принципиально новым в разработке экспериментально-психологичес­кой
методики, предназначенной для количественной оценки степени вы­раженности
невротической астении, является использование для построения
диагностической шкалы одного из методов теории распозна­вания
образов.

Эта общая теория, развитая в информатике, рассматривает задачу кон­струирования решающего правила для классификации наблюдений по за­данной совокупности признаков, известных для каждого наблюдения. Решающее диагностическое правило вырабатывается на основании ана­лиза образцов наблюдений, для которых определена принадлежность к ди­агностическим классам ("обучающая выборка"). Эффективность выработанного решающего правила определяется на материале новых, ранее не использованных наблюдений ("контрольная выборка").

Одним из самых распространенных и простых для реализации мето­дов распознавания образов является построение линейных дискримина­торов, которые представляют собой алгебраическую сумму диагностических коэффициентов, соответствующих отдельным значени­ям используемых признаков. При разработке шкалы УНА был использо­ван линейный дискриминатор с диагностическими весами, которые определяются как логарифмы отношения правдоподобия.

Диагностические шкалы опросника УНА были разработаны раздель­но для мужчин и женщин.

1.2. Процедура конструирования опросника включала несколько эта­пов. Формирование списка утверждений разработанного опросника бази­ровалось на опыте изучения астении у больных в клинике неврозов. Астения (греч. astheneia - бессилие, слабость) - состояние нервно-психи­ческой слабости - является одним из самых распространенных симптомообразований, входящих в клиническую картину различных
нервно-психических исоматических заболеваний. В клинике неврозов
астенический синдром являетсяодним из наиболее часто встречающих­
ся. Многие авторы отмечаютеще большее увеличение астенических проявлений при неврозах в последние десятилетия. Кроме того, исследования последних лет показали, что астенический синдром часто наблюдается не только при неврастении, при которой он традиционно считался большин­ством авторов облигатным, но и при других формах неврозов, что следует учитывать при диагностике в клинической практике.

Описано множество клинических проявлений невротической астении, однако, очевидно, что в целом для астенического синдрома при неврозах, как и для других форм пограничных нервно-психических расстройств, характерна триада, включающая помимо проявлений астении, вегетатив­ную дисфункцию и расстройства сна.

Собственно астения проявляется в усталости, повышенной утомляе­мости, снижении работоспособности. Следует различать усталость как субъективную сторону утомляемости и собственно утомление, которое может быть подтверждено объективными методами исследования. Невро­тическая усталость характеризуется своей инертностью, неспособностью исчезать после отдыха. Кроме того, собственно астения проявляется в ухудшении памяти и внимания, в свою очередь снижение способности к кон­центрации внимания приводит к рассеянности и вторично к затруднениям запоминания. Указанные нарушения сопровождаются, как правило, повы­шенными возбудимостью, раздражительностью, в частности, повышен­ной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям. Для таких больных характерны эмоциональная неустойчивость, эмоциональные ре­акции, неадекватные по силе вызвавшим их причинам, нетерпеливость, плохая переносимость ожидания. При астении также наблюдается лабиль­ность настроения, которое неадекватно повышается при незначительной удаче и ухудшается при малейшей неудаче.

Вегетативные расстройства при астеническом синдроме выражаются в лабильности пульса и артериального давления, стойких спонтанных дермографических реакциях, общем и дистальном гипергидрозе и др. Часто отмечаются типичные "шлемообразные" головные боли.

Характерные для астенического синдрома расстройства сна в виде нарушения засыпания, частых пробуждений и легких проявлений диссомнии сопровождаются чувством разбитости, отсутствием ощущения бод­рости. Больные часто жалуются, что "не отдохнули за ночь" и тревожно ожидают наступление следующей ночи. Субъективная оценка ночного сна как неполноценного часто является для больных основанием считать его причиной снижения работоспособности. В то же время выраженной сон­ливости днем у подавляющего большинства больных не наблюдается.

Клиническая картина невротической астении складывается из субъек­тивных жалоб больного и объективных данных, причем нередко первая часть превышает вторую и делает оценку степени выраженности астении затруднительной. В.Н.Мясищев указывал на неправильное понимание тер­мина "субъективные жалобы": "... жалобы объективны как словесное за­явление, то есть как речевая реакция и отражение объективной действительности, но вместе с тем они субъективны, поскольку относятся к таким состояниям человека-субъекта, которые наиболее трудно учитываются и контролируются извне".

Учитывая особую роль субъективных жалоб в клинической картине астении при неврозах, актуальной представляется разработка специаль­ной психодиагностической шкалы, основанной на самооценке испытуе­мого и направленной на количественную оценку выраженности невротической астении. Такая шкала и была разработана в виде опросни­ка "Уровень невротической астении" (УНА).

С целью формирования стимульного материала разрабатываемого опросника, врачами-психоневрологами отделения неврозов и психотера­пии Психоневрологического института им.В.М.Бехтерева, выступающи­ми в качестве экспертов, из 566 пунктов опросника MMPI на основе клинических представлений были отобраны 42 утверждения, относящие­ся к проявлениям астении при неврозах.

1.3. Первоначальный вариант опросника УНА, включающий эти 42 утвер­ждения, был предъявлен большим группам испытуемых разного пола - здоровых и больных неврозами, у которых астенические проявления оп­ределяли клиническую картину или являлись одним из ведущих синдро­мов. Исследование больных с помощью этого варианта опросника УНА проводилось в первый период пребывания их в клинике неврозов им.В.М­.Бехтерева.

Изучение распределения испытуемых в исследуемых группах по воз­расту выявило преобладание лиц более молодого возраста в группе здоро­вых по сравнению с группой больных неврозами. На основании этих данных из 325 протоколов здоровых были отобраны для разработки пси­ходиагностической шкалы уровня невротической астении 100 протоколов исследования мужчин и 100 протоколов исследования женщин. Этот от­бор осуществлялся таким образом, чтобы сделать более сходными возрас­тные структуры сопоставляемых групп здоровых и больных неврозами как для мужчин, так и для женщин.

Испытуемому предлагалось оценить, как часто справедливо по отно­шению к нему каждое из 42 утверждений. Для этого он должен был выб­рать один из пяти вариантов ответа: "почти всегда", "часто", "иногда", "редко", "почти никогда". Инструкция (см. приложение 1) предусматрива­ла, что больные должны давать ответы на вопросы в соответствии с их самочувствием в период болезни, предшествующий моменту заполнения

опросника. Выбранный вариант ответа испытуемый отмечал в соответ­ствующей графе бланка ответов.

1.4.Полученные с помощью опросника данные были подвергнуты стати­стическому анализу с помощью системы обработки медицинских данных ("МИДАС"). Были вычислены частоты ответов для каждого из 42 утверж­дений по каждому из пяти вариантов ответа ("почти всегда", "часто", "иног­да", «редко", "почти никогда") в группе больных неврозами и в группе
здоровых раздельно для мужчин и женщин. С помощью критерия X2
определялась статистическая достоверность распределения частот отве­тов для утверждения в целом без дифференцирования статистической зна­чимости различий частот пяти вариантов ответа. С помощью критерия Фишера определялась статистическая достоверность различий частот для каждого варианта ответа в отдельности.

Из первоначального варианта опросника, включающего 42 утверж­дения, были исключены 4, для которых не были выявлены достоверные различия частот ответов между больными неврозами и здоровыми, как в группе мужчин, так и в группе женщин. Таким образом, число утвержде­ний в окончательном варианте опросника УНА составило 38. При разра­ботке психолого-диагностической шкалы для определения уровня невротической астении был проведен статистический анализ "обучающих выборок" протоколов исследований здоровых и больных неврозами с кли­нически хорошо верифицированным диагнозом.

1.5. В качестве признаков для классификации здоровых и больных невро­зами были взяты 38 утверждений, направленных на выявление невроти­ческой астении (см. приложение 2). При сопоставлении обучающих выборок больных неврозами и здоровых по каждому утверждению подсчитывались частоты каждого варианта ответа для одного диагностичес­
кого класса - здоровых (Р1, Р2, Р3, Р4, Р5) и для другого - больных неврозами
(Q1 Q2, Q3, Q4, Q5) раздельно для мужчин и женщин. Для каждого из утверждений по формуле Di = 10 х lg Pi/Qi вычислялись пять диагностических коэффициентов с точностью до единицы (D1 - для ответа "почти всегда",D2 - для ответа "часто", D3 - для ответа "иногда", D4 - для ответа "редко",D5 - для ответа "почти никогда") для мужского варианта и, соответственно, пять диагностических коэффициентов для женского варианта шкалы
УНА. Нам представлялось, что диагностические коэффициенты должны
монотонно убывать (возрастать) от середины шкалы к краям. В тех случаях, когда такая монотонность нарушалась, мы, считая такие отклонения эффектом ограниченности выборки, объединяли соседние градации с вы­числением для них общего диагностического коэффициента. И шкала для мужчин, и шкала для женщин содержали утверждения, различия которых между больными неврозами и здоровыми были статистически незначимы только в группе мужчин или только в группе женщин (6 утверждений в шкале для мужчин и 7 - для женщин). Диагностические коэффициенты всех пяти вариантов ответов были приравнены к нулю. Эти утверждения были сохранены, хотя не участвовали в дальнейшем анализе полученных данных, чтобы сделать единообразным текст опросника и бланк регистра­ции ответов и для мужчин, и для женщин.

Все 38 утверждений опросника с указанием диагностических коэф­фициентов соответствующих каждому варианту ответа ("почти всегда", "часто", "иногда", "редко", "почти никогда") и образовали две шкалы, на­правленные на определение уровня невротической астении (УНА) у муж­чин и женщин (см. приложения 3, 4). Отрицательная величина диагностического коэффициента, соответствующего ответу испытуемого, свидетельствует о наличии невротической астении, а положительная — об отсутствии таковой. Абсолютная величина диагностического коэффици­ента является мерой диагностической значимости варианта ответа.

Оценка информативности всей совокупности вариантов ответов для каждого отдельного утверждения производится с помощью специальной информативной меры - функционала Кульбака:

= N3 Nн/(N3 +Nн)e(pi-qi)In(pi/qi),

где:

p=Pi+l/N;

qi=QI+1/N

N = max(N3,NH);

N3 - численность выборки здоровых;

Nh - численность выборки больных неврозами.

Чем больше эта мера, тем больше в среднем диагностической ин­формации можно ожидать от ответа испытуемого на соответствующее утверждение из опросника.

Функционал Кульбака позволяет ранжировать утверждения опросни­ка по диагностической информативности, располагая их от наиболее к наименее диагностически ценным.

В таблицах 1 и 2 (см. приложения 5, 6) приведены утверждения оп­росника УНА в порядке их убывающей диагностической информативнос­ти, определяемой с помощью функционала Кульбака.

Как видно из таблиц, наибольшую диагностическую ценность для мужчин имеет утверждение № 28: "Я испытываю общую слабость", а для женщин - № 26: "Я испытываю тяжесть в голове".

Материально-техническое обеспечение методики - student2.ru Если рассматривать пять наиболее информативных утверждений, то для мужчин и для женщин именно эти два упомянутых выше утверждения входят в их число и являются общими и для мужчин, и для женщин.

Важно подчеркнуть, что в пять наиболее информативных утвержде­ний как у мужчин, так и у женщин входят утверждения, отражающие все три основных вида болезненных нарушений, которые относятся к триаде, характерной для невротической астении: собственно астения, вегетатив­ные проявления и расстройства сна.

Общая диагностическая направленность и значимость не отдельно взятого утверждения, а всей совокупности ответов испытуемого на все утверждения опросника УНА определяется с помощью итоговой оценки. Итоговая шкальная оценка (As) является алгебраической суммой всех ди­агностических коэффициентов, соответствующих ответам испытуемого (As = eDi). Эта оценка представляет собой дискриминатор (различитель), количественное значение которого для конкретного испытуемого отражает его сходство с представителями сравниваемых диагностических классов в "обучающей выборке" - здоровых и больных неврозами. Итоговая сумма диагностических коэффициентов всех ответов испытуемого может быть положительной или отрицательной. Так как отрицательный диагностичес­кий коэффициент ответа свидетельствует о том, что данный ответ преоб­ладает у больных неврозами, а положительный - у здоровых, то, отрицательная итоговая оценка свидетельствует о преобладании у испы­туемого ответов, характерных для больных с невротической астенией, а положительная, соответственно, свидетельствует о преобладании у испы­туемого ответов, характерных для здоровых. Чем больше положительная по знаку итоговая оценка, тем больше вероятность отсутствия астеничес­кого состояния и принадлежности испытуемого к группе нормы. Чем мень­ше отрицательная по знаку итоговая оценка (соответственно, чем больше она по абсолютной величине), тем больше вероятность наличия невроти­ческой астении и принадлежности испытуемого к группе больных невро­зами.

На основании таблицы диагностических коэффициентов были полу­чены итоговые шкальные оценки для каждого из испытуемых, протоколы которых вошли в "обучающую выборку". Результаты статистического рас­пределения итоговых шкальных оценок мужчин и женщин больных не­врозами и здоровых представлены в таблицах 3,4,5,6 (см. приложения 7,8).

Как видно из таблиц 3 и 4, средние величины итоговых шкальных оценок (М±m), а также значения их медианы (Me) и моды (Мо) существенно различны у больных неврозами и здоровых как в группе мужчин, так и в группе женщин.

Как видно из таблиц 5 и 6, распределение итоговых шкальных оценок и у мужчин, и у женщин больных неврозами и здоровых значительно рас­ходятся, что позволяет указать интервалы итоговых оценок, характерных для больных неврозами и характерных для здоровых, а также указать ин­тервал оценок, встречающихся одинаково часто и у больных неврозами, и у здоровых, который соответствует "зоне диагностической неопределенности". Таблицы 5 и 6 позволяют определить на основании величины ито­говой шкальной оценки (As), какова вероятность состояния астении (Рas) у конкретного испытуемого и, соответственно, какова дополнительная ве­роятность отсутствия невротической астении (Qas = 1 — Рas). Оценка веро­ятности состояния астении (Рas) определялась в предположении равенства априорных вероятностей наличия и отсутствия невротической астении у испытуемого по формуле:

где:

Qint - вероятность нахождения итоговой шкальной оценки в заданном

интервале у больных неврозами;

Pint - вероятность итоговой шкальной оценки в заданном интервале у

здоровых.

Таким образом был разработан опросник УНА, предназначенный для психологической диагностики невротической астении и степени ее выра­женности.

1.6. Специальные исследования, подтверждающие надежность (воспро­изводимость) предлагаемой методики не предусматривались, прежде все­го потому, что традиционные процедуры, направленные на изучение статистических характеристик воспроизводимости тестовых результатов, подразумевают направленность теста на изучение относительно устойчи­вых психологических свойств личности и психологических состояний. Невротическая астения не относится к таким состояниям.

Содержательная валидность опросника УНА обеспечивалась согла­сием смысла использованных в опроснике утверждений, которые были отобраны экспертами врачами и психологами на основе клинического опы­та наблюдения и лечения больных неврозами, современным представле­ниям об этиопатогенезе и клинических проявлениях астенического синдрома при неврозах.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОПРОСНИК «УНА»

Утверждения Почти Всегда Часто Иногда Редко Почти никогда
Я работаю с большим напряжением          
Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или вопросе          
Моя половая жизнь удовлетворительна          
Ожидание меня нервирует          
Я испытываю мышечную слабость          
Мне кажется, что я ни на что не годен          
Я забывчив          
Я чувствую себя усталым          
Критика очень задевает меня          
Я уверен в себе          
Мои руки трясутся          
У меня хороший аппетит          
Я люблю вечеринки и шумные компании          
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное          
Мои руки и нога теплые          
Меня легко задеть          
Мои планы представляются мне настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них          
Я страдаю от запоров          
У меня бывают приступы смеха или плача, которые я не могу сдержать          
У меня болит голова          
Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим          
У меня бывают головокружения          
У меня бывают в мышцах судороги и подергивания          
У меня шумит (звенит) в ушах          
Меня беспокоят половые (сексуальные) вопросы          
Я испытываю тяжесть в голове          
Я легко плачу          
Я испытываю общую слабость          
Я испытываю боли в темени          
Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня          
Мне снятся тревожные сны          
Жизнь для меня связана с напряжением          
Моя голова стянута обручем          
Я легко просыпаюсь от шума          
Я бываю злым и раздражительным          
Меня утомляют люди          
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом          
Мне не дают заснуть беспокойные мысли          

Приложение 3

О П Р О С Н И К «У Н А» (м)

Утверждения Почти всегда 1 Часто Иногда Редко Почти никогда
Я работаю с большим напряжением -5 -3 + 2 + 3 + 10
Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или вопросе -9 -9 + 4 + 4
Моя половая жизнь удовлетворительна
Ожидание меня нервирует
Я испытываю мышечную слабость -11 -10 -2 + 3 + 6
Мне кажется, что я ни на что не годен -12 -12 -4 + 4
Я забывчив -8 -4 + 1 + 1 + 3
Я чувствую себя усталым -8 -6 + 3 + 5 + 6
Критика очень задевает меня -9 -2 + 1 + 2 + 2
Я уверен в себе + 4 + 3 -2 -8 - 11
Мои руки трясутся -7 -5 -4 -2 + 4
У меня хороший аппетит + 4 - 1 -4 -5 -8
Я люблю вечеринки и шумные компании + 5 + 4 + 2 -5 -5
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное
Мои руки и ноги теплые + 4 -7 -7
Меня легко задеть -4 -3 + 5 + 5
мои планы представляются мне настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них -10 - 10 + 1 + 4
Я страдаю от запоров -9 -8 -6 -3 + 3
У меня бывают приступы смев или плача, которые я не могу сдержать
У меня болит голова -9 -7 + 2 + 6
Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим +6 + 4 -1 -6 -6
У меня бывают головокружения -14 -14 -5 -2 + 7
У меня бывают в мышцах судороги и подергивания -10 -10 -5 + 5
У меня шумит (звенит) в ушах - 14 - 14 -3 -3 + 6
Меня беспокоят половые (сексуальные) вопросы
Я испытываю тяжесть в голове •12 -12 -1 + 1 + 7
Я легко плачу
Я испытываю общую слабость - 11 -10 + 3 + 12
Я испытываю боли в темени -9 -9 -S -2 + 4
Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня -6 -6 -6 + 1 + 3
Мне снятся тревожные сны -9 -9 -1 + 2 + 7
Жизнь для меня связана с напряжением -6 -4 + 2 + 5 + 5
Моя голова стянута обручем -8 -8 -7 -2 + 3
Я легко просыпаюсь от шума -4 -4 + 4 + 6
Я бываю злым и раздражительным -11 -7 +2 + 2 + 2
Меня утомляют люди -12 -8 + 6 + 6
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом -9 -5 + 3 + 3
Мне не дают заснуть беспокойные мысли -7 -6 + 1 + 9 + 9

Приложение 4

ОПРОСНИК «УНА» (ж)

Утверждения Почти всегда Часто Иногда 3 Редко Почти никогда
Я работаю с большим напряжением -4 -1 + 3 + 5
Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или вопросе -7 -7 + 4 + 5
Моя половая жизнь удовлетворительна + 2 + 2 -2 -2 -4
Ожидание меня нервирует -3 -2 + 4 + 6 + 6
Я испытываю мышечную слабость -6 -5 - 1 + 6 + 6
Мне кажется, что я ни на что не годен -6 -6 -2 + 1 + 4
Я забывчив -8 -3 + 1 + 1 + 7
Я чувствую себя усталым -7 -2 + 3 + 4 + 4
Критика очень задевает меня
Я уверен в себе
Мои руки трясутся -8 -8 -3 - 1 + 4
У меня хороший аппетит + 3 + 1 -4 -4 -6
Я люблю вечеринки и шумные компании
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное -6 -6 -1 + 1 + 4
Мои руки и ноги теплые
Меня легко задеть -3 -1 + 2 + 5 + 5
Мои планы представляются мне настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них
Я страдаю от запоров
У меня бывают приступы смея или плача, которые я не могу сдержать -7 -7 -2 + 6
У меня болит голова -9 -2 + 2 + 2 + 4
Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим + 14 + 5 -4 -6
У меня бывают головокружения -10 -5 -2 + 4 + 6
У меня бывают в мышцах судороги и подергивания -10 -7 -2 + 1 + 4
У меня шумит (звенит) в ушах - 10 -7 -2 + 2 + 4
Меня беспокоят половые (сексуальные) вопросы -4 -4 -4 + 3 + 3
Я испытываю тяжесть в голове -14 -7 + 5 + 7
Я легко плачу -5 -2 + 5 + 5
Я испытываю общую слабость -8 -5 + 3 + 8 + 9
Я испытываю боли в темени -10 -5 -2 + 1 + 3
Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня -7 -7 -2 + 2 + 5
Мне снятся тревожные сны -6 -6 -1 + 4 + 10
Жизнь для меня связана с напряжением -5 -2 + 2 + 8 + 13
Моя голова стянута обручем -8 -8 -2 + 1 + 4
Я легко просыпаюсь от шума -3 + 4 + 5
Я бываю злым и раздражительным -8 -5 -2 + 5 + 7
Меня утомляют люди
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом -6 -3 -2 + 4 + 4
Мне не дают заснуть беспокойные мысли -7 -2 + 3 + 7 + 7

Приложение 5

Таблица 1

Ранговый порядок убывания диагностической информативности утверждений опросника УНА для мужчин.

Ранговый №1 Утверждения № УНА Функционал Кульбака
Я испытываю общую слабость 41,64
У меня бывают головокружения 36,68
Мне не дают заснуть беспокойные мысли 32,55
Я испытываю тяжесть в голове 32,29
У меня шумит (звенит) в ушах 29,53
Я испытываю мышечную слабость 28,91
Меня утомляют люди 28,16
Я чувствую себя усталым 23,40
Мне кажется, что я ни на что не годен 23,38
Мне снятся тревожные сны 23,30
У меня бывают в мышцах судороги и подергивания 21,83
Я уверен в себе 21,34
Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим 19,00
Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или вопросе 18,78
Жизнь для меня связана с напряжением 18,72
Я бываю злым и раздражительным 18,28
Моя голова стянута обручем 18,14
У меня болит голова 18,07
Я страдаю от запоров 17,56
Мои руки и ноги теплые 16,79
Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня 16,32
Я люблю вечеринки и шумные компании 15,96
Я испытываю боли в темени 15,54
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом 15,45
Я легко просыпаюсь от шума 15,16
Мои руки трясутся 14,97
Я работаю с большим напряжением 14,54
У меня хороший аппетит 13,43
Мои планы представляются мне настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них 13,28
Меня легко задеть 11,98
Я забывчив 9,44
Критика очень задевает меня 9,04
Я легко плачу 7,27
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное 6,43
Моя половая жизнь удовлетворительна 4,85
Ожидание меня нервирует 4,80
У меня бывают приступы смеха или плача, которые я не могу сдержать 4,10
Меня беспокоят половые (сексуальные) вопросы 3,21

Приложение 6

Таблица 2

Ранговый порядок убывания диагностической информативности утверждений опросника УНА для женщин.

Ранговый №1 Утверждения № УНА Функционал Кульбака
Я испытываю тяжесть в голове 37,03
Я испытываю общую слабость 35,40
Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим 32,31
Жизнь для меня связана с напряжением 30,04
Мне снятся тревожные сны 27,55
Я испытываю мышечную слабость 26,35
Мне не дают заснуть беспокойные мысли 24,90
Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня 24,76
У меня бывают головокружения 22,61
Моя голова стянута обручем 21,60
Мои руки трясутся 21,28
Я бываю злым и раздражительным 20,67
У меня бывают в мышцах судороги и подергивания 17,71
У меня бывают приступы смеха или плача, юторые я не могу сдержать 16,73
У меня шумит (звенит) в ушах 16,67
Мне трудно осфедоточиться на какой-либо задаче или вопросе 16,20
Я легко плачу 15,55
Мне кажется, что я ни на что не годен 15,23
Я чувствую себя усталым 15,19
У меня болит голова 14,47
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом 14,32
Ожидание меня нервирует 13,05
Я забывчив 12,05
Моя половая жизнь удовлетворительна 11,90
Я испытываю боли в темени 11,69
Меня беспокоят половые (сексуальные) вопросы 11,64
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное 11,09
Меня легко задеть 10,61
У меня хороший аппетит 10,56
Я легко просыпаюсь от шума 9,38
Я страдаю от запоров 9,12
Я работаю с большим напряжением 8,21
Мои планы представляются мне настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них 8,02
Я уверен в себе 7,15
Меня утомляют люди 6,60
Я люблю вечеринки и шумные компании 5,98
Мои руки и ноги теплые 4,67
Критика очень задевает меня 3,49

Приложение 7

Таблица 3

Сравнительные статистические характеристики

итоговых шкальных оценок мужчин больных неврозами и

Наши рекомендации