Входит Вера Павловна. Неловкая пауза.

В е р а П а в л о в н а. На прощанье я купила тебе трехмачтовый парусник. Он стоит в порту Копенгагена, в шестом терминале. Здесь все документы. Парусник твой. С ним делай всё, что захочешь.

К а п и т а н. Ты хорошо подумала, мое сокровище?

В е р а П а в л о в н а (официально.) Я всегда думаю, когда принимаю решение.

Молчание.

К а п и т а н. Значит, развод? (Вздыхает.) Румпелем внезапно… Хоть объясни, в чем дело?! Ты из-за того, что я снова ухожу в море? Дак я вернусь. Не пройдёт и полгода!

В е р а П а в л о в н а (указывает на дверь). Попутного ветра! Полный вперед! Отдать кормовые!

К а п и т а н. Не понимаю. Всё было так грандиозно, и бац… Ты изменилась. Мы стали спать как враги – отдельно. Может, я разочаровал тебя как супруг?

В е р а П а в л о в н а. Не в этом дело.

К а п и т а н. А в чем?..

В е р а П а в л о в н а. Я – не «танкер» и не «баржа». Я – женщина!

К а п и т а н. Ну, я же в хорошем смысле, чтобы ласково так сказать, нежно… (Смотрит на Принца.) Всё время ты нянчилась с этими пупсами. А мне – нуль внимания. Не понимаю… (Пауза.) Ну, порвал я твою куклу… Нервы. У меня якорь срывает. Дак я ж потом извинился. Вот костыли ему купил, чтобы тебе сделать приятно. Я не знал, что в тебе детство так заиграло… «Оторвали Мишке лапу, всё равно его не брошу, потому что он хороший».Играй на здоровье, пожалуйста!

В е р а П а в л о в н а. Не в этом дело.

К а п и т а н. А в чем, мое сокровище?!.

В е р а П а в л о в н а. Ты и я – мы никогда не любили друг друга. И не любим. Разве ты не чувствуешь?

К а п и т а н. Не понимаю я вас, женщин… У вас одни извращения на уме. «Любовь… Любовь…» А что такое любовь? «Любовь – это бред, юношеский лепет или старческое помешательство». А мы взрослые люди! Есть здоровое слово – «хочу!», а все эти ваши охи, ахи, вздохи, хризантемы на снегу…(Раскуривает трубку, косо смотрит на принца.) Научились же делать игрушки… Натурально так смотрит… (Вере.) Давай не будем жечь корабли! Выждем полгода, я вернусь из рейса, а там поглядим…

В е р а П а в л о в н а. Отчаливай. Я решила.

К а п и т а н. Ну что ж… (Вздыхает, берет чемодан, идёт к выходу.) Отдать швартовы… Рубить канаты… (Остаавливается.) Всё равно непонятно… Может, пока я был в море, ты успела полюбить другого?..

В е р а П а в л о в н а. Может.

Пауза.

К а п и т а н. Та-а-ак. И кто же он - твой избранник?.. (Пауза.) Какой-нибудь поэт-лирик?

В е р а П а в л о в н а. Нет.

К а п и т а н. Летчик-космонавт? (Молчание.) Юнга-бизнесмен? (Молчание, смотрит на Веру Павловну.) Все мимо? (Молчание.) А кто? (Пауза, смотрит на куклу.) Уж не влюблена ли ты в этого кренделя?

Молчание.

В е р а П а в л о в н а. Браво, ты угадал.

К а п и т а н (роняет из рук чемодан, долго и пораженно смотрит). «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу, ой-ой, доска качается, сейчас я упаду…» Ты шутишь? (Пауза.) Мать, ты спятила на старости лет?

В е р а П а в л о в н а. Отчаливай!

К а п и т а н. Я-то отчалю. Не сомневайся. А ты – останешься одна! Чем богаче – тем ненормальней… (Смотрит на куклу.) «Ёжик резиновый с дырочкой в правом боку». Тоже мне, нашла идеального мужчину… Не понимаю вас, современных женщин! Инвалиды духа. У вас одни извращения на уме. (Громко.) Люди добрые!!! До чего докатились – меня, морского волка, без пяти минут адмирала, меняют на резиновую игрушку!.. (Пауза.) Ну что ж… (Злорадно.) Третий - лишний. Желаю вам полного счастья! (Быстро идёт на выход, исчезает.) Отдать швартовы, полный вперед!

Долгое молчание.

В е р а П а в л о в н а (Принцу). Доволен? Он ушел навсегда. Все мужчины играют в любовь. Меня удивляет, как легко они расстаются с женщинами, с которыми их связывали годы, столетия! Ты видел? Он ушел с радостью, с легкостью, гора с плеч. (Пауза.) Конечно, он любил не меня, а море свое. И руки у него пахли рыбой, и ноги были – как у краба. Из десяти лет мы были вместе не больше месяца. Остальное время я ждала, встречала, провожала. Я никогда не знала, что творится у него на уме. (Смотрит на неподвижную куклу.) Хорошо быть куклой: когда нужно – молчишь, когда хочешь – говоришь… А у тебя что на уме?.. (Молчание, смотрит на куклу с ужасом, тихо.) Ну, скажи мне что-нибудь!.. (Яростно трясёт куклу за плечи.) Ну, скажи!.. Ну!..

Кукла падает, неподвижно лежит. Женщина долго и молча сидит, смотрит в пустоту.

Бьют часы в холле.

Воздушный принц открывает глаза, озирается, берёт костыли, ковыляет к Вере Павловне, садится рядом, гладит ее по волосам.

В е р а П а в л о в н а. Зачем ты меня так пугаешь?.. Иногда мне начинает казаться, что ты вообще никогда не говорил. (Вытирает слезы.) Вот ты добрый и умный, всё знаешь, все понимаешь. Скажи, что происходит? Почему внутри людей нет ничего, одна кожа, мясо да кости? А где душа? Душа? Вот в тебе пустота, воздух… Но всё по-другому! (Смотрит на куклу.) Ты никогда меня не оставишь?..



Наши рекомендации