А теперь «размышлизмы» по мотивам Конфуция.

Кое-где точно, кое-что переделано.

Зрелая личность ни от кого не ожидает обмана, но когда ее обманывают, первой замечает это.

Зрелая личность знает о своем превосходстве, но избегает соперничества.

Зрелая личность стойко переносит беды, а незрелая личность в беде распускается.

Зрелая личность предъявляет требования к себе, незрелая — к другим.

В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе, в 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 лет я избавился от сомнений. В 50 я познал волю неба. В 60 я научился отличать правду от неправды. В 70 лет я научился следовать желаниям своего сердца.

Лишь тот, в ком естество и воспитанность находятся в равновесии, может считаться достойным человеком.

Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Не дружи с теми, кто тебе неравен, и не бойся исправлять свои ошибки.

Есть три пути — размышления (благородный), подражания (легкий). Путь личного опыта — самый тяжелый путь к разуму.

Посылать на войну людей необученных — значит предавать их.

У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, у необыкновенной — столько, сколько у двух.

Маленькой любви не бывает.

Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи.

Не человек, а мешок запасных частей». Так с горечью высказался о своем талантливом сыне один из моих подопечных. Но так можно сказать по поводу каждого невротика.

К сожалению, лекарства помогают, но, к счастью, ненадолго.

Один из моих собеседников поправил меня. «Может быть, наоборот». Нет, именно так. Конечно, эта мысль верна по отношению к неврозам и некоторым психосоматическим заболеваниям. Есть болезни, где без лекарств нельзя. Например, сахарный диабет, эпилепсия, шизофрения и пр. Лекарства необходимы и при лечении острых инфекций, травм и пр.

Но если человек разволновался из-за того, что не мог решить какую-то проблему, то у него может подняться артериальное давление и нарушиться сон. Лекарство ему поможет. Но оно не научит решать проблему. Через какое-то время он опять попадет в трудную ситуацию, и опять у него поднимется давление и нарушится сон. Опять лекарство ему, к сожалению, поможет, но, к счастью, ненадолго. Через некоторое время лекарство перестанет действовать. Он вынужден будет искать выход из положения и в своих поисках наткнется на психотерапевта или психолога, с помощью которого он научится решать свои проблемы. Давление перестанет подскакивать, сон нормализуется.

Итак: к сожалению, лекарства помогают, но, к счастью, ненадолго.

109. Несчастья заполняют нашу жизнь глубоким содержанием. Вот почему многие люди к ним тянутся. Или сами создают себе неприятности, а потом с честью и с болезнями и большими потерями из них выходят, в общем, психологические альпинисты.

Синдром Собакевича, или и к хорошему нужно привыкнуть, относится к категории постневротических синдромов, или синдромов выздоровления.

Синдромом Собакевича, или синдромом постневротической тревоги, я назвал такое состояние, которое возникает у больного неврозом, когда все его симптомы прошли и трудности жизни ликвидированы. Его начинает мучить тревога, которую можно выразить словами Собакевича из поэмы Гоголя «Мертвые души»: «Нехорошо, нехорошо, — сказал Собакевич, покачивая головою. — Вы посудите, Иван Григорьевич: пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил… Нет, не к добру! Когда-нибудь придется поплатиться за это. — Тут Собакевич погрузился в меланхолию».

Впрочем, к хорошему привыкают довольно быстро. Но иногда это состояние затягивается. Одна моя подопечная заплакала, когда решался вопрос о ее поездке в круиз по Средиземному морю. «Я никогда не думала и не мечтала, что смогу себе это позволить. Ведь еще недавно я не могла себе позволить проехать на автобусе-экспрессе. Я до сих пор не могу к этому привыкнуть и думаю, что все это может вдруг закончиться». Я знаю довольно большое количество людей, которые добившись вполне честными методами хорошей жизни, боятся, что времена коммунистического рая могут вернуться. Что относится к действительности, а что к реальности — не всегда легко разобраться.

Итак: синдром Собакевича, или и к хорошему нужно привыкнуть, относится к категории постневротических синдромов, или синдромов выздоровления.

Наши рекомендации