Виды неврологических заболеваний.

Неврологические заболевания делятся на врожденные и приобретенные. Врожденные заболевания случаются в результате наследственных генетических болезней, мутаций генов, перенесенных в натальный период заболеваний. Приобретенные заболевания нервной системы случаются после травм центральной или периферической нервных систем, после перенесенных инфекционных заболеваний ЦНС, и т.п.

Самым распространенным неврологическим заболеванием среди детей, приводящим к инвалидизации, является детский церебральный паралич (далее ДЦП).

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. При детском церебральном параличе поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища. Выраженность симптоматики зависит от распространенности поражения мозга и колеблется от легкой, едва заметной до чрезвычайно тяжелой, приводящей к полной инвалидности. Могут наблюдаться эпилептические припадки, задержка психического развития, трудности восприятия и обучения. Иногда нарушаются зрение, слух, речь, интеллект.

Основные причины, приводящие к развитию детского церебрального паралича, связаны с поражением головного мозга ребенка во внутриутробном и раннем детском возрасте (в основном до года). В некоторых случаях выявить причину не удается, но в основном выясняется наличие различных патологических состояний при скрупулезном расспросе родителей.

К причинам, вызывающим детский церебральный паралич, относятся:

1. Наличие хронической гипоксии плода.

2. Курение матери во время беременности.

3. Внутриутробные инфекции.

4. Наличие у матери анемии во время беременности.

5. Преждевременные роды.

6. Стремительные роды.

7. Наличие асфиксии во время родов.

8. Переохлаждение в первые часы после родов.

9. Наличие инфекций нервной системы в первый год жизни ребенка.

Это не хромосомное заболевание, по наследству не передается, то есть у человека с ДЦП есть все шансы родить здорового ребенка и наоборот.

2. Признаки неврологических заболеваний (на примере ДЦП) у детей младшего возраста.

Начальные симптомы ДЦП возможно выявить уже на первом месяце жизни ребенка, однако сделать это порой удается не всегда. Чаще всего диагноз удается установить только у детей после двух месяцев жизни ребенка.

Основные симптомы детского церебрального паралича связаны с нарушением мышечной активности в верхних или нижних конечностях. Проявляться это может в виде спазма двигательной активности в конечностях. При этом наблюдается фиксирование конечности только в одном положении без возможности совершить ею какие-либо действия. В некоторых случаях может наблюдаться обратный эффект в виде отсутствия в конечности тонуса. При этом конечность «висит» и ей невозможно двигать. Так же в конечности могут совершаться непроизвольные сокращения мышц, что носит название гиперкинеза. Все это может привести к тому, что дети теряют способность к совершению простых действий и в частности к самообслуживанию. Это ведет к высокой инвалидизации среди детей с детским церебральным параличом.

Помимо двигательных нарушений детей с детским церебральным параличом могут беспокоить трофические нарушения. Это связано с тем, что в их организме происходит неправильное использование энергии. Если у детей наблюдается вялый паралич, то они не расходуют энергию, которая накапливается в виде жировых отложений. Если же у них наблюдаются гиперкинезы, то происходит перерасход энергии и развивается снижение веса. В некоторых случаях снижение веса может достигать 80% от нормального веса ребенка в данном возрасте. Из-за этого дети начинают отставать в росте, не происходит правильного закрытия зон окостенения в костях, поэтому костный возраст отстает от хронологического. При недостаточном весе у детей позже наступает период полового созревания, у девочек отсутствуют менструации. Обращает на себя маленькая голова у таких детей. Из-за перерасхода питательных веществ у детей с детским церебральным параличом в общем анализе крови выявляются признаки анемии.

Так же у детей могут наблюдаться речевые нарушения в виде дислалии, заикании, нечленораздельной речи из-за спазмирования мышц речевого аппарата. У детей с церебральным параличом на развитие речи так же влияет поражения органа слуха в виде тугоухости.

Очень часто детский церебральный паралич связан с наличием у детей умственной отсталости и судорожных состояний. Умственная отсталость имеет разную степень тяжести: начиная от самых легких форм, когда выявить умственные нарушения удается только при помощи специальных тестов, и заканчивая олигофренией (умственный кретинизм). Судорожные состояния при детском церебральном параличе отличаются устойчивостью к обычной противосудорожной терапии.

Классификация форм ДЦП.

Классификация форм ДЦП по К.А. Семеновой:

1.Спастическая диплегия (болезнь Литтла). Наиболее часто встречающаяся форма (50%). Имеет место двустороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона. Двигательные нарушения-тетрапарез (поражены руки и ноги), нижние конечности поражены в значительно большей степени. Основной признак - повышение мышечного тонуса в конечностях с ограничением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами. Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств варьируется в широких пределах, это связано с временем и силой воздействия вредных факторов.

2.Двойная гемиплегия.Самая тяжелая форма ДЦП. Тотальное поражение мозга, прежде всего больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее. Клинические проявления - преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов.

3.Гемипаретическая форма ДЦП. Она характеризуется односторонним поражением одноименных (левых или правых) конечностей (руки и ноги). Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер. Нарушение корковых функций одного из полушарий проявляется в виде гемипареза. Эти дети обучаемы.

4.Гиперкинетическая форма ДЦП. Наблюдается у 20-25% больных. Эта форма связана с поражениями подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений - гиперкинезов. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при волнении, а также при утомлении и при попытках выполнения любого двигательного акта.
В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, особенно тонкая моторика, в значительной степени нарушены.

5.Атонически-астатическая форма ДЦП. Имеет место поражение мозжечка и лобных отделов мозга. Двигательная патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

Интеллект варьирует от нормы до ЗПР и умственной отсталости различной степени тяжести.

4.Основные направления работы с неврологическими больными детского возраста на примере ДЦП.

Диагностировать наличие заболевания ЦНС должен врач невролог. Для постановки диагноза достаточно провести опрос родителей и осмотр ребенка. В некоторых случаях проводят дополнительно электроэнцефалографию для исследования деятельности головного мозга, электронейромиографию для определения мышечной работы, компьютерную томографию для исключения опухолевидных поражений головного мозга.

Лечение ДЦП начинаю сразу же после установки диагноза. Чем раньше начнется лечение, тем лучше прогноз. Лечение детского церебрального паралича должно быть комплексным и включать медикаментозную терапию, физиотерапию, диетотерапию, психотерапию, ортопедическую помощь. Подход к лечению каждого ребенка с ДЦП строго индивидуальный и зависит от тяжести заболевания.

Основная задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие умений и навыков ребёнка и его коммуникативности.

К физиотерапевтическим методам лечения детского церебрального паралича относятся: лечебная физкультура, массаж, нейростимуляция нервных окончаний, электросон, иглорефлексотерапия, метод Войта, лечебные или пневмокостюмы.

Очень хорошие результаты наблюдаются при использовании у детей с этим заболевание иппотерапии. Иппотерапия – это использование в лечебных целей лошадей. Дети при уходе, кормлении, прогулках с лошадьми, чувствуют свою значимость, учатся оказывать помощь другим, а значит и себе, помимо всего прочего, это и прекрасная психотерапия. Непосредственно катание верхом развивает способность контролировать свои мышцы, удерживать равновесие.

Диетотерапия направлена на уменьшение эффектов от нерационального использования организмом больного ребенка энергетических запасов. Питание должно быть сбалансировано по содержанию питательных веществ, основных витаминов и микроэлементов с учетом затрат организма ребенка. Помимо объемов питания очень важно регулировать и кратность приема пищи. В рационе ребенка могут присутствовать витаминные комплексы, препараты, содержащие микроэлементы, биологически-активные добавки.

Психотерапия занимает очень важное место в лечении детей с детским церебральным параличом, так как помогает им справиться с серьезностью данного заболевания. Очень часто тяжелые заболевания сопровождаются депрессивными состояниями и могут приводить к суицидальным попыткам. Именно психотерапии отводится главная роль в профилактики психологических расстройств на фоне проявлений инвалидности.

Ортопедическая помощь направлена на улучшение жизнедеятельности детей, устранения дефектов, связанных с поражением конечностей ребенка. Существуют специальные тренажеры и ортопедические костюмы, позволяющие расслабить одни мышцы и заставить работать другие, на фоне лечения движение и походка ребенка с ДЦП выравниваются, ребенок учится контролировать свои движения и управлять ими самостоятельно. Это основа того, что ребенок с ДЦП будет нормально ходить и обслуживать себя.

Лекарственная терапия является довольно сложным разделом в лечении детского церебрального паралича. Так как симптоматика детского церебрального паралича довольно разнообразна, то и объем медикаментозной помощи может быть очень большим. Применяться в детской практике могут такие препараты, как сосудистые, ноотропные, миорелаксанты, аминокислоты. Сосудистые препараты способствуют улучшению мозгового кровообращения, а значит, улучшают питание нервных клеток головного мозга. Ноотропные препараты способствуют улучшению трофики головного мозга путем стимуляции доставки питательных веществ в клетки. Действие миорелаксантов направлено на снижение мышечного спазма в конечностях и уменьшения симптомов детского церебрального паралича. Аминокислоты способствуют расслаблению мышц и снижению нервной возбудимости ребенка.

Два раза в год ребенка с ДЦП должны госпитализировать для проведения курсов лечения. Существуют санатории или центры, специализирующиеся на лечении детей с ДЦП, эффект от них, как правило, нельзя не оценить. На фоне проводимого лечения наблюдается улучшение состояния, увеличивается объем движений в пораженной конечности, дети обретают новые двигательные навыки, однако полное излечение от заболевания возможно только при незначительных поражениях и рано начатом лечении. Несмотря на такой не совсем оптимистичный прогноз, очень важно проводить пожизненное лечение. Дважды в год необходимо проходить курс реабилитации в стационаре, а в домашних условиях проводить упражнения, направленные на развитие новых навыков и закрепления ранее полученных. Если не соблюдать эти условия, то это может привести к утрате уже изученных навыков, а значит и усугублению инвалидности.

Методы лечения ДЦП должны подбираться специалистами!

Программа реабилитации инвалидов всегда индивидуальна, это совместная работа врачей, психологов, родственников больного и его самого. Руки опускать нельзя никогда — сейчас для реабилитации инвалидов есть множество технических, медицинских, социальных методик, позволяющих больному человеку максимально интегрироваться в социум.

Лекция 2.

1. Из истории ЛФК.

2. Средства ЛФК.

3. Методы ЛФК.

4. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений.

Из истории ЛФК

В Древней Греции основоположник клинической медицины Гиппократ большую роль в лечении болезней отводил диете и лечебной гимнастике.

Физические упражнения с лечебной целью начали применяться в России еще в 16–17 вв. Об этом свидетельствуют сохранившиеся рукописные документы, так называемые лечебники.

Однако наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины 18 века. В 1765 году в Петербургской Академии наук анатом академик Протасов А.П. прочитал лекцию «О необходимости движений для сохранения здоровья».

Профессор Забелин С.Г. (1775) рекомендовал специальные упражнения для здоровых и больных детей грудного возраста. Академик Буш И.П. указывал (1810) на необходимость выполнения специальных упражнений для предупреждения тугоподвижности суставов после повреждений. Профессор В. Кудрявцев (1843) рекомендовал специальную гимнастику при искривлении позвоночника. Н.И. Пирогов (1855) считал, что для борьбы с атрофией мышц конечностей при ранениях необходимо применять специальные упражнения. Большое значение придавали лечебному использованию физических упражнений основатели русской терапевтической школы С.П. Боткин и Г.А. Захарьин. За последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя несколько этапов развития и становления, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину. В 1928 году был принят термин «Лечебная физическая культура» .

В развитии ЛФК в России можно выделить четыре основных этапа.

I этап (1923-1939) – распространение и введение ЛФК в систему санаторно-курортного лечения.

II этап (1931-1941) – введение ЛФК в общую систему лечебно-профилактических методов с использованием дифференцированных методик при разных заболеваниях.

III этап (1941-1945) – знаменит широким использованием ЛФК в период ВОВ в госпиталях. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. лечебная физкультура применялась особенно широко для лечения повреждений опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, ранений грудной клетки, черепа, брюшной полости.

IV этап, начавшийся с 1945 года, характеризуется дальнейшим широким внедрением ЛФК в систему лечебно-профилактических методов.

В настоящее время можно выделить современный, пятый этап развития ЛФК. Отчасти это копирование западных систем реабилитации, отчасти – естественный процесс, связанный с повышением роли средств физической культуры в современной медицине

Средства ЛФК.

Наши рекомендации