Понятие о рациональном питании.
Меню-раскладка, принципы её составления (практическая работа).
1. Рациональное питание и его гигиеническая характеристика (количественная и качественная дифференциальная характеристика рациона питания, насыщаемость, усвояемость пищи, разнообразие, режим питания, порядок приема блюд, кратность и распределение пищи по отдельным приемам в течение суток).
2. Понятие о сбалансированности и адекватности питания.
3. Заболевания связанные с недостаточным или избыточным питанием (алиментарная анемия и дистрофия, квашиоркор, гипо- и авитаминоз, ожирение, гипервитаминозы, ферментопатии пировиноградная фенилкетонурия, дефицит галактозы, рахит, пищевые аллергии, гастрит и др.)
4. Из каких величин складываются суточные энергетические затраты. Основные методы определения энергозатрат.
ЗАНЯТИЕ № 11
Гигиеническое значение белков, жиров и углеводов в питании человека.
1. Значение белков в питании человека. Проявление недостаточности белка в питании - квашиоркор, ферментопатии и другие заболевания. Суточная потребность в белке.
2. Значение жиров в питании. Суточная потребность в жире.
3. Роль углеводов в питании. Классификация углеводов и суточная потребность в них.
ЗАНЯТИЕ №12
Гигиеническое значение минеральных веществ в питании человека.
1. Роль минеральных веществ в питании детей и подростков, а также взрослого человека. Классификация.
2. Биологическая роль макроэлементов (кальций, магний, фосфор). Суточная потребность в зависимости от возраста и других факторов. Продукты - источники. Биологическая роль микроэлементов (железо, медь, йод, фтор). Суточная потребность в них человека. Продукты - источники.
3. История развития витаминологии. Значение витаминов, их классификация.
4. Жирорастворимые витамины (A, D, E, K). Биологическая роль, суточная потребность детей и взрослых. Биологическая роль, продукты – источники.
5. Водорастворимые витамины. (С, РР, группа В). Биологическая роль, суточная потребность детей и взрослых. Биологическая роль, продукты – источники.
ЗАНЯТИЕ № 13
Гигиеническая оценка продуктов питания растительного и животного происхождения: муки, хлеба, мяса, рыбы и молока.
1. Значение злаковых в питании детей и подростков и взрослого населения.
2. Химический состав муки в зависимости от помола зерна.
3. Качество муки и соответствие ее нормам (органолептические, физико-химические показатели, наличие посторонних примесей, пораженность вредителями).
4. Хлеб и его значение в питании детей и подростков.
5. Получение хлеба. Органолептические и физико-химические свойства его.
6. Поражение хлеба плесенями и бактериями.
7. Значение молока, мяса и рыбы в питании здорового и больного ребенка.
8. Химический состав молока, мяса и рыбы (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины).
9. Продукты животного происхождения (молоко, мясо, рыба) как возможный источник глистных, инфекционных заболеваний и пищевых отравлений человека.
10. Методы лабораторного исследования молока, мяса и рыбы.
11. Условия получения доброкачественных и экологически чистых продуктов питания растительного и животного происхождения.
ЗАНЯТИЕ №14
Методы консервирования пищевых продуктов. Меню-раскладка. Написание заключения.
1. Гигиеническая оценка методов консервирования пищевых продуктов. Консервирование воздействием температурных факторов. Консервирование с помощью поля ультравысокой частоты.
2. Консервирование обезвоживанием (сушка). Консервирование ионизирующей радиацией. Консервирование изменением свойств среды. Консервирование химическими веществами
3. Комбинированные методы консервирования. Гигиеническая оценка доброкачественности консервов и презервов.
ЗАНЯТИЕ № 15
Пищевые отравления и их санитарно-эпидемиологическое расследование.
1. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания.
2. Классификация пищевых отравлений.
3. Пищевые токсикоинфекции: этиология, клиника, профилактика.
4. Бактериальные пищевые токсикозы (стафилококковый, ботулинистический): эпидемиология, клиника, профилактика.
5. Микотоксикозы и их профилактика.
6. Пищевые отравления немикробного происхождения (грибами, картофелем, фасолью и др.).
7. Санитарно-эпидемиологическое расследование пищевых отравлений.
ЗАНЯТИЕ № 16