Основные положения моделей сестринского дела. Модель Н. Роупер, В. Логан, А. Тайэрни

Модель, предложенная Н. Роупер в 1976 г., дополнен­ная в 80-е годы В. Логан и А. Тайэрни. Авторы данной модели считают, что медицинская сестра должна сосредоточить свое внимание на наблюдаемых сторонах поведе­ния человека; оценка сестринской деятельности основывается на видимых, измеряемых и поддающихся оценке результатов.

Авторы модели установили 12 видов повседневной жиз­недеятельности, которые являются потребностями чело­века. Часть из них имеет биологическую основу, другие — культурную и социальную. Степень удовлетворения по­требностей человека зависит от возраста, его социального статуса и культурного уровня.

Проявление повседневной жизнедеятельности.

1. Поддержание безопасной окружающей среды.

2. Общение.

3. Дыхание.

4. Потребление пищи и жидкости,

5. Выведение продуктов жизнедеятельности.

6. Поддержание личной гигиены и опрятности в одежде.

7. Регулирование температуры тела,

8. Двигательная активность,

Работа, досуг и развлечение»

10.Сексуальность.

11.Сон,

12.Умирание.

Модель Д. Джонсон

Д. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей.

Этот результат зависит от того, как пациент восприни­мает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения.

Д. Джонсон различает два основных типа поведения человека:

· установка, создаваемая действиями и объектами не­посредственно вокруг человека;

· и установка, создаваемая прошлыми привычками.

Адаптационная модель сестринского дела К. Рой

Модель К. Рой, созданная в 1976 году, использует дос­тижения в области физиологии и социологии. К. Рой по­лагает, что как для физиологических, так и для психоло­гических систем существует состояние относительного рав­новесия, которого стремится достичь человек, то есть ка­кой-то диапазон состояний, в котором люди могут адек­ватно справляться со своими переживаниями. Для каждо­го человека этот диапазон уникален.

Согласно этой модели, есть определенный уровень адап­тации и все раздражители, попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределами.

К. Рой называет факторы, влияющие на уровень адап­тации, раздражителями. Они бывают трех типов: в очаговые — находятся в окружении человека;

• ситуационные — возникают при оказании сестрин­ской помощи рядом с очаговыми и оказывают на них влияние;

• остаточные - результат прошлых переживаний, ве­рований, взаимоотношений. При сочетании с очаго­выми и ситуационными они влияют на уровень адап­тации. Предлагается четыре способа адаптации, из­меняющих поведение:

• физиологический;

• «Я-концепция»;
я роль-функция;

• взаимозависимость.

Физиологический способ адаптации — это реакция че­ловека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород. Способность справляться с непривычными, физиологическими раздражителями зави­сит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека.

-концепция — это желание человека понять самого себя: как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ адаптации помогает человеку справиться с изменениями его психологических и телесных «Я». Этот способ адаптации эффективен при подготовке пациента к операции, особенно при операциях, изменяющих его тело,
ампутация конечностей, мастоэктомия, наложение стомы. Роль-функция предполагает изменение роли пациента в семье на работе в зависимости от тех или иных обстоя­тельств.

Активный, деятельный человек, занимающий опреде­ленное положение в обществе, оказывается в лечебном уч­реждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента.

Взаимозависимость — это стремление человека достичь состояния относительного баланса в различных взаимоот­ношениях. Сестринскому персоналу следует учитывать ог­раниченность возможностей адаптации в ситуациях, ког­да пациент, оказавшись полностью зависимым от персона­ла, испытывает чувство давления, презрения, одиночества, фамильярности.

Модель Д. Орем

Модель, предложенная Д. Орен в 1971 году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на прин­ципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собствен­ного здоровья.

Модель В. Хендерсон

Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физио­логические потребности, а затем — на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетво­рены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой моде­ли — участие самого пациента в планировании и осуществ­лении ухода.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повсед­невной жизни. Здоровый человек не испытывает трудно­стей при удовлетворении этих потребностей, в то же вре­мя, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.

В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход дол­жен быть направлен на скорейшее восстановление незави­симости человека.

Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать, отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать оде­
жду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде,

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опаснос­ти для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12.Заниматься любимой работой.

13.Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14.Удовлетворять свою любознательность, помогающую
нормально развиваться.

Модель М. Аллен

Представляемая модель встречается в литературе под несколькими названиями — модель Макгила, которую впер­вые внедрили в университете Макгила в Монреале и в настоящее время считается основной теоретической моде­лью, так же эту модель называют моделью М. Аллен — по имени автора. Она появилась в начале 70-х годов, когда включается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости, получила признание концепция первичной медико-сани­тарной помощи.

Типы медсестер по И. Харди

1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.

2. Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению опреде­ленного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и боль­ным.

3. Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонная к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть гру­бость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.

4. Тин сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отли­чает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной лич­ностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива"... При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.

5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них - ес­тественное условие существования. Забота о больных - жизненное призва­ние.

6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, кото­рые, благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности, получают специальное назначение. Такие сестры работают в лаборато­риях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.

Ятрогения (син. ятрогенные заболевания: греч. iatros - врач и гено...) - патологическое состояние, обусловленное неострожными высказываниями или поступками врача (или других медицинских работников), которые создают у человека представление о наличии у него какого-то заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Проявляется главным образом невротической и депрессивной симптоматикой.

Субординация — это система подчинения в том или ином коллективе, построенная по принципу иерархии. В медицинском коллективе на всех уровнях его организации принцип субординации должен соблюдаться безукоризненно.

Представители младших звеньев подчиняются своим непосредственным начальникам и тем, кто стоит над ними, т. е. это означает, что санитар должен выполнять указания медсестер, в том числе старшей медсестры, и врачей, в том числе заведующего отделением. Медсестры подчиняются старшей медсестре и врачам.

Медсестра обязана выполнять все действия, на которые указывают старшие по статусу, однако только в том случае, если эти действия входят в рамки ее профессиональных обязанностей. Несоблюдение субординации может стать причиной недопонимания, разобщения в лечебной работе и различного рода взысканий.

Понятие и функции общения

Общение — это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невер­бальной) информации.

Общение в сестринском деле — это процесс, порождае­мый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к измене­ниям в жизни в связи с изменениями состояния здоро­вья.

Функции общения

Различают следующие функции об­щения:

1. Контактная— установление состояния взаимной го­товности к общению.

2. Информационная — обмен информацией, сообщени­ями.

3. Побудительная — стимуляция активности партнера.

4. Координационная— взаимное ориентирование и со­гласование совместной деятельности.

5. Понимания- адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.

6. Эмотивная — обмен эмоциями между партнерами.

7. Установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и про­изводственных отношениях.

8. Оказание влияния — изменение поведения, состоя­ния, знаний, представлений партнера.

Уровни общения

Психология чаще всего выделяет три уровня общения.

Внутриличностное - когда слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.

Межличностное — общение между людьми происходит с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу и принятие информации: общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуни­кация может принимать характер информирования, спра­шивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен ин­формацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в процессе обследования па­циента), усвоению учебного материала в процессе обуче­ния и т.д. Такое обучение может закончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.

Общественное — общение одного человека с аудитори­ей. Общение на этом уровне требует соблюдения опреде­ленных правил, традиций, принятых норм.

Общение как функциональная элементарная единица, из которых складывается вся система общения личности в определенный период жизни: «вопрос-ответ», рукопожа­тие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ, то есть оно включает речевую и неречевую деятель­ность как говорящего, так и слушающего.

Средства общения

К вербальным средствам общения относится речь, кото­рая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Медицинская сестра должна уметь разбираться в мане­ре говорить и оценивать ее. Манера говорить может отра­жать индивидуальные особенности пациента, его темпера­мент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра долж­на знать, что манера говорить может зависеть от патоло­гии сознания, мышления, речесоматических и психонев­рологических заболеваний. Например, при одышке паци­ент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопро­сы (неадекватная реакция пациента).

Различают речь быструю, медленную, запинающуюся, эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнят­ную, с обеднением словарного запаса.

В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.

Речь человека раскрывает направленность личности — ее интересы, потребности, убеждения, и относится к явле­ниям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человека. «Слово лечит — слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него — на деятельность внут­ренних органов.

Чтобы пользоваться словом — надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.

Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъясне­ние, убеждение и т.д.

Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пы­тается исправить ошибочное суждение пациента, порожден­ное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себя, веру в выздоровление.

Исследования показывают, что в ежедневном акте ком­муникации человека слова составляют 7%, звуки и инто­нации — 38%, неречевое взаимодействие 53%.

К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуника­ции. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим.

Таким образом, передаются настроение, характер и от­ношение: «Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».

Зрительный контакт, выражение лица, поза и положе­ние в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.

Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно по­мнить одно правило: что-то всегда происходит. Невербаль­ные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.

Мимика — движения мышц лица. Жестика — мотори­ка всего тела, которая проявляется в изменениях поз, по­ходки, осанки, своеобразных движений рук, а также дру­гих невербальных средств общения, таких, как прикосно­вения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглажива­ния, отталкивания и др.

Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70% информации о том, что переживает человек. Жесты позволяют лучше разбираться в людях.

Выражение лица отражает психическое состояние че­ловека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатич­ное, растерянное, и др. В норме выражение лица без осо­бенностей, уравновешенное.

Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голо­са, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.

Основные стили общения

Чтобы видеть «детали» коммуникативного процесса, научиться по целостному впечатлению от ситуации обще­ния получать недостающую информацию, связать компо­ненты общения в определенный стиль общения и предста­вить, как тот или иной стиль влияет на отношения между людьми, на их здоровье, необходимо уметь диагностиро­вать (распознавать) стили общения;

• конвенциальный (деловой);

• примитивный;

• манипулятивный;

• актуализированный.

Конвенциалъный (деловой) стиль предполагает доволь­но большую дистанцию между людьми. Выражения эмо­ций при этом ограничены. Участники общаются как носи­тели определенных служебных функций.

Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отноше­ний. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситу­ации и подчиненности. Правилами взаимодействия стано­вятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются «на публику».

Манипулятивный стиль. Это вид деструктивного пове­дения в общении, который оказывает пагубное влияние наздоровье Человека. Человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость.

Актуализированный стиль демонстрирует мотивирован­ные, прочувствованные доводы поведения. Человек при­нимает решения спокойно, без обид, высказывания дела­ются в доброжелательной форме, такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца». Это вид конст­руктивного поведения человека.

Наши рекомендации